Ходжа Насреддин — восточный тролль, лжец, но ни разу не девственник, живший примерно во времена Тамерлана и знавший толк в хороших лулзах. Достоверно неизвестно, существовал ли в реальности (хотя кое-где в Турции туристам даже показывают его могилу). Эдакий Поручик Ржевский, Ленин и Распутин в одном флаконе и восточном коленкоре.
На самом деле, его имя звучит как Naṣr ad-Dīn (расс. араб. نصرالدين, что означает «Победа Веры»). А Ходжа — это вовсе не имя, а приставка к нему, могущая означать: а) что сабж принадлежал к сословию суфиев-мусульман и был «белой костью»; б) вежливое обращение типа «господин»; в) что он был арабом из племени Хаваджа, ну или г) что человек совершил хадж в Мекку, к могиле пророка.
Образ известен в эпосах народов от Балкан и Кавказа до Китая как персонаж анекдотов и автор приколов, высмеивавших тупость традиционного духовенства, предрассудки быдла и порочность правящих верхов.
Содержание
[править] Насреддин как он есть
Многие истории о Насреддине сообщают, что он был суфием, и потому воспринимаются некоторыми как зашифрованная мистическая мудрость.
Как фрилансер и тру-дауншифтер, Ходжа то занимал разные должности, то посылал всех нахуй и ебал осла ничего не делал. Традиционным спутником в анекдотах является осёл, а по некоторым версиям, и жена. Однако, скорее всего, Насреддин, как и многие другие дервиши, был бродячим монахом. Несмотря на то, что в некоторых историях он издевается над образованностью, сам он её в нужных местах проявляет. Следовательно, Насреддин вовсе не чужд науке как таковой, просто он привык глумиться над ЧСВ некоторых учёных.
В новейшее время о Насреддине написано несколько романов, сняты фильмы, выпущены сборники литературно обработанных анекдотов. В совке тема сабжа значительно урезана, в народных преданиях Наср-Ад-Динн высказывался по самым разным вопросам, а не только о тупых богачах и коррумпированных ханских верхах, но ознакомиться стоит.
- «Возмутитель спокойствия» — мелкий наёбщик Насреддин идёт к успеху и обзаводится жоной.
- «Очарованный принц» — Насреддину надоела семейная жизнь, он снова начинает бродяжничать. Не канон, лулзов немного, но в совке было популярно. Но, к слову, наконец полностью и достойно описывается полная стратегия и тактика Ходжи Насреддина по выпиливанию неугодных миру сему. И да, это единственная книга, где он никого не убил.
- «Весёлый мудрец» — старый Ходжа толсто троллит богачей, мулл и мудрецов, сытно жрёт за чужой счёт, помыкает пресветлым эмиром, осуществляет крупные экспроприации и вовсю не чурается мелкого шарлатанства. Непревзойдённый вин, но буржуям, баям-кулакам, муллам и им сочувствующим читать не советуется. В остальном совок почти не виден. Один лишь минус: Ходжа — уже старик, поэтому лихих драк и прочего экшна в его исполнении ждать не приходится. Зато он не прочь взнуздать вместо ишака какого-нибудь муллу и с ветерком на нём прокатиться.
- Алсо Насреддин является действующим лицом пьесы Леся Подервянского «Восток», где он упоминается сидящим задом наперёд на осле, а также выпускает из бутылки Йобаное Чмо, которое пиздит весь Восток. Вот до чего некоторых авторов доводит злоупотребление веществами.
В этих ваших интернетах Ходжу наряду с Хайямом безудержно цитируют на форумах и в жжешках как наиболее известные образцы восточной мудрости, что символизирует.
А в Свободной Казахии есть расово верный вариант Ходжи — некий Алдар-косе, любивший потроллить ханов, султанов, различных баев и биев . От прототипа отличается отсутствием бороды. Выполнял функцию казахского Робина Гуда. Сам Ходжа тоже известен, но, будучи горожанином, не знающим очевидные для каждого степняка вещи, традиционно выступает в сказках в роли нуба, попадающего в лулзовые ситуации — правда, с успехом находящего из них выход. Помимо них, имеется аналогичный персонаж по имени Тазша-бала — беспризорник, выживающий как может.
[править] Примеры троллинга
Насреддин за небольшую плату обещает одному купцу сделать его сказочно богатым посредством магии и волшебства. Для этого купец должен был, всего лишь, просидеть в мешке с рассвета до заката без пищи и питья, но главное: в течение всего этого времени он должен ни разу не подумать об обезьяне, иначе — всё насмарку.
Насреддин ежедневно переводил через границу своего осла, нагруженного корзинами с соломой. Так как все знали, что он промышляет контрабандой, пограничники обыскивали его с ног до головы каждый раз, когда он возвращался домой. Они обыскивали самого Насреддина, осматривали солому, погружали ее в воду, время от времени даже сжигали ее, а сам Насреддин жил все лучше и лучше. В конце концов, он отошел от дел и перебрался на жительство в другую страну. Много лет спустя его встретил один из таможенников. Он сказал: «Теперь тебе нечего скрывать, Насреддин. Расскажи мне, что ты перевозил через границу, когда мы никак не могли поймать тебя?» «Ослов», — ответил Насреддин.
Читать еще: А.М. Горький и развитие литературы для детей
Насреддин пригоршнями разбрасывал хлеб вокруг своего дома. Кто-то спросил его: — Что ты делаешь? — Отгоняю тигров. — Но вокруг нет никаких тигров! — Вот видишь, как хорошо действует?
Насреддин рассказывает, что как-то раз поспорил с эмиром бухарским, что научит своего ишака богословию так, что ишак будет знать его не хуже самого эмира. На это нужен кошелёк золота и двадцать лет времени. Если он не выполнит условия спора — голова с плеч. Насреддин не боится неминуемой казни: — «Ведь за двадцать лет», — говорит он, — «кто-нибудь из нас троих обязательно умрёт — или эмир, или ишак, или я. А тогда поди разбирайся, кто из нас троих лучше знал богословие!!»
— Ходжа, несут плов! — А мне-то что. — Так ведь несут тебе! — А тебе-то что?!
На одной свадьбе Насреддин оказался рядом с незнакомым человеком, который с жадностью хватал горстями сахар, конфеты и всякие сладости и рассовывал их по карманам. — Это я сынку, — оправдывался он, поглядывая на Насреддина. — Подарки со свадебного пира особенно приятны детям, не правда ли? Тогда вдруг Насреддин вылил ему в карман полный чайник горячего чая. — Э-э, что вы делаете, любезный! — завопил жадный гость. — Когда ваш сын съест столько всяких сладостей, ему несомненно захочется пить!
Однажды, один сосед пришел к Насреддину и попросил у него десятилетнего уксусу. Ходжа отказал. — Но у тебя же есть десятилетний уксус! — обиделся сосед. — Странный ты человек, — ответил Ходжа, — ты думаешь, продержался бы у меня уксус десять лет, если бы я давал его каждому, кто попросит?
Ему приписывается изобретение метода инверсии:
Ходжа шел с товарищем мимо минарета и товарищ спросил: — Как это их, интересно, делают? — А ты и не знаешь? Эх, ты! — заметил Ходжа. — Очень просто: выворачивают наружу колодцы…
Фишка в том, что колодцы в Средней Азии были предметом первой необходимости, и если колодец высыхал, путники, пришедшие к нему, могли погибнуть, не получив воды, на которую надеялись. Так что это не только инверсия, но и стёб над религией.
Люто, бешено ненавидит копирастию:
Однажды, на базаре Ходжа увидел как толстый чайханщик тряс какого-то нищего бродягу, требуя у него платы за обед. — Но я же только понюхал твой плов! — оправдывался бродяга. — Но запах тоже стоит денег! — отвечал ему толстяк. — Подожди, отпусти его — я заплачу тебе за все, — с этими словами Ходжа Насреддин подошел к чайханщику. Тот отпустил беднягу. Ходжа вынул из кармана несколько монет и потряс их над ухом чайханщика. — Что это? — изумился тот. — За запах твоего обеда я заплатил звоном моих монет. — невозмутимо ответил Ходжа…
Сформулировал принцип инвариантности:
Однажды, в компании друзей, Ходжа стал сетовать на старость. — Правда, это совершенно не отразилось на моей силе, — вдруг заметил он, — я силён так же, как и много лет назад. — Откуда ты это знаешь? — спросили его. — У нас во дворе издавна лежит огромный камень. Так вот, когда я был ребёнком, я не мог его поднять, в молодости я тоже не мог его поднять, не могу и сейчас…
Однажды некий праведный дервиш-мелами сказал Насреддину: — Ходжа, неужто твое занятие на этом свете одно шутовство и нет в тебе ничего добродетельного и совершенного? — Ну… а что совершенного есть в тебе, дервиш? — ответил Ходжа. — У меня много талантов, — отвечал тот, — и нет счету моим добродетелям. Каждую ночь покидаю я этот бренный мир и взлетаю до пределов первого неба; витаю я в райских обителях и созерцаю чудеса царства небесного. — А что, в это время не обвевает ли твое лицо райский ветерок? — заметил Ходжа. — Да, да! — радостно подхватил дервиш. — Так вот, это опахало — хвост моего длинноухого осла… — улыбнулся Насреддин.
