Когда появился первый профессиональный театр. О нас

Слово «театр» известно всем, даже самым маленьким детям. Кто из нас не любил ходить в кукольный театр, где безликие игрушки вдруг оживали в умелых руках кукловода и превращались в волшебные живые существа…. Повзрослев, мы, выбирая между театром и кино, зачастую предпочитаем последнее. Но только в театре можно почувствовать живую силу, исходящую от актеров, только театр может захватить зрителя своим великолепием.

Как же он появился?
Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н.э. Его появление было связано с состязаниями певцов, поэтов и актеров в честь праздника бога Диониса. Для зрителей не были предусмотрены особые удобства, но их это не смущало, и они рассаживались на холме, чтобы наблюдать за состязаниями. Для актеров были сделаны деревянные подмостки, которые, однако, были позднее заменены более удобную арену.

Участники состязаний показывали свои выступления на сцене, окруженной низкой стенкой, благодаря которой можно было спрятать пока ненужный реквизит и декорации. Для выступающих была предусмотрена и палатка, где можно было переодеться. Так как праздник был посвящен Дионису, нет ничего удивительного, что в центре площадки стоял жертвенник богу, и все действие разворачивалось вокруг него.

Чуть позже древнегреческий театр изменился. Зрители, наконец, смогли занять «настоящие» места – для них были сооружены сидения из мрамора (для почетных гостей) и из камня (для зрителей попроще). Среди зрительских мест располагались резонирующие сосуды, обеспечивавшие усиление звука.

В Риме первый каменный театр появился только в 55 году до н.э. До этого актеры и зрители довольствовались лишь временными деревянными постройками.

Спектакли прошлых лет мало походили на то, что мы понимаем под спектаклем сегодня. На сцене мог быть только один актер, менявший маски и игравший сразу несколько ролей. Необходимость масок была обусловлена большими размерами театров, вмещавших десять, а то и семнадцать тысяч человек. Разглядеть черты лица актера с далекого расстояния было практически невозможно, и маски легко решали эту проблему. Актеры Древней Греции были людьми уважаемыми, только свободный мужчина мог стать актером, в отличие от римских «коллег». Римские же актеры были выходцами из среды рабов или вольноотпущенных.

В древнегреческих театрах в основу представлений были положены мифы, трактовавшиеся по-своему актерами и авторами пьес. Римский театр практически полностью перенял сюжеты из греческой драматургии, обработав их для римских зрителей.

Расцвет древнегреческой драматургии приходится на пятый век до н.э. Это были времена Эсхила, Софокла и Еврипида. В развитие римского театра большой вклад внес грек Ливий Андроник, обучавший греческому и латинскому языку сыновей римской знати. Известен также Гней Невий, достигший славы благодаря своим комедиям. Представителями следующих поколений римских драматургов были Тит Макций Плавт, Публий Теренций, а затем Гораций и Сенека.

Когда появился первый профессиональный театр. О нас

«В августе 1756 года Елизавета издала указ об официальном создании на Руси театра: «Повелели мы ныне учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать головкинский каменный дом. А для оного повелено набрать актёров и актрис: актёров из обучающихся певчих и ярославцев в Кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение ещё к ним актёров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число. »

Читать еще:  Джонни Депп и Эмбер Херд: разбитое сердце.

То было знаменательное для русской культуры событие. С этой даты, 30 августа 1756 года, и ведёт точку отсчёта наше профессиональное искусство театра.

Поначалу всё казалось радужным. Директором Российского театра был назначен Александр Петрович Сумароков. На содержание труппы отпускали деньги. Для наблюдения за театральным зданием был определён специальный надзиратель — бывший копиист Дьяков, получивший в связи с новым назначением (как об этом сообщал указ) чин армейского подпоручика.

Спектакли должны были быть платными, общедоступными.

Труппа определялась небольшая — всего двенадцать человек, но разрешалось набирать новых актёров и даже актрис.

Вскоре по городу стали рассылаться афиши, которые сообщали, что труппа Российского театра начинает свои выступления и что пропуск будет по билетам; «в партер и в нижние ложи билетам цена 2 рубли, а в верхние ложи рубль. Билеты будут выдаваны в доме, где Русский театр, на Васильевском острову в Третьей линии на берегу большой Невы в головкинском доме. Выдача билетов прежде представления кончится в четыре часа пополудни, а представление начнётся в шесть часов, о чем желателям оное видеть объявляется. Господские и протчие гражданские служители в ливрее ни без билетов ни с билетами впущены не будут».

