Духовная культура калмыцкого народа всегда подпитывалась этическими нормами, национальными (монголо-ойратскими) традициями, образовывавшимися в результате многовекового исторического развития.
Со временем, в процессе укрепления политических, культурных и экономических связей с русскими и другими народами РФ, в культуре калмыков стали проявляться новые очертания. Это веяния дополнили и преобразовали унаследованные традиции и обычаи народов Калмыкии, создав тем самым основу самобытной культуры региона, сложившейся в условиях новой истории.
История народа
Калмыки — потомки ойрат-монголов, единственный народ в европейской части РФ, говорящий на одном из монгольских языков. В конце 16 века перебрались из Центральной Азии в низовья Волги по причине внутренних разногласий с другими обитателями Джунгарии. В процессе заселения новой территории было образовано Калмыцкое ханство. Впоследствии оно было упразднено российскими государями.
В период существования в составе СССР калмыкам пришлось пережить череду тяжелых несчастий. Гражданская война, голод, Великая Отечественная Война, депортация в Сибирь и Среднюю Азию – все эти события привели к массовому сокращению численности населения. Реабилитировать калмыцкий народ удалось лишь в 1957 году. Сейчас их государство входит в состав России как Республика Калмыкия.
Численность населения
Сегодня в Калмыкии проживает свыше 278 тысяч жителей. По национальному составу 57,4% населения – калмыки, 30,2% — русские, 7,6% — даргинцы, 1,7% — казахи, 1,3% — турки, 1,2% — чеченцы. Численность горожан составляет 45% всех жителей региона.
По результатам масштабной переписи в 2010 году на территории республики проживало более 289 тысяч жителей. Таким образом, численность населения сократилась примерно на 11 тысяч граждан, что объясняется внутренней миграцией. Однако в последние годы данный отток заметно снизился. Республика перестает быть депрессивным регионом.
Древние традиции
Уклад общественной жизни калмыков формировался веками. У местных жителей существовали свои нравы и правила культурного поведения – народная этика. К примеру:
- Если молодой человек позволял себе грубость по отношению к старшему по возрасту, то считалось, что он нагрубил собственным родителям.
- Поведение, когда посторонний вмешивался или подслушивал чужой разговор, считалось неприличным.
- Позорным считалось и то, когда кто-то поднимал шум либо скандалил на территории людей, с которыми произошло горе или несчастье.
- Прохожий, который игнорировал приветствия и делал вид, будто не замечает своего знакомого, подвергался осуждению.
- Крайне неприличным считалось и то, когда гость опрокидывал чашку вверх дном после чаепития. Его считали неблагодарным и больше никогда не приглашали в свой дом. Такое же отношение было и к людям, которые переночевав, уходили, не попрощавшись с хозяевами, да еще и хлопали дверью.
- Когда в дом входил пожилой человек, молодые должны были поддержать его и помочь открыть дверь.
Традиционные обычаи и обряды
У калмыцких народов было много традиционных обычаев и обрядов. Некоторые из них совсем не изменились и дошли до наших дней, а другие со временем устарели, забылись и вовсе исчезли. Большинство обычаев и традиций калмыцкого народа были заимствованы с древних веков, в них прослеживалось стремление украсить свое жилище, нравственно-эстетические идеалы, старинные народные приметы и суеверия.
К примеру, было заведено следующее:
- утром хозяюшки открывали дымоходы слева направо;
- калмык, уходя по рабочим и прочим делам, обходил домашний очаг слева направо;
- при встрече с посторонним проходили по левую сторону от него;
- у места назначения останавливались с левой стороны.
То есть все действия традиционно осуществлялись по направлению движения жизненного источника – солнца – слева направо.
Большинство обычаев имели религиозный характер. Для калмыков, не владеющих грамотой, служители религиозного культа приравнивались к святым. Им доверяли и относились к ним с большим уважением. Жрецы и религиозные учителя были грамотными. Лучших посылали в Тибет и Монголию для изучения буддизма. Проучившись в тех краях, они возвращались на родину глубоко уважаемыми людьми, имеющими духовное звание.
Верующие регулярно молились богам, 4-5 раз в год посещали монастырь, совершали подношения: одни жертвовали скот, другие — деньги. И в любых случаях обращались за советом к священнослужителям.
