1. Джузеппе Верди — не просто великий итальянский композитор. Он фактически хозяин мировой оперной сцены , поскольку из тридцати его опер как минимум двадцать три вот уже 200 лет постоянно держатся в театральном репертуаре. Каждый вечер хотя бы в одном из театров мира исполняется его опера. Такого рекорда не достигал ещё ни один композитор.
2. Верди — самый народный оперный композитор. То есть он лидирует по количеству мелодий, которые у всех на слуху. В его время они звучали из всех уличных шарманок.
3. Верди в переводе с итальянского означает «зеленый».
4. Основа почти всех его опер — мелодрама. Верди захватил публику страстью и остротой драматических ситуаций. Его принципы —
- максимально драматично
- максимально просто
- максимально ярко.
5. Вердиевские певцы — это каста вокалистов-экстремалов с сильными и эмоционально яркими голосами, способных максимально форсировать звук, переходить с пения на шёпот, крик или рыдания. От них требуются хорошие актёрские способности.
6. При том, что Верди стал очень популярным в Италии уже после его третьей оперы («Набукко»), никто не подвергался такой уничижительной критике, как он. Почти всю жизнь его обвиняли в вульгарности, тривиальности, дурном вкусе и отсутствии композиторского мастерства.
7. Верди был родом из деревни, всю жизнь называл себя крестьянином, и главной его мечтой было стать землевладельцем и заниматься сельским хозяйством.
Для воплощения этой цели он в течение десяти лет каторжного труда в режиме аврала написал шестнадцать опер, стал популярным композитором в Италии, и, наконец, заработал достаточно средств, чтобы купить роскошный дворец в Буссето и огромные угодья вблизи родной деревни. Чуть позже он приобрел также имение Сант-Агата, построил там новый дом, завёл солидное хозяйство с полями пшеницы, кукурузы, виноградниками, сыродельней, винодельней, конюшней, фермой и прекрасным садом.
Но именно после того, как он достиг этой своей цели, он написал главные шедевры, начиная с «Риголетто» и «Травиаты». А тех шестнадцати в спешке написанных опер стеснялся потом всю оставшуюся жизнь.
8. В юности Верди пытался поступить в Миланскую консерваторию, но приемная комиссия не усмотрела в нём музыкальных способностей и дала ему отказ. Теперь эта консерватория носит его имя)
9. Все музыкальные науки Верди освоил в процессе своей оперной карьеры. В каждой новой опере он делал шаг вперед. В «Отелло» , которого он написал в 74 года, он достиг совершенства как оперный композитор. Это его лучшее сочинение, безоговорочный шедевр.
10. Верди обладал безошибочным чувством сцены. Он точно знал, как и чем увлечь зрителя и никогда не ошибался. Поэтому на какую бы оперу вы не пришли, вам никогда не будет скучно, а музыка захватит вас с головой (при условии хорошего исполнения, конечно).
11. Первые оперы Верди на тему угнетения и освобождения попали в резонанс с национально-освободительным движением в Италии , поэтому имя Верди всегда было связано с политикой. Он был избран в парламент Италии, а позже в сенат, но присутствовал там только номинально.
1 2. Сочинение опер было для Верди болезненным процессом в буквальном смысле: как правило он заболевал ангиной, как только садился за новую оперу. Слово «соматика» врачам того времени, вероятно, не было знакомо.
13. В 23 года он счастливо женился. Но уже спустя два года он похоронил двоих своих маленьких детей, а ещё через год стал вдовцом. Эта травма наложила глубокий отпечаток на его характер.
14. После этой утраты Верди больше 50-ти лет прожил (сначала в гражданском, а потом официальном браке) с известной оперной певицей Джузеппиной Стреппони.
Вне брака у них родилось двое детей, которых они сдали в приют из соображений общественной морали. Дети были усыновлены семьями из ближайшего городка.
