Капричос франсиско. Капричос Гойи

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Жизненный путь Гойи не был простым. В молодости он не сразу добился признания, его работы, исполненные полета фантазии, резко контрастировали с сухим академизмом, почитаемым в то время. 20-летним юношей он путешествует в Рим, где знакомится с шедеврами итальянской живописи. После возвращения на родину в Сарагосу Гояй получает первые заказы на роспись капеллы архитектора Вентуры Родригеса, работу признают великолепной. С этого момента отношение к работам Гойи меняется, постепенно им даже начинают интересоваться при дворе.

В 1786 году Гойя назначен королевским художником при Карле III, в 1789 году — при Карле IV. Блестящая карьера художника пошатнулась во время Французской революции, поскольку он был выслан в Валенсию. Многих из его друзей-испанцев ждала худшая участь — они были арестованы. Здоровье Гойи в эти годы ухудшается, его мучает паралич, но Гойя не оставляет живопись, продолжает писать. Кроме того, художник практически теряет слух. В таком состоянии он начинает работу над циклом «Капричос».

Этот цикл представляет собой 80 офортов, посвященных современности. Первоначально художник планировал назвать серию «Снами», но после выбрал для нее более едкое название. «Капричос» в переводе на русский язык можно трактовать как «нечто, от чего волосы встают дыбом». Собственно, сатирические гравюры такими и являлись — колкими и беспощадными к порокам общества. Всего художник создал 240 экземпляров офортов и выставил их на продажу. За первые четыре дня было раскуплено 27 экземпляров, остальные — изъяты из продажи по королевскому распоряжению. Гойе пришлось приносить извинения лично Карлу IV.

Гойя попал под пристальное внимание служителей церкви, ему пытались приписать еретизм, однако, дальнозоркий художник дал благопристойные названия всем офортам, так что фактической причины вынести ему смертельный приговор не нашлось.

Офорты — темная страница творчества Гойи, полная депрессивных ощущений. Это и сарказм о жизни духовенства, и высмеивание дворянского лицемерия, и злобное подтрунивание над инквизицией.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Зачем Гойя создал знаменитые гравюры «Капричос».

В 1792 году Гойя страдал от менингита и практически оглох. Его зрительное восприятие усилилось и окружающий мир выглядел уже не таким как прежде.

Художник немного оправился от болезни и берется за работу. В эти годы он занимается переосмыслением своих беспечных рисунков про ведьм, колдунов и шабаш. Болезнь возвращается, случаются обмороки, головокружения и постоянные головные боли. Гойя становится подозрительным к окружающим. Он все чаще замечает грязь и пороки общества, которые его окружают. Людей видит совсем не такими, за кого они себя выдают.

Гойя верит в то, что людей можно исправить, если показать им самих себя со стороны. Рисунки приобретают новый смысл, становятся глубже и злее. Он высмеивает все стороны социальной жизни. Обличает известных людей в разнообразные образы, в ослов, в уродливых ведьм, сурков и дряхлых старух. Гойя понимает, что он тоже не идеален и изображает себя в образе неуклюжего любовника или коварного испанского щеголя.

Читать еще:  Сообщение о семье а п платонова. Персоналии

Так появляется альбом, с сюрреалистичными, ужасными и ни на что не похожими картинами. Художник называет альбом «Капричос» — причуды. Это двусмысленные приключения его соратников, среди пороков, полчища призраков и демонов. Причем все эти уродства отражают их внутренний мир. Женщины выходят замуж за старых богачей ради выгоды, проститутки соблазняют и обманывают. Всюду шныряют щеголи, лжецы, зазнавшиеся гордецы и блюдолизы.

«Лёгкость, с которой многие женщины соглашаются на брак, объясняется надеждой жить в нём более свободно, чем раньше». Комментарий художника к гравюре.

Девушка выходит замуж за богатого старика, для нее это свобода от бедности. Он же покупает себе в жены красивую игрушку, которой можно похвастаться перед друзьями. Любовь здесь просто иллюзия.

«Она прихорашивается — и очень кстати. Сегодня день её рождения. Ей исполняется семьдесят пять лет. К ней придут подружки». Комментарий художника к гравюре.

Старуха выряжается перед зеркалом, у неё сегодня день рождения. Она ждет подруг и хочет выглядеть красиво, как и любая женщина. Но как бы не старалась, зеркало напоминает ей об ушедшей красоте. Окружающие смеются над ее стараниями. Печальная история.

«Они так торопятся проглотить, что глотают кипящее. В удовольствиях тоже необходимы умеренность и воздержание.» Комментарий художника к гравюре.