Очищение огнем
Огонь для калмыцкого народа – великое божество, поэтому с ним связано много традиций, обрядов и суеверий. Нельзя переступать через огонь, плевать в него либо тушить водой. Разрешается засыпать землей или песком.
В древние времена, когда потомки монгольских ойратов вели кочевой образ жизни, прежде чем поставить кибитку на новое место, люди обрабатывали его огнем. Подобный обряд очищения жив и сегодня. По калмыцким традициям, заезжая в новую квартиру, хозяева проносят по комнатам небольшую чашу с огнем.
Чайная церемония
Если калмыку посчастливилось попасть в гости на утренний чай, это считалось хорошей приметой. Хозяева дома обязательно приглашают вошедшего присоединиться к утреннему чаепитию. Местные жители никогда не отказываются от подобных приглашений.
Предложить гостю несвежий чай считалось сверх неприличия, несмотря на всю стесненность обстоятельств. Поэтому чай готовили в присутствии приглашенного. Если в процессе приготовления и подношения напитка хозяйка допускала ошибку, к примеру, кипятила воду без заварки, то гость принимал это на свой счет, как неуважение.
Читать еще: Сакральные танцы гурджиева. Гурджиевские движения
Ритуализованная форма чаепития – это лишь один из многочисленных обрядов калмыцкого народа. Однако он отражает сущность национального характера, религиозную приверженность калмыков и их преданность традициям предков.
Современные традиции
Сегодняшняя молодежь с гордостью называет себя ойратами, изучает калмыцкий язык и культуру. Яркий тому пример – народный ансамбль песни и танца «Тюльпан» в Элисте.
Современная республика держится на двух столпах – буддизме и шахматах. На территории всей Калмыкии находятся хурулы, святыни, развиваются центры восточной и тибетской медицины. Главное светское занятие — шахматная игра. Ей учатся в школах, а играют на улицах и в скверах. Бывший глава республики К. Илюмжинов основал в Элисте Сити-Чесс – шахматный городок со своим музеем и зданием для проведения игр и соревнований.
Сегодня в Элисте ведутся работы по созданию организационных, правовых и экономических условий для функционирования культурных учреждений, развития традиционного творчества, сохранения самобытной культуры народностей, проживающих в пределах республики.
Обычаи и праздники калмыков
Один из главных праздников в калмыцкой культуре — Зул (Новый год). Ему более шестисот лет. Отмечают праздник в 25-й день месяца Коровы по калмыцкому календарю. В Новый год не принято пить спиртное, вместо него гостям подают джомбу (национальный молочный чай), борцоки и другие сладости. Зул переводится как «лампада». В этот день огни зажигаются повсюду – в домах, хурулах, на улицах. Существует поверье: если пламя будет сильным, то солнцу зарядится большей энергией, а, значит и греть оно будет лучше.
С приходом весны в Калмыкии отмечают Цаган сар (праздник Белого месяца). Жители городов и селений поздравляют друг друга с окончанием холодного и голодного времени. Местные считают, что с наступлением весны в мире просыпается новая жизнь, на пороге которой нет препятствий для добродетели. Накануне праздника женщины пекут борцоки, делают подношение на алтарь, зажигают лампаду и перебирают четки. Обязанность детей в этот день – посетить родительский дом.
Урюс – главный летний праздник. Его отмечают в первое полнолуние июня. В этот день принято задабривать богов обильными подношениями, чтобы они даровали сочную и богатую траву на пастбищах. Если скот будет накормлен, то в кратчайшие сроки принесет потомство, а значит скотоводы будут жить в достатке. В ходе обряда хозяин опрыскивает головы овец, коров и прочих домашних животных молоком и кумысом.
Праздник тюльпанов является самым молодым. Отмечают его обычно во второй половине апреля, когда на калмыцких степях распускаются тюльпаны – одни из главных достопримечательностей региона. В этот день проходят народные гуляния, выступают танцевальные коллективы, съезжаются туристы, чтобы своими глазами увидеть это уникальное зрелище.
Заключение
Калмыки – удивительный народ с богатым культурным и духовным наследием. Эти люди отличаются простотой, мудростью и высокими нравственными ценностями. Культура и традиции Калмыкии – это яркие праздники, народные гуляния и удивительные истории.
