Культура Китая многих привлекает своей загадочностью и оригинальностью. Огромная восточная держава, долгое время развивающаяся изолированно от других стран мира, манит своей непредсказуемостью и умением сохранять культурные ценности и поддерживать традиции.
Одним из главных достижений китайской духовной культуры можно по праву считать философско-религиозное учение – конфуцианство.
Основоположником и основателем данного учения является китайский ученый пятого века до н. э. Кун Фуцзы. Его имя дословно переводится с китайского языка как «мудрый учитель Кун», а в европейской транскрипции оно передается как Конфуций. Именно под этим именем и вошел в историю мудрец, положивший в основу своей философии этические и нравственные принципы поведения, которые не потеряли своей актуальности по сей день.
В основу учения легли отношения между людьми и государством, между людьми, принадлежащими к разным слоям общества и между всеми гражданами страны в целом.
Философию Конфуция нельзя считать в строгом смысле этого слова религией, хотя оно и было принято к действию еще при жизни мудреца и стало государственной религией. На самом деле его нужно рассматривать как побуждение к действиям, нормализующим отношения внутри государства, отношения между правящими силами и народом. Это особое мировоззрение, позволяющее гармонизировать свое видение природы и человека, и общества.
Жизнь великого мудреца Конфуция
6–5-й века до нашей эры были сложным временем для Китайской империи: это был период междоусобиц и жестокой борьбы за власть. Феодалы, в своем стремлении захватить земли и усилить свою власть и влияние, не обращали внимания на нужды и горести простых людей. Крестьяне нищали и разорялись. Будущий ученый Кун Фуцзы родился в знатной, но потерявшей все свое богатство семье, рано стал сиротой и не имел средств на жизнь. Он жил очень скромно, поэтому не понаслышке знал о трудностях жизни бедных людей, поэтому в своих ранних проповедях старался открыть глаза на несправедливость происходящего вокруг.
В юном возрасте ему повезло: судьба дала шанс попасть в государство Чжоу, где его приняли на работу в старое книгохранилище, там он и встретил ученого Лао-цзы, основателя учения даосизм. Конечно, никто в наше время не знает о сути их бесед, но они явно способствовали становлению ученого и философа. По возвращении в свой родной город Цюйфу Конфуций основал свою собственную школу. Интересен тот факт, что почти все его ученики стали видными политическими деятелями.
Что лежит в основе отношений между людьми?
Существует древняя притча о Конфуции и его учениках. Однажды самый любознательный ученик спросил мудрого учителя, есть ли такое понятие, опираясь на которое можно прожить всю жизнь, не вступая в конфликт с окружающими.
Мудрец не долго думал, он сразу ответил: «Да, такое понятие существует. Это снисходительность. Как бы высоко ты ни стоял, будь снисходительнее к окружающим. Как бы низко ты ни пал, тем более будь снисходителен к тем, кто сейчас смеется и позорит тебя. Пойми, что все люди в равной мере обладают как благородными, так и низкими качествами, и мы, чтобы не разочаровываться в окружающих, должны быть снисходительными к их слабостям».
Мудрость книги «Лунь Юй»
Книга, написанная Конфуцием, хранит все его высказывания и постулаты учения. Нельзя сказать, что он сам собирал и хранил свои поучения, нет, их по крохам собирали его ученики и уже после смерти ученого поместили в сборник. Но в этом сборнике можно найти ответы на все вопросы, касающиеся управления государством и правил поведения любого человека в обществе.
Именно жизненный путь самого мудреца стал основой и образцом для каждого последующего молодого поколения. Опираясь на его видение постепенного становления самостоятельного человека, не один благородный муж корректировал свою жизнь.
- 15 лет – стремление к учению и образованию;
- 30 лет – приобретение самостоятельности;
- 40 лет – получение твердых убеждений, становление мировоззрения,
- 50 лет – осознание себя человеком и понимание того, какие цели ставит перед тобой небо,
- 60 лет – приобретаешь умение читать в сердцах и умах людей, никто не сможет обмануть тебя;
- 70 лет – понимание гармонии Вселенной, следование за ритуалами, ниспосланными небом.
Читать еще: Шуберт история жизни. Биография шуберта франца
Учение великого Конфуция до сих пор является образцом для поведения граждан Китайской Республики.
