С XIV в., после начала широкого распространения в Камбодже буддизма хинаяны, определились основные тенденции в развитии камбоджийской литературы. Главными культурными центрами становились буддистские монастыри. Эта тенденция сохранилась и в XVI-XIX вв. В качестве литературного языка в Новое время стал широко использоваться кхмерский язык. Тексты записывались либо на пальмовых листьях, либо на рисовой бумаге.
Наиболее заметными произведениями кхмерской литературы того периода являлся «Рамке»,представлявшего собой национальный вариант изложения древнеиндийской «Рамаяны». По всей видимости он создавался в течение длительного времени, с XV по XVIII вв. Некоторые специалисты считают его памятником, кхмерской национальной культуры, так как он сильно отличается от оригинала.
В основе многих литературных произведений лежали сюжеты джатак и появился новый литературный жанр састра лбаенг, сочетавший элементы светского и религиозного начал, по форме очень похожий на волшебные сказки. Он имел большую популярность в среде кхмерского населения вплоть до конца XIX в.
В Новое время появились и стихотворные произведения, в частности, религиозная поэзия, в которой в художественной форме излагались буддистские нравственные принципы. В религиозной литературе появляется жанр поучений для различных социальных групп, в которых давались советы по правилам поведения в обществе, эффективному ведению домашнего хозяйства, соблюдению норм морали и т.д.
В XIX в. широкое распространение получает поэзия. Наиболее известным поэтическим произведением стала поэма «Какей»,принадлежавшая перу короля Анг Дуонга, в которой, в качестве основополагающей, проводилась мысль о неотвратимости наказания человека за совершенные неблаговидные поступки.
К началу Нового времени, после переноса столицы из Анг-кора в Пном Пень, начинается упадок в строительстве сооружений из камня. Весь этот период Ангкор постепенно разрушался; зарастая джунглями и был вновь открыт для мира французами лишь в конце XIX в., подняв кхмеров в собственных глазах как нацию, создавшую одно из самых значительных религиозных сооружений в истории человечества.
Архитектура, скульптура и живопись, как и в других государствах буддистского мира, развивались под сильным воздействием буддистской религии. Строилось множество буддистских монастырей и деревянных дворцов для кхмерской элиты.
С конца XIX в., под воздействием французов, в камбоджийскую архитектуру проникают европейские традиции, что приводит к созданию сооружений, сочетающих элементы
традиционного и западного стилей. Характерный пример такого рода зодчества — здание Королевского дворца в Пномпене.
Театральное искусство кхмеров гармонично сочетало в себе элементы музыки, танца и словесных комментариев происходившего на сцене. Возникнув в глубокой древности, оно продолжило свое развитие и в Новое время.
Читать еще: 25 17 группа что значит. Миниальбомы и синглы
В XVIII возрождается кхмерский классический балет, который брал свое начало от народного танца и был прерван в развитии в XV-XVIII вв. из-за тайского нашествия, приведшего к насильственной депортации в Аютию камбоджийских танцоров. Его главные сюжеты брались из поэмы «Рамке». Танцовщики выступали в сопровождении музыкантов и женского хора. Каждую новую сцену предварительно комментировал вслух специальный декламатор. Каждый жест танца имел свой смысл. Большое значение придавалось внешней атрибутике: костюмам, маскам, гриму и т.д. Главные мужские роли исполнялись женщинами.
В народных низах широкое распространение получили танцевальные представления-пантомимы в мужском исполнении также на сюжеты из «Рамке». Особо популярен этот жанр был во времена правления Анг Дуонга и Нородома.
В Новое время в Камбодже широкое распространение получил театр теней.
До середины XIX в. образование в Камбодже носило религиозный характер. Существовали школы при буддистских монастырях для мальчиков, где они позновали азы грамоты, счета и ремесла. После прихода в Камбоджу французов в 1873 г. в Пномпене появилась первая светская школа для детей кхмерской элиты, затем светские школы стали открываться и в некоторых провинциальных центрах.
В целом камбоджийская культура Нового времени оказала большое влияние на формирование общественного сознания как в доколониальный, так и в колониальный периоды.
77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Культура Камбоджи
На протяжении всей истории Камбоджи на ее развитие и культуру огромное влияние оказывала религия. В уникальной культуре кхмеров отображаются религиозные верования местного населения в анимизм, а также нашли свое место элементы индуизма и буддизма. Эти две религии наряду с санскритом и другими элементами индийской культуры проникли в материковую часть Юго-Восточной Азии еще в первые века нашей эры.
Благодаря своему географическому положению на территории Камбоджи возникли портовые города, которые были перевалочными точками в Сиамском заливе для купцов, ведущих свои торговые дела вдоль всего побережья от Индии до Китая. В те времена территория современного Камбоджи входила в состав первого кхмерского государства Бапном.
В разные времена на культуру кхмеров оказали влияние яванская, китайская и тайская культуры, поэтому культура Камбоджи содержит в себе их черты. С IX-XV веков на северо-западе Камбоджи процветала могущественная империя Ангкор, получившая название в честь своей одноименной столицы. Эта Кхмерская империя доминировала во всей Юго-Восточной Азии (Лаос, Вьетнам, Таиланд). Религиозные и политические взгляды Индии оказывали огромное влияние на развитие культуры государства. Официальным литературным языком, языком королевского двора являлся санскрит, в разговорной речи пользовались кхмерским языком.
Удивительные архитектурные сооружения того времени, которые сохранились до сегодняшнего времени, а именно крупнейшие храмовые комплексы «Ангкор-Ват» и «Байон» в центре Ангкор-Тхом (провинция Сием-Реап), являются отличным наглядным примером и свидетельством мощности империи и развитости ее культуры. Уже в те времена впечатляющего развития достигли прикладное искусство, скульптура, музыка, танцы и именно модели тех времен послужили образцами для последующего культурного развития в современной Камбодже.
Читать еще: Произведения джузеппе верди. Сочинения для хора
Ангкор перестал существовать после того, как в XV веке перенес столицу вглубь полуострова — в Пномпень, историки предполагают, что причиной этого стали частые опустошительные набеги тайцев. Пномпень ознаменует собой новую веху в истории Камбоджи, а на месте сооружений Ангкора быстро выросли джунгли. В следующих веках из-за многочисленных войн камбоджийское государство уменьшилось по территории, а также потеряло свое былое могущество и богатство. Тем не менее, оно со своей столицей Пномпень просуществовало вплоть до XIXвека. Самое значимое произведение камбоджийской литературы «Рам Кер» (кхмерская версия древнеиндийского эпоса «Рамаяна») было написано как раз в этот период.
Благодаря стараниям Франции (Камбоджи являлась французским протекторатом с 1863 по 1953 года) еще в начале XX века началось восстановление Ангкора из зарослей джунглей. К сожалению, в 70-х и 90-х годах XX века многие архитектурные памятки (в том числе и Ангкор), как и вся традиционная культура Камбоджи,оказались в опасности из-за развернувшейся гражданской войны. Пришедший к власти режим «красных кхмеров» нанес огромный урон культуре Камбоджи, в частности были закрыты все образовательные учреждения, уничтожались не только религиозные памятники, но и люди, разделяющие какое-либо религиозное убеждение, под запретом оказалось искусство и письменность. Когда в 1991 году был, свергнут экстремистский режим и враждующие стороны подписали мирное соглашение, международные организации помогли новому камбоджийскому правительству восстановить Ангкори возродить традиционные ремесла.
Культура Камбоджи
Страна загадок, древностей и свободы
Уникальная камбоджийская культура – это переплетение буддизма и индуизма и местных верований. Кхмеры, а именно они составляют подавляющее большинство населения Камбоджи, трудолюбивые и приветливые люди.
Особое отношение у кхмеров к свободе. Несмотря на большую лояльность к власти и почитания королевской власти, у камбоджийцев всегда было ярко выраженное чувство независимости и свободы. Может поэтому до сих пор для них правила дорожного движения во многом только слова и не более.
Буддизм в Камбодже
Буддизм в Камбодже исповедуется более 90 % населения страны, остальные религии это христианство, ислам, даосизм, конфуцианство и местные верования.
Наиболее распространено буддийское течение Тхервада. Для этого направления буддизма свойственно придавать большое значение позам и жестам при изображении Будды – это имеет большой религиозный смысл.
Национальные особенности Камбоджи
Национальные особенности Камбоджи – это яркий оптимизм местных жителей, радушие и приветливость. Конечно, одновременно с этим, многие камбоджийцы застенчивы, они «побаиваются» туристов, общение с ними может быть сложным. Впрочем, в туристических местах застенчивых жителей не так много, большинство уже привыкло к туристам, и порой пользуется их незнанием страны, местных правил, цен.
Читать еще: Рассказы классика русской литературы. Сильвия Плат
Камбоджийские семьи во многом традиционны, мужчины работают, а женщины и дети или занимаются хозяйственными делами, или продают на рынках рыбу, поделки, еду, одежду. Хотя традиционные семьи в туристических районах уже редки, местные женщины и девушки работают в офисах и магазинах. Есть в Камбодже и проституция, которая во многих городах процветает. Однако подобные знакомства довольно опасны, риск подхватить заболевание или оказаться втянутым в «грязную» историю чрезвычайно высок.
Правила европейского образа жизни в Камбодже пока достаточно формальны, даже офисные менеджеры вне стен могут надевать кхмерскую одежду и жить в традиционных жилищах. Привычные правила дорожного движения, гигиены и многие другие здесь фиктивны, на дорогах творится хаос, а в уличных забегаловках продавцы одной и той же рукой могут готовить еду, брать деньги и одновременно выбрасывать мусор.
Кхмерская свадьба
Кхмерская свадьба – один из интереснейших ритуалов, среди которых немалую роль играют песнопения в честь камбоджийских богов.
Все церемонии проходящие на кхмерской свадьбе связанны с древней легендой «Сом Сла Каншенг». В легенде говорится: «Двое мужчин, пасшие своих буйволов на поле, захотели скрепить свою дружбу и породниться за счет брака между детьми (у одного был сын, а у другого дочь). В доказательство своих слов и твердости намерений они обменялись орехами бетеля, завернутыми в листья крама». С тех незапамятных пор в Камбодже существует традиция, когда жених дарит невесте коробку с орехами бетеля.
Камбоджийская музыка и танцы
Камбоджийская музыка, как и вся культура Камбоджи, основана на кхмерских традициях. Музыка кхмеров делится на два основных направления – Пинпеат и Мхори. Различие между ними заключается в том, что Пинепеат состоит из струнных и ударных инструментов, а в Мхори музыка исполняется только ударными.
Самым популярным музыкальным инструментом Камбоджи стал чапей – струнный инструмент со смычком. Среди направлений народной музыки выделяется «Скор» – тип народного ансамбля. Ансамбли «Скор» есть практически во всех деревнях, они исполняют народную музыку на свадьбах, на праздниках и традиционных представлениях.
Камбоджийские танцы – прямые наследники придворных танцев Индии. Самым ярким образцом классического народного танца стал сюжет поэмы Рама.
Праздники в Камбодже
Количество праздников в Камбодже может озадачить многих туристов, что, впрочем, не удивительно, ведь кроме исконно камбоджийских в стране отмечаются буддийские, тайские и китайские праздники, а в последнее время к ним прибавились праздничные дни позаимствованные из европейских стран.
Даже Новый Год в Камбодже празднуется несколько раз, так у китайцев и вьетнамцев, живущих здесь лунный Новый Год отмечается в конце января – начале февраля, кхмеры празднуют это событие (Чнам-Тмай) в середине апреля, а официальный праздник назначен, как и в Европе, на 1 января.
Источники:
http://studopedia.ru/18_11227_kultura-kambodzhi-v-novoe-vremya.html
http://tourismcambodia.ru/cultura.html
http://www.arrivo.ru/kambodzha/kultura-kambodzhi.html