Калмыцкие традиции и обычаи: культура степного народа
Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении «Памятник» не зря назвал представителя народа калмыков «другом степей», ведь они являются кочевым народом, пришедшим из Центральной Азии, а предками калмыков считаются западные монголы. Поэтому калмыцкие традиции очень своеобразны. Они вобрали в себя духовную основу буддизма с его философским и глубоким отношением к бытию, что также наложило свой отпечаток на традиции народов Калмыкии.
Калмыцкие традиции: история возникновения
Калмыки – потомки западномонгольских ойратов. Привело их в низовья Волги то обстоятельство, что возникли у них споры и разногласия непреодолимые с другими племенами Джунгарского ханства, и в 17 веке этот степной народ перемещается на свою нынешнюю территорию. Эти великолепные наездники и прекрасные воины сначала организовывают собственное ханство, но затем входят в состав Российской империи.
Уже в начале 18 века появляется эпос «Джангар» о событиях битвы ойратских племенн с монгольским ханом, который во-многом определил культурное направление развитие калмыков. Да и «Сказание о Гесере» тоже стоит в ряду памятников культуры и традиций Калмыкии.
Сами же эти традиции появились под общемонгольским и ойратским влиянием, а затем еще обогащались другими народами России, с которыми «друзья степей» живут бок о бок вот уже четыре века. Была в истории калмыцкого народа и очень трагическая страница в советское время, когда народ этот был насильственно депортирован из мест своего проживания.
А вы представляете, что значит для наездника лишиться родной степи? Вот калмыки и потеряли почти половину своей численности. Лишь в 60-е годы прошлого века к ним вернулась автономия. Сегодня же калмыки проживают на территории автономной республики, и их численность составляет порядка 200 000 человек.
Традиции калмыцкого народа: основные праздники
Калмыки сохранили свою неординарную самобытность и народные традиции, которые прекрасно дошли до наших дней, несмотря на все трудности прошлого века. Начнем с того, что на гербе и флаге Калмыкии изображен лотос, и это единственный такой случай во всем мире.
Таким образом, калмыки выражают верность буддизму, а мистическое растение – индийский лотос как раз и произрастает на этих берегах Волги, и место это – чуть ли не единственное во всей Европе. Этим фактом калмыки страшно гордятся, считая, что место их проживания – особенное.
Немудрено, что одним из главных праздников в Калмыкии является Зул, в прямом переводе это значит «Лампада». Речь идет о неугасимой лампаде жизни, и посвящен этот праздник рождению Вселенной.
Читать еще: Кому на руси жить хорошо сколько человек. Н.А
Сейчас он является своеобразным «счетчиком» или национальным днем рождения, ведь прошел Зул, и каждый калмык стал на год старше. Происходит это торжество в месяц Коровы на 25-й его день, когда в Калмыкии очень много красок, огня, ведь Вселенная родилась не из пены, как у греков Афродита, а из самого что ни на есть мощного взрыва.
Так что или по-другому отмечается здесь 22 декабря в день зимнего солнцестояния. Это какая-то феерия огней, ведь чем больше их будет, тем больше энергии придет солнцу, и тем больше светило будет отдавать своих жаркиех лучей калмыкам. Такие огни зажигаются всюду – в храмах и домах, на улицах и в степи, и это просто потрясающе красиво и очень и очень празднично.
В начале марта в Калмыкии отмечается наступление весны или белый месяц Цаган Сар. Раньше в это время люди окружали тесным кольцом храмы и ждали зарю. Вот так очень романтично калмыки приветствовали возрождение природной жизни после зимней спячки.
В полнолуние июня наступает черед еще одного обряда из калмыцких традиций и обычаев. На скот брызгают молоком и кумысом, приносят подношения в храмах, чтобы изобилие пришло в дома.
Еще же одним самым молодым праздником калмыков является фестиваль тюльпанов, который приходится на апрель и появился лишь в середине 90-х годов прошлого века. Тюльпаны в Калмыкии цветут обычно в эту вторую неделю апреля. И это просто потрясающе красиво! Если же к этому добавить еще и выступления национальных фольклорных коллективов, то получается очень впечатляющее зрелище.
Калмыцкая свадьба
Традиции калмыцкой свадьбы идут тоже из древних времен, когда даже сватовство проходило аж в три этапа. Сначала все участники торжества должны были познакомиться в семейном кругу в доме невесты.
Потом проходил сам процесс сватовства, где обсуждались нюансы церемонии, подарков, как будет выглядеть старинный свадебный «кортеж», и уж на третьем этапе договаривались о дне церемонии. Сейчас, конечно, попроще, и вообще дни сватовства и церемонии определяет буддийский монах.