Уже пожилыми людьми Верди и его супруга они взяли на воспитание и удочерили семилетнюю девочку (родственницу), которая стала наследницей состояния Верди после его смерти.
15. Свою оперу «Силы судьбы» Верди написал по заказу дирекции Русских императорских театров. Он получил за неё огромный гонорар и императорский орден Святого Станислава, дающий право на дворянство. Но успеха в России эта опера не имела.
16. Верди был прямым, немногословным и нелюдимым человеком. Он часто пропускал триумфальные премьеры своих опер, чтобы избежать восторгов публики.
Он умел принимать жесткие решения, всегда стоял на своём и часто бывал деспотичен. Это касается как его оперных постановок, так и отношений с близкими людьми. Свою вторую жену он вынудил годами сосуществовать с любовницей. А после одной из ссор с родителями он разорвал с ними все родственные отношения через суд и выселил их из своего имения.
17. Верди был очень богат, и в пору расцвета его славы всегда сам назначал гонорары за свои оперы. Значительные суммы он отдавал на благотворительность. Например, местному детскому приюту или в пользу пострадавших от стихийных бедствий.
Читать еще: Происхождение чешских фамилий. Чешские фамилии
На его деньги был построен Дом отдыха для престарелых музыкантов в Милане (Casa Verdi) , на кладбище которого в соответствии с завещанием покоятся его останки.
18. Верди — культовая фигура в Италии. Он выразил в своей музыке главные черты итальянской нации. Его личность обожаема, а музыка — важнейшее национальное достояние.
Когда Верди умер (1901 год), проводить маэстро в последний путь в Милане вышло 300000 человек. По завещанию музыки на его похоронах не было.
Известные хоры из опер Верди
В отличие от традиций раннего бельканто, в которых делался акцент в основном на сольные арии, Верди отвел хоровой музыке важное место в своём оперном творчестве. Он создал музыкальную драму, в которой судьбы героев не развивались в сценическом вакууме, а были вплетены в народную жизнь и являлись отражением исторического момента.
Многие хоры из опер Верди показывают сплочённость народа под гнетом захватчиков, что было очень актуально для современников композитора, боровшихся за независимость Италии. Многие хоровые ансамбли, написанные великим Верди, стали впоследствии народными песнями.
Опера «Набукко»: хор «Va’, pensiero»
В третьем акте историко-героической оперы, принесшей Верди первый успех, плененные иудеи скорбно ожидают казни в вавилонском плену. Им неоткуда ждать спасения, ведь вавилонская царевна Абигайль, захватившая трон своего безумного отца Набукко, отдала приказ уничтожить всех евреев и свою сводную сестру Фенену, принявшую иудейство. Пленники вспоминают утраченную родину, прекрасный Иерусалим и просят Бога дать им силы. Нарастающая сила мелодии превращает молитву чуть ли не в боевой призыв и не оставляет сомнений, что народ, объединённый духом свободолюбия, стоически вынесет все испытания.
По сюжету оперы Иегова совершает чудо и возвращает разум раскаявшемуся Набукко, однако для современников Верди, которые не ждали милости от высших сил, этот хор стал гимном в освободительной борьбе итальянцев против австрийцев. Патриоты настолько прониклись страстностью музыки Верди, что окрестили его «Маэстро итальянской революции».
Опера «Сила судьбы»: хор «Rataplan, rataplan, della gloria»
Третья картина третьего акта оперы посвящена будням военного лагеря испанцев в Веллетри. Верди, ненадолго оставив романтические страсти знати, мастерски рисует картины народной жизни: тут и грубоватые солдаты на привале, и хитрая цыганка Прециозилла, предсказывающая судьбу, и маркитантки, флиртующие с юными солдатами, и нищие, просящие милостыню, и карикатурный монах фра Мелитоне, укоряющий солдат в распутстве и призывающий покаяться перед сражением.
В финале картины все персонажи под аккомпанемент одного лишь барабана объединяются в хоровой сцене, в котором солирует Прециозилла. Это, возможно, самая веселая музыка для хора из опер Верди, однако, если задуматься, для многих солдат, идущих на бой, эта песня станет последней.
Опера «Макбет»: хор «Che faceste? Dite su!»
Однако великий композитор не ограничивался реалистичными народными сценами. Среди оригинальных музыкальных находок Верди — хоры ведьм из первого акта шекспировской драмы, которые начинаются с экспрессивного женского визга. Ведьмы, собравшиеся возле поля недавнего сражения, открывают шотландским полководцам Макбету и Банко их будущее.
Яркие оркестровые краски явственно прорисовывают издёвку, с которой жрицы тьмы предрекают, что Макбет станет королем Шотландии, а Банко — родоначальником правящей династии. Для обоих танов такое развитие событий не сулит ничего хорошего, и вскоре предсказания ведьм начинают сбываться…
Опера «Травиата»: хоры «Noi siamo zingarelle» и «Di Madride noi siam mattadori»
Богемная жизнь Парижа полна бесшабашного веселья, которое неоднократно превозносится в хоровых сценах. Однако слова либретто недвусмысленно дают понять, что за фальшью маскарада скрываются боль утрат и мимолетность счастья.
На бал к куртизанке Флоре Борвуа, которым открывается вторая сцена второго акта, собрались беззаботные «маски»: гости, наряженные цыганками и матадорами, подтрунивая друг над другом, в шутку предсказывают судьбу и исполняют песенку об отважном тореадоре Пикильо, повергнувшем пять быков на арене ради любви молодой испанки. Парижские повесы насмехаются над истинной отвагой и выносят приговор: «Здесь же храбрости нет места — нужно здесь весёлым быть». Любовь, преданность, ответственность за поступки потеряли ценность в их мире, лишь водоворот развлечений придает им новые силы…
Говоря о «Травиате», нельзя не упомянуть широко известную застольную «Libiamo ne’ lieti calici», которую сопрано и тенор исполняют в сопровождении хора. Больная чахоткой куртизанка Виолетта Валери тронута страстным признанием провинциала Альфреда Жермона. Дуэт в сопровождении гостей воспевает веселье и молодость души, однако фразы про мимолетность любви звучат роковым предзнаменованием.
Опера «Аида»: хор «Gloria all’Egitto, ad Iside»
Завершает обзор хоров из опер Верди один из самых знаменитых фрагментов, когда-либо написанных в опере. Торжественное чествование египетских воинов, возвратившихся с победой над эфиопами, разворачивается во второй сцене второго акта. За ликующим вступительным хором, прославляющим египетских богов и отважных победителей, следует балетное интермеццо и триумфальный марш, знакомый, пожалуй, каждому.
За ними следует один из самых драматических моментов в опере, когда служанка дочери фараона Аида узнает среди пленных своего отца, эфиопского царя Амонасро, скрывающегося в стане врага. Бедную Аиду ждет еще одно потрясение: фараон, желая наградить доблесть египетского военачальника Радамеса, тайного возлюбленного Аиды, предлагает ему руку своей дочери Амнерис.
Сплетение страстей и чаяний главных героев достигает кульминации в заключительном хоровом ансамбле, в котором народ и жрецы Египта возносят хвалу богам, рабы и пленники благодарят фараона за дарованную им жизнь, Амонасро строит планы мести, а влюбленные сокрушаются о божественной немилости.
Верди как тонкий психолог создает в этом хоре грандиозный контраст между психологическими состояниями героев и толпы. Хоры в операх Верди часто завершают акты, в которых сценический конфликт достигает наивысшей точки.
Читать еще: Панки кто они такие. В представлении общества
Джузеппе Верди: биография и творчество, известные произведения
Джузеппе Верди — один из знаменитых итальянских композиторов. Его творчество — это огромный вклад в становление оперного искусства, оно стало кульминационным моментом в развитии итальянской оперы девятнадцатого столетия.
