Ленком художественный руководитель. Ленком

На месте худрука театра «Ленком» сегодня исполняет обязанности его генеральный директор Марк Варшавер, совмещая их со своей основной работой, но с трудом верится, что эта должно именно для него и надолго.

Во-первых, Варшаверу уже за 70, а, во-вторых, он по роду своей деятельности не является и никогда не являлся режиссером, актером и тем более художественным руководителем какого-либо театра. Да, у него есть незначительный стаж работы в провинциальном театре в качестве актера, но это было на заре его юности. Зато, всю свою жизнь он посвятил «сведению дебету с кредитом» финансов театра, чтобы самому не сесть и художественного руководителя не посадить. Это, конечно, нужная и полезная должность, но она все же далека от творчества и всего того, что в первую очередь требуется от художественного руководителя.

В связи с чем народ, да и само творческое закулисье начало все активнее предполагать, кто бы мог занять место художественного руководителя театра «Ленком» на постоянной основе.

Одни пророчат это место актрисе Захаровой, другие — актеру Певцову.

Что из себя представляет Захарова?

Если сравнивать Захарову и Певцова, то Захарова является «оседлой» актрисой, так как всю свою жизнь практически с самого своего рождения проработала в театре своего отца «Ленком». В качестве режиссера она никогда не работала, да и роли сыгранные в одном театре, можно считать за одну роль длинною в жизнь, так как неизменно дух и стиль театра отпечатывался на них, но зато Захарова знает сам театр изнутри и как в нем все устроено, как свои пять пальцев. К тому же, если посмотреть на возраст художественных руководителей других театров, то для этой должности у Захаровой сейчас самый подходящий для этой должности возраст. Например, той же Галине Волчек было 55 лет, когда в 1989 году она стала худруком театра «Современник», которым остается и по сей день. А Татьяне Дорониной было 54 года, когда в 1987 году она после раскола возглавила театр «МХАТ им. М. Горького». К тому же если Захарова не станет худруком, то и ведущих ролей в этом театре ей тоже больше никогда не видать, так как «скушают» и не подавятся те же, кто еще вчера «заглядывал ей в рот», уже завтра не оставит от нее и следа.

Что из себя представляет Певцов?

Если же говорить про Певцова, то это «кочевой» артист, который за свою жизнь успел поработать в десятке театров, в числе которых не только «Ленком», но и «Театр на Таганке», Театр «А», «Театр Луны», «Комический театр «Квартет И», «Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии», а также Антреприза и Мюзиклы. Опыта работы режиссером у Певцова тоже нет. Единственным его аргументом в его пользу может быть его огромный и разносторонний актерский опыт. Что же касается его возраста, то он всего лишь на год младше Александры Захаровой. Но в случае восшествия Певцова на трон худрука театра нельзя будет исключать, что место новой королевы займет уже Ольга Дроздова.

«Я в «Ленкоме» вообще ничего не решаю»

Дочь великого худрука «Ленкома» считает, что Марк Анатольевич мог слышать и опережать время, последняя его постановка была мистической, а воссоздать «Поминальную молитву» уже невозможно. Об этом народная артистка России Александра Захарова рассказала «Известиям» после премьеры спектакля своего отца — «Капкан», который она доделывала после смерти легендарного режиссера.

— Что Марк Захаров успел сделать в «Капкане» сам?

— Марк Анатольевич работал над этим спектаклем довольно долго. В июне спектакль был собран в черновом варианте в репетиционном зале. Без декораций, так как художник Мариус Яцовскис появился позже, но зато с головой Ленина и с удивительной музыкой Сергея Рудницкого — с ним Марк Анатольевич выпускал свои последние спектакли. Мы под нее репетировали.

Премьера «Капкана» была назначена отцом на 2–3 декабря еще весной. И было ощущение, что времени впереди очень много.

— Как вы восприняли предложение стать сорежиссером «Капкана»?

— Директор театра Марк Борисович Варшавер предложил мне подготовить к выпуску спектакль вместе с Игорем Алексеевичем Фокиным. Это было своего рода спасение для меня. Я сказала: «Да». Другое дело, что я этим никогда не занималась. Для меня это как прыгнуть с самолета без парашюта.

Читать еще:  21 пилот группа. Twenty One Pilots — биография

Самым сложным было открыть и заглянуть в портфель отца, в котором лежала пьеса. Спектакль у Марка Анатольевича был не просто расписан, а даже разрисован, раскадрован. Он очень хорошо рисовал. Когда-то зарабатывал карикатурами и короткими рассказами. В портфеле я нашла много маленьких рисунков. Попыталась понять, сообразить, что и как он видел.

Какие-то сцены он переписывал, вычеркивал, что-то дополнял, подклеивая в рукопись маленькие бумажки. Отец словно знал, что я открою пьесу. Там, на этих вклеенных записочках, сложенных пополам, были подсказки — «отогнуть».

— Многое пришлось делать без подсказок?

— Был утвержден макет декораций. Костюмы тоже только в эскизах. Не все сцены были разведены автором в репетиционном зале. Пришлось решать их, а еще сочинять световые решения. Что-то было сделано, что-то — нет. Когда я спрашивала отца, он говорил: «Потом мы выйдем на сцену и там уже…» Он знал, как это у него будет. Мой отец — гениальный режиссер. Я всю жизнь провела рядом с ним и очень много разговаривала о работе, спектаклях. Во мне его кровь, и мне казалось, я знаю, что он хотел.