Но дальше начинается самое интересное! Например, невесте отрезают ногти и прядку волос. Это символизирует запрет на то, чтобы она унесла с собой счастье своей семьи. Жених в это время в поте лица собирает «компоненты» своего свадебного поезда, в котором должно быть 9 или 11 мужчин, но обязательно неженатых.
Так что калмыки наперегонки женятся. Где же найти столько неженатых джигитов среди друзей, если затянешь с этим важным делом?
Но это шутка, конечно, а вот то, что перед торжеством проводится омывание рук, рта, моление перед бурханом – это часть очень серьезной церемонии, и тут совсем не до шуток, ведь свадьба по калмыцким традициям – это настоящее таинство, открывающее путь в новую, неизведанную жизнь.
Само празднование идет недолго. Оно тут не главное, ведь к обеду невеста надевает платок, совершает молитву, пьет молоко и уходит из отчего дома в дом жениха. Так что такая красивая калмыцкая свадьба может быть и не так зрелищна, как это бывает на церемониях других народов, но наполнена огромным духовным содержанием и смыслом.
Калмыцкие народные обычаи. Почитание старших.
Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписаный кодекс вежливости и культурного поведения людей – т.е. народная этика.
Народ без традиций, что дерево без корней, он теряет свою особенность. Калмыки – народ, имеющий богатое духовное и культурное наследие, которое бережно передаётся новому поколению, т.е. нам.
Наша задача – не потерять ни единой капли драгоценного этнокультурного наследия наших предков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Городовиковская многопрофильная гимназия им. Б. Б. Городовикова
Калмыцкие народные обычаи.
Намруева Алтана Анатольевна
Учитель: Марминова Г. Г. учитель калмыцкого языка и литературы
Сколько свежести в народном слове, Вещей мудрости, что вечно внове. С завистью учусь ему, дивясь Простоте, не знающей прикрас…
Д. Кугультинов. « Сколько свежести в народном слове…»
Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписаный кодекс вежливости и культурного поведения людей – т.е. народная этика.
Например, когда двое разговаривают, а со стороны вмешивается третий или подслушивает их разговор — это было очень неприлично. Неприличным считалось вообще всякое любопытство: подглядывание, подслушивание. Особое отношение у калмыков было к людям старшего возраста. Я свою работу посвящаю этой стороне народного менталитета. Если молодой человек нагрубит старшему, это считалось равносильным тому, что он нагрубил своим родителям.
В калмыцких семьях дети воспитывались в духе уважения и беспрекословного подчинения родителям и другим старшим людям. Калмыки говорят: «Күн – ахта, девл – захта» (У людей бывает старший, а у шубы — воротник). Уважение старших — это не только обычай, но и непреложный закон, которого калмыки придерживались из поколения в поколение. Этот обычай дети впитывали с молоком матери, потому что весь уклад, все правила в доме были наглядно связаны с этим обычаем. Дети с малых лет видели, как родители относились к старикам: первую чашку чая, первый, при этом лучший, кусок горячего мяса, свежие борцоки подносились в первую очередь старикам. И, подрастая, дети знали, что к старшим надо относиться по — особому тепло и уважительно.
Читать еще: Как называют арабов. Происхождение арабов
Нельзя было пересекать дорогу старому человеку, входить раньше старшего в дом. Нарушение этих правил считалось грехом.
Народный поэт Калмыкии К.Э. Эрендженов писал: «Когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь. Раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился. Когда старший или гость собирался в путь, то молодые готовили его в путь и седлали коня». [1]
Калмыки считают, что тот, кто относится с уважением к старшим, тот дольше живет. Это объяснялось так: стариков греет уважительное отношение к ним, и в ответ на это они мысленно обращаются к богу и просят его о том, чтобы тот даровал долгие годы жизни доброму человеку. У калмыцкого народа есть много различных традиций и обычаев почитания старших.
— когда старший или гость собирался в путь, то молодые готовили его в дорогу и седлали ему коня;
— когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь;
— раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не имел права войти в кибитку, тем более, присесть;
— когда разговаривали старшие, младшие не вступали в разговоры; детей с малых лет приучали не встревать, не перебивать и не спорить со старшими. «Бийәсн медәтә күүнәс бичә үг булалд.» (Не перечь старшим по возрасту.)
