Практически неизвестный при жизни, как и многие писатели-классики, сегодня Лавкрафт Говард Филлипс стал культовой фигурой. Он прославился и как создатель целого пантеона божеств, в том числе популярного в медийной культуре владыки миров Ктулху, и как основатель новой религии. Но как бы ни был велик тот вклад в литературу, который внёс Говард Лавкрафт, книги писателя были изданы только после его смерти. Теперь биография автора множества рассказов в жанре хоррор обросла мистическими подробностями. Его уединённый образ жизни является одним из мифов, созданных уже после смерти писателя.
Лавкрафт Говард: детство
Будущий автор «Зова Ктулху» родился в 1890 году. Название родного города писателя — Провиденс, переводится как «провидение». Оно будет помещено на его могильную плиту в форме пророчества: I am providence («Я — провидение»). С детства Лавкрафт Говард мучился от кошмарных снов, главными героями которых были жуткие монстры, позже перекочевавшие в его произведения. Одна из работ, «Дагон», является таким записанным сном. Исследователи творчества писателя отмечают, что этот рассказ стал примером преемственности в работах автора. В «Дагоне» можно увидеть зачатки будущих произведений.
Наибольшее влияние на писателя оказал дедушка, обладатель самой обширной библиотеки в штате, где маленький Говард проводил большую часть своего времени. Там он открыл для себя арабские «Сказки 1001 ночи», которые сильно повлияли на его творчество, породив одного из персонажей — автора книги «Некрономикон» Абдулу Альхазреда. Но больше всего юного Лавкрафта интересовала астрономия, его работы даже печатались в научных журналах. Будучи школьником, он написал свой первый рассказ в жанре ужасов — «Зверь в подземелье», после чего прославился как поэт.
Лейтмотивы творчества Говарда Лавкрафта
С ростом популярности Лавкрафт начал переписываться с другими фантастами. Особенно близко он сошёлся с автором «Конана-варвара», Робертом Говардом. Их работы во многом перекликаются: встречаются одинаковые Древние боги, магические ритуалы и манускрипты. Сильное влияние на писателя оказало творчество Босха. В 1927 году он публикует работу о сверхъестественном, в которой анализирует зарождение и развитие нового литературного направления: рассказов в жанре ужасов.
Он описывает становление готической прозы, утверждая, что сознание человека прячется за невежеством, чтобы не сойти с ума от неспособности осознать все сложности и взаимосвязи мира. Сюжеты своих произведений автор выстраивает на основе предпосылки, что особенности людского восприятия действительности не имеют никакого значения для высших существ и иных биологических форм. Этот лейтмотив впервые проявляется в «Дагоне», после чего находит своё отражение в самом популярном рассказе, который написал Говард Лавкрафт — «Зов Ктулху», а также в повести «Тень над Иннсмутом».
«Зов Ктулху»
Лавкрафт Говард связывался некоторыми исследователями с масонским орденом и оккультистом Алистером Кроули. Причиной этого стало его творчество, в том числе целый пантеон древних богов, описанный в рассказах и повестях. Мифология, созданная писателем, получила название «Мифы Ктулху»: в честь божества, впервые появившегося в рассказе «Зов Ктулху», которое не является ни самым главным, ни самым ужасным в пантеоне. Именно оно заслужило наибольшую популярность среди почитателей такого мастера изображать ужасы, как Говард Лавкрафт. Отзывы о его книгах, особенно с присутствием этого персонажа, в большинстве своём восторженные, они пробуждают интерес к творчеству автора.
Говард Лавкрафт: книги автора
Какие ещё произведения писателя популярны и по сей день? Можно смело сказать, что большинство. Каждый читатель находит для себя что-то притягательное и волнующее в различных работах Лавкрафта. Но можно выделить среди них несколько главных шедевров:
- Одним из лучших считается рассказ «Шепчущий в темноте» — об инопланетной расе разумных грибов. Он является частью «Мифов Ктулху» и перекликается с другими работами Лавкрафта.
- «Цвет из иных миров», который сам автор считал лучшим своим произведением. В рассказе повествуется о семье фермеров и ужасных событиях, которые произошли с ней после падения метеорита.
- «Хребты безумия» — роман, одно из центральных произведений, в котором присутствует мифология Ктулху. В нём впервые упоминаются инопланетная раса Старшие (или Старцы).
- «Тень из безвременья» — ещё один рассказ о внеземной цивилизации, захватившей разум землян.
Читать еще: Бегущий за ветром краткое описание.