Гойя на этой картине показывает жадность и чревоугодие. Монахи обжигаются, но продолжают есть горячий суп.

«Ай-ай-ай! Можно ли так дурно обходиться с честной женщиной, которая за кусок хлеба с маслом усердно и успешно служила всему свету!». Комментарий художника к гравюре.

На этой гравюре священный трибунал, зачитывает приговор проститутке. Чувствуется сарказм.

«Раз их уже ощипали, пусть убираются, другие придут на их место.» Комментарий художника к гравюре.

История о том, как проститутки обокрали своих клиентов. Обобрали до гола и выгоняют, потому что взять с них больше нечего. На их место придут новые, которые тоже обворуют.

«Он заказал свой портрет — и хорошо сделал. Те, кто с ним не знаком и не видал его, все узнают по портрету.» — Комментарий художника к гравюре.

Гойя высмеивает тщеславие и лесть. Один из них считает себя красавцем, а другой талантливым художником. Этих качеств нет у обоих, но это не мешает им льстить друг другу.

Художник долго думал какую картинку сделать заглавной в альбоме. В итоге выбрал рисунок, на котором изобразил себя. Он упал головой на стол и закрывается от чудовищ, которых сам и породил. Назвал гравюру «Сон разума рождает чудовищ» и добавил описание: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусств и всех их чудесных творений»

В 1799 окончательно измученный болезнью и почти глухой, Гойя заканчивает 80 гравюр. В книжной лавке на продажу он выставил 300 альбомов «Капричос». Но люди не вдохновились его откровениями и не почерпнули из них никакого урока. Они приходили в лавку, в недоумении разглядывали гравюры и уходили. Из 300 альбомов продали всего лишь 27. Народ не понял великое творение художника.

А вот священная инквизиция заинтересовалась Гойей. Чтобы избежать наказания, он подарил гравюры королю Карлосу IV для хранения в Королевском институте каллиграфии.

Читать еще:  Сравнение базарова и павла. Портрет Евгения Базарова

После смерти Франциско Гойи, гравюры стали доступны и популярны. Они оказали большое влияние на художников следующих поколений.

«Капричос» Франсиско Гойи

1. Определив, в каком порядке будут лежать листы, и пронумеровав офорты, Гойя стал придумывать для них названия. Если название получалось слишком «бледным», он прибавлял к нему коротенькое толкование. «Тантал» — такое название он дал рисунку, на котором любовник горюет над мертвой, исподтишка наблюдающей за ним возлюбленной, и высмеял в объяснении самого себя: «Будь он более учтив и менее назойлив, она, быть может, ожила».

2. В этом альбоме причудливых офортов художник изобразил буквально все, что приключается с женщинами города Мадрид. Они выходят замуж за уродливых богачей, они используют влюбленных простаков, они обирают всякого, кого только можно обобрать, а их самих обирают ростовщики. Офорт «Они говорят “да” и протягивают руку первому встречному» Гойя прокомментировал так: «Легкость, с которой многие женщины соглашаются на брак, объясняется надеждой жить в нем более свободно, чем раньше».

3. «Какая жертва!»: «Как водится, жених не из самых привлекательных, но он богат, и ценою свободы несчастной девушки нищая семья покупает благополучие. Такова жизнь».

4. «Родословная»: «Здесь стараются обольстить жениха, показывая ему по родословной, кто ее родители, деды, прадеды и прапрадеды. А кто она сама? Это он узнает после».

5. «Ее похитили!»: «Женщина, которая не умеет себя соблюсти, оказывается во власти первого встречного, а когда уже ничего не поделаешь, удивляется, что ее похитили».

6. «Вот они и ощипаны»: «Раз их уже ощипали, пусть убираются, другие придут на их место».

7. «Как ее ощипывают!»: «Но и на цыпочек находятся коршуны, которые обдерут их до перышка. Недаром говорят: как аукнется, так и откликнется».

8. Мадридские женщины любят и любезничают, горделиво прогуливаются и катаются в пышных каретах или, жалостно съежившись, предстают перед судом за распутство. При этом их неизменно окружает рой безнравственных щеголей, грубиянов и сводниц. Офорт под названием «Один другого стоит» Гойя объясняет так: «Немало было споров о том, кто хуже: мужчины или женщины. Пороки тех и других происходят от дурного воспитания. Распутство мужчин влечет за собой разврат женщин. Барышня на этой картинке так же безрассудна, как и щеголь, беседующий с ней, а что до двух гнусных старух, то и они друг друга стоят».

