Стрит-арт (street art) – это разновидность современного урбанистического искусства. Сложно определить, когда настенные рисунки появились впервые, такое изобразительное искусство является одним из древнейших. Но, несмотря на это, не утихают споры относительно этой деятельности, ведь многие люди считают, что стрит-арт – это акт вандализма. Но, так ли это? Окунемся в мир стрит-арта глубже и попробуем разобраться – что это такое на самом деле.
Что такое уличное искусство и каким оно бывает?
Стрит-арт в переводе с английского языка означает “уличное искусство”. Под этим направлением подразумеваются:
- Настенные рисунки;
- Изображения в общественных местах и на различных объектах;
- Уличные инсталляции;
- Стикеры;
- Постеры и др.
К этому направлению можно отнести всё, что является урбанистическим стилем изобразительного искусства. Бытует широкое заблуждение, что граффити является единственным проявлением street-art. Однако, это не так. Граффити является лишь одним из видов уличного искусства, но далеко не единственным.
История стрит-арта с момента появления и до наших дней
Правильно было бы отметить, что уличное искусство существует с момента появления Человека разумного. Сначала творчество проявлялось в виде наскальных рисунков. Позже, уже в цивилизованном обществе (в Древнем Риме, Греции, Египте и т.д.), люди начали выражать свои мысли посредством нанесения надписей на стены. Это были рекламные послания, признания в любви, выражение политических мыслей и др.
Стрит-арт, такой, каким мы привыкли видеть его сегодня, предположительно появился во время Второй Мировой Войны. Первым случаем принято считать появление вирусной надписи “Kilroy was here”. Ее наносил некий Kilroy, который (предположительно) работал на заводе по производству бомб в Детройте (США). Сначала надпись появилась на всех ящиках с бомбами, изготовленными на этом заводе. Затем фраза была дополнена рисунком и далее распространялась американскими солдатами.
Расцвет уличного искусства в 1960-х годах пришелся на Филадельфию. Это место по-прежнему принято считать историческим центром граффити-культуры. В 1970-х годах локализация переходит в Нью-Йорк. Всё началось с манхэттенского квартала под названием Washington Heights. В этот момент и был придуман “теггинг”. Тогда же появилась традиция ставить номер улицы рядом с никнеймом. Первым, кто это сделал, стал Julio 204. Среди граффитистов того времени вспыхнуло соперничество за признание лучшим. Это сподвигло райтеров разработать новую манеру исполнения – так появились коды и стили граффити.
Примечателен и тот факт, что до 2012 года нигде в мире не было создано музея стрит-арта; не существовало и отделов, которые могли представить этот стиль публике. Впервые Музей Стрит-арта был открыт в Санкт-Петербурге. Главной целью этого музея является предоставление информации об уличном искусстве и граффити. Также музей осуществляет помощь в организации современных проектов, занимается поддержкой молодых художников. Представители музея стараются внедрить новый подход к развитию творчества, используя для этого индустриальные объекты, находящиеся далеко от центра города.
Виды и техники стрит-арта
Разделение на стили можно наблюдать, в основном, среди граффити. Выделяются следующие техники:
- Writing – процесс нанесения граффити без привязки к стилю. Включает в себя абсолютно все разновидности;
- Bombing – быстрое нанесение рисунка при экстремальных условиях;
- Tagging – подпись художника, его никнейм.
Помимо техники нанесения, различают и виды граффити, которые отличаются по стилю:
- Bubble-letter – графика с использованием больших букв и объемных форм, похожих на пузыри;
- Throw-up – Нью-Йоркский стиль, подразумевающий использование двух цветов и простых форм;
- Character – изображение персонажей в стиле автора-граффитиста;
- Wild style – один из самых распространённых видов, подразумевающих нанесение сложных рисунков. Требует высокого уровня мастерства;
- 3D-style – изображение в стиле 3D, а также оптические иллюзии.
Существует огромное множество техник нанесения рисунков и исполнения инсталляций. Регулярно появляются новые направления, художники стараются найти свой собственный стиль и выделиться из толпы других райтеров.
Известные представители направления
В уличном искусстве, как и в любом другом направлении, имеются известные представители:
- Banksy – этого художника называют “золотым стандартом” современного искусства. Его личность так и не была раскрыта. Многие его работы занесены в реестр охраняемых объектов. Родом из города Бристоль, работает и выставляется по всему миру;
- Vhils – Александр Фарту, родом из Португалии. В своей технике он использует электрическую дрель. Сотрудничал с легендарной группой U2;
- Above (TavarZawacki) – начал свою деятельность в США, но затем перебрался в Берлин. Объектом его работ выступают темы о несправедливости современной системы, а также бедность определенных слоев населения;
- Roa – в своих работах изображает животных, зачастую изнеможденных, с органами, открытыми взгляду. Ему свойственно имитировать эффект рентгена в своих работах;
- C215 – французский уличный художник, который путешествует по миру и украшает улицы. Его любимая тема – это его собственная дочь Нина, которую можно наблюдать на изображениях, то в виде маленькой девочки, то преобразовавшейся в молодую женщину;
- Жан Мишель Баския – ныне покойный художник, который оставил яркий след в истории. Начинал как граффитист, в расцвет своей карьеры реализовал много трафаретных проектов в сотрудничестве с Энди Уорхолом.
Читать еще: Юная художница надя рушева. Графика нади рушевой
Современное уличное искусство имеет множество проявлений. Порой райтерами затрагиваются сложные темы. Но, творчество райтеров не становится от этого менее прекрасным. Теперь мы можем видеть, как многие работы превращаются в национальное достояние, а художники со всего мира реализуют свой творческий потенциал.
Виды и стили стрит-арта
Стрит-арт — это обобщающее название всех направлений творческой деятельности, которая происходит в городской среде. Подразумевается, что это изобразительное искусство, шрифтовая графика, скульптура, инсталляции, которые не имеют явных рекламных составляющих. Каких-то чётких правил здесь не существует, а природа многих произведений не позволяет однозначно сказать о том, какие виды стрит-арта имеют к ним непосредственное отношение. К примеру, граффити на стене может находиться рядом с постером, а тот быть выполненным в традициях поп-арта.
Виды уличного искусства
Направления стрит-арта выделяются при рассмотрении действий художников с разных точек зрения. К примеру, оставление ими только тегов, содержащих названия команд или личную подпись, до определённого предела нельзя характеризовать в качестве политического протеста. Тем более, что и сами деятели могут быть далёкими от политики. Обычный бомбинг, с которого граффити и началось. Совершенно изменится ситуация, если по содержанию надпись будет вызывать ассоциации с чем-то революционным. Обычно выделение направлений проводится на базе:
- отношения к конкретным видам творчества, таким как графика, скульптура, объёмные инсталляции;
- наличия элементов общего стиля в искусстве — поп-арта, нонконформизма, модерна и подобных течений;
- перевес характерных специфических особенностей — художники стремятся оставить очень много своих надписей или прорабатывают каждую деталь, главное для них — вызвать настроение или изменить внешний вид улицы.
На основе этого появляются собственные стили стрит-арта, которые часто строятся на подражательстве. Чьи-то рисунки или надписи получают популярность, а другие стремятся создавать нечто подобное. Что же представляют собой наиболее распространённые виды работ в городе?
Граффити
Традиционно так называют надписи. Для их создания используются самые разные шрифты, а некоторые работы связаны с превращением букв в образы. К примеру, буква «о» может изображаться в виде рожицы, а буква «к» в качестве человечка. Принято считать, что техника стрит-арт выделяет стили, которые относятся преимущественно к манере нанесения надписей и условиями работы:
- throw-up – наиболее простой стиль, подразумевающий использование одного или двух цветов — один для контура, а один для заливки. Любимый стиль тех, кто занимается бомбингом;
- blockbuster – тоже прост в исполнении. Его характерно особенностью являются более яркие буквы, которые отличаются массивностью и часто имеют кубическую форму. Из него выделяется стиль Bubble. Это практически тоже самое, но буквы напоминают пузырьки;
- WildStyle – основан на переплетении очень большого числа контуров, что существенно затрудняет прочтение надписей.
Направления граффити не задают никаких ограничений. Каждый рисует так, как ему нравится… WildStyle, или дикий стиль, как раз и возник в качестве реакции художников на то, как они видели стены, где уже поработали собратья по цеху. Всё получается естественно и зависит преимущественно от того, как пойдёт рука. Как бы странно это не звучало, хорошие надписи получаются тогда, когда человек с баллончиком краски в ней не думает о технике.
Рисунки на стенах
Они могут создаваться сами по себе, а могут сочетаться с надписями. И здесь не существует никаких правил. Авторы, которые имеют подлинное мастерство и соответствующее образование, создают самую настоящую профессиональную графику. Те же ребята, кому главное самовыражение, могут творить абстрактные картины, ориентируясь в первую очередь на переплетение линий и цветовую гамму своих произведений.
Трафареты
Создать без них силуэты с точными контурами возможно, но неоправданно трудно. Даже работая совершенно без каких-либо приспособлений художник всё равно использует хоть что-то техническое — разметку большого пространства или обведение контуров, которые даёт проектор. Трафареты ничем не хуже. Тем более, что настоящий художник непременно делает их сам, а если использует какие-то средства автоматизации процесса создания трафаретов, то не в ущерб творческому замыслу.
Читать еще: Ижоры народ. Народы России
Муралы
Муралы — большие рисунки, которые занимают всю стену. Наиболее распространённый тип официального уличного искусства. Нелегальным образом нарисовать такую огромную картину можно только где-то на задворках города, на какой-то окраине, где всем безразлично, какой будет стена.
Стикеры
Небольшие наклейки, которые не имеют большой популярности из-за того, что сливаются с рекламой. Чаще всего стикеры используют для распространения каких-то слоганов или образов, связанных с игрой. Основная игра всех художников стрит-арта — захват пространства, распространение информации наиболее широким образом. Для этой цели наклейки подходят лучше всего. Правда, не всегда и не для всех.
Постеры
В качестве автономного способа творческой активности практически не используются. Эксперименты с плакатами и стикерами проводили только несколько художников в России. К примеру, в Санкт-Петербурге постеры с увлечением расклеивал по городу дизайнер Агон-Нога.
Инсталляции
В городской среде — это гости не такие уж и редкие, но именно к стрит-арту, с его собственными традициями, непосредственное отношение они имеют в основном тогда, когда художники пытаются добавить к надписям и рисункам какую-то подлинную объёмность. В любом случае инсталляции заставят нас задуматься скорее про поп-арт, чем про классическое уличное искусство, основанное на граффити.
Стили
Уличное искусство характерно тем, что в буквально в каждом произведении, относящемуся к какому-то направлению творчества, можно найти что-то ещё. Даже самые обычные теги, подписи на стенах, оставляемые везде и всюду, содержат в себе какой-то вызов общественному мнению, поэтому можно говорить про нонконформизм. Если же они будут выполнены в какой-то авторской манере, или райтинг начнёт сочетаться с элементами рисования изображений, то вполне уместно говорить про абстрактное искусство. В уличной среде возможно и такое сочетание стилей, когда перемешанными оказываются экспрессионизм, сюрреализм, граффити и графический дизайн.
В мире стрит-арта всё зависит от личностных особенностей художника и того, как его концепции воспринимаются зрителями. Точно соотнести работы со стилем, направлением, видом или типом чаще всего оказывается невозможным.
Стили и направления стрит-арта и граффити
Граффити занимает достойное место среди видов современного искусства. Оно представлено многими разнохарактерными видами, стилями, отражает современную действительность. Граффити как искусство впервые появилось в США, затем получило распространение во всём мире. Художников этого направления часто называют райтерами.