Но прошли первые спектакли, и радужное настроение начало постепенно рассеиваться. Из восьми предназначенных к театральной деятельности певчих способными оказалось всего четверо. Под предлогом «неимения места» их пришлось отпустить, и они вынуждены были бить челом императрице о «всещедром» её призрении. Из четверых же других один, по-видимому самый способный, — Пётр Сухомлинов незадолго до организации театра попал под караул. Он украл из покоев А.Г. Разумовского золотую табакерку, осыпанную бриллиантами, разломал её, часть бриллиантов поменял на клавикорды, несколько других продал «да отдал долгу два рубля, купил двое чулки нитяные, а протчия на булки, на яблоки» издержал. Кражу обнаружили, и он не только (как хотел просить о том Разумовского) обратно ко двору не попал, но и не был на первых порах взят в труппу Российского театра.

Таким образом, вначале под руководствам Сумарокова актёров оказалось всего семеро : Фёдор и Григорий Волковы, Дмитревский, Попов, Уманов, Сичкарёв и Татищев. Набрать же новых комедиантов и комедианток удалось не сразу. Да и на содержание новых актёров понадобились бы дополнительные средства. А денег явно не хватало.

Императрица приказала выдавать на содержание театра всего 5000 рублей в год. Из них 1000 рублей предназначалась на жалованье директору, а 250 — надзирателю. Выручка же от продажи билетов шла в казну. Впрочем, выручка от спектаклей была небольшая. Театр на Васильевском острове посещался плохо. Да и билеты по тем временам были дорогие. Те же, кому они были по карману, предпочитали попадать на придворные зрелища во дворцовых театрах, которыми по-прежнему были заполнены вечера «весёлой Елисавет».

Читать еще:  М горький периоды творчества и ранние рассказы. А.М

Русским актёрам ни о каком соревновании с подвизающимися при дворе иностранными труппами, получавшими плату по 20-25 тысяч рублей в год, и думать не приходилось. Русский театр не имел даже постоянных музыкантов и вынужден был довольствоваться оркестром, обслуживавшим придворные маскарады.

Положение актёров тоже было не из лучших. Скудное жалованье, которое они получали, выдавали им с перебоями. Положение в обществе они занимали низкое. Жили в том же, сыром и тёмном, головкинском доме. Денег на мало-мальски приличные еду и одежду им не хватало. Тут было на что сетовать Сумарокову. Прошло всего четыре месяца после учреждения Российского театра, а он уже с отчаянием писал всесильному фавориту Елизаветы И.И. Шувалову: «. я сижу, не имея платья актерам, будто бы театра не было. Помилуйте меня и сделайте конец, милостивый государь, или постарайтесь меня от моего поста освободить. »

За этим письмом последовали другие, ещё горше и отчаяннее:

«Никто не может требовать, чтобы русский театр основался, ежели толикия трудности не пресекутся» (29 апреля 1757 года).

«Нет ни одного дня комедии, в которой не только человек не был возмущен в таких обстоятельствах, ангел бы поколебался. Жаль только тово, что. не можем работать, да и актёров ни актрис сыскать без указу нельзя, а которые и определены. отходом мне стращают» (7 января 1758 года).

«От начала учреждения театра ни одного представления ещё не было, которое бы миновалося без превеликих трудностей, не приносящих никому плода» (19 мая 1758 года).

При таких «хлопотных и всем бесполезных обстоятельствах», делал удручающий вывод Сумароков, он «лишён всех поэтических мыслей» и не может «ничего зачать к удовольствию двора и публики».

И вероятно, не окажись в труппе человека уравновешенного, энергичного, не менее Сумарокова любящего театр, но куда более жизнестойкого, умеющего преодолевать препятствия, вряд ли бы Российский театр сумел устоять.

Фёдор Григорьевич Волков стал не только исполнителем главных ролей, но и ближайшим помощником директора Российского театра. Все тяготы, о которых писал Сумароков, ложились прежде всего на него.