Наследие Лавкрафта
Мифология, созданная Говардом Лавкрафтом, вдохновляет Стивена Кинга, Августа Дерлета и других знаменитых современных писателей, прославившихся своими «жуткими» произведениями. Персонажи Лавкрафта появляются в компьютерных играх и кино. Самого его называют Эдгаром По XX века. По мотивам нескольких книг, в том числе «Ужаса Данвича», была придумана настольная игра о пробуждении Древнего Зла. Образ Ктулху тиражируется в массовой культуре, создана даже нетрадиционная религиозная организация, известная под названием «Культ Ктулху». Хотя трудно сказать, был бы рад писатель подобной популярности, доживи он до наших дней. Нет сомнений лишь в том, что творчество Лавкрафта будет актуально ещё очень долго.
Лавкрафт Говард Филипс: литературное наследие.
- ЖАНРЫ
- АВТОРЫ
- КНИГИ 589 562
- СЕРИИ
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 327
Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 августа 1890 года в городе Провиденс штата Род-Айленд. Его родители, мать — Сара Сюзан Филлипс Лавкрафт и отец — Винфилд Скотт Лавкрафт, тогда жили в доме 454 (тогда еще 194) по Энджелл Стрит.
Когда Говарду было три года, его отец перенес нервный срыв, находясь в отеле в Чикаго (он работал коммивояжером) и после этого был помещен в лечебницу, где и провел пять лет, вплоть до своей смерти 19 июля 1898 года.
После смерти отца, мальчика растила мать, две тетки и, особенно, дед — Виппл Ван Бьюрен Филлипс. У деда была самая общирная библиотека в городе (а может и во всем штате) и это сыграло не последнюю роль в формировании читательских пристрастий Говарда. Он рано начал читать и писать сам (еще раньше он начал просто сочинять устные стихи). И одно из первых произведений, которые он отмечал, как самое любимое и впечатлившее его, были «Сказки 1001 ночи» (Arabian Nights), прочитанные впервые им в пятилетнем возрасте. Именно оттуда родился Абдул Альхазред, ставший впоследствии псевдонимом самого автора, а еще позднее — персонажем его рассказов, автором Некрономикона. И именно этой книге, Лавкрафт обязан восточным мотивам в его последущем творчестве. Также автором были с детства любимы греческие мифы, Илиада и Одиссея, отражения которых мы также можем встретить позднее в его поэзии и прозе.
С раннего детства, Лавкрафт отличался слабым здоровьем. Практически не имея друзей, большинство своего времени он проводил у деда в библиотеке. Но его интересы не ограничивались литературой, как профессией. Он серьезно занимался химией, астрономией, историей (в особенности, историей родного штата и Новой Англии). Еще в школьном возрасте самостоятельно начал издавать газеты и журналы, посвященные своим научным интересам и исследованиям (The Scientific Gazette (1899-1907) и The Rhode Island Journal of Astronomy (1903-07)). Распространялись они в основном среди однокласников и последующих друзей и соратников.
В школе (Hope Street High School) его интересы и исследования одобряются учителями, которые заменяют Говарду друзей среди сверстников. И в 1906 году его статью по астрономии впервые публикует The Providence Sunday Journal. Позднее, он становится постоянным ведущим колонки в The Pawtuxet Valley Gleaner, посвященной астрономии. А еще позднее и в таких изданиях, как The Providence Tribune (1906-08), The Providence Evening News (1914-18) и The Asheville (N.C.) Gazette-News (1915).
В 1904 году умирает дед Говарда. Они с матерью испытывая финансовые затруднения вынуждены покинуть особняк, в котором жили и переехать в тесную квартиру в доме 598 по Энджелл Стирт. Говард очень сильно переживал потерю своего дома, в котором родился и который был его родным. В 1908 году у самого Говарда случается нервный срыв, что вынуждает его покинуть школу, так ее и не окончив. Попытка поступить в Университет Брауна (Brown University) заканчивается неудачей, что приводит к еще более затворническому образу жизни Лавкрафта.
С 1908 по 1913 Лавкрафт практически не выходит из дома, продолжая заниматься астрономией и поэзией. Выход из затворничества произошел очень оригинально. Читая по много старых «дешевых» журналов, среди которых был The Argosy, он наткнулся на любовные истории некоего Фреда Джексона. Это и побудило его написать гневное письмо в журнал. Оно было опубликовано в 1913 году и вызвало бурю протеста от почитателей Джексона. Это привело к целой переписке на страницах журнала, в которую были вовлечены многие люди и авторы. Среди них был и Edward F. Daas, президент United Amateur Press Association (UAPA). Это была организация, включавшая молодых авторов со всей страны, которые писали и издавали свои собственные журналы. Он и предлагает Лавкрафту стать членом UAPA. И в 1914 году его предложение принимается.