Основные направления
«Tagging»
Первым, основным видом граффити является . Под этим словом понимаются классические надписи своего имени на стенах (не те которые делают туристы в каждом новом городе). Это своего рода уличный автограф. Он может стоять рядом с крупной работой или как отдельный экспонат.
«Writing»
Для создания Writing мастера заранее продумывают концепцию рисунка. Предметом иллюстрации остаётся подпись райтера или название команды, но это более продуманный и проработанный автограф. Для осуществления задуманного выбирают несколько (не больше трёх) цветов, оптимальный размер, подходящий стиль. Все эти факторы должны гармонично сочетаться между собой. Для создания шедевра требуется немало ценных минут. Во время гонений на любителей граффити не все успевали закончить рисунок до приезда полиции.
«Bombing»
К виду бомбинга относятся рисунки на транспорте. Изначально бомберы практиковались, создавая рисунки в метро, сегодня можно встретить имена художников, их команд на вагонах наземных поездов. Часто рисунок создаётся в процессе движения, этот факт делает бомбинг экстремальным направлением. На качество изображения внимание не акцентируется главное сделать всё очень быстро, как можно заметнее. Для бомберов важно привлечь внимание к своему существованию. Для этого художник выбирает яркий контрастный цвет (жёлтый, золотой, красный, чёрный) и пузырьковое письмо. В большинстве случаев над рисунком работает команда художников.
«Scratching»
Скретчинг предполагает нанесение рисунка или текста с помощью острого предмета на стёклах. Часто рисунки в этом стиле можно заметить на окнах общественного транспорта. Не все примеры работ красивые, но такое направление сегодня очень популярно среди молодёжи. Результат такого творчества может быть расценен как порча имущества.
«Street-art»
Ещё одно популярное направление граффити – Стрит-арт. Сюда относятся надписи, рисунки, наклейки… Сюжеты – актуальные общественные проблемы, которые не просто привлекут внимание, но заставят задуматься. Всевозможные способы нанесения рисунка, а так же различные материалы. Объекты этого направления часто становятся инсталляциями в музеях современного искусства. Для их создания используются трафареты, шаблоны, разные наклейки.
Простые стили граффити
Граффити разновидности делятся на простые и динамичные. Первые отличаются небольшим количеством цветов, сложностью графики, сюжетов, размером работ. К динамичным относятся более сложные работы. Отдельно стоит смешанный свободный стиль.
Читать еще: Рецензия на фильм: Город грехов. Фильм город грехов
Основной из простых стилей Throw-up. Рисунки представлены в монохромной гамме. Один из цветов выступает контуром, второй – заливка. Наряду с чёрным и белым встречаются более яркие цвета, главное, чтобы они гармонировали друг с другом. Идеальный стиль для бомбинга. Для написания хватает нескольких минут. При командной работе за короткое время появляется длинное слово.
Следующее направление имеет свою историю. Надписи Blockbusters использовались для обозначения границ территорий преступных группировок. Сегодня это уже не актуально, стиль продолжает существовать, на его основе появляются новые техники. Буквы используются крупные, часто рисуются одним цветом. Надпись занимает солидную площадь, её цель – привлечь как можно больше внимания.
Нередко используется стиль Bubble letter. Каждая литера похожа на пузырь, готовый лопнуть. Буквы похожи друг на друга. Мягкие, округлые контуры делают это направление менее агрессивным. Для прорисовки достаточно 2 – 3 цветов. Один для контура, второй для заливки. Это минимум. Внутри букв может быть растяжка оттенков. Размеры букв варьируются от 50 см, до десятков метров. Небольшие надписи встречаются на поездах. Это направление любят бомберы.
