Очерки о народной эстетике
Фотосъемка Анатолия Заболоцкого
Вязка рыболовных снастей
Чернение по серебру
Шемогодская резьба по бересте
Резьба по кости
О чем звенит самовар
На границе яви и сна
Серебро и золото детства
Проводы в армию
От редакции сайта «Древнерусская литература». Много лет назад кто-то дал мне почитать книгу «Плотницкие рассказы». Фамилия автора — В.И. Белов — мне тогда ничего не говорила. Однако, прочитав книгу, я понял, что открыл для себя великого мастера РУССКОГО СЛОВА . И с той поры ни одна новая книга Василия Ивановича Белова не оставалась мною незамеченной. «Привычное дело», многотомная эпопея «Кануны», блестящий роман «Всё впереди», вызвавший приступ бешенства у русофобов, повести и рассказы и, наконец, «ЛАД». Сказать, что меня эта книга потрясла — это не сказать ничего. Я вообще никогда не читал ничего подобного. Не говорю здесь о блестящем стиле и языке — это само собой разумеется. Эта книга — книга ОТКРОВЕНИЕ. Она словно переносит нас в средневековую РУСЬ, причем эффект присутствия читателя в этих древних веках абсолютный. Читая эти строки полностью теряешь ощущение времени и пространства.
А спустя несколько лет после первого издания издательство «Молодая Гвардия» выпустило роскошное издание этой книги (сотни цветных фотографий!), да ещё напечатало её в ГДР. И что интересно, книгу эту как-то стараются не рекламировать, замолчать, даже говоря о творчестве писателя. Да и власть придержащие постарались «не заметить» недавнего 70-летия В.И. Белова. А объяснение очень простое. Надо просто прочитать книгу «Лад», а потом посмотреть в окно на то, что нас окружает. Поэтому и будут засорять головы читателям всякими ремесленными поделками разных акуниных, улицких и прочих марининых-донцовых. Так спокойней! А русские мастера слова, такие как В. Белов, В. Распутин, В. Чивилихин, И. Шевцов, П. Проскурин, А. Иванов, В. Личутин, В. Крупин, Ф. Абрамов, И. Акулов и многие другие для нынешних «руководителей» хуже СПИДа. Но мысль власти неподвластна. Это в экономике можно грабить население, устраивая «реформы» и прочие «дефолты». А в духовной сфере всё создаётся промыслом Господа Бога нашего. И Святая Земля Вологодская только за последние десятилетия дала народу русскому великого поэта Николая Рубцова и великого прозаика Василия Белова. Так было и так будет.
Вы можете спросить: а какое отношение имеет книга «Лад» к древнерусской литературе? Почитайте, и у вас никогда больше таких вопросов не появится, ибо «чтущий да разумеет».
Лад очерки о народной эстетике. В
Василий Иванович Белов
Б 43 Лад: Очерки о народной эстетике. — М.: Мол. гвардия, 1982. 293 с., ил.
7 р. 50 к. 50000 экз.
Известный советский писатель рассказывает об эстетике крестьянского труда, о народном фольклоре, быте, художественных промыслах. В книге использованы этнографические материалы Вологодской, Архангельской, Кировской областей.
Издание предназначено для широкого круга читателей.
ББК 84Р7+63.5(2) Р2+902.7
Фотосъемка проведена в Вологодской и Архангельской областях в 1979–1981 годах.
Архивные фотографии получены из фондов Вологодского краеведческого музея.
Василий Иванович Белов
Редактор 3. Костюшина Художественный редактор С. Сахарова Технический редактор Е. Брауде Корректоры В. Авдеева, И. Тарасова
Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся.
В неутолимой жажде познания главное свойство науки — ее величие и бессилие. Но для всех народов Земли жажда прекрасного не менее традиционна. Как не похожи друг на друга две эти человеческие потребности, одинаковые по своему могуществу и происхождению! И если мир состоит действительно лишь из времени и пространства, то, думается, наука взаимодействует больше с пространством, а искусство со временем…
Читать еще: Жизненный путь Андрея Болконского. Л
Народная жизнь в ее идеальном, всеобъемлющем смысле и знать не знала подобного или какого-либо другого разделения. Мир для человека был единое целое. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, — все это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству.
Подобную упорядоченность и устойчивость легко назвать статичностью, неподвижностью, что и делается некоторыми «исследователями» народного быта. При этом они намеренно игнорируют ритм и цикличность, исключающие бытовую статичность и неподвижность.
Ритм — одно из условий жизни. И жизнь моих предков, северных русских крестьян, в основе своей и в частностях была ритмичной. Любое нарушение этого ритма — война, мор, неурожай — лихорадило весь народ, все государство. Перебои в ритме семейной жизни (болезнь или преждевременная смерть, пожар, супружеская измена, развод, кража, арест члена семьи, гибель коня, рекрутство) не только разрушали семью, но сказывались на жизни и всей деревни.
Ритм проявлялся во всем, формируя цикличность. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатья до могильной травы…
Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу — от красоты. Мастер назывался художником, художник — мастером. Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии.
Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.
