28 марта 1776 года был основан, а 18 января 1825 года был торжественно открыт Большой театр. Грандиозное здание театра стало одним из символов Москвы и России. Оно пережило многое и до сих пор хранит свои секреты и тайны.
Болотистое место, на котором был возведен театр, столетиями оставалось непривлекательным для строительства. Существует легенда о том, как во время чумы 1603 года, сюда, в болото, разъяренные горожане сбросили тело убитого злодея, который, прикидываясь лекарем, отравлял людей с целью наживы. «Врача-убийцу» обличил мальчик Никита, единственный выживший после прихода мрачного «лекаря» в дом Никитиной семьи, а люди убийце отмстили. На месте болота через два столетия и возвели Театральную площадь.
Живет в Москве речка, всем знакомо ее имя, но сама она неизвестная и неизведанная. Река Неглинная. Жители московского княжества в ее прозрачной воде ловили раков и мелкую рыбешку. Но в XVIII веке в чистую воду Неглинки начали сбрасывать нечистоты. А в 1817 году москвичи и вовсе решили избавиться от грязной речушки и похоронили ее под землей. Таинственная подземная река и сейчас протекает под Москвой, в том числе, и под Большим театром. Еще под зданием во время археологических раскопок обнаружили постройку каменного века да затейливого деревянного шахматного ферзя, родом из XVII столетия.
История театра началась ярко, но не радостно – с пожара. Князь Урусов начал строительство театра, который по месту своего расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) был назван Петровским. Но незадолго до своего открытия театр сгорел, а князь передал театральные заботы англичанину Майклу Медоксу.
Медокс построил Большой Петровский театр, который простоял 25 лет и снова сгорел. Далее театр отстраивали заново, но то и дело случались новые пожары
Несмотря на хитрые выдумки архитектора, который провел по всему зданию театра тонкие трубочки, снабжаемые водой, зимой 1853 года произошел самый страшный пожар. Это уже действительно было похоже на рок. Тогда на сцене ставили «Русалку». Очевидцы утверждали, что пожар напоминал о демонических сценах из «Русалки». Пожар разгорелся так сильно, что его было видно даже из села Всехсвятского (современный район метро Сокол). Множество людей оказалось в огненной ловушке и погибло. Пламя не могли потушить несколько дней, жарило как в аду, даже чугун расплавился, а на Театральной площади растаял весь снег… «Когда горел театр, казалось, что погибал милый нам человек» — признавался один из очевидцев. Останки театра тлели еще несколько недель. Причину этого великого пожара так и не выяснили. Но люди обнаружили одну закономерность: все пожары начинались с театральных подвалов .
Одной из главных достопримечательностей Большого театра является монументальное живописное полотно «Аполлон и музы». Оно украшает потолок театра. Казалось бы, какие здесь тайны и загадки, но правда в том, что набор муз, изображенных на полотне, отличается от традиционного. Академик Титов, которого пригласили расписывать плафон большого театра пошел на смелый и странный эксперимент. Он «выкинул» музу Полигимнию, которую традиционно изображали на таких картинах и нарисовал ту, которую ему хотелось там увидеть — музу своего искусства, искусства живописи. Между тем, именно муза Полигимнея является музой торжественных гимнов. Её отсутствие на полотне может многое объяснить в непростой судьбе Большого.
Большой театр пострадал во время Великой отечественной войны. 28 октября 1941 года немецкий бомбардировщик сбросил тяжелую бомбу на центральный подъезд театра. При взрыве погиб человек, снесло фасад здания, обрушились мраморные лестницы, в голову «ранило» Аполлона. До сих пор историки гадают, почему снаряд сбросили именно сюда. Ведь объект не представлял стратегической важности. А в 2006 году на театральной площади произошел взрыв. В одном из театральных подвалов взорвался артиллерийский снаряд военного времени. Многострадальные подвалы театра в очередной раз преподнесли свой зловещий сюрприз.
Читать еще: Недоросль. Олимпиада по литературе школьный этап
Знаменитая великолепная квадрига Аполлона после реставрации снова, как и двести лет назад, гордо возвышается на портике театра. Из-за убранства статуи Аполлона даже разгорелись споры, кто-то требовал прикрыть божественную наготу фиговым листком, другие же утверждали, что первоначальный замысел не предполагал никаких заслонок. Все-таки, боги Древней Греции были не из стеснительных. Трудно сейчас докопаться до истины. Листок предположительно «прицепили» намного позже, а отвалился он во время фашисткой бомбежки, как и венок.
История здания Государственного академического Большого театра (ГАБТ)
Датой основания Большого театра принято считать 28 марта (17 марта) 1776 года, когда известный меценат московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение «содержать . театральные всякого рода представления». Урусовым и его компаньоном Михаилом Медоксом в Москве была создана первая постоянная труппа. Она была организована из актеров ранее существовавшей московской театральной труппы, воспитанников Московского университета и из вновь принятых крепостных актеров.
