Для самых маленьких детей эта сказка хорошо подойдет в качестве одной из первых — довольно простой сюжет, а действия героев довольно понятны. С репой связано немало фольклорных мотивов, например, загадок и поговорок, ведь она когда-то была одним из основных продуктов крестьянского рациона. Известно, например, выражение «проще пареной репы».
Однако сказка проста лишь на первый взгляд — в ней скрыто немало очень важных и ценных идей. По мере взросления их можно обсудить с ребенком, а может быть, малыш и самостоятельно для себя их откроет.
Вместе — лучше!
Во-первых, в «Репке» наглядно показано, как усилия и деда, и бабки не могут принести результата — отчаявшись, они зовут на помощь и внучку, и Жучку, и кошку, но так и не могут вытащить огромный корнеплод. Но вместо того, чтобы отчаиваться и расстраиваться, они принимают верное решение — позвать еще и мышку. И усилия самого маленького животного оказываются тем самым недостающим звеном в цепи — репка благополучно извлекается из земли!
Но здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый — как дед (глава семьи), так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим), и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем.
Во-вторых, вернее, уже в-третьих, интересно, что все герои не только действуют сообща, но и с готовностью приходят на помощь. Объединенная и сплоченная семья — еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Если представить, что бабка или внучка, занятые своими делами, или просто не желающие помочь деду, отказались бы прийти на зов, семья могла бы остаться голодной. В этом и заключается еще один смысл — на благо семьи с удовольствием работает каждый из членов, включая самых маленьких.
Мышка за кошку, кошка за Жучку.
«Как кошка с собакой» — довольно распространенное выражение, которое используют, например, чтобы описать все время ссорящихся супругов. И кошки с мышами известны своей взаимной, мягко говоря, неприязнью — этому посвящено множество как сказок, так и современных мультфильмов, стоит вспомнить одного только «Тома и Джери». Однако в простой и мудрой сказке нет ни тени вражды — ни между Жучкой и кошкой, ни между кошкой и мышкой — ведь их общие усилия объединяет не только готовность помочь деду, но позаботиться о своей семье. По мнению специалистов, детям раннего возраста довольно часто представляется, что вся эта дружная команда — одна семья. Да и в настоящее время кошки и собаки, живущие в квартире или доме, очень часто являются настоящими членами семьи.
Читать еще: Пьеса ибсена привидение. Привидения
Нередко дети повзрослее задают вопросы типа: «а где же мама и папа внучки?». Отвечая на этот вопрос, у родителей есть прекрасная возможность дать своему ребенку представление о том, кто такие крестьяне, где, как и когда они жили, пробудив таким образом, тягу к изучению отечественной истории. Это может оказаться очень полезным некоторое время спустя, когда ребенок пойдет в школу.
В чем смысл сказки «Репка»?
Предыстория
Явный смысл сказки о репке
Почему «бабка за дедку дедка за репку» и т.д?
Почему внучка, а не сын или дочь?
Почему Жучка и кошка?
Что символизирует репка?
Кто такая мышка?
Поделиться ссылкой:
Навигация по записям
8 Comments
Смысл сказки Репка Многие догадываются, что в сказках в виде простых истин заложен глубокий смысл.
Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть.
Это что шутка что-ли? При чём тут Иисус и Царствие Божее? В этой сказке просто описывается принцип работы рычажных весов. На одном конце весов предмет взвешивания (Репка) на другом конце гирьки. Сначала ставят большую гирьку, если она не «вытягивает» предмет, ставят ещё одну, поменьше. Потом ещё и ещё пока не вытянут. На рынках раньше были стандартные наборы гирь 5кг, 2кг, 1кг, 500г, 200г, 100г. Репка тоже выбрана не просто так. Такие вещи как веник, подкова или колесо продавались поштучно, сыпучие или жидкие товары (зерно, мука, молоко) мерами объёма (мешками или вёдрами), а такие товары как репа (очень распространена до появления картофеля) всегда взвешивается. Ребёнку в этой сказке объясняли как взвешивать продукты и как следить чтобы на рынке не обвесили. Прежде чем писать ерунду про библейские мотивы спросите у своих бабушек или у деревенских жителей как они 30-40 лет назад на рынок ходили. Там всё прагматично, без этой Вашей духовности…
Михаил, спасибо за комментарий. Изучая предмет русской сказки, не могу сказать что в своей основе сказка имеет сухой материализм.
Сказка рождена из мифа, басен и былин. Многие метафоры, заложенные в сказке – были утрачены в связи с изменением какого-нибудь элемента народного быта или религии. Но всякий раз народ переосмысливал сказки, добавлял новые эпитеты и выражения, внося новое понимание. С принятием христианства старые формы сказки обрели новый метафоричный смысл. Если сказка не отражала бы народное понимание жизни – она (сказка) бы умерла. Про это можно прочитать и у Афанасьева, и у Проппа.
За трансформацией русской сказки можно проследить на фоне 19 и 20 веков. Если в 19 веке сказка обрела литературную форму, в то 20 веке сказка подверглась советскому переосмыслению.
Читать еще: Великая скорбь. Скорбь и слезы в иных мирах
Сказка, прежде всего, запечатлевает духовную сторону народной жизни. Недаром сказка вышла корнями из языческого мифа. Какое значение народ придавал духовной пище? Огромное. Можно вспомнить Поучение Владимира Мономаха или Домострой. В этих произведениях, прежде всего, даны духовные наставления. Поэтому материалистическая трактовка сказки не может найти понимание ввиду своей ненужности.
В настоящей статье я не пытался найти прямое соответствие сказки элементам народной жизни. В первую очередь, это попытка переосмысления сказки с позиции духовно–нравственных ценностей, попытка найти полезное зерно для воспитания ребенка.