Краткая биография
Джузеппе Верди (полное имя Джузеппе Фортунио Франческо) родился 10 октября 1813 года в небольшой итальянской деревушке Ле Ронколе , которая располагается в северной части Ломбардии. На тот момент эта местность была частью Первой Французской империи, таким образом, по документам место рождения Верди — Франция . Интересным фактом можно назвать то, что в этом же году родился Рихард Вагнер, который в будущем стал главным соперником Верди и одним из ведущих композиторов оперной школы Германии .
Ранняя биография Джузеппе Верди интересна тем, что родители будущего великого композитора не были музыкантами. Отец содержал трактир, а мать была пряхой. Семья жила очень бедно, поэтому и детство Верди оказалось тяжелым . Первой ступенью приобщения к музыке стала помощь мальчика в деревенской церкви. У Пьетро Байстрокки мальчик обучился игре на органе и музыкальной грамоте. Родители были рады тяге сына к музыке и даже подарили ему спинет — небольшой струнный инструмент, похожий на клавесин. Его композитор хранил до конца жизни.
Встреча с Барецци
Следующей ступенью в музыкальной карьере мальчика стала встреча с Антонио Барецци , богатым торговцем и любителем музыки, который жил в соседнем городе Буссето. Он обратил внимание на одаренного мальчика и верил, что Джузеппе в будущем не станет трактирщиком или деревенским органистом. Он считал, что у него великое будущее. В десять лет Верди, по совету Антонио Барецци, переезжает в Буссето, где продолжает учебу . Однако жизнь его стала еще тяжелее. По воскресеньям Верди возвращался в Ле Ронколе , где по-прежнему играл на органе во время проведения мессы. В эти годы у него появился преподаватель по композиции — Фернандо Провези, который был директором филармонического общества в городе Буссето. В это же время юный Джузеппе увлекается классиками мировой литературы: Шиллером, Данте, Гете , Шекспиром. Вероятно, отсюда и идут корни его творчества.
Милан
Биография Джузеппе Верди содержит информацию о многочисленных переездах. В восемнадцать лет он оправляется в Милан, чтобы продолжить образование. Там он пытается поступить в консерваторию, в которую его не принимают из-за недостаточного высокого уровня игры на фортепиано. Интересный факт: сейчас эта консерватория носит имя Верди. Однако Джузеппе не отчаивается, он обучается контрапункту у частного преподавателя, параллельно посещая оперные спектакли и различные концерты. Он начинает задумываться о карьере композитора для театра, в чем его все больше и больше убеждает общение с миланским обществом.
Краткой биографию Джузеппе Верди назвать нельзя, ведь он прошел очень длинный путь, прежде чем стать знаменитым. В 1830 году Верди возвращается в Буссето. Антонио Барецци не потерял веры в своего протеже, поэтому помогает ему устроить первое публичное выступление. Затем Джузеппе становится преподавателем музыки для дочери Барецци, Маргариты. Молодые люди влюбляются друг в друга и в 1836 году играют свадьбу. Скоро у пары рождаются дочь Вирджиния Мария Луиза и сын Ицилио Романо , однако оба ребенка умирают в младенчестве. Верди в это время работает над своей первой оперой. В 1840 году от энцефалита умирает и жена композитора.
Провал и успех
И биографию, и творчество Джузеппе Верди кратко можно охарактеризовать как яркую череду взлетов и падений. Постановка первой оперы композитора ( » Оберто , граф Бонифачьо » ) в Милане была довольно успешной, после чего импресарио театра » Ла Скала » , Бартоломео Мерелли , заключил с Джузеппе контракт на две оперы. В срок им были написаны » Король на час » и » Набукко » ( » Навуходоносор » ). Однако опера » Король на час » с треском провалилась, и Верди, который в это время потерял жену и детей, хотел покончить с карьерой оперного композитора. Однако вторая опера — » Набукко » , премьера которой состоялась 9 марта 1842 года — имела большой успех. В жизни Джузеппе Верди начинается новый этап, ведь именно после премьеры » Набукко » за ним утвердилась отличная репутация. За последующий год оперу поставили шестьдесят пять раз, с тех пор и по сей день она не сходит со сцен лучших оперных театров всего мира . Следующие несколько опер также имели успех в Италии.
В 1847 году оперу » Ломбардцы » ставят в Парижское опере. Она была переименована в » Иерусалим » , также композитору пришлось несколько переработать свое произведение, в том числе заменить персонажей-итальянцев французами. Произведение стало его первой работой в стиле гранд-опера .
Скандальные отношения
Одним из самых ярких моментов в биографии Джузеппе Верди является роман с певицей Джузеппиной Стреппони . Верди было тридцать восемь лет, а Джузеппина заканчивала свою карьеру. Они вступили в законный брак только спустя одиннадцать лет, а все эти годы их сожительство порицалось.
Когда Джузеппина перестала выступать, Верди решил закончить карьеру вместе с ней (возможно, в этом он последовал примеру Джоаккино Россини ). Впервые за много лет он был счастлив: знаменит, влюблен , да к тому же и состоятелен. В этот момент биография и творчество Джузеппе Верди тесно сплетаются. Вероятно, именно Джузеппина убедила его продолжить карьеру. Возможно, под влиянием романтического флера , из которого так часто черпают вдохновение гении, он создает свой первый шедевр — оперу » Риголетто » .
Читать еще: Голубой синий красный флаг. Какой флаг у Швеции
Либретто несколько раз переписывалось из-за несоответствия цензуре, и Верди порывался бросить работу над ним, однако закончил произведение, и первая же постановка, которая состоялась в 1851 году в Венеции, имела невероятный успех. До сих пор » Риголетто » считается, пожалуй, одной из лучших когда-либо написанных опер. Артистический талант Верди в полную силу раскрылся в этом произведении: по всей партитуре разбросаны прекрасные мелодии, ансамбли и арии , которые впоследствии становятся частью классического оперного репертуара, идут друг за другом, трагедия и комедия сливаются вместе.
Продолжение карьеры
Спустя два года список известных произведений Джузеппе Верди пополняется еще одним шедевром. Им становится опера » Травиата » , либретто которой создано по мотивам пьесы » Дама с камелиями » Алесандра Дюма-сына.
Следом были написаны еще несколько опер. Одна из них — это » Сицилийская вечеря » , постоянно исполняемая в наши дни, ее Верди написал по заказу Парижской оперы. Это также и произведения » Трубадур » , » Бал-маскарад » , » Сила судьбы » (заказ из России). » Макбет » претерпел изменения, был выпущен во второй редакции.
В 1869 году композитор пишет Libera Me — часть » Реквиема » памяти Россини , а в 1974 году копилка музыкальных произведений Джузеппе Верди пополняется собственным реквиемом на смерть писателя Алессандро Мандзони , поклонником которого был композитор.
Одной из последних великих опер Верди является » Аида » . Композитор получил заказ на ее написание от правительства Египта, которое таким образом хотело отметить открытие Суэцкого канала, и сначала Верди отказался. Однако потом, посещая Париж, вновь получил то же предложение, но уже через дю Локля — либреттиста и импрессарио. На этот раз композитор решил ознакомиться со сценарием, а после этого принял предложение.
Соперники
Биография Джузеппе Верди не будет полной, если не упомянуть о соперничестве с Вагнером. Каждый из них был лидером оперной школы своей страны, всю жизнь они конкурировали и недолюбливали друг друга, хотя так ни разу и не встретились. Отзывы Верди о музыке соперника были немногочисленны и нелестны. Он говорил, что Вагнер напрасно выбирает нехоженые тропы, пытается » лететь » там, где человеку результативнее идти пешком. Однако узнав о смерти Вагнера, он опечалился, так как считал, что этот композитор оставил огромный след в истории музыки . Со стороны Вагнера известно лишь одно высказывание о Верди. Великий немецкий композитор, обычно щедрый на критику в адрес других маэстро, послушав » Реквием » Верди, сказал, что лучше ничего не говорить.
Последние годы
Последние двенадцать Верди работал очень мало, в основном редактируя ранние свои произведения. После смерти Рихарда Вагнера Верди пишет оперу » Отелло » по мотивам пьесы Шекспира. Ее премьера состоялась в Милане в 1887 году. Необычность произведения состоит в том, что оно не имеет традиционного для итальянской оперной школы деления на речитативы и арии — здесь чувствуется влияние оперной реформы Вагнера. Опять же, под влиянием этой реформы, поздние произведения Верди стали в большей степени речитативными, что и придавало опере эффекта реалистичности, хотя поклонников традиционной оперы иногда и отпугивало.
Необычной стала и последняя опера Верди, » Фальстаф » , либретто которой было написано по пьесе » Виндзорские проказницы » Шекспира. Здесь прослеживается манера » сквозного развития » , таким образом, произведение с блестяще написанной партитурой гораздо больше тяготеет к вагнеровским » Мейстерзингерам » , нежели к комическим операм Моцарта и Россини . Неуловимые и искрометные мелодии позволяют развитию сюжета не задерживаться, что и создает эффект сумбурности, который столь близок к духу самой шекспировской комедии . Опера венчается семиголосной фугой, в которой Верди демонстрирует свое великолепное владение контрапунктом.
Смерть великого композитора
В 1901 году, 21 января, у Верди случился инсульт. В это время он был в отеле, в Милане . Композитор оказался парализован, однако читал партитуры опер » Тоска » и » Богема » Пуччини, » Пиковая дама » Чайковского и » Паяцы » Лонкавалло , но что он думал о них, осталось неизвестно. Спустя шесть дней, 27 января, великого итальянского композитора не стало. Его похоронили в Милане на Монументальном кладбище, однако через месяц тело было перезахоронено в Доме отдыха для пенсионеров-музыкантов, основателем которого был Верди.
Стилистика
Практически каждый композитор испытывает на себе известное влияние коллег или предшественников. Музыка Джузеппе Верди не стала исключением. В ранних его работах прослеживается влияние Россини , Беллини, Мейербера и особенно Доницетти . В двух последних операх ( Фальстаф и Отелло) заметно влияние его главного соперника — Рихарда Вагнера. На многих современников повлиял Гуно , однако Верди ничего не заимствовал у великого француза, которого многие считали величайшим творцом эпохи. В опере » Аида » присутствуют пассажи, в которых прослеживается знакомство с творчеством Михаила Глинки.
Оркестр и сольные партии
Произведения Джузеппе Верди порой имеют не слишком сложную оркестровку. Именно ему приписывают фразу о том, что оркестр является большой гитарой. Композитор полагался на свой мелодический дар в описании чувств и эмоций героев. Часто во время звучания сольных вокальных партий оркестровка весьма аскетична, весь оркестр становится одним аккомпанирующим инструментом. Некоторые критики полагали, что это результат недостатка образования самого композитора, однако, прослушав многие его произведения, мы легко можем убедиться в обратном. Для творчества Верди характерны и определенные новшества, которые другие композиторы никогда не заимствовали из-за их сильной узнаваемости (например, струнные, летящие вверх по хроматической гамме).
Источники:
http://zen.yandex.ru/media/id/5a7f384057906a312275b6ab/5b053addd7bf2195a208bd0d
http://music-education.ru/izvestnye-hory-iz-oper-verdi/
http://www.syl.ru/article/352117/djuzeppe-verdi-biografiya-i-tvorchestvo-izvestnyie-proizvedeniya