Театр первоначально не имел самостоятельного здания, поэтому спектакли ставились в частном доме Воронцова на улице Знаменке. Но в 1780 году театр перешел в специально построенное по проекту Христиана Розбергана каменное театральное здание на месте современного Большого театра. Для постройки здания театра Медокс выкупил земельный участок в начале Петровской улицы, бывший во владении князя Лобанова-Ростоцкого. Каменное трехэтажное, с тесовой крышей, здание так называемого Театра Медокса было возведено всего за пять месяцев.
По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться «Петровским».
Репертуар этого первого профессионального театра в Москве составили драматические, оперные и балетные спектакли. Но особенным вниманием пользовались оперы, поэтому «Петровский театр» чаще называли «Оперным домом». Труппа театра не делилась на оперную и драматическую: одни и те же артисты выступали и в драматических и в оперных спектаклях.
В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли ставились на различных театральных площадках.
В начале 20-х годов XIX века Петровская площадь (ныне Театральная ) была полностью перестроена в стиле классицизма по замыслу архитектора Осипа Бове. Согласно этому проекту возникла ее ныне существующая композиция, доминантой которой стало здание Большого театра. Здание было построено по проекту Осипа Бове в 1824 году на месте бывшего Петровского. Новый театр частично включал стены сгоревшего Петровского театра.
Строительство Большого Петровского театра стало настоящим событием для Москвы начала XIX века. Прекрасное восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком , внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому «Ла Скала». Его открытие состоялось 6 (18) января 1825 года. В честь этого события был дан пролог «Торжество муз» Михаила Дмитриева с музыкой Александра Алябьева и Алексея Верстовского. В нем аллегорически изображалось, как Гений России при помощи муз на развалинах театра Медокса создает новый прекрасный храм искусства – Большой Петровский театр.
Новое здание горожане называли «Колизей». Проходившие здесь спектакли неизменно имели успех, собирая великосветское московское общество.
11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и здание театра.
Был объявлен конкурс на проект восстановления здания театра, в котором победил план, представленный Альбертом Кавосом. После пожара сохранились стены и колонны портиков. При разработке нового проекта архитектор Альберто Кавос принял за основу объемно-пространственную структуру театра Бове. Кавос тщательно подошел к вопросу акустики. Оптимальным он считал устройство зрительного зала по принципу музыкального инструмента: деревянными были дека плафона, дека пола партера, стенные панели, конструкции балконов. Акустика Кавоса была совершенной. Ему пришлось выдержать много баталий и с современниками-архитекторами, и с пожарными, доказывая, что устройство металлического потолка (как, например, в Александринском театре архитектора Росси) может стать губительным для акустики театра.
Читать еще: Иван бунин — легкое дыхание. Легкое дыхание
Сохранив планировку и объем здания, Кавос увеличил высоту, изменил пропорции и переработал архитектурный декор; по бокам здания были сооружены стройные чугунные галереи с лампами. При реконструкции зрительного зала Кавос изменил форму зала, сузив его к сцене, изменил размеры зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч зрителей Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Осипа Бове, погибла при пожаре. Для создания новой Альберто Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.
Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.
В театре Кавоса не хватало помещений для хранения декораций и реквизита, и в 1859 году архитектор Никитин сделал проект двухэтажной пристройки к северному фасаду, согласно которому все капители северного портика были перекрыты. Проект был реализован в 1870-х годах. А в 1890-х к пристройке добавили еще один этаж, тем самым увеличив полезную площадь. В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек.
После забора речки Неглинки в трубу грунтовые воды отступили, деревянные сваи фундамента попали под воздействие атмосферного воздуха и стали гнить. В 1920 году вся полуциркульная стена зрительного зала осела прямо во время спектакля, двери заклинило, зрителей пришлось эвакуировать через барьеры лож. Это заставило архитектора и инженера Ивана Рерберга в конце 1920-х подвести под зрительный зал бетонную плиту на центральной опоре, по форме напоминающую гриб. Однако бетон испортил акустику.
К 1990-м годам здание крайне обветшало, его износ оценивался в 60%. Театр пришел в упадок как в конструктивном отношении, так и в отделочном. За время жизни театра к нему бесконечно что-то пристраивали, его улучшали, пытались сделать более современным. В здании театра сосуществовали элементы всех трех театров. Их фундаменты находились на разных отметках, и соответственно и на фундаментах, и на стенах, и затем на отделке интерьеров стали появляться трещины. Кирпичная кладка фасадов и стены зрительного зала находились в аварийном состоянии. То же и с главным портиком. Колонны отклонились от вертикали до 30 см. Наклон был зафиксирован еще в конце XIX века, и с тех пор все увеличивался. Эти колонны из блоков белого камня пытались «лечить» весь ХХ век – влажность вызывала видимые черные пятна внизу колонн на высоте до 6 метров.
