Евгений Евгеньевич Лансере
Русский художник и живописец Евгений Евгеньевич Лансере родился в городе Павловске под Петербургом. Мальчик рос в художественной среде (его отец, Е. А. Лансере, был скульптором, дядя, А. Н. Бенуа, живописцем).
Художественное образование Лансере получил в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Я. Ф. Ционглинского и Э. К. Липгардта, позднее, в 1895–1897 годах, учился в академии Коларосси и студии Жюлиана в Париже. Начало творческой деятельности мастера связано прежде всего с графикой. Лансере входил в число главных оформителей журнала «Мир искусства», занимался также другими изданиями, созданными объединением «Мир искусства».
Графику Лансере начала 1900-х годов можно разделить на два направления: декоративные орнаменты с использованием растительных мотивов и исторические композиции.
Е. Е. Лансере. «Ботик Петра I», 1903, Третьяковская галерея, Москва
Как М. Добужинского и А. Бенуа, Лансере интересовал старинный Петербург, его архитектурные памятники, которым он посвятил множество своих рисунков, акварелей, литографий («Никольский рынок. Петербург», 1901, Третьяковская галерея, Москва; «Казанский собор», «Калинкин мост» — обе в 1902).
Большое влияние на формирование Лансере как художника оказали произведения с исторической тематикой В. Серова, с которым молодой мастер работал над изданием «Истории великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси». Для этого издания Серов выполнил композиции «Петр I на псовой охоте» и «Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту».
Одной из самых интересных работ Лансере с историческим сюжетом стала картина «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905, Третьяковская галерея, Москва; вариант — в Художественном музее, Н. Новгород). Мастер выбрал лишенный сложной фабулы сюжет, что свойственно творчеству большинства мирискусников.
В то же время Лансере не только передает общий дух дворцовой церемонии выхода царицы, но и обращает внимание на героев сцены: величественную, тучную императрицу, вельмож и придворных дам с надменными лицами.
В человеческих фигурах нет и намека на гротеск, это не марионетки и не бесплотные сомовские дамы и кавалеры, а живые люди, свободно и естественно расположившиеся в процессии. Они гармонично вписываются в архитектурный пейзаж и как бы составляют единое целое с ансамблем царскосельского дворца с его беломраморными колоннами, статуями, лепными украшениями и декоративными балкончиками. Картина очень тонко передает атмосферу северного города; фигуры людей и здания залиты холодным светом петербургского дня.
Подобно многим художникам «Мира искусства», Лансере интересовался эпохой Петра I. Его работы, посвященные этому времени, отмечены романтическим чувством, в них мало бытовых деталей и элементов жанровости, что характерно для картины «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Высокая пафосность характеризует композиции «Ботик Петра I» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Петербург начала XVIII века» (1906, Русский музей, Санкт-Петербург). Главное для художника — передать облик города начала XVIII столетия, запечатлеть дух времени. Этому служат не только архитектурные постройки, но и люди, чью деятельность автор запечатлел на своем полотне.
Читать еще: Nwa расшифровка. Чем так важна для нас группа N.W.A
Таково и полотно «Корабли времен Петра I» (1909, Русский музей, Санкт-Петербург; вариант — 1911, Третьяковская галерея, Москва).
Лансере стремился запечатлеть мощь и силу русского флота. Все детали картины подчинены этой цели. Клубящиеся темные тучи на небе, бурные волны, надутые паруса, трепещущие от ветра флаги создают впечатление движения, энергии.
В 1900–1910-х годах Лансере принял активное участие в художественном предприятии «Современное искусство», основанном И. Э. Грабарем. «Современное искусство» представляло собой своеобразную выставку, на которой демонстрировались картины, произведения прикладного искусства, художественно оформленные интерьеры.
Е. Е. Лансере. «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905, Третьяковская галерея, Москва
Большое место в творческом наследии мастера занимает монументально-декоративная живопись.
В 1910–1912 годах Лансере создал плафон и фриз для московского особняка Тарасова. Спустя несколько лет вместе с А. Бенуа художник занимался эскизами росписей «Народы России», предназначенных для оформления Казанского вокзала и Правления Казанской железной дороги.
К этому времени относится театрально-оформительская деятельность Лансере, работавшего в Старинном театре.
Е. Е. Лансере. «Петербург начала XVIII века», 1906, Русский музей, Санкт-Петербург
Значительный интерес представляют графические работы художника для журналов и книг. С помощью Лансере были оформлены журналы «Мир искусства», «Художественные сокровища России», книга А. Н. Бенуа «Русская школа живописи», издание «История великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси».