Молодежь во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Современные юноши и девушки не исключение из этого правила. Но где бы ни тратили они свою неуемную энергию: на таежной ли стройке, в полях ли Нечерноземья, в заводских ли цехах — повсюду молодому человеку необходимы прежде всего высокие нравственные критерии… Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без этих нравственных критериев, еще ничего не значат.
Но нельзя воспитать в себе эти высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие производственно-эстетические элементы так называемого льняного цикла. Все лишь ускорено и механизировано, но лен надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад.
Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов.
Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.
Книга не случайно называется «Лад» и рассказывает о ладе, а не о разладе крестьянской жизни. Она была задумана как сборник зарисовок о северном быте и народной эстетике. При этом я старался рассказывать лишь о том, что знаю, пережил или видел сам либо знали и пережили близкие мне люди. Добрая половина материалов записана со слов моей матери Анфисы Ивановны Беловой. Воспоминаний, а также впечатлений сегодняшнего дня оказалось слишком много. Волей-неволей мне пришлось систематизировать материал, придавая рассказу какой-то, пусть и относительный, порядок, чем и продиктовано композиционное построение книги.
Читать еще: Рассказ игрока о нелегальных домашних казино.
Из экономии места мне приходилось то и дело сокращать или вовсе убирать живой фактический материал, довольствуясь общими размышлениями.
Когда-то все на Руси начиналось с весны. Даже Новый год. Христианские святцы легко ужились с приметами языческого календаря, чуть не на каждый день имелась своя пословица: 6 марта — Тимофей-весновей.
12 марта — Прокоп — увяз в сугроб.
13 марта — Василий-капельник.
14 марта — Евдокия — замочи подол.
Говорили, что ежели Евдокия напоит курицу, то Никола (22 мая) накормит корову[1]. Приметы, рожденные многовековым опытом общения с природой, всегда определенны и лишены какого-либо мистицизма. Например, если прилетели ласточки, надо не мешкая сеять горох.
Неясны, расплывчаты границы между четырьмя временами года у нас на Севере. Но нигде нет и такого контраста, такой разницы между зимой и летом, как у нас.
Весна занимала в году место между первой капелью и первым громом.
17 марта — Герасим-грачевник.
30 марта — Алексей — с гор вода. 4 апреля — Василий-солнечник. 9 апреля — Матрена-настовица.
14 апреля — Марья — зажги снега, заиграй овражки.
28 апреля — Мартын-лисогон.
29 апреля — Ирина — урви берега.
В крестьянском труде после масленицы нет перерывов. Одно вытекает из другого, только успевай поворачиваться. (Может, поэтому и говорят: круглый год.) И все же весной приходят к людям свои особые радости. В поле, в лесу, на гумне, в доме, в хлеву — везде ежедневно появляется что-нибудь новое, присущее одной лишь весне и забытое за год. А как приятно встречать старых добрых знакомцев! Вот к самым баням подошла светлая талая вода — вытаскивай лодку, разогревай пахучую густую смолу. Заодно просмолишь сапоги и заменишь ими тяжелые, надоевшие за зиму валенки. Вот прилетел первый грач, со дня на день жди и скворцов. Никуда не денешься, надо ставить скворечники — ребячью радость. А то вдруг вытаяла в огороде потерянная зимой рукавица… И вспомнишь декабрьский зимник, по которому ехал с кряжами для новой бани.
Даты приводятся по новому стилю. Подробности о народном календаре см. в книге Ив. Полуянова «Месяцеслов». Архангельск, 1979.
План-конспект урока родной литературы в 9 классе. Тема: В.И.Белов. Очерки о народной эстетике «Лад». Труд как первооснова мастерства и искусства
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
План-конспект урока родной литературы в 9 классе.
Тема: В.И. Белов. Очерки о народной эстетике «Лад». Труд как первооснова мастерства и искусства.
Цели и задачи урока:
1.продолжить знакомство с главами из книги «Лад» В.И.Белова;
2.развивать интерес к русскому слову;
3.способствовать развитию умения анализировать художественное произведение с опорой на текст;
4. воспитывать интерес и уважение к жизни и труду русского северного крестьянства;
1.Организационный момент. Класс заранее разделен на три группы.
2.Сообщение темы. Слайд 1.
— Ребята,что вы помните об авторе книги? (Родился в деревне Тимониха Вологодской области.За свой писательский труд награжден высокими государственными наградами).
— Его книга — это очерки о народной эстетике.
А что такое очерк ? (Прозаическое произведение, основанное на фактах , документах, личных
впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов
— Действительно, книга задумана как «сборник зарисовок о северном быте и народной эстетике» деревень Вологодской , Архангельской и Кировской областей России.
-Посмотрите на картинки.Что на них изображено? На картинках изображен деревенский труд.
-Сегодня мы анализируем очерки о крестьянском труде. В ходе беседы попробуем доказать,что «труд-первооснова мастерства и искусства» Слайд 4.
Читать еще: Небольшой рассказ о толстом. Лев Николаевич Толстой
-Как называется глава, очерки из которой вы читали дома ? (Мастера и подмастерья).
-А кого называют мастером? Слайд 5.
-А подмастерье кто? Слайд 6.
-О ком узнали вы из глав очерка? (Плотники,столяры,печники)
5.Анализ глав из книги «Лад». Каждая группа учащихся имеет соответствующее название. Группы задают вопросы друг другу,общие вопросы задает учитель.
Слайд7. Вопросы «Плотникам» задают «Печники».
1.Как относился народ к мужчинам,не умеющим плотничать? (смеялся)
2.Почему стремились чему-то учиться?(стыдно ничего не уметь)
3. C чего начиналось постижение плотницкого мастерства подростком? Сразу ли у него получалось? (сделать топорище,не сразу,но добивался своего)
Вопрос к другим группам:
А к чему будущего плотника приучала жизнь еще в детстве? (терпению и последовательности).
Вопросы к «Плотникам»:
4.Назовите основное занятие плотников (рубить дом или избу).
Относились к труду с уважением:бревна катали,а не волочили,времени на точку топора не жалели,бережно относились к инструментам.
Были плотники и плохие, и средние, и хорошие.
5.А на чем стояло плотницкое мастерство? ( Каждый стремился быть не хуже а лучше )
Вопрос к остальным группам:
-Ребята,скрывали мастера свои секреты? В.И.Белов пишет: «…знание считалось общенародным…» (зачитать из текста)
Слайд 8. Вопросы «Столярам» задают «Плотники»:
1.Какие предметы изготовляли? (столы,стулья,табуреты и т.д. по тексту)
Вопрос к другим группам:
-Каким словом оценивали прочность и красоту изделий? (дородно).
Вопросы к «Столярам»:
2.Как настоящий мастер делает свою работу? (весело, без натуги,не пыжится).
3.Что указывает на скромность настоящего мастера? (не выставляется напоказ)
Вопрос к другим группам:
-Ребята,автор обращает наше внимание на использование мастерами только наших русских слов.Как В.И.Белов это объясняет?
Вопросы к «Столярам»:
4.А как вы считаете,работа столяра творческая?Докажите.(подбор досок по структуре и цвету,сучок обработать)
Переходим к последней группе.
Главным местом в доме был красный угол главной избы,а материально-нравственный центр-русская печь,семейный очаг. Она кормила,поила,лечила,утешала.
Слайд 9. Вопросы «Печникам» задают «Столяры»:
1.Как по-северному назывался обычный костер? (пожог).И вот когда-то он превратился в закрытый очаг, печь.
2.Сейчас мы говорим кладут печи. А как говорили в старину? (били печи).
3.В.И.Белов вспоминает прекрасного мастера Зосима Неуступова.Какой должна быть печь,по его мнению?
4.Красивую,миловидную,как невеста печь может сложить любой? (только мастер своего дела).
5.Как Изоха относился к своему труду? (ответственно,добросовестно).
Вопрос к другим группам:
-Ребята,какую силу имели инструменты в руках настоящего мастера? (чудесную).
-Подтвердите словами автора важность труда мастера -печника (« Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии и положении. Она остывала только вместе с гибелью всей семьи или дома. На Руси еще не скоро исчезнет последняя печь»).
В.И.Белов просто и интересно рассказывает о крестьянском быте,о нашем настоящем русском. А нам так необходим этот нравственный и культурный опыт. Не случайны слова А.И.Солженицына относительно этой книги: «Книга «Лад»-драгоценность в русской печатности».
7.Сообщения учащихся о местных мастерах .
Среди наших односельчан тоже много настоящих умельцев и ныне живущих,и,к сожалению,уже ушедших от нас.Ребятам было дано задание взять интервью и на их основе составить рассказ о мастерах.Интервью-это тема одного из уроков родного языка.
1.Рассказ Димы Ломтева о дедушке. Слайд 11
2.Рассказ Светы Даниловой о дяде-печнике. Слайд 12
Хотя о плетении корзин сегодня не упоминалось,но мы решили рассказать и об этом.
3.Рассказ Дианы Верещагиной о дедушке. Слайд 13
Несомненно,эти мастера и их труд заслуживают уважения,как и те,о которых рассказывал В.И.Белов.
Наши предки русские северные труженики – пример бесконечного трудолюбия и мастерства.
-Спасибо ребятам за проделанную работу. Оценки за сообщения.
-Ребята,в чем рождается мастерство? (в труде)
Слайд 14.1. -Убедились мы в том, что «труд – первооснова мастерства и искусства»?
Искусство может жить в любом труде,даже у дровосека. Мастерство -та же почва,из которой вырастают художники.
Слайд 14.2. -Какое условие необходимо,чтобы стать настоящим мастером? (любовь к своему делу и опыт)
Источники:
http://old-ru.ru/articles/art_38.htm
http://www.litmir.me/br/?b=203245&p=1
http://infourok.ru/plankonspekt-uroka-rodnoy-literaturi-v-klasse-tema-vibelov-ocherki-o-narodnoy-estetike-lad-trud-kak-pervoosnova-masterstva-i-isk-3969289.html