Читать еще: Билеты на спектакль «Дядя Ваня.
Лавкрафт начинает издавать свой собственный журнал The Conservative (1915-23), в котором публикует свою поэзию, а также статьи и эссе, написанные как специально для этого издания, так и те, что были им посланы в другие журналы. Всего выходит 13 выпусков The Conservative. Позднее Necronomicon Press переиздадут эти выпуски среди прочих трудов Лавкрафта. В дальнейшем Лавкрафт становится Президентом и Главным Редактором UAPA.
Уже имея опыт написания художественной литературы ранее («The Beast in the Cave» (1905) и «The Alchemist» (1908)) и теперь окунувшись в мир любительской прозы, Лавкрафт снова берется за перо, как писатель-фантаст. Впервые с 1908 года. В 1917 успешно издаются «The Tomb» и «Dagon». Теперь основным занятием и увлечением автора становится именно проза, поэзия и журналистика.
В 1919 годе нервный приступ случается уже с матерью Лавкрафта. И, также, как и его отца, ее помещают в клинику, откуда она не выходит до самой смерти. Она умирает 24 мая 1921 года. Лавкрафт сильно переживает смерть матери, но через несколько недель в его жизни происходит серьезная перемена — на конференции журналистов-любителей в Бостоне 4 июля 1921 года он встречает женщину, которая впоследствии станет его женой. Это была Соня Хафт Грин, еврейка российского происхождения, семью годами старже самого Говарда. С первой встречи они находят очень много общего друг в друге и Лавкрафт часто посещает ее в Бруклине в 1922 году. Их отношения не били секретом и поэтому сообщение о свадьбе 3 марта 1924 года не явилось неожиданностью для их друзей. Зато это было полной неожиданностью для его теток, которых он оповестил только в письменном виде и то, после того, как бракосочетание уже имело место быть.
Лавкрафт переезжает к жене в Бруклин и дела в их семье идут не сказать, чтобы плохо — он тогда уже зарабатывает как профессиональный писатель, публикуя свои ранние работы в Weird Tales, а Соня содержит вполне процветающий шляпный магазин на Пятой авеню в Нью-Йорке.
Но позднее магазин разоряется, а Лавкрафт лишается работы редактора в Weird Tales. К тому же, Сонино здоровье ухудшается и ее кладут в лечебницу Нью Джерси. Первого января 1925 года Соня уезжает в Кливленд, чтобы начать дело там, а Лавкрафт переселяется в однокомнатную квартиру в одном из районов Бруклина, под названием Ред Хук (Red Hook). Имея много знакомых в городе, он не чувствует себя совсем чужим и покинутым. В это время из под его пера выходят такие вещи, как «The Shunned House» (1924), «The Horror at Red Hook» и «He» (оба также 1924).
В начале 1926 Лавкрафт задумывает вернуться в Провиденс, по которому скучает все это время. В этот же моммент его брак дает трещину и позднее (в 1929) распадается окончательно.
Вернувшись 17 апреля 1926 года в Провиденс, Лавкрафт не ведет отшельнический образ жизни, как это было в период с 1908 по 1913. Наоборот, он много путешествует по старинным местам (Quebec, New England, Philadelphia, Charleston, St. Augustine) и плодотворно работает. В это время он пишет одни из самых лучших своих вещей, среди которых «The Call of Cthulhu» (1926), «At the Mountains of Madness» (1931), «The Shadow out of Time» (1934-35). В то же время он ведет обширную переписку как со соими старыми друзьями, так и со многими молодыми авторами, которые своей карьерой на этом поприще обязаны во многом Лавкрафту (August Derleth, Donald Wandrei, Robert Bloch, Fritz Leiber). В это время им написано множество статей по политике и экономике, а также по всем тем предметам, которые его продолжали инересовать — от философии и литературы до истории и архитектуры.
Особенно тяжелыми приходятся последние два-три года жизни автора. В 1932 умирает одна из его теток, Мисс Кларк и Лавкрафт в 1933 переезжает в комнату в доме 66 по Колледж Стрит вместе со своей второй теткой, Мисс Ганвелл. После самоубийства Роберта Говарда, одного из самых близких его друзей по переписке, Лавкрафт впадает в депрессию. В это же время прогрессирует заболевание, которое потом явится причиной его смерти — рак кишечника.