В стиле средневековой готики, барокко времен Петра Великого, русского классицизма выполнены изящные виньетки, концовки, заставки Лансере для журналов и книг. Интерес к русской истории и жизни народа отразился в реалистичных и правдивых рисунках и акварелях мастера к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912–1915), по праву принадлежащих к лучшим книжным иллюстрациям начала XX столетия.
Перед началом работы над повестью Лансере побывал в Дагестане и Чечне, где сделал множество зарисовок человеческих типов, пейзажей, архитектурных памятников, предметов быта, оружия.
В период Первой мировой войны Лансере отправился на Турецко-Кавказский фронт, где сделал большое количество зарисовок.
Е. Е. Лансере. «Корабли времен Петра I», 1911, Третьяковская галерея, Москва
К теме Кавказа художник вновь обратился, работая над иллюстрациями к «Казакам» Л. Н. Толстого.
К этому времени он был хорошо знаком с жизнью кавказских народов: три года, с 1917 по 1920, художник провел в Дагестане, затем жил в Тбилиси, где работал рисовальщиком в Музее этнографии и много времени проводил в этнографических экспедициях вместе с сотрудниками Кавказского археологического института.
С 1933 года Лансере жил в Москве. Он занимался монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра). Лучшей работой последнего периода жизни мастера стала серия «Трофеи русского оружия» (1942), показавшая неразрывную связь истории с современностью.
Е.Е. Лансере
Родился в семье скульптора Евгения Александровича Лансере — художественной династии, где все родственники были связаны с искусством. Его сестра З.Е. Серебрякова тоже стала художником. Дед Н.Л. Бенуа был академиком архитектуры, дяди Л.Н. Бенуа — архитектором и А.Н. Бенуа — художником, основателем объединения «Мир искусства». Детство Евгения прошло в имении Нескучное на Украине. Когда Евгению Лансере было десять лет, умер его отец, и семья переехала в Санкт-Петербург. Дом семьи Лансере называли «Дом Бенуа у Николы Морского». У юного Евгения рано проявились художественные способности: он записал в дневнике: «Прежде всего – быть отличным художником». Евгений Лансере учился в первой петербургской гимназии.
Читать еще: Страница виктории бони. Виктория Боня – Биография
В 1892 году в семнадцать лет он поступил в рисовальную школу «Общества поощрения художеств», где учился у Я.Ф. Ционглинского и Э.К. Липгарта.
В 1895 году Евгений Лансере уехал в путешествие по Европе. Он учился в академиях Ф. Кларосси (1895 -1896) и Р. Жюльена (1896 -1897) во Франции, где получил качественную профессиональную подготовку.
В 1898 году он получил крупный заказ на оформление книжной графикой книги Е.Балабановой «Легенды о старинных замках Бретани», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1899 году. Для выполнения это заказа он путешествовал по Бретани и западу Франции, делая наброски и рисунки пейзажей и замков в альбомах. Эти иллюстрации были выставлены на выставке русских и финляндских художников Сергея Дягилева.
В 1899 году он вернулся в Россию и стал членом объединения «Мир искусства», задуманного как «кафедра толкования и пропаганды новой эстетики». Евгений Лансере стал постоянным сотрудником журнала «Мир искусства», в период оформления которого сотрудничал с журналами «Художественные сокровища России», «Золотое руно», «Детский отдых».
В 1905 году Евгений Лансере уехал в путешествие по Дальнему Востоку.
В 1905 -1908 году он сотрудничал как художник с революционными журналами «Жупел», «Адская почта», делая для них рисунки на злободневные политические темы.
В 1907 – 1908 году Евгений Лансере создал «Старинный театр».
В 1911 году написал темперой картину «Корабли времен Петра Первого», приобретенную Третьяковской галереей.
В 1912 – 1915 годах он стал художественным руководителем фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
В 1914 -1915 годах Евгений Лансере был военным художником-корреспондентом на Кавказе в течение Первой мировой войны. Его военные рисунки выходили на открытках.
В 1917 – 1919 годы жил в Дагестане.
В 1919 году он был художником в Осведомительно-агитационном бюро (ОСВАГ) Добровольческой армии А.И. Деникина.
В 1920 году Евгений Лансере переехал в Ростов-на-Дону, позднее в Тифлис. В этот период он был рисовальщиком в Музее этнографии, выезжая в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом.