— на свадьбах, праздниках, новосельях и в других торжественных случаях первыми йөрәли произносили более старшие по возрасту, а потом – остальные. В народе говорят: « И кнь — эклдг, бичкнь – давулдг». (Старший начинает, младший продолжает).
— сноха при свекре не должна была снимать головной убор и быть босиком;
— младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос;
— пожилым всегда уступали дорогу;
— -если молодой человек нагрубит старшему по возрасту, это считалось равносильным тому, что он нагрубил своим родителям.
Множество обычаев, связанных с почитанием людей старшего возраста, удивляют своим глубоким смыслом. Например, человека старше себя следует называть почтительно «Вы», об этом так говорится в пословице:
— «Та» гисн – таалсн әдл, «чи» гисн – чичсн әдл»( Назовёте «Вы» всё равно, что ласкать, назовёте «ты» всё равно, что ударить.)
— При встрече со старшими по возрасту,даже если они вам незнакомы, надо обязательно поприветствовать (мендлх). Когда при встрече человек приветствовал своего знакомого, а тот как будто не замечал и проходил мимо — это считалось зазнайством и осуждалось всеми.
— Обижать старых у калмыков считается одним из самых тяжких грехов. Считается, что старики подобны малым детям. «Көгшн күн күүкд мет». (Старый человек словно дитя.) — У нас говорят: «Көгшдиг бичә шоод, күүкд бичә шогл.» (Старых людей не ругай, над детьми не насмехайся.)
Родители учили своих детей учиться у старших, слушаться их. Это отражается в калмыцких пословицах:
- «Медхәр седхлә, медәтнриг соңс» (Если хочешь стать знающим, то слушай, о чём говорят пожилые.)
- «Өвгн күмнд өргмж кергтә, залу күмнд сурһмж кергтә.» (Старикам нужна поддержка, молодым нужны наставления.)
- «Үвлин киитн — хавртан, өвгдин керсү- күүкдтән.»(Зимний холод напоминает о себе весной, пронзительный ум старцев передается детям.)
- «Көгшн нохан хуцлт өрцәәтл сонсгдг, көгшн күүнә сурhмж цуг жирhлд керглгдг». (Лай старого пса слышен до утра, наставления старого человека остаются на всю жизнь.)
- — «Ахиг алд күндлдг, дүүг делм күндлдг». (Старшего надо уважать на целую сажень, младшего – на вершок).
Всеобщим уважением пользовалась у калмыков мать или другая женщина , заменившая детям родную мать. Её одаривали подарками, относились к неё так, чтобы сердце её всегда радовалось жизни.
Был ещё один хороший обычай у нашего народа — молодым водки не пить, особенно, в присутствии старших. На праздниках и свадьбах водку, вернее, самогонку (әрк) подавали только гостям пожилым, молодым её не давали. На своих молодёжных вечеринках парни и девушки обходились без крепких напитков, танцевали, пели и играли в различные интересные игры. Если кто-либо напивался допьяна, это было позором. Такого молодого человека долго осуждали, а он стыдился за свой проступок. У калмыков говорят: » Әрк савасн бишңкән эвддг». (Водка разрушает все, кроме собственной посуды). Эта поговорка не теряет своего поучительного значения и сейчас.
Народ без традиций, что дерево без корней, он теряет свою особенность. Калмыки – народ, имеющий богатое духовное и культурное наследие, которое бережно передаётся новому поколению, т.е. нам. Наша задача – не потерять ни единой капли драгоценного этнокультурного наследия наших предков.
- Котвич В. Л. Калмыцкие загадки и пословицы.- Элиста, 1972
- Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции.- Элиста, 2012г
- Хабунова Е.Э. Формулы традиционного этикета калмыков или как стать «йоста хальмг». – Элиста,2010.
- Челбанова Е. И. Традиции и обычаи калмыков. – Элиста, 2008
- Эрдниев У.Э. Калмыки: историко-этнографические очерки. – Элиста, 1985.
- Эрендженов К. Золотой родник. – Элиста, 1985
[1] 1 Эрендженов К. Золотой родник. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985.
Источники:
http://parusvlg.ru/tradicii-kalmykii/
http://world-of-adventures.ru/world-of-adventures/kalmytskie-traditsii-i-obychai-kultura-stepnogo-naroda/
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/11/08/kalmytskie-narodnye-obychai-pochitanie-starshih