Китайская выставка в пушкинском. Проект «Цай Гоцян

За две недели до открытия выставки китайского художника Цая Гоцяна многие москвичи были вовлечены в ее создание: пока волонтеры помогали создавать шедевры из пороха на территории ВДНХ, главный вход в музей постепенно скрывался за березами и детскими кроватками. Итог: пронзительный и умный проект, который задевает за сердце каждого человека, переживающего историю и умеющего думать и видеть. За березовой рощей, в которую превратился вход в музей, зритель попадает в пространство-лестницу, перекрытое шелковым полотном с надписью из «Интернационала» – «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой!» и далее оказывается в Белом зале с пороховыми картинами и пшеничным полем, а потом — в галерее с видеоработами и эскизами. Тема проекта – столетие Революции – превращается в память сердца зрителя, в диалог, который Цай Гоцян ведет с каждым посетителем. Сам по себе материал работы художника – порох – ассоциируется с темой революции: «Я стремлюсь изучить взаимосвязь между силами разрушения и созидания», – подчеркивает художник. О подготовке проекта «Культуромании» рассказала Александра Данилова, куратор выставки, заместитель заведующего Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

К.: Проект «Цай Гоцян. Октябрь» получился очень масштабным, и в плане подготовки, и в отношении реализации. Как он создавался?

АД.: Проект начался со знакового совпадения. В ГМИИ размышляли, какую выставку можно сделать к столетию революции. Нам хотелось, чтобы она была тонкой, чтобы отличала нас от других музеев мира, не повторяла проторенные пути, просто показывая революционное искусство… Мы искали более философский аспект, стремились продемонстрировать связь истории и сегодняшнего времени. Увидев работы Цай Гоцяна, мы поняли: он может создать авторское, серьезное эмоциональное высказывание. С другой стороны, было ясно, что автор настолько высокого уровня, что непонятно, согласится ли он поехать в Москву, отложив на время предложения других крупнейших институций. К нашему удивлению, он сразу же согласился, но с одним условием: что ему дадут возможность сделать проект, посвященный Революции. Таким образом, наши чаяния неожиданно сбылись. После этого проект готовился два года, и две недели непосредственно перед открытием работы создавался в Москве самим художником и многочисленными волонтерами. Выставка сделана специально для ГМИИ, и никогда больше нигде в мире она не повторится. Это – выставка-инсталляция, одно произведение плавно перетекает в другое. Художник мыслит глобально, проводя зрителя через цепь разных эмоций, размышлений.

К.: Имя Цая Гоцяна вызывает трепет у лучших музеев мира…

Ад.: Все жители Москвы знают этого художника…Именно он делал для церемонии открытия и закрытия Пекинской олимпиады свои известные explosion events – перформансы и фейрверки. Он получил высшие художественные награды, в том числе, самую значимую – Золотого льва Венецианской биеннале. За произведения этого художника сражаются Метрополитан и Гугенхайм. Вслед за нашей выставкой у Цая открывается проект в Прада, и это будет первая выставка современного, живущего в наше время автора на территории этого музея. Думаю, что современное искусство – это не то, что обязательно нуждается в специальной площадке. Здесь как раз интересно взаимодействие: в наших интерьерах становится понятным, что классические принципы создания произведения искусства актуальны и сегодня. И, наоборот, наше время вносит новые прочтения в старое искусство, делает современной классику.

Читать еще:  Специфика научно-художественной литературы.

К.: Почему тема русской революции оказалось такой близкой для Цай Гоцяна?