Этические принципы конфуцианства
В основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, – это воспитание человека. То есть на первое место в становлении сильного государства выходит человеческий фактор.
Самым трудным же в этом было заставить людей действовать как должно, поскольку каждый человек ленив по своей натуре и, даже понимая, что живет и действует неправильно, не хочет заниматься перевоспитанием себя самого. Кроме того, трудно изменить уже устоявшиеся взгляды и взглянуть на мир по-другому.
В деле перевоспитания своих соотечественников великий философ опирался на культ предков. В Китае очень долго сохранялся культ предков, и в каждой семье можно было встретить алтарь, на котором курились благовония и в трудные минуты обращались к помощи предков, мудрых и все понимающих. Давно умершие являлись образцом для подражания, неким эталоном правильного поведения, поэтому Конфуций и обратился к исконной национальной религии в деле становления нового гражданина.
Кратко об основных принципах конфуцианского учения
Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.
Что включает в себя понятие «человеколюбие» по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям без исключения, уметь внушать доверие и быстро принимать решения в трудных ситуациях.
Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.
Второй принцип, гуманизм, включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.
О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе.
Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.
Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.
И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.
Ответ справочной службы русского языка
Китайские личные имена, состоящие из трех частей (типа ), пишутся в два слова. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и более поздние издания).
Дефисное написание рекомендовалось «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 г., сейчас они в некоторых аспектах не соответствуют практике письма.
Чему учил Конфуций?
Конфуцианство, Конфуций — знакомые почти каждому человеку слова. Однако что скрывается за ними? Кто такой Конфуций и что означает слово «конфуцианство»? Сегодня мы постараемся в этом разобраться.
Конфуций, или Кун-Цзы — древний китайский философ, живший в 6-5 веках до н.э. Известен своими многочисленными рассуждениями и афоризмами, посвященными небу и земле, жизни человека и его качествам, которыми он должен обладать и т.д., что в итоге было систематизировано его учениками в едином сборнике под названием «Лунь Юй» — «Беседы и суждения».
Современный Китай до сих пор в своем развитии основательно опирается на учение Конфуция. Давайте разберем некоторые особенности, которые являются важными для понимания конфуцианства:
1. Самое известное «сяо» — сыновняя почтительность : относись с почтением к старшему. Здесь важно отметить, что речь идет не только об отношениях внутри семей, но и о внутригосударственном устройстве. Знай свое место и относись с почтением ко всякому, кто старше тебя (и это относится не только к возрасту).
2. Образование . Нужно стремиться к знанию всегда, но помимо этого важно также это знание использовать: «Учиться и время от времени реализовывать узнанное — разве это не приятно?» — этим афоризмом начинаются «Беседы и суждения».
3. Цзюнь — Цзы — благородный, сын правителя. Это идеал Конфуция, идеал во всем. Данное понятие применимо к высокоморальному, гуманному и благородному человеку. Он справедлив, почтителен, образован. То есть, сочетает все те качества, о которых говорил Конфуций.
Читать еще: Грасиан бальтасар. Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп
Конфуций не только был философом, он также был и учителем. Чему же он обучал? У него было огромное количество учеников, которых Конфуций готовил к чиновничьей службе. Все они были обязаны руководствоваться всеми принципами, о которых говорил Конфуций: поступать правильно, уметь слушать и слышать других, уважать их, не рисковать и поступать обдуманно; то есть, действовать во благо государства и грамотно управлять им.
Однако не все ученики Конфуция смогли стать такими «цзюнь — цзы», какими он хотел их видеть. Для учителя было недопустимо то, что ученики нарушали какие-либо принципы, которым он их обучал. Когда один из его учеников на чиновничьем посту повысил налоги, Кун-Цзы воспринял это отрицательно: «Цю не мой ученик! Бейте в барабан и выступайте против него!» Неудивительно, что сам Конфуций не занимал какую-либо серьезную чиновничью должность.
Принципы Конфуция — это дорога, по которой Китай должен был пройти, чтобы стать гармоничным и идеальным государством. «Если бы меня взяли на службу, в течение 12 месяцев я навел бы порядок, а за три года все было бы в совершенстве. «
Стоит заметить, что поначалу идеи Конфуция не воспринимались кем-либо всерьез и далеко не сразу стали моделью, по которой должен был развиваться Китай. Однако из всех философских течений именно оно нашло свое отображение и применение в жизни китайского народа.
Великий мудрец ушел из жизни, оплакиваемый своими учениками, которые во время траура даже жили возле его могилы, и именно благодаря им были созданы последующие труды, в которых и были собраны, как уже было сказано, основные идеи учителя.
Чем же является конфуцианство? Нельзя сказать, что это религия, потому что Конфуций не обожествлял власть императора и не высказывал никаких мыслей насчет божественного правления. Вместе с тем Конфуций активно внедрял теорию «дао» — путь человека: «Кто утром познал дао, вечером может умереть» и т.д. В конфуцианстве «дао» означает прежде всего высокоморальное и нравственное поведение человека. Тем не менее, конфуцианство в некотором смысле заменило религию, поэтому некий религиозный оттенок все же присутствует. Также конфуцианство является философией, идеологий. Вопрос о том, чем же является конфуцианство, и сейчас является спорным. Конфуцианство — это огромный фундамент, на котором основывается китайская цивилизация.
Конфуций: жизнь и учение
О нём написаны сотни книг, его имя часто встречается в китайском народном фольклоре. Он не просто знаменитый философ эпохи Чжоу в истории древнего Китая. Прежде всего, он – великий мыслитель, намного опередивший своё время. Он – Учитель Кун. Кун Фу-цзы. Конфуций.
Кто такой Конфуций, что сделал
Итак, Конфуций или, точнее, Кун Фу-цзы – древний китайский мыслитель, проповедник и философ, основатель одного из трёх главных, наряду с даосизмом и буддизмом, этико-религиозных учений – конфуцианства, положенного в основу целой философской системы. Со временем это учение обрело статус мировоззрения и государственной идеологии. Оно давно и прочно входит в комплекс религиозных верований ряда дальневосточных государств и стран Индокитая – Китая, Кореи, Японии, Вьетнама и других.
В некоторых современных трудах по истории классической восточной философии Конфуций именуется просто Учителем, а к числу его несомненных заслуг относят основание университета и систематизацию древних летописных хроник, собранных в разных концах современного ему раздробленного феодального Китая.
Великий китаец первым сформулировал знаменитое отрицание: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе», также известное как золотое правило нравственности, но уже со знаком «плюс» – «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Это правило впоследствии легло в основу античной философии и многих мировых религий, равно авраамических и дхармических. Очевидно влияние взглядов Конфуция на Христа.
Жизненный путь Конфуция
Конфуций был сыном знатного военного Шулян Хэ и происходил из родовитой, но обедневшей семьи Кун. Матерью Конфуция была Янь Чжэнцзай, 17-летняя наложница 63-летнего Шулян Хэ.
Рано лишившись отца и матери, Конфуций в полной мере познал нужду, был вынужден много работать, что, безусловно, сыграло исключительно положительную роль в его дальнейшей судьбе.
Уже в ранней молодости у него открылся талант преподавания, вследствие чего очень скоро вокруг Конфуция собралась целая школа, насчитывавшая более трёх тысяч учеников – ровесников Учителя или немногим младше, или же чуть старше его.
Огромная популярность его школы объяснялась тем, что педагогическая доктрина Конфуция была построена на справедливом принципе равноправия для всех без исключения его учеников – обучение вне какой-либо зависимости от происхождения учащегося за очень символическую плату, «связку сушёного мяса».
Читать еще: Музыкальный спектакль по пдд.
Сам Учитель подчёркнуто идентифицировал своё учение с мудростью древних «святых-совершенномудрых» (шэн) – в частности, императоров Яо и Шунь, выраженной в «Шу цзине» («Книга истории») и «Ши цзине» («Книга песен»).
А в 50 лет он попытался сделать карьеру «государева человека» в китайском царстве Лу. Однако, будучи, несомненно, добродетельным и умным, но бесхитростным, из-за дворцовых интриг Конфуций был вынужден бежать и 13 лет скитаться по соседним китайским царствам.
Вернувшись в итоге на родину, Конфуций благополучно закончил свои дни в кругу близких родственников.
Основные труды Конфуция
Конфуций полагал, что его частная миссия состоит в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь) – этим он руководствовался, когда редактировал и комментировал «Шу цзин» и «Ши цзин» – рукописные памятники древнего китайского прошлого.
Конфуций считается автором философских комментариев «Чжоу и» («Книга перемен») и первой погодичной хроники «Чунь цю» («Вёсны и осени»). К слову сказать, исходя из этой летописи, китайские историки новейшего времени различают одноимённый период «Вёсен и осеней» в истории эпохи Чжоу – с 722 по 481 годы до н.э.
А философские взгляды Конфуция нашли отражение в составленном последователями сборнике «Лунь юй» («Суждения и беседы»), содержащем мысли и высказывания как самого Учителя, так и авторов этого сборника – его учеников. В России этот сборник под редакцией П.С. Попова, бывшего сотрудника русской дипломатической миссии в Пекине, впервые увидел свет в 1910 году и назывался «Изречения Конфуция, учеников его и других лиц».
Ученики
Из трёх тысяч учеников Конфуция ближайшими, из числа наиболее одарённых, избранных им самим, считаются 77; в свою очередь, по именам из них известны не более 26, а любимым учеником его был некто Янь-юань. Из прочих до настоящего времени также дошли имена учёных Цзэн-цзы и Ю-жо, внесших свой посильный вклад в древнюю китайскую философию.
К слову об учёных. Современные академические источники определяют учеников школы Конфуция как учёных-интеллигентов (жу); предполагается также, что, как и сам Конфуций, все они были потомками правящей верхушки государства Шань-Инь, павшего под ударами «менее культурных», воинственных чжоусцев в XII – XI веках до нашей эры.
Краткие сведения о китайском философе Конфуции
Согласно изысканиям учеников Конфуция и поздних последователей конфуцианства в его родословии, Конфуций являлся потомком иньского императора Ди И, правившего в 1101-1076 гг. до н.э., точнее, его сына Вей-цзы.
Среди интересных подробностей личной жизни Конфуция в сборнике «Лунь юй» упоминается его сын Бо Юй.
По сведениям, не имеющим документальных подтверждений и носящих скорее легендарный характер, в юности Конфуций встречался с не менее легендарным китайским мудрецом и философом Лао-цзы, основоположником даосизма, что впоследствии дало основание оппонентам Конфуция и его школы считать Учителя только последователем Лао-цзы и не более того, принизить его роль в истории и культуре древнего Китая.
Дошедшие до настоящего времени сведения о Конфуции, о самой его жизни и деятельности во многом сильно искажены и даже мифологизированы – данный тезис подтверждается, например, самим фактом существования «конфуцианского» цикла в китайском народном фольклоре – всех этих бесчисленных сказок, былин и устных преданий, в которых ему всегда отводится главное, ключевое место.
Культ Конфуция начался в Китае уже через год после смерти Учителя и продолжается до сих пор: теперь в Поднебесной то и дело проводятся конфуцианские конгрессы, существует «именная» премия Конфуция – за успехи в образовательной сфере, а в 2009 году в стране прошли грандиозные торжества, посвящённые 2560-летию со дня рождения великого китайского мыслителя.
В Западную Европу идеи конфуцианства проникли много позже, только в XVII столетии, с возникновением моды на всё китайское и вообще на ориентализм.
Годы жизни
Конфуций или Кун-цзы родился в 551 или 552 году, а умер в 479 году до н. э., за несколько лет до окончания периода «Вёсен и осеней» эпохи Чжоу.
Где родился и жил
Считается, что Конфуций родился в Цюйфу, в настоящее время городской уезд городского же округа Цинин провинции Шаньдун Китайской Народной Республики, где и жил, в царстве Ли, там же и умер.
В то же время в ряде источников говорится о том, что мать Конфуция Янь Чжэнцзай была вынуждена покинуть дом его умершего отца Шулян Хэ вскоре после смерти последнего и вернуться с полуторагодовалым сыном на руках в родной ей Цюйфу.
Несомненно одно, большую часть своей жизни Конфуций прожил именно в Цюйфу, в царстве Ли, за исключением тех 13 лет, когда он был вынужден скитаться по соседним китайским царствам.
В Цюйфу же до сих пор проживают и его потомки.
Источники:
http://mychinaexpert.ru/osnovnye-idei-konfucianstva/
http://zen.yandex.ru/media/id/59f4a8ce9d5cb350051c973a/5b24fd732b586f00a92986b5
http://mykitai.ru/strana/istoriya/konfutsij-zhizn-i-uchenie.html