Персонаж увековечен и в памятниках в Бухаре, Усть-Каменогорске, Москве и турецком городе Акшехир.
Кто такой ходжа насреддин.
Великий мудрец, полнейший глупец, домосед, страстный путешественник — фигура Ходжи Насреддина полна противоречий. Как ни странно, человек, оседлавший осла задом наперед, стал не только героем анекдотов, но и основной фигурой философских сказаний. Острый язык и способность притворяться недотепой сослужили великому мудрецу отличную службу. Старика Насреддина помнят и чтят до сих пор.
История создания
Первые притчи о приключениях Ходжи вошли в книгу «Салтукнамэ», появившуюся в Турции в XV веке. Оттуда истории из жизни героя распространились по территории Персии и других арабских стран. Похождения Насреддина пересказывались на базарных площадях и в кругу семьи. Высказывания мудреца облетели земной шар, а число притч увеличилось с десятка до трех сотен.
Читать еще: Стальной царь. Дориан Хоукмун, герцог Кельнский
Ходжа Насреддин
Немыслимая популярность анекдотов имела последствия. Не утихают споры, где родился Ходжа Насреддин и кто стал прототипом сказочного героя. Мир ученых разделился на два лагеря: первые доказывают, что философ — собирательный образ, что герой не существовал в реальности. Ученые утверждают, что в фольклоре большинства народов присутствует подобный типаж. К примеру, немец Тиль Уленшпигель или белорус Федор Набилкин.
Вторая точка зрения: Ходжа Насреддин – действительно существовавший человек. Мужчина родился в турецком селении. Благодаря образованию и своеобразному мышлению, Ходжа стал советником султана. Но доказательств этой теории не найдено.
Писатель Леонид Соловьев
Для жителей СССР колоритного персонажа открыл Леонид Соловьев. Писатель создал два романа о приключениях Ходжи — «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц»:
«Образ Насреддина в книге Соловьева сохранил традиционную смесь плутовства и благородства, направленного на защиту угнетенных, мудрости и любви к приключениям; причем во второй части книги сильно ослаблена фантастически-развлекательная сторона».
Биография
Ходжа Насреддин родился в семье главы мусульманской общины. Мальчик рос в любви и получил престижное образование. Острослов со школьной скамьи посмеивался над ровесниками и учителями:
«- Не хвастайся знаниями, — рассердился домулла. — Чаще острые умом дети вырастают круглыми идиотами.
— Так вы, уважаемый учитель, в детстве наверняка были очень умны».
Окончив школу, Ходжа углубился в изучение юриспруденции. Во время студенчества юноша познакомился с поэтом Джалаладдином Руми. Суфийские притчи, написанные стихотворцем, увлекли Насреддина. Так в жизнь Ходжи вошел суфизм — философское направление, отличающееся повышенной духовностью.
Ходжа Насреддин с женой
Герой анекдотов рано женился. Вместе с молодой возлюбленной Ходжа обустраивается в селении, где вырос. Возвращение молодого мужчины совпало со смертью отца. Доподлинно не известно, были ли у Насреддина другие жены. Вскоре в семье появились дети: две девочки и мальчик. Как и с женами, точное число детей установить не удалось, но существует мнение, что Ходжа любил и баловал младшего сына сильнее остальных.
«Малыши Муллы играли возле дома, и кто-то спросил младшего из них:
— Что такое баклажан?
