В конце 1990-х годов немецкие инноваторы и пионеры электронной музыки Kraftwerk подали судебный иск к певице Сабрине Сетлюр. Группа посчитала незаконным использование сэмплов композиции 1977 года «Metall auf Metall» в треке Сабрины «Nur Mir» 1997 года. В треке использовалась двухсекундная вставка из композиции Kraftwerk, но электронщики были непреклонны — сэмпл использовался без разрешения с их стороны. Спустя более 20 лет Европейский суд наконец-то поставил точку в споре, встав на сторону Kraftwerk, о чём стало известно из публикации на сайте Billboard.
Рассмотрение дела шло с рядом сложностей. Европейский суд долгое время не мог встать на чью-либо сторону. С одной стороны, если сэмпл Kraftwerk изменён так, что оригинальное произведение в нём трудноразличимо, то факта нарушения нет. С другой стороны, если сэмпл хорошо узнаваем (а он хорошо узнаваем), то Сабрина Сетлюр обязана выплачивать отчисления автору оригинальной музыки. После долгих метаний суд всё же встал на сторону Kraftwerk, а представители Сабрины подали аппеляцию. Дело было передано в Федеральный верховный суд Германии для дополнительного анализа.
Kraftwerk — Metall auf Metall
Sabrina Setlur — Nur Mir
https://www.youtube.com/watch?v=_KQLxP-UX_Y
Немецкие правоохранители провели собственное исследование обеих композиций, чтобы определить факт незаконного заимствования. Летом 2019 года дело вернулось в Европейский суд, который 29 июля 2019 года вынес окончательный вердикт, признав, что сэмплирование даже секундного отрезка чьей-либо музыки должно происходить только с разрешения правообладателя. Причина такого решения в том, что сэмплирование воспроизводит работу другого музыканта и является фактом распространения его произведения, а значит должно проводиться только с разрешения автора оригинальной музыки.
По словам Рафаэллы Де Сантис, юриста британской фирмы Harbottle & Lewis, победа Kraftwerk в суде может оказать большое влияние на судебную систему всего Европейского Союза в отношении авторских прав. Сейчас законы ЕС никак не регулируют понятие «сэмпл» и не устанавливают критерии, по которым можно чётко описать правомерность использования сэмплов в собственной музыке. Победа Kraftwerk создаёт прецедент на территории ЕС, благодаря которому копирование даже секундного отрезка должно происходить только с разрешения владельца авторских прав на оригинальную музыку.
Де Сантис отмечает, что решение суда станет приятной новостью для всех правообладателей. Вместе с тем, замечает девушка, постановление суда может оказать что приведёт к уменьшению количества интересных композиций.
Про Kraftwerk и суды
Оборудование Kraftwerk: 7 устройств, доказывающих технологическую инновационность немецких электронщиков
Интернет-пользователи обвинили Childish Gambino в плагиате, но судов и разборок не будет
Встретимся в суде: 7 самых громких судебных разбирательств с музыкантами
Compress ‘Da Audio: как появилось музыкальное пиратство в Интернете
What's Your Reaction?
Источник: