То, как человек ведёт себя в обществе, как он взаимодействует со знакомыми и незнакомыми людьми, говорит о его «культуре поведения», характеризует его как воспитанного или невоспитанного человека. И чтобы достойно вести себя в той или иной ситуации, нужно знать определённые нормы и правила поведения, а также обладать высокими моральными качествами.
Особенности
Культура поведения – это такое широкое понятие, которое объединяет общественные нормы с моральными ценностями. Иными словами, это такие правила и особенности поведения, которые неразрывно связаны с нравственностью и воспитанием человека.
Именно благодаря нормам можно определить, правильно или неправильно ведут себя люди в той или иной ситуации, – это своеобразный общественный критерий.
Воспитанный человек всегда готов соблюдать правила поведения, быть тактичным и доброжелательным по отношению к другим, даже незнакомым людям.
В понятие «культура поведения» входят и еще несколько аспектов:
- Набор действий человека в общественных местах (парк, транспорт, работа, школа, очередь, банк, остановка, магазин). То, как человек ведёт себя, как решает конфликтные ситуации – всё это является показателем его нравственной культуры.
- Бытовая культура. Имеется в виду то, как человек реализует свои личные потребности, как организовывает свой досуг.
- Правильная и красивая речь. Неотъемлемая часть культуры поведения. Жаргонные выражения не характеризуют человека с лучшей стороны. К речи относится и мимика с жестами.
- Соблюдение этикетных норм – показатель хороших манер и воспитанности. Важно не забывать о них, особенно находясь в общественных местах.
- Приличный и опрятный внешний вид, соблюдение правил гигиены – это проявление внешней культуры, и оно также необходимо.
Данные принципы и нормы – это результат вековой работы, в основе которой – гуманные отношения между людьми.
Культурное воспитание
Нормы поведения, неотделимые от понятия нравственности, закладываются в каждом человеке с детства. С самых ранних лет ребёнок должен усваивать определённые правила, которые в дальнейшем станут неотъемлемой частью его взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.
Воспитывая ребёнка, стоит помнить о том, что в дошкольном возрасте он не способен точно следовать какому-либо правилу поведения, может не до конца осознавать тот или иной поступок, а его навыки и привычки неустойчивы и могут поменяться. Как же воспитать из ребёнка нравственного и культурного человека?
Существуют следующие способы:
- Нужно, чтобы в семье всегда царила благоприятная атмосфера для подобного воспитания. Маленькие дети склонны к подражанию, и если они видят, что родители заботливы, они ответят тем же и будут слушаться их. Обстановка, царящая в семье, также оказывает влияние на характер ребёнка и его взаимодействие с другими детьми.
- С самого раннего возраста нужно привить ребёнку основные правила общения со сверстниками. То есть уже в два-три года малыш должен уважительно относиться к другим детям: не пытаться отнимать игрушки, не мешать досугу других детей, не драться и не хулиганить. Доброжелательность к людям – это основа культурного поведения.
- Помимо правильного поведения в обществе, важно объяснить детям о необходимости беречь природу. Ребёнок должен видеть красоту растений, уметь ухаживать за ними, а также любить животных.
- Кроме этого, нужно развить в детях стремление к труду. Они должны быть готовы выполнять то или иное поручение взрослых, оказывать помощь (самостоятельно убрать игрушки, помочь протереть пыль).
- Постепенно требования к детям должны становиться выше. В возрасте четырёх лет ребёнок уже лучше осознаёт свои поступки, у него развиваются новые качества – следует научить его вежливости (обращаться к взрослому человеку на «вы»), бесконфликтности. В этом возрасте дети хорошо усваивают правила этикета, поэтому пора объяснить ему нормы поведения в общественных местах (библиотека, транспорт, театр, кино)
- Важен контроль со стороны родителей. Необходимо оценивать выполнения того или иного правила как положительно, так и отрицательно (но тактично). Наказывать ребёнка за какие-либо проступки нужно, но не в грубой форме, и тем более не физически. Дети должны понимать, за что они наказаны и что сделали не так. Если ребёнок часто нарушает нормы поведения, то важно выяснить причины. Возможно, они не могут быть усвоены им в силу возрастных и других индивидуальных особенностей.
Воспитание нравственной и культурной личности нужно начинать уже с раннего возраста ребёнка, поэтому важно быть для него достойным примером для подражания.
Этика
Культура поведения включает в себя не только усвоение человеком этикетных норм, но и этических. Этика – это наука о нравственности, то есть о внутренней наполненности человека, которой он руководствуется при совершении того или иного поступка и взаимодействии с окружающими.
Этические навыки определяют то, насколько успешно человек будет придерживаться принятых норм в обществе. Формирование этого навыка зарождается ещё в детстве и продолжается в подростковом возрасте. Данный период времени характеризуется своими особенностями, которые стоит учитывать:
- У подростков возникают новые переживания, потребности, перед ними встают новые задачи, они меняются не только внешне, но и внутренне.
Здесь важно не задавить подростка контролем над выполнением усвоенных ранее этических норм, но и не пускать всё на самотёк.
Культура поведения: правила этикета и нравственное воспитание
На культуру поведения человека в социуме воздействует ряд факторов, которые определяют взаимоотношения между людьми в разных сферах жизни. Это своеобразная форма поведения в быту, в общении, в трудовом процессе.
Читать еще: «: лучшие ведущие. «Спокойной ночи, малыши!»
Особенности
Влияние внешних и внутренних воздействий сказывается на культуре поведения в обществе. С одной стороны существуют такие требования нравственных правил, которые закреплены в определенных принципах и нормах. С другой стороны на человека влияют его личные качества, связанные с индивидуальным развитием. Культура поведения — это конечный результат процесса становления личности.
Постепенно с возрастом у человека формируются моральные качества, закладывается воспитание.
Особенность понятия заключается во взаимосвязи трех составляющих культуры:
- общение закреплено на человечном отношении друг к другу. Нормами общения считаются вежливость, уважение, следование общепринятым формам приветствия, благодарности;
- внешняя составляющая воздействует на эмоциональное состояние. Важно начинать формирование внешней культуры с прививания любви к чистоте, соблюдению правил личной гигиены;
- бытовая часть заключается в удовлетворении потребностей. Они начинаются от приема пищи и заканчиваются эстетическими требованиями.
Культура поведения зависима от правил этикета, устанавливаемых обществом. Этикет проявляется не только в словах, но и жестах. Все действия выражают отношение к другим людям. Это явление появилось достаточно давно, часто упоминается историей. Этикет подвержен изменению под влиянием времени и условий жизни.
Нравственность и мораль
На первый взгляд может показаться, что это два тождественных понятия, однако между ними существует различие:
- Моралью является совокупность ценностей и норм, которая регулирует отношения.
- Нравственность — это выполнение собственных внутренних принципов.
Эти две категории долгое время являлись предметом изучения философов. Оба понятия относятся к одной науке – этике. Философские подходы в различии смысла показывают, что в действительности у двух категорий разные значения и задачи. Сущность морали заключается, в том, что она допускает или осуждает некоторые действия, напрямую зависит от общества. У каждой группы, выделяемой социумом, существует своя мораль.
Любой поступок оценивается со стороны норм поведения, установленных конкретной моралью, которая, тем не менее, способна к изменению в процессе жизни под влиянием различных факторов. Моральные ценности оказывают влияние на соблюдение правил этикета, на культурное развитие человека.
Нравственность не может измениться и носит абсолютный характер. Может выражаться в любви к семье, осуждении дискриминации в разных проявлениях.
На основании мнения ученых можно сделать основные выводы, касающиеся сходства и различия рассматриваемых понятий:
- нравственность отражает духовное развитие человека; мораль носит социальный характер;
- нравственное развитие закрепляется внутри с раннего возраста, отличается единством правил;
- мораль имеет конкретные для каждой группы особенности.
Воспитание
Воздействие окружения и собственных качеств на человека формируют его как личность. Умение совмещать внешние и внутренние факторы позволяет говорить о воспитании. Оно закладывается еще с раннего возраста и развивается под влиянием семьи.
Формирование ребенка происходит на основании образцов, создаваемых взрослыми. Те особенности, которые были заложены в детстве, невозможно изменить в процессе жизни. Нельзя заставить подростка жить по иным правилам морали, если с рождения ему внушались определенные нравственные установки. Результат воспитания включает в себя не только заранее спланированные родителями требования и правила. Сюда относится также окружение, которое своим поведением влияет на внутреннее формирование человека.
Комплекс накопленных знаний и навыков, норм этики, взглядов составляет в совокупности воспитание. Оно передается от старшего поколения. Существует множество аспектов, которые неосознанно принимают участие в создании внутренней составляющей человека. Наследственность и генетика здесь играют не последнюю роль. Специалисты утверждают, что существует определенная зависимость воспитания от развития.
Основным местом, где ребенок получает первоначальные знания и опыт, является средняя школа.
Учреждение образование ставит задачу развивать личность с разных сторон. Школа должна способствовать не только умственному, но и эмоциональному развитию.
Но не всегда получаются положительные результаты. Это связано с тем, что в настоящее время используются устаревшие методы преподнесения знаний, поэтому у большинства детей нет стремления к изучению науки или других аспектов знаний.
Влияние семьи на воспитательный процесс имеет не меньшее значение. Существуют разные семейные модели, которые отличаются количеством членов, возрастом, уровнем образования, традициями, степенью нравственности. Все это в целом воздействует на личность и помогает формировать свои взгляды на жизненные ситуации.
Важно вовремя определить заинтересованность ребенка в конкретном занятии и направить его энергию в нужное русло. Только совместно с желанием самого человека достигается необходимый уровень развития, что в дальнейшем оказывает влияние на воспитание.
Выделяются следующие виды воспитательных направлений:
- умственное ставит задачу по усвоению нужного объема знаний, формированию собственного мировоззрения, развитию интереса к познанию;
- физическое помогает не только поддерживать здоровое состояние, но и формирует качества для плодотворного труда;
- трудовое выступает в роли главного фактора развития;
- нравственное позволяет человеку выработать определенные привычки, определить модель поведения индивидуума в обществе. Развитие этого направления во многом зависит от существующих в обществе и в семье ценностей;
- эстетическое включает комплекс компонентов, влияющих на формирование идеала в разных проявлениях жизни. Оказывает влияние на отношение к культуре.
В совокупности процесс воспитания строится на главных принципах:
- воздействие общества;
- взаимосвязь с трудовым процессом и другими сферами жизни;
- индивидуальность в подходе.
Функции воспитания:
- побудить человека к самовоспитанию;
- профилактическим путем оградить от ошибок в принятии жизненно важных решений;
- развить творческий, духовный, интеллектуальный и физический потенциал личности;
Целью воспитания традиционно принято считать окончательное формирование личности, которая развита в гармонии с внутренними и внешними факторами. Соотношение физической и духовной природы человека составляет античное понятие о гармоничном развитии.
Историей разработаны техники индивидуального самовоспитания:
- через испытание, которое предусматривает ограничение себя в определенных потребностях;
- проведение постоянного самоанализа позволяет оценить собственные поступки и разобраться в их правильности;
- практика рефлексии.
Читать еще: Путь, выбирающий нас. Олег Здрав Нас здесь не было
Данные античные представления о достижении гармонии нашли свое отражение в современных подходах к достижению результатов по воспитанию личности.
Дети повторяют поведение своих родителей, перенимают их некоторые взгляды, однако из-за общения с другими людьми происходит целостное образование собственного мировоззрения, создается своя модель поведения.
Профессиональная этика
Мораль и нравственность изучается этикой. Данная наука направлена на постижение не только истоков происхождения морали, но и на правила поведения людей. В процессе общения проявляется значение этой науки, так как совместная деятельность человека не может осуществляться отдельно от нравственности.
В этике выделяется отдельный перечень моральных норм, которые выражают отношение человека к профессиональным обязанностям, в том числе и к общению с коллегами. Эта совокупность норм носит название профессиональная этика.
Предметом профессиональной этики является следующее:
- личные качества специалиста, требуемые для должного выполнения трудовых обязанностей;
- взаимоотношения в коллективе между коллегами, между специалистами разных уровней по должности;
- направления и способы обучения работников, влияющие на движение по карьерной лестнице.
Для некоторых профессий даже разработаны на правовом уровне правила этического поведения в виде кодексов, сводов требований. Такие меры необходимы в сферах, которые связаны с распоряжением жизнью и здоровьем людей и предполагают повышенную ответственность. Например, в образовании, здравоохранении.
В процессе работы люди оказываются в разных ситуациях, которые влияют на формирование типа поведения. Существуют некоторые моменты, относящиеся к характеристике рабочих отношений:
- взаимодействия, которые возникают при пересечении интересов человека в коллективе;
- отношение к трудовому процессу и к иным его участникам.
Каждая сфера деятельности имеет свои особенные черты и требования в области морали. В зависимости от вида компании, где человек работает, существует определенный вид профессиональной этики:
- для врача;
- для педагога;
- актерская;
- адвокатская;
- этика психолога.
Особую роль в современном обществе играет экономическая этика, которая представляет собой нормы поведения, предъявляемые к модели ведения бизнеса, характеру отношений между участниками внутри данной сферы. К этому виду относятся также требования к ведению переговоров, использованию способов конкуренции, составлению документации.
Большое значение в процессе работы оказывает структура построения отношений между фирмами. В данном случае речь идет о деловом этикете, который и задает стиль рабочего процесса, манеру общения внутреннего и внешнего общения.
Профессиональная этика формируется поколениями, она не может быть абсолютной и нуждается в постоянной разработке.
Непосредственно со всеми рассматриваемыми понятиями связана этика делового общения. Она может выражаться в непосредственном ежедневном контакте с коллегами, сотрудниками иных организаций, с начальством. Также она должна присутствовать во время деловой переписки или в телефонном разговоре.
Ученые выделили основные принципы, на которых держится деловой этикет:
- пунктуальность. Дела, сделанные вовремя, показывают не только профессионализм, но и характеризуют индивидуальные особенности личности;
- соблюдение коммерческой тайны или другие виды конфиденциальной информации. От соблюдения этого принципа зависит работа всей организации, ее репутация и развитие;
- приветливость. Это требование важно не только для служебной этики, но и для всей жизнедеятельности;
- проявление внимания к коллегам. Здесь имеется в виду способность выслушать другого человека, высказать свое мнение, понять другую точку зрения, прислушаться к критике;
- внешний вид играет немалую роль для создания благоприятного имиджа компании и для самого человека;
- грамотность. Правильная устная и письменная речь без содержания вульгарных выражений имеют важное значение для работы;
- коллегиальность. Работая в коллективе, общий результат зависит от совместной работы всех сотрудников. Важно учитывать мнение коллектива в принятии решений, объединять совместные усилия для достижения развития организации. Коллегиальность соблюдается не только в рабочем процессе. Она отражается в принятии участия работников в важных жизненных событиях.
Каждый человек должен правильно и культурно вести себя в любом месте. О правилах поведения на работе можно узнть из видеоматериала.
Все права защищены, 14+
Запрещено использование любых материалов без нашего предварительного письменного согласия.
Культура поведения человека. Культура поведения
I. Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности
Ежедневно вставай в то самое время, проветривай комнату и делай зарядку.
Утром надо умываться, чистить зубы, мыть уши и шею.
Перед сном надо умыться, хорошо проветрить комнату.
Всегда мой руки перед едой, после работы и после посещения туалета.
Пользуйся носовым платком, следи, чтобы нос у тебя всегда был чистым.
При чихании и кашле отворачивайся, прикрывая рот носовым платком.
Держи в порядке волос: они должны быть аккуратно подстрижены и причесаны или заплетенные в косы.
Надо научиться и всегда делать самому: красиво застилать кровать, пришивать воротничок, стирать и гладить его, пришивать пуговицы, чистить ботинки.
Умей накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться прибором, культурно есть.
Будь всегда аккуратно и опрятно одетым. Одежда должна быть чистой, выглаженной.
В школе надо быть в школьной форме, дома — переодеться в домашнюю одежду, в гости надлежит одеваться особенно опрятно, празднично, нарядно.
Уходя из дома, посмотри на себя в зеркало: все ли в порядке?
Нужно бережно относиться к своей одежде и обуви, самому следить за ее чистотой.
Научись красиво носить свою одежду, пусть она тебя не сжимает, будет «настоящей и выглаженной.
Держи в порядке свои домашние и школьные принадлежности.
Поддерживай в своем рабочем уголке порядок: вытирай пыль, книги и тетради после занятий заключай всегда на то же место.
Любую вещь, которую он взял, положи на ее постоянное место: ножницы, иглу, расческу, книжку.
Пальто всегда вешай на свою вешалку, не оставь на стул. Домашняя одежда всегда, лежит на своем ли месте вешается на плечики, на которых висит форма.
Читать еще: Малые народы урала. Аборигены урала
Игрушки тоже держи в порядке. После игры все забери на место.
I I . Правила вежливости и культуры речи
В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствия.
Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.
С взрослым нужно здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и говори стоя.
Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» ( «спасибо», «пожалуйста»).
В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по мелочам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
Не ябедничай. Если друг в чем-то неправ, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.
Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
Вежливый человек приветливый и внимательный к другим. Если его о чем-то или спрашивают просят сделать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому помочь и т.д.), он всегда делает это охотно.
Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова ( «пожалуйста», «спасибо», «пожалуйста» и т.п.), сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
III. Правила поведения в школе
В школу стоит приходить аккуратно одетым, в хорошо отутюженной форме, гладко причесанным, в хорошо начищенной обуви,
Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в сумку.
В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех, перед входом хорошо вытри ноги.
Мальчики у входа в школу снимают шапки.
Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами.
На уроке. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения учителя.
Если в класс входит взрослый (учитель, директор, отец, вожатый и др.), все дружно встают за партами, здороваясь с тем кто вошел. Сесть можно только после разрешения учителя (директора, вожатого и др.).
Чтобы правильно встать за партой, надо осторожно и очень тихо откинуть крышку и подняться, спокойно опустив руки.
Во время урока сидеть возлагается непосредственно. Руки лежат на парте, ноги на планке; оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке нельзя.
Если учитель задает вопрос класса, а ты хочешь ответить, подними руку. Руку надо поднимать и когда хочешь спросить что-либо у учителя.
Когда учитель позволит ответить на вопрос, нужно спросить его о чем-нибудь, надо встать. Разговаривать с учителем надо стоя.
Обращаться с просьбой к или учителя товарищам надо, употребляя вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо».
У доски стой прямо. Выходя к доске, оправ свою форму.
Береги свою парту, не ломай ее, ничего не пиши на ней, не царапает.
На смене. Выходить на изменение можно только после того, как позволит учитель.
После слов учителя: «Урок окончен» — все выстраиваются по рядам и по очереди выходят из класса, не толкая в дверь и не пытаясь пройти вперед учителя.
На изменениях в классе могут оставаться только дежурные. Они вытирают доску, проветривают помещения и выполняют разные распоряжения учителя. После работы очередные моют руки.
В коридоре надо пытаться ходить по правой стороне, нельзя бегать, кричать, держать руки в карманах, жаться к стенке, затевать драку.
Во время перемен можно играть в разные игры.
Со всеми взрослыми и с дежурными по школе, которых встречаешь первый раз в этот день в школе, надо здороваться.
Если в дверях встретился взрослый (учитель, отец, нянечка), уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка, пропусти ее вперед.
Завтракать во время смены нужно в или классе в буфете. Дети, принимающие завтрак с собой, остаются в классе на большой перемене, расстилают салфетку на парте и едят, стараясь не крошить на пол.
Завтрак что купленный в буфете, надо есть в буфете.
После завтрака надо вытереть или салфеткой платком руки, чтобы не испачкать своей одежды, тетрадей и книг.
Бумажки, огрызки стоит бросать в специальную корзину, свалку.
В смену нужно не забыть зайти в туалетную комнату, чтобы не отпрашиваться с урока. После посещения туалета надо вымыть руки.
В библиотеке. Книги следует возвращать в указанный срок. С библиотечной книгой нужно обращаться особенно аккуратно: не загибать углов, не пачкать страниц. Если видишь, что страница плохо держится, подклеть. Возвращая книгу, будь готов ответить на вопросы библиотекаря о содержании книги.
IV. Правила поведения в гостях
Благодари, если тебя приглашают в гости.
Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.
На день рождения принято приходить с подарками. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку. Школьник может подарить аккуратно выполненную поделку, вышивку и др. Если у школьника есть небольшие сбережения, то он может купить недорогой подарок ко дню рождения родителей, друга, родственника.
В гостях будь приветлив и весел. Веди себя просто, не привлекай внимания окружающих, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.
Если к тебе придут гости, подумай заранее, какие игры и развлечения ты можешь им предложить.
Источники:
http://wlooks.ru/etiket/kultura-povedeniya/
http://vplate.ru/etiket/kultura-povedeniya/
http://www.sites.google.com/site/osnovnyepravila/3-osnovnye-pravila-kulturnogo-povedenia