Ад.: Это история не только русской революции, художник подчеркивает, что речь идет и о китайской революции, и о его личной истории. Не случайно одна из работ для проекта и эссе для московского каталога носят название «Мальчик Октября». Собственно, это размышления не про конкретное знаковое событие в истории, а про то, что чувствует человек, который живет в переломные эпохи. Наверное, важен факт, что Цай Гоцян – человек мира, он ездит и выставляется в самых разных странах, но всегда остается именно китайским художником. При этом с Китаем у этого автора сложные отношения, он чувствует сомнения, иногда даже недовольство, и одновременно – бесконечную любовь к родине. Его судьба очень близка всем, кто помнит Советский Союз. Цай родился в 1957 году, в разгар культурной революции в Китае. Он свято верил в то, что происходит вокруг. Хотя сейчас с укором себе вспоминает, как в школе травил учителей и позорил интеллигентов (хотя сам родился в интеллигентской среде). Получается, днем он протестовал против своей семьи, а утром тайком шел с бабушкой в храм, вечером приходил домой, чтобы помогать отцу сжигать книги (за них тогда можно было поплатиться)… очень понятные советскому человеку переживания. Ночью Цай слушал тайваньское вражеское вещание… При этом будущий художник очень увлекался русской культурой. В Китае 1950-х-60-х годов Россия была продвинутым «Западом», окном в Европу. Русского художника Константина Максимова пригласили в Китай учить живописи, наше искусство было «иным взглядом»: художники учились рисовать на пленэре, работать маслом, и так далее. Все это было новым. Цай копировал Левитана, Крамского, Шишкина, Айвазовского… Однажды он потратил неделю, чтобы найти пейзаж, похожий на русский. В 1960-е годы все советское начинает запрещаться. Зато в Китай приходит Запад – Дюшан, Бойс, Ворхолл… И Цай осознает, что все в истории является частным, что каждый человек живет со своими эмоциями. На выставке продемонстрирована важность личной истории, находящейся внутри глобальной. Но и глобальная история складывается из личных переживаний и событий. Неважно, участвуем мы в революции или остаемся пассивными: мы ответственны за будущее. И наши идеалы мы обязаны сохранять. Мечта – еще одна важная тема выставки: это хрупкий бумажный змей, который почти незаметен и который рвется из стен музея в Белом зале. И еще одна, пока нереализованная и немного утопическая мечта художника, продемонстрирована в видеозаписи: художественный фейрверк на Красной площади, который Цай хотел бы подарить всем нам. Не традиционный салют, а всполохи знаков (березки, красной звезды, триптиха Малевича и так далее) под звуки Чайковского… Итак, выставка получилось очень трогательной. Как говорит сам художник, он и сам плакал при работе над проектом, вспоминая свое детство, отца, бабушку. Это ностальгически-трогательная, пронизанная эмоциями выставка, а за первым впечатлением должны последовать какие-то размышления.

К.: Каким же образом Цаю удается подарить этот особый чувственный опыт зрителю, почему его работы обладают таким эмоциональным эффектом?

АД.: До того, как открылась выставка, возникало много вопрос и упреков. Художника обвиняли в спекуляции его художественным методом, который не имеет аналогов. Но его работы всегда очень личные, искренние. Он работает специальным методом, приглашая к соучастию зрителей (open production), таким образом, еще до открытия проекта множество людей оказываются эмоционально вовлеченными в него… Они рассматривают выставку как часть своей личной истории. Интересно, что художник пользуется только порохом, то есть китайским изобретением, и это – его единственный материал. А ведь порох – это и смерть, и фейерверк, праздник, то есть сочетание несовместимых, казалось бы, понятий. Цай владеет порохом фантастически, создавая изображение за одну секунду, но этому предшествует длительная подготовка.

К.: На творчество Цая Гоцяна оказывает влияние его успех?

АД.: У него нет «комплекса великого художника», хотя он сознает свою значимость. Цай – очень скромный человек, который привык пользоваться только самым необходимым, часто работает 24 часа в сутки. Известна его самоотдача. Например, полтора года назад он воплотил проект «Лестница в небо» – огненную лестницу длиной в полтора километра, поднятую в небо в честь столетия его бабушки. Цай мечтал сделать этот проект на протяжении всей своей жизни, и отдал значительную часть своего личного состояния на реализацию. Ради искусства он может отдать все, что у него есть… А ведь именно бабушка подсказала Цаю метод работы: он экспериментировал с порохом, но работы сгорали. И однажды его бабушка просто пришла с мокрым полотенцем, и потушила огонь, спасая полотна. И тогда Цай понял, что главное – это не зажечь, главное — научиться управлять стихией.