В результате неустанных хлопот Сумарокова Российскому театру в 1757 году было разрешено играть сначала по четвергам, а потом и в те дни, «когда опер, французских комедий и интермедий представлено не будет», не только в головкинском доме, но и на придворной сцене — в принадлежащих императрице «городовых» зданиях.

Представления и здесь были платными, публичными. Об этом извещало объявление, помещенное в тот год в «Санкт-Петербургских ведомостях»: «По четверткам будут на Большом театре, что у летнего дому, представляемы русские трагедии и комедии, и будут зачинаться всегда неотменно в шесть часов пополудни. Цена та ж, которая была прежде».

Русская труппа смогла вздохнуть свободнее».

95 лет назад в России появился первый профессиональный театр кукол

Впечатляющий юбилей справляет первый в России театр марионеток. 95 лет назад впервые в России на этой сцене кукол стали водить, дергая за ниточки. Санкт-Петербургский театр марионеток им. Е.С.Деммени — первый в России профессиональный театр кукол. Он организован в 1919 году.

Читать еще:  Где родился сервантес город. Биография Сервантеса

Сложно поверить, что подвижная детвора сможет усидеть на месте даже минуту, не говоря о том, что посмотрит от начала до конца часовое представление. Но как только из-за кулис выглядывают куклы, становится понятно: дети даже не заметят, как пролетит время.

«Мне понравилось, как муха танцевала, и комарик пел и играл на своей скрипке», — говорит маленькая зрительница.

Всё это — их умелых рук дело. Артисты кукольного театра, одетые во все чёрное, прячутся под самым потолком и энергично дёргают игрушки за ниточки. Но только на первый взгляд легко быть кукловодом. Нужны месяцы, а кому-то – годы тренировок.

«Дублерша моя стала плакать, залезать под рояль, а потом ушла, не сумела работать», — говорит Фаина Костина, народная артистка России.

Актеры к своим куклам относятся, как к музыкальным инструментам. Нитки — это струны, дернув одну из которых, можно заставить персонаж делать то или иное действие. Без ловкости рук не обойтись. К примеру, марионетка может парить в воздухе, стоять, либо садиться.

95 лет назад всё началось с ручных кукол, купленных актером-любителем Евгением Деммени в комиссионном магазине на Невском проспекте. Так появился в России первый профессиональный театр кукол.

«Евгений Сергеевич в молодости любил именно Петрушек. Это была, видимо, дань тому, что он увидел в раннем детстве представление Петрушки, он с мамой ездил в Париж и там посмотрел театр Петрушки. Он произвел на него неизгладимое впечатление, и он, будучи уже кадровым военным, вспомнил свое увлечение детства, и взял, и создал театр», — рассказывает Фаина Костина.

Актриса Фаина Костина работает с куклами 54 года, является хранительницей музея уникальных марионеток — это авторские работы знаменитых скульпторов и резчиков по дереву. Многие игрушки прошли через ее руки: Чебурашка, Мальчик-с-пальчик, Чипполино, Лиса Алиса, Поросёнок Наф-Наф.

«Люблю театр, без него жить совершенно не могу. Работается мне хорошо, актеры у нас хорошие, умелые, они с нами обращаются нежно, никогда нас не бросают, чтобы мы не поломались», — говорит поросенок Наф-Наф голосом Фаины Костиной.

Если в 1919 году в труппе было всего 18 деревянных артистов, то сейчас — около тысячи: и перчаточных, и тростевых, и планшетных. Современные представления все больше становятся похожими на разноцветные мультфильмы с 3D- эффектами.

«Есть некое смешение и кино, и реальности, и театра кукол, и живого плана; получается абсолютно новая, какая-то космическая история, которая непонятно откуда берется, непонятно куда исчезает», — говорит актер Санкт-Петербургского государственного театра марионеток им. Е.С. Деммени Митя Тарасевич.

К юбилею достали почти 80-летнего Петрушку и 50-летнюю царевну из спектакля по сказке Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Несмотря на свой, по человеческим меркам, солидный возраст, куклы всегда готовы выйти на сцену, чтобы вновь и вновь радовать маленьких зрителей.

Источники:

http://www.znaikak.ru/bornteatr
http://vikent.ru/enc/3428/
http://www.1tv.ru/news/2014-04-11/47930-95_let_nazad_v_rossii_poyavilsya_pervyy_professionalnyy_teatr_kukol

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гараж открыт