Читать еще: Короткие произведения куприна. Куприн А.И
Зимой 1936-1937 болезнь настолько прогрессирует, что Лавкрафта помещают в больницу (Jane Brown Memorial Hospital) 10 марта 1937. Где он и умирает пять дней спустя.
Похоронен Лавкрафт 18 марта 1937 года на фамильном участке на клладбище Свон Поинт (Swan Point Cemetery). На простом надгробии помимо имени, дат рождения и смерти, всего одна надпись — «I AM PROVIDENCE».
Говард Филлипс Лавкрафт: несовременный отец современного хоррора
Вспоминаем циклопических монстров и хтонического писателя, без которого не было бы ни «Чужого», ни «Настоящего детектива».
Большинство статей о Говарде Филлипсе Лавкрафте начинаются одинаково — с замечания о том, что при жизни этот автор не получил признания, зато после смерти обрёл всемирную славу. И действительно, ныне знаменитый мастер сверхъестественного ужаса прозябал в нищете, перебивался случайными заработками, публиковался почти исключительно в любительских изданиях. Мэтру не суждено было узнать, что в будущем его произведения окажут огромное влияние не только на жанровую литературу, но и на массовую культуру в целом.
Мы не сможем охватить биографию писателя целиком. Тем, кто интересуется историей его жизненного пути, порекомендуем два самых известных жизнеописания Лавкрафта — авторства Спрэга дэ Кампа и Сунанда Джоши. Здесь же ограничимся основными сведениями, а главное внимание уделим особенностям художественного стиля писателя и его вкладу в мировую культуру.
Говард родился в 1890 году в американском городе Провиденс, штат Род-Айленд. С детства он зачитывался волшебными историями, среди которых особое место занимали сказки «Тысячи и одной ночи». Мальчик был пленён красотой древней арабской культуры. В своих фантазиях он представлял себя героем восточных историй. В дальнейшем это очарование отпустит его, и Говард переключится на европейское наследие, а именно на греческие и римские легенды. Но детское увлечение не пройдёт даром — там, в старинных сказаниях Востока, следует искать корни многих историй, сочинённых Лавкрафтом.
В детстве Говард часто болел, и с ранних лет мучился кошмарными снами. Вместе с тем, с юных лет он проявлял тягу к литературному творчеству. Истории о приключениях, дальних странствиях и таинственных землях, прочитанные в книгах, будоражили воображение и подталкивали к сочинению собственных историй. К сожалению, ранние работы Лавкрафта до нас не дошли. Первым его произведением, получившим известность, стал рассказ «Зверь в пещере», который Говард написал в 14 лет. Здесь ещё нет древних богов и кошмарных тварей из иных измерений, но это, несомненно, уже фирменный лавкрафтовский рассказ. Ужасное не описано в деталях — нет, о самом страшном читатель должен догадаться сам, по намёкам, оставленным автором. С годами Говард отточит свой стиль и манеру письма, научится показывать сверхъестественный ужас с новой стороны.
Лавкрафт был человеком-парадоксом. Со стороны может показаться, что он вёл жизнь затворника — и это во многом верно. Но вместе с тем Лавкрафт общался со множеством людей по переписке, а при «живых» встречах легко становился душой компании — главное, чтобы эта компания была подходящей. Он не любил романтизм, но следы этого направления отчётливо просматриваются в его произведениях. Он исповедовал ультраконсервативные и даже откровенно ксенофобные взгляды, но среди его друзей были люди разных национальностей (более того — он женился на еврейке, правда, этот брак продлился недолго, но распался он по личным, а не политическим причинам). Наконец, Лавкрафт презирал любого сорта мистицизм и антинаучное мракобесие, но его тексты пронизаны оккультным мировоззрением.
Другой парадокс касается непосредственно авторского стиля. Даже современники Лавкрафта считали, что он пишет в крайне архаичной манере. В его рассказах почти отсутствует экшн, повествование тянется неспешно, а что самое интересное — автор использует большое количество прилагательных наподобие «ужасающий», «невообразимый» и «богохульный». Уже в начале XX века такой стиль считался устаревшим. При этом даже сейчас, в начале XXI столетия, многие находят в его манере особый шарм. Читая произведения Лавкрафта, погружаясь в его тексты, со временем начинаешь замечать, что через монотонные словесные конструкции проступает поистине сверхъестественный ужас, который ещё долго не отпускает вдумчивого читателя.
Источники:
http://fb.ru/article/266474/lavkraft-govard-filips-literaturnoe-nasledie
http://www.litmir.me/a/?id=931
http://ast.ru/news/govard-fillips-lavkraft-nesovremennyy-otets-sovremennogo-khorrora/