Сын немедленно ответил:
— Розовато-лиловый теленок, у которого еще не открылись глаза.
Вне себя от радости, Мулла сгреб его в охапку и расцеловал с головы до пят:
— Нет, вы слышали? Вылитый отец. И я никогда не говорил ему этого — сам придумал!»
За жизнь философ сменил множество работ: Насреддин работал учителем в школе, читал проповеди в селении, промышлял грабежом, а после занял пост судьи. По работе и ради развлечения герой объездил множество городов. Скоро слава о мужчине облетела всю страну.
Умер Ходжа Насреддин в старости. Могила философа расположена в городе Акшехир. Только на гробовой доске выбиты даты, свидетельствующие, что острослов скончался за несколько сотен лет до дня рождения. Поклонники Насреддина считают это последней шуткой остроумного весельчака.
Притчи
Рассказы о похождениях Ходжи относятся к суфийским притчам. Для таких философских эпосов привычным является «отзеркаливание». То есть Насреддин своим поведением и словами показывает непосвященному человеку ситуацию со стороны.
Еще один прием поклонников суфизма — отрицание прежнего опыта. Такое поведение тоже прослеживается в приключениях философа. Насреддин совершает нестандартные поступки, которые показывают людям нелепость их поведения или желаний. К примеру, как в притче о белой обезьяне.
Притча о белой обезьяне
Однажды к Ходже пришел безобразный ростовщик. Мужчина требовал, чтобы философ с помощью мудрости превратил его в красавца. Насреддин не мог уронить авторитет и согласился помочь. Единственное условие — во время ритуала нельзя думать о белой обезьяне.
Иллюстрация к «Притче о белой обезьяне»
Естественно, окружающие размышляли только о зверьке. Ростовщик остался непривлекательным, но виноватыми в провале оказались все, кроме Насреддина.
Притча про заячий суп
Однажды местный крестьянин подарил острослову тушку зайца. Придя в гости к Ходже, мужчина напомнил о подарке. Философу ничего не оставалась, как угостить того супом. Через неделю к Насреддину пришли соседи крестьянина и напомнили, что их сосед подарил философу зайца. И этих гостей Ходжа накормил.
Иллюстрация к «Притче про заячий суп»
Следующий визит нанесли соседи соседей. И получили в качестве угощения воду. На немой вопрос герой ответил: «Это — вода от воды, в которой варился заячий суп».
Среди анекдотов о философе распространены притчи про осла. Ишак – верный друг Ходжи и часто сопровождает Насреддина в путешествиях.
Повесть о пропавшем осле
Ходжа потерял на базаре осла. Мужчина во всеуслышание заявил, что подарит животное тому, кто найдет пропажу. Соседи мужчины удивились подобному заявлению. Никто не понял в чем смысл поисков, если осла все равно отдадут. Философ заявил, что хочет испытать радость от находки, а не от владения.
Иллюстрация к «Притче о пропавшем осле»
Каждое из трехсот дошедших до нас сказаний наполнено глубоким смыслом и не теряет актуальности. Остроумный шутник не только развлекает, но и дает важные жизненные уроки.
Читать еще: Гавайские танцы хула. Гавайский танец хула
Как Ходжа Насреддин помог освободиться из сталинских лагерей писателю Леониду Соловьеву
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто такой Ходжа Насреддин?
О Ходже Насреддине стали упоминать начиная с 13 века – если он и существовал в действительности, то именно в то время. Никаких доказательств того, что Насреддин был реальным человеком, в настоящее время нет, разве что старинная могила в Турции, которую показывают туристам. Правда, датой смерти там указан 386 год Хиджры (исламского календаря), в то время как считается, что умер Ходжа в 683 году (соответствует 1284 году календаря григорианского). Возможно, впрочем, что эта одна из тех шуток, которые сопровождали героя всю жизнь и продолжились после его смерти – написать дату задом-наперед, почему бы и нет?
На Востоке о Ходже Насреддине ходили многочисленные короткие рассказы, притчи, анекдоты – именно это наследие и обеспечило хитрецу и бродяге многовековую славу. На русском языке записано 1238 таких историй, но главным литературным воплощением этого героя стали книги советского писателя Леонида Соловьева: «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный странник», вместе составляющие «Повесть о Ходже Насреддине».