Читать еще:  Загадка венеры милосской. Венера, богиня любви

10 причин пойти на выставку Цая Гоцяна в Пушкинском музее прямо сейчас

Куратор выставки «Цай Гоцян. Октябрь», заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Выставки такого масштаба в Москве еще не было

Цай Гоцян — один из самых знаменитых художников современности, чьи заслуги слишком долго перечислять, — достаточно сказать, что он продлил Великую Китайскую стену на 10 километров, получил «Золотого льва» Венецианской биеннале и делал проект, посвященный годовщине 11 сентября, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (это был пороховой взрыв в виде черного облака).

Выставку «Октябрь» невозможно повторить

Выставка была придумана как единое художественное пространство, которое начинается с инсталляции из детских кроваток перед фасадом и продолжается внутри музея: над главной лестницей смонтирована работа «Звук», в Белом зале висят пороховые картины по 20 метров в длину — «Река» и «Сад», в центре зала — инсталляция «Земля». Цай Гоцян придумал этот проект специально под размеры Пушкинского музея — высота и ширина портика музея диктовали ему, какой высоты должна быть инсталляция, которая встречает посетителей, и те работы, которые находятся внутри музея.

Картины и инсталляции были созданы специально для Пушкинского музея и ранее не выставлялись

Почти все произведения готовились специально для Пушкинского музея — на выставке будет всего 7 старых работ, которые нужны, чтобы рассказать, кто такой Цай Гоцян. Все остальные произведения были сделаны за 2 недели до открытия выставки. Для Пушкинского музея Гоцян специально создал 20-метровые пороховые полотна, огромную инсталляцию из детских колясок, кроваток и люлек во дворе и множество других произведений.

Цай Гоцян научился писать по-русски

И это не просто каллиграфия, а каллиграфия русскими буквами. Для того чтобы создать надписи на русском, Гоцяну пришлось специально учить русский алфавит. Оказалось, что русский язык для каллиграфии очень сложен: в отличие от Китая, где существуют твердые правила написания иероглифов, буквы А и Д в русском алфавите можно писать разными способами, каждый из которых будет правильным.

Цай Гоцян создал самую большую картину в технике цветной пороховой живописи

Цветная пороховая живопись — новая техника для Цая, с которой он работает всего два года. До московской выставки самые большие его работы были пятиметровыми. 20-метровая картина «Река», которую можно увидеть в Пушкинском музее, — его абсолютный рекорд. Он создал ее за два дня, так как работа в такой технике требует оперативности — оставлять рассыпанный порох в павильоне даже на одну ночь небезопасно. Раскладывать трафареты можно сколько угодно, но сам процесс нанесения пороха должен уместиться в световой день.

Над выставкой работала огромная команда

В Москве 100 человек работали с художником как одна команда: волонтеры выкладывали полотно из исторических фотографий, учили Цая кириллице, вырезали трафареты и гасили искорки, которые тлели на холсте. Эти люди тоже стали частью произведения — совсем как десять приглашенных скульпторов в проекте Венецианской биеннале 1999 года, за который художник получил «Золотого льва». В Венеции люди воспроизводили 108 работ из соцреалистической скульптурной композиции «Двор сборщика податей». Из других проектов Цая можно вспомнить, как дети в Египте и Рио вместе с художником мастерили воздушных змеев, а в Иваки (город в районе Фукусимы) жители по его просьбе одновременно выключали свет в своих домах.

Зрители впервые могут увидеть «черновики» работ Гоцяна

Впервые Цай Гоцян допускает зрителей на кухню своего художественного процесса. Он показывает и пробные пороховые тесты, и скетчи, которые делал специально для этого проекта. Никогда в жизни Цай Гоцян не выставлял трафареты, а на выставке в Пушкинском музее можно увидеть трафареты картины «Река» со следами пороха, которые остались от взрыва.

Читать еще:  Урок. Размышления по роману М.А

Часть этого проекта должна была быть на Красной площади

Цай Гоцян единственный, кто умеет делать цветные и красочные фейерверки днем. Эти фейерверки он называет своеобразными спектаклями — мечтой Цая был фейерверк на Красной площади. Он хотел собрать на площади все образы выставки: белые березы, музыку Чайковского, триптих Малевича.