9. «Он даже и так не разглядит ее»: «А как же ему распознать ее? Чтобы узнать женщину как следует, мало лорнета. Нужен здравый смысл и жизненный опыт, а этого-то и недостает нашему бедняжке».

10. Под офортом, на котором секретарь священного трибунала читает приговор жрице любви, Гойя подписал: «Можно ли так дурно обходиться с честной женщиной, которая за кусок хлеба с маслом усердно и успешно служила всему свету! Безобразие!»

11. «Никто не знает себя»: «Свет — тот же маскарад. Лицо, одежда и голос — все в нем притворно. Все хотят казаться не тем, что они есть на самом деле. Все обманывают друг друга, и никого не узнаешь».

12. Гойя делает удивительно точные и актуальные даже для нашего времени наблюдения относительно самых разных жизненных ситуаций и проблем. Не обходит своим вниманием он и тему воспитания детей. Описание офорта «Вот идет бука» звучит так: «Пагубная ошибка в начальном воспитании состоит в том, что у ребенка вызывают страх перед несуществующим и заставляют его бояться буки больше, чем отца».

Читать еще:  Андрей платонов ювенильное море. Андрей Платонов

13. Офорт «Небрежное воспитание»: «Потворство и баловство делают детей капризными, упрямыми, заносчивыми, жадными, ленивыми, несносными. Вырастая, они становятся недорослями. Таков и этот маменькин сынок».

14. «Ведь он разбил кувшин!»: «Кто из них хуже?»

15. Франсиско Гойя высмеивает человеческие пороки: глупость, скупость, жажду наживы, безнравственность, предательство… Офорт «А не умнее ли ученик?» художник сопровождает метким комментарием: «Неизвестно, умнее ли он или глупее, но нет сомнения, что более важной, глубокомысленной особы, чем этот учитель, невозможно сыскать».

16. Офорт «Брависсимо!» Франсиско Гойя объясняет так: «Если для понимания довольно иметь длинные уши, то лучшего ценителя не найти; но как бы он не стал хлопать тому, что совсем плохо звучит».

17. «Вплоть до третьего поколения»: «Это бедное животное свели с ума знатоки геральдики и родословных. Оно не одиноко».

18. «От какой болезни он умрет?»: «Врач — отменный, способный к размышлению, сосредоточенный, неторопливый, серьезный. Чего же еще желать?»

19. «Точь-в-точь»: «Он заказал свой портрет — и хорошо сделал. Те, кто с ним не знаком и не видел его, все узнают по портрету».

20. «Доносчики»: «Из всех видов нечисти доносчики — самые противные и в то же время самые несведущие в колдовском искусстве».

21. «Чего не сделает портной!»: «Нередко приходится видеть, как смешной урод преображается в надутое ничтожество, пустое, но весьма представительное на вид! Поистине велико могущество ловкого портного и столь же велика глупость тех, кто судит по внешности».

22. «А у него горит дом»: «Пока пожарные насосы не освежат его, ему никак не удастся снять штаны и прервать беседу со светильником. Такова сила вина!»

23. «Зачем их прятать?»: « Ответ очень прост: потому что он не хочет их тратить, а не тратит их потому, что, хотя ему уже исполнилось 80, он все еще боится, что ему не хватит денег на жизнь. Столь обманчивы расчеты скупости».

24. «До самой смерти» — офорт, являющий перед нами мерзкую, грустную картину, сотни раз перепетую на все лады — осмеяние стареющей кокетки. «Она прихорашивается — и очень кстати. Сегодня день ее рождения, ей исполнилось 75 лет, и к ней придут подружки». Но, как ни бедна идея рисунка, сам по себе он хорош. В этой старухе, жадно глядящейся в зеркало, нет назойливой морали, нет и пустой издевки, а есть бесстрастная, печальная, простая и голая правда.

25. Второй тираж «Капричос» был издан в королевской художественной типографии большим тиражом, комплект офортов можно было купить во всех крупных испанских городах. «Капричос» бойко раскупались, несмотря на то, что большинству они по-прежнему были непонятны. Люди только потому выкладывали за комплект офортов 288 реалов, что уж очень много шумихи и болтовни поднялось вокруг них. К офорту «Все погибнут» Гойя оставил пояснение: «Удивительно! Опыт погибших не идет впрок тем, кто стоит на краю гибели. Ничего тут не поделаешь, все погибнут».

Кроме того, мой пост несколько слов о Гойи

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/300317/34003/
http://zen.yandex.ru/media/id/5c50a5104d5f1400ad919a43/5c6d87d1e9ad0800b479d17b
http://vakin.livejournal.com/939391.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гараж открыт