Интересно, что в этих произведениях этот персонаж показан довольно молодым человеком – находящимся в расцвете сил и жизненной энергии, в то время как традиционный Насреддин – старец, носящий почетный титул «ходжа», который давали духовным наставникам и учителям. В фольклоре некоторых народов, например, азербайджанцев, он носит имя Молла Насреддин – к имени Насреддин добавляют уважительное, почетное обращение, также означающее «учитель».
Причина, по которой Ходжа изображен молодым, скорее всего кроется и в самой сути этого героя, и в личности писателя, Леонида Соловьева.
Бродяга и плут, собрат Остапа Бендера, Уленшпигеля, как и они сопровождаемый не самым умным спутником – в данном случае осликом, Насреддин просто не мог получиться пожилым. К тому же, с большой вероятностью, при написании своих произведений, Соловьев вложил в своего самого знаменитого персонажа и свои собственные черты.
Жизненный путь Леонида Соловьева
Леонид Соловьев родился в 1906 году в городе Триполи, в Ливане, куда его родители были направлены для службы. И отец, и мать будущего автора книг о Насреддине преподавали русский язык в арабских школах Императорского Православного Палестинского общества. Семья жила небогато, в 1909 году она вернулась в Россию. В 1921 году Соловьев оказался в Коканде, городе, которому будет отведена особая роль в последующих произведениях, а с 1923 года в газете «Правда Востока» стали выходить первые статьи писателя. Соловьев проработал специальным корреспондентом газеты до 1930 года, после чего приехал в Москву, где поступил во ВГИК, на литературно-сценарный факультет.
Карьера Соловьева шла в гору, за статьями последовали рассказы, потом повести, а в 1940 году был опубликован роман «Возмутитель спокойствия», который сразу стал в высшей степени популярен в Советском Союзе. Во время войны писатель работал корреспондентом, писал очерки, рассказы, сценарии, а в 1946 году оказался под арестом. Поводом послужил, очевидно, донос, и за якобы осуществлявшиеся «антисоветскую агитацию и террористические высказывания» Соловьев был осужден на десять лет лагерей.
Первым местом заключения стала мордовская колония, где писателю удалось освободиться от исправительных работ при условии написания второй части «Повести о Ходже Насреддине». Работа продолжалась до 1950 года, повесть была написана, но увидела свет только в 1956 году, уже после освобождения Соловьева. За два года до издания он вышел на свободу со снятием всех обвинений.
Писатель умер в возрасте 56 лет.
Ходжа Насреддин — и мистификации Соловьева
Ходжа Насреддин приобрел популярность не только благодаря своей роли героя плутовского романа, едва ли не главное достоинство дилогии – стиль повествования, выдержанный в стиле восточных сказаний, благодаря которому книга кажется записью народного эпоса, фольклора. Между тем, сюжет содержит подробные и крайне достоверные описания персонажей, которые являются выдумкой, мистификацией в исполнении автора. Например, дедушка Турахон, которому посвящено немало страниц второй части «Повести», не встречается больше ни в каких источниках, и по всей видимости является плодом воображения Соловьева.
В то же время в некоторых странах чествуют близкого по духу героя, Хидра (Хизра), чье предназначение также состоит в том, чтобы направлять людей на добрый путь. В Турции существует и праздник – Хыдырлез, он отмечается в начале мая и посвящен началу нового сельскохозяйственного (скотоводческого года). Так, сочетая элементы восточных сказаний и художественный вымысел, Соловьев и заставляет читателя проникнуться духом Востока, ассоциируя себя с Ходжой Насреддином, а его врагов, глупых ханов и эмиров – с собственными противниками.
Остается только догадываться, каким мог быть вклад Леонида Соловьева в дальнейшее развитие Ходжи Насреддина как литературного персонажа, который, в отличие от советского писателя, пожалуй, давно обрел бессмертие.
Интересна была и жизнь другого писателя, подарившего миру похождения плута и весельчака — Ильи Ильфа.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источники:
http://m.lurkmore.net/%D0%A5%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B0_%D0%9D%D0%B0%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%BD
http://24smi.org/person/1042-khodzha-nasreddin.html
http://kulturologia.ru/blogs/280918/40668/