Все простые стрит-арт разновидности давно стали классикой, часто используются в дизайне одежды, интерьеров. Так урбанистические настроения пропитывают стиль конструктивизма, где наряду с большим открытым пространством в помещении используются графические надписи. Возможно применение стрит арта и в стиле хай-тек. Искусственные материалы, много металла, кирпичные стены, – на этом фоне органично вписывается граффити. Не отстаёт и модная индустрия. Характерные надписи покрывают плотные ткани для пошива платьев, костюмов, брюк.
Динамичные стили граффити
К этим направлениям относят сложные многоплановые стили, для создания которых требуются немалые умения и опыт. Изначально надписи наносились на транспорт, воспринимались, читались в движении.
Дикий стиль не только сложен для написания, но и трудно читается. Буквы тесно переплетаются между собой. Не всегда понятно, где заканчивается одна, начинается вторая. Линии могут быть округлыми, а могут резко преломляться, навсегда стирая смысл надписи. Он понятен только профессионалам, работающим в этом направлении граффити. Каждая буква пестрит дополнительными элементами, которые создают помехи для прочтения. Кроме графики, цветовая палитра также не вносит ясности для этого направления. Художник пользуется одновременно большим количеством красок, оттенков. Общая картина выглядит насыщенно, ярко, позитивно. При этом редко кому доступно глубинное послание райтера.
Для написания работы в этом стиле требуется много времени. Важно самому художнику не запутаться в своём творении. Размеры работы достигают нескольких метров.
Для электичного стиля мало одного мастерства, требуется большой опыт, знание свойств красок, способов их нанесения, создания линий разной фактуры. На его основе возникают новые техники и стили.
Computer Roc Style предполагает преломление букв в нескольких местах. Каждый фрагмент откалывается в сторону, как осколки разбитого зеркала.
Messiah Style, выглядит эффектно за счёт отдельного написания каждой буквы. В представлении зрителя каждая литера нанесена на отдельный лист бумаги, после эти листы набрасываются друг на друга. Такой вариант написания показывает объём в графике.
Для камуфляжного стиля характерно выражение эмоции. Все буквы соединены с помощью специальных петель. Чем больше и сложнее каждая петля, тем труднее скопировать надпись. Этого и добивается художник. Характерная пятнистая окраска добавляет направлению эмоции.
Стили новой школы
DAIM style появился в конце прошлого столетия. Отличается максимальным объёмом букв. Их справедливо можно назвать трёхмерными. Визуальная картинка создаёт иллюзию, и представляется, что текст можно потрогать. Для создания картины такого направления стрит-арта, необходимо быть профессионалом, уметь прорисовывать каждую из граней плоскости. Все буквы должны гармонично сочетаться по цвету, размеру, направлению. При этом текст остаётся довольно читабельным.
Многие авторы вынуждены долго тренироваться для подобной работы даже имея талант. Занимает граффити большое пространство, много ярких красок и время. Чтобы нарисовать полотно нужно много чистой стены. Такой шедевр не получится создать на скорую руку тайком. Часто это заказные работы, рекламные акции.
Character style имеет сходство с комиксами. Текст обрамляют характерной рамкой. При этом зритель видит знакомый образ героя.
Стенсил-арт (Stencil art) предполагает использование трафаретов. Это одно из спорных направлений. Некоторые мастера не признают такую технику, так как настоящий художник должен уметь быстро писать от руки. Остальные считают такой вариант отличной возможностью ускорить процесс.
Freestyle Mixstyle это переплетение разных стилей и видов, экспромт в мире граффити.
Чистая реклама – новейшее направление граффити появившееся в первые на западе — Clean advertising. Поддерживается рекламными агентствами и оплачивает работу известным райтерам. Для того, что бы избежать или преуменьшить претензии к заказчикам со стороны правоохранителей, прибегают к очистке загрязненной территории дворов или поверхностей, либо восстановлению.
Источники:
http://crossarea.ru/street-art/street-art/
http://crossarea.ru/street-art/vidy-i-stili-strit-arta/
http://artfan.pro/art/%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82-%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B8-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%84/