Безнадежно отстала от современного уровня техника: например, до конца ХХ века здесь работала лебедка для декораций фирмы «Сименс» производства 1902 года (сейчас ее сдали в Политехнический музей).
В 1993 году правительство России приняло постановление о реконструкции комплекса сооружений Большого театра.
В 2002 году при участии правительства Москвы на Театральной площади была открыта Новая сцена ГАБТа. Этот зал в два с лишним раза меньше исторического и способен принять лишь треть репертуара театра. Пуск Новой сцены дал возможность начать реконструкцию основного здания.
2 июля 2005 года историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию.
По плану, внешний облик здания театра почти не изменится. Только лишится своих пристроек северный фасад, уже в течение долгих лет закрытый складскими помещениями, где хранятся декорации. Здание Большого театра углубится в землю на 26 метров, в старом-новом здании даже найдется место огромным конструкциям декораций – их опустят на третий подземный уровень. Под землю упрячут и Камерный зал на 300 мест. После реконструкции Новая и Основная сцены, которые находятся на расстоянии 150 метров друг от друга, соединятся между собой и с административным и репетиционным зданиями подземными переходами. Всего театр будет иметь 6 подземных ярусов. Хранилище будет перенесено под землю, что позволит привести задний фасад в надлежащий вид.
Читать еще: Снится видеть храм. Сонник психолога Г
Ведутся уникальные работы по укреплению подземной части театральных сооружений, с гарантией от строителей на ближайшие 100 лет, с параллельным размещением и современным техническим оснащением паркингов под главным зданием комплекса, что даст возможность разгрузить от машин сложнейшую развязку города – Театральную площадь.
В историческом интерьере здания будет воссоздано все, что было утрачено в советские времена. Одна из основных задач реконструкции восстановить первоначальную, во многом утраченную легендарную акустику Большого театра и максимально удобным сделать покрытие сценического пола. Впервые в российском театре пол будет меняться в зависимости от жанровой принадлежности показываемого спектакля. У оперы будет свой пол, у балета – свой. По технологическому оснащению театр станет одним из лучших в Европе и мире.
Здание Большого театра является памятником истории и архитектуры, поэтому значительную часть работ составляет научная реставрация. Автор проекта реставрации, заслуженный архитектор России, директор научно-реставрационного центра «Реставратор-М» Елена Степанова.
По словам министра культуры РФ Александра Авдеева, реконструкция Большого театра будет завершена к концу 2010 – началу 2011 года.
БОЛЬШОЙ ТЕАТР
Смотреть что такое «БОЛЬШОЙ ТЕАТР» в других словарях:
Большой Театр — Здание Основной сцены Большого театра Место нахождения Москва, Координаты 55.760278, 37.618611 … Википедия
Большой театр — Большой театр. Москва. Большой театр (Государственный академический театр оперы и балета России) (, 2), крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. История Большого театра восходит к 1776 (см. ). Первоначальное название Петровский … Москва (энциклопедия)
Большой театр — Государственный академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский театр оперы и балета, крупнейший центр русской, советской и мировой музыкальной театральной культуры. Современное здание театра построено в 1820 24… … Художественная энциклопедия
Большой театр — Большой театр. Театральная площадь в день открытия Большого театра 20 августа 1856 . Картина А. Садовникова. БОЛЬШОЙ ТЕАТР Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
БОЛЬШОЙ ТЕАТР — Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К.… … Русская история
БОЛЬШОЙ ТЕАТР — Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О.И. Бове; реконструировано в 1856, архитектором А.К.… … Современная энциклопедия
БОЛЬШОЙ ТЕАТР — Государственный академический (ГАБТ), Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1825 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К. Кавос). Ставились иностранные и первые русские оперы и балеты М. И. Глинки, А. С.… … Большой Энциклопедический словарь
Большой театр — У этого термина существуют и другие значения, см. Большой театр (значения). Большой театр … Википедия
Большой театр — БОЛЬШÓЙ ТЕÁТР, Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский муз. т р, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии нац. традиций балетного иск ва. Его возникновение связано с расцветом рус.… … Балет. Энциклопедия
БОЛЬШОЙ ТЕАТР — Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, старейший рус. муз театр, крупнейший центр муз. театральной культуры, здание к рого являлось также местом проведения съездов, торжеств. заседании и др. обществ. мероприятий. Осн … Советская историческая энциклопедия
Источники:
http://russian7.ru/post/bolshoy/
http://ria.ru/20100118/205070789.html
http://lingvostranovedcheskiy.academic.ru/53/%D0%91%D0%9E%D0%9B%D0%AC%D0%A8%D0%9E%D0%99_%D0%A2%D0%95%D0%90%D0%A2%D0%A0