В 1922 году Евгений Лансере получил звание профессора Академии художеств Грузии, МАРХИ.
В 1924 году в качестве театрального художника оформил постановку «Юлий Цезарь» У. Шекспира в Кутаиси.
В 1927 году он поехал в Париж от Академии художеств Грузии.
В 1934 году Евгений Лансере переехал в Москву. В этот период он сделал монументальные росписи темперой и силикатными красками залов Казанского вокзала.
В 1934 – 1938 годы преподавал во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.
В 1937 году он выполнил росписи темперой в гостинице «Москва».
В 1938 году оформил постановку пьесы «Горе от ума» в Малом театре в Москве.
В 1943 году Евгений Лансере стал лауреатом Сталинской премии второй степени.
В 1945 году ему было присвоено звание Народного художника РСФСР.
В 1946 году оформил постановку пьесы «Барышня-крестьянка» в Большом театре в Москве.
Евгений Лансере скончался 13 сентября 1946 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Евгений Евгеньевич Лансере
Евгений Евгеньевич Лансере
Евгений Евгеньевич Лансере
- Дата рождения: 4 сентября 1875 г. ; St. Petersburg , Russian Federation
- Дата смерти: 13 сентября 1946 г. ; Moscow, Russian Federation
- Национальность:русский
- Направление:Ар Нуво , Социалистический Реализм (Соцреализм)
- Школа/группа:Мир Искусства
- Сфера:живопись , иллюстрация
- Учителя:Николай Семёнович Самокиш
- Арт-институции:Академия Коларосси , Академия Жюлиана
- Семья и родственники:Зинаида Серебрякова , Александр Бенуа
- Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Лансере,_Евгений_Евгеньевич
Заказать
репродукцию
Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник. Народный художник РСФСР (1945). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).
Сын известного скульптора Е. А. Лансере, брат художницы З. Е. Серебряковой и архитектора Н. Е. Лансере, племянник А. Н. Бенуа, стоявшего вместе с Сергеевм Дягилевым и Дмитрием Философовым у основания «Мира искусства».
Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии.
С 1892 года учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, Петербург, где посещал классы Я. Ф. Ционглинского, Н. С. Самокиша, Э. К. Липгарта.
С 1895 по 1898 годы Лансере много путешествовал по Европе и совершенствовал мастерство во французских академиях Ф. Коларосси и Р. Жюлиана.
С 1899 года — член объединения «Мир искусства». В 1905 году уехал на Дальний Восток.
В 1906 году был издателем еженедельного иллюстрированного журнала политической сатиры «Адская почта» (вышло 3 номера).
В 1907—1908 годах стал одним из создателей «Старинного театра» — кратковременного, но интересного и заметного явления в культурной жизни России начала века. Лансере продолжил работу с театром в 1913—1914 годах.
1912—1915 — художественный руководитель фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
1914—1915 — военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны.
1917—1919 годы провёл в Дагестане.
В 1919 году сотрудничал как художник в Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии А. И. Деникина (ОСВАГ).
В 1920 году переезжает в Ростов-на-Дону, затем в Нахичевань-на-Дону и Тифлис.
С 1920 года — рисовальщик в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом.
С 1922 года — профессор Академии художеств Грузии, МАРХИ.
В 1927 году был командирован на полгода в Париж от Академии художеств Грузии.
В 1934 году переехал на постоянное жительство из Тифлиса в Москву. С 1934 по 1938 годы преподавал во Всероссийской Академии Художеств в Ленинграде.
Е. Е. Лансере умер 13 сентября 1946 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
С 1897 года работал в книжной графике. Плотно сотрудничал с издательством Общины Святой Евгении, в частности, оформил в 1904 адресную часть открытки, которая продержалась целых десять лет. Исполнил несколько работ к юбилейным торжествам Санкт-Петербурга, на открытках также кроме декоративных композиций выходили его военные рисунки времён Русско-японской и Первой мировой войн.
В советское время направленность творчества художника с большой полнотой проявилась в монументально-декоративном искусстве. Его работы в этой области характеризуются динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны XVII—XVIII веков:
Лансере работал в области оформления театральных постановок в Москве, Петербурге, Одессе, Кутаиси:
На выставках с 1900: «Мира искусств», «36-ти», Союза русских художников и др. Являясь одним из членов Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде, принимал участие в художественных выставках, организованных членами кружка.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Источники:
http://design.wikireading.ru/13786
http://um.mos.ru/personalities/15611/
http://www.wikiart.org/ru/evgeniy-evgenevich