О библейских мотивах в сказке и в статье речь не идет. В статье раскрыты христианские добродетели, которые заложены в сказке – вольно или невольно.
Все что вы здесь написали бред, полнейший…
Если не затруднит, напишите ваше понимание или ссылку.
Согласна. Друг за дружку они достигли цели. Вытягивая ближнего, вытянули главную цель. Надеюсь, цель была не мелкой, а крупной, раз она их объединила. Цель есть, а достижение требует усилий и взаимопомощи. Добрые дела, наверное, имеют одну цель — любовь.
Каждое последующее поколение несёт знания и мудрость предыдущих поколений и приумножает их (разумею знания и мудрость). Образ Мышки символизирует именно это.
В «Курочке Рябе», кстати, тот же смысл.
«Кто был первым, станет последним».
Конспект занятия «О чем сказка «Репка»?
Ольга Анатольевна Васильева
Конспект занятия «О чем сказка «Репка»?
Цель: развитие речи детей 2-3 лет.
— учить детей отвечать на вопросы воспитателя;
— закрепить знания об овощах;
— формировать социально-коммуникативные навыки;
— учить детей рисовать репку;
— развивать внимание детей;
— развивать основные движения;
— развивать интерес к художественной литературе;
— воспитывать аккуратность при работе с красками;
— воспитывать интерес к окружающему миру.
Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов:
— чтение сказки «Репка»;
— рассматривание иллюстраций к сказке;
— беседы с детьми о героях сказки;
— наблюдение за процессом ухода за комнатными растениями.
Интегрирование образовательных областей:
Материалы для занятия:
— листы формата А5 по количеству детей;
— гуашь желтого и зеленого цветов;
— мольберт с листом А3 для показа рисования;
— стаканчики для воды, кисточки, салфетки;
— диафильм «Репка»;
— зонтик для подвижной игры.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить сказку «Репка». Кто посадил репку?
В: Правильно, дед посадил репку. Репка выросла какая?
В: Чтобы репка у него выросла большая-пребольшая, как нужно ухаживать за ней? Вспомните, как мы ухаживали за цветами в нашей группе? Что мы делали?
О: Поливали их водой. Ставили на подоконник, поближе к солнышку.
Читать еще: Октавная губная гармошка. Тремоло губная гармоника
В: Значит, чтобы репка росла, нужны и вода, и солнышко. Молодцы! Ребята, а я знаю игру: «Солнышко и дождик». Давайте поиграем в нее.
Подвижная игра: «Солнышко и дождик» .
Дети ходят по залу по команде: «Солнышко светит». При словах: «Дождь пошел!» все прячутся под зонтик, который открывает воспитатель. Игра повторяется 2 раза под музыку.
В: Молодцы! Никого дождик не намочил! Ребята, на прошлом занятии мы с вами читали сказку «Репка», а теперь я предлагаю вам ее посмотреть. Садитесь на стульчики, смотрите на экран.
(Смотрят диафильм Репка»).
В: Ребята, а как вы думаете – почему дед один не смог вытянуть репку?
О: Потому что она большая, тяжелая.
В: И что тогда он сделал?
О: Позвал всех на помощь.
В: Значит, чтобы справиться с заданием, которое у вас не получается, нужно что сделать?
О: Позвать на помощь.
В: Молодцы! Нужно позвать на помощь друзей. А чтобы быть сильными и ловкими, нужно заниматься физкультурой. Например, делать вот такие упражнения:
Мы играем на гармошке (сводят и разводят руки в стороны,
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.
Наши ручки хлоп-хлоп,
Наши ножки топ-топ.
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем (трясут ладошками).физкультминутка
В: Все вместе – дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытащили репку и теперь не останутся голодными зимой. А вы знаете, что можно приготовить из репки? Можно и кашу приготовить, и щи сварить. Ребята, чтобы сварить щи, нужно много овощей. Посмотрите, какие овощи я приготовила для вас в корзинке.
(Воспитатель берет корзинку с овощами, достает и показывает детям. Дети называют овощи.)
О: Капуста, картошка, морковка, лук.
В: Вот как много нужно овощей. А раньше к этим овощам добавляли еще и репку. Ребята, а у нас с вами есть интересная игра про капусту. Давайте мы поиграем в нее!
Пальчиковая игра «Капуста»:
Мы капусту рубим, рубим (делают рубящие движения ладонями).
Мы капусту режем, режем (двигают вперед-назад ладонями).
Мы капусту солим, солим (поднимают руки и пальчиками изображают соление).
Мы капусту жмем, жмем (сжимают кулачки).
Мы морковку трем, трем (трут ладошки друг об друга).
В: Теперь наши пальчики сделали зарядку и я предлагаю вам нарисовать репку. Посмотрите, как можно нарисовать репку.
(Показывает на мольберте, как изобразить репку).
В: А теперь вы нарисуйте репку.
(Дети рисуют, воспитатель помогает).
В: Какой у нас богатый урожай репок вырос! Молодцы, ребята! Давайте отнесем рисунки в уголок рисования и повесим на стенд.
Фотоотчет о работе кружка «Чудо-лепка» уважаемые коллеги хочу поделиться с вами опытом работы куружка во 2 младшей группе. Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного.
Игра — экспериментирование в старшей группе «Подводное Царство» ЦЕЛЬ: приобщение детей старшей группы к миру природы. ЗАДАЧИ: 1. Образовательная: — познакомить детей с морскими обитателями; — вызвать.
Источники:
http://www.kakprosto.ru/kak-823276-chemu-uchit-skazka-repka
http://multigood.ru/istorija-russkoj-literatury/osmyslenie/v-chem-smysl-skazki-repka/
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-o-chem-skazka-repka.html