Этот проект — очень личный для художника

Проект Цая посвящен не столько Октябрьской революции, сколько революции вообще и ощущениям человека, который ее переживает. Неслучайно в экспозицию Цай включает огромное количество произведений — воспоминаний о своем детстве. Этот жест — доверие нашей публике, в которой Цай надеется найти собеседника. Русские, прошедшие через аналогичные события, понимают происходящее в нюансах — почему учителя, которых дразнил Цай, таинственно исчезали, почему в церковь приходилось ходить втайне от всех, а по вечерам вместе с отцом уничтожать книги.

Выставка в Москве — давняя мечта Цая

Выставку в России Цай Гоцян считает подарком на свой юбилей — в этом году художнику исполняется 60 лет. В отличие от многих современных художников Цай Гоцян живет чистым искусством и не соотносит себя с рынком (у него даже нет собственной галереи). Несмотря на то что его работы стоят немало, ради большой идеи он готов идти на уступки — над выставкой в Москве Цай Гоцян два года работал бесплатно.

Новости

В Пушкинском музее китайский художник Цай Гоцян устроил пиротехническое шоу

Известный китайский художник Цай Гоцян приехал в Москву на открытие своей персональной выставки в Пушкинском музее. Вернисаж запланирован на 13-е сентября. Частью экспозиции станет произведение «Река», которое художник создает с помощью пороха. Механизм действия заряда он продемонстрировал нашей съемочной группе. Репортаж Алии Шарифуллиной.

У полотен дежурят пожарные, спасатели, медики − это в прямом смысле взрывное искусство. Цай Гоцян рассыпает пиротехническую смесь, никого близко не подпускает, потом ложится и медитирует. Говорит, нервы на пределе.

«Я очень спокойный и осторожный человек. И, знаете, наверное, поэтому в качестве своего главного инструмента я выбрал порох. Он помогает мне раскрыться, хотя и заставляет понервничать», − рассказал Цай Гоцян.

Играет с порохом Цай Гоцян более 30 лет. Свои первые работы называл «проектами для инопланетян». А сейчас художник обращается к жителям Земли. И ему нравится, чтобы было многолюдно, когда он работает.

«Цай Гоцян − это художник, который работает с неизвестностью и непредсказуемостью, как со своей художественной стратегией. Поэтому ни ты, ни сам художник до конца не бывает уверен в результате, поскольку его нельзя предсказать», − отметила куратор выставки Александра Данилова.

Тринадцать двадцатиметровых полотен. Килограмм пиротехнической смеси. Трафаретов – не счесть. Их художник готовил около двух лет. Все это вскоре превратится в «Реку», шумную, бурлящую, опасную – «Реку» революции. Эти полотна станут частью экспозиции «Октябрь» в Пушкинском музее.

«У нас он делает очень масштабную выставку, выставку на очень сложную тему, которая не звучит одномерно и включает личный опыт Цай Гоцяна, через который он прошел, будучи маленьким китайским мальчиком, жившим в китайской провинции, во время правления Мао. Это все следы того самого события, которое мы отмечаем — октябрьской революции», − рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Всего пара секунд − взрыв, шум, дым. И вот на холсте, будто на пленке, проявляются черно-белые образы людей и судьбоносных событий XX века.

«Я использовал 100 фотографий, сделанных за последний век. Это память. Меня интересуют не общественные системы, а отдельные люди, из которых состоит народ, их мысли, стремления и поступки», − пояснил Цай Гоцян.

До начала выставки в Пушкинском музее Цай Гоцян создаст еще две работы в технике «пороховой живописи»: каллиграфию «Звук» на полупрозрачном шелке и полихромную композицию «Сад».

Источники:

http://kulturomania.ru/articles/item/kitayskaya-vystavka-v-pushkinskom-glavnoe-ne-zazhech-glavnoe-nauchitsya-upravlyat-stikhiey/
http://daily.afisha.ru/brain/6844-10-prichin-poyti-na-vystavku-caya-gocyana-v-pushkinskom-muzee-pryamo-seychas/
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/189248/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гараж открыт