Коллектив, работавший над «Капканом», объединился. Мы стали не просто коллегами, а единым организмом. И это очень помогло. Иногда не надо было ничего говорить, мы ощущали друг друга кожей.

Спектакль «Капкан» в постановке Марка Захарова в театре «Ленком»

Я лично старалась сделать спектакль не лучше и не хуже, а ровно так, как замыслил автор. Старалась продолжить его мысли, идеи. «Капкан» — не примитивная история, она остроумная и вместе с тем трагическая. В ней сочетается юмор, эпатаж, детектив и даже фантастика. Спектакль совершенно нескучный и недлинный. Он выдержан в хронометраже Марка Анатольевича.

Когда после девятого дня я вошла в репетиционный зал, я как будто поплыла по какому-то течению. Иногда было полное ощущение, что Марк Анатольевич мне помогает… Я даже не могу говорить о нем в прошедшем времени…

— Как думаете, Марк Анатольевич похвалил бы вас?

— Не знаю. Возможно, за смелость. И обязательно похвалил бы за смелость и решительность Марка Борисовича. Вообще отец говорил, что у меня есть какие-то режиссерские способности. Он всегда обсуждал свои предыдущие постановки и даже говорил: «Давай я напишу твое имя в афише». Но мне было удобнее, чтобы этого не было. Я актриса, я выхожу на сцену и ни за что не несу никакой ответственности. С меня взятки гладки .

— Но теперь-то всё иначе. На вас лежит серьезная ответственность.

— В этом спектакле — да, а дальше… Одному Богу известно. У нас в спектакле «Попрыгунья» есть приблизительно такой текст: «Люди почти ничего не знают о вселенской памяти. В этом мире ничто просто так не исчезает… То, что случилось во вселенной, не подлежит уничтожению… Умереть — это значит выйти из времени, но это не значит исчезнуть».

Я предполагаю, что существует посмертный путь. Наверное, есть и параллельные реальности. Возможно, в какой-то момент нам что-то открывается.

— Вы верите в мистику?

— Я боюсь влезать в эти вещи. Но тем не менее даже спектакль «Капкан» — мистический. По-моему, это замечательное произведение, которое мы очень-очень постарались сделать захаровским. Мне кажется, у нас получилось. И зрители это подтверждают: билеты проданы до апреля.

Актеры Дмитрий Певцов (Сталин) и Александра Захарова (Виктория) в сцене из спектакля «Капкан» режиссера Игоря Фокина в постановке Марка Захарова и Александры Захаровой в московском государственном театре «Ленком»

— Как Александр Збруев согласился на роль палача в «Капкане»? Ведь его отца расстреляли в 1937-м.

— Помню, Марк Анатольевич позвонил ему и сказал, что какие-то премьеры в «Ленкоме» выходили без него и теперь хотелось бы соединиться снова. Захаров предложил ему гротесковую роль. Да, его герой страшный человек. Но роль — скорее пародия, шарж на весь ужас того времени.

Марк Анатольевич, репетируя с Александром Збруевым, даже дописал ему жуткий монолог на корабле. Получилось эдакое партсобрание.

— В финале спектакля перечисляются жертвы того режима. И в череде фамилий Мейерхольда, Булгакова, Михоэлса, Таирова возникает имя отца Александра Збруева — Виктора Алексеевича. Почему только он? Может, имело смысл и родителей остальных актеров перечислить?

— Это — пьеса Марка Захарова, и мы не поменяли в ней ни одного слова. Мы называем Виктора Збруева, потому что так решил автор. Кроме того, обозначаем несколько имен, наиболее близких театру, которые как лучи расходятся в разных направлениях. Я изо всех сил старалась сделать спектакль именно Марка Захарова.

— Мне показалось, что это — реквием по тем трагическим временам.

Читать еще:  The doors прохождение. Прохождение Doors

— Возможно. Надо помнить и знать свою историю.

Я помню свое детство в застойный период, когда ничего нет, даже продуктов в магазинах. Серая, страшная Москва — не такая, как сейчас, когда вечером едешь по Тверской и от иллюминации светло как днем. Москва сейчас шикарная. Но тогда я была маленькой, и мне всё нравилось. Вот как это?

Но тем не менее Марк Анатольевич считал, что нельзя в театре людей погружать в полный мрак и безысходность. Должен быть какой-то выход. В финале произносятся такие слова: «Мы веруем в Бога и верим в великое будущее России».

Марка Анатольевича звали работать в разные страны — на Бродвее в Нью-Йорке, в Германию. Он был патриотом. Это — Родина, «любовь к отеческим гробам». И я люблю Москву, предана этому городу. Тут мои родители. Я хочу, чтобы здесь было хорошо.

Он был воплощением целого культурного слоя второй половины XX и начала XXI века. Умел слышать и даже опережать время. Поэтому его спектакли долговечны. Он умел подбрасывать артистов вверх, как на трамплине. Кто-то сказал: «Сделайте меня на мгновение талантливым, и я им останусь». Захаров делал, растил таланты сразу и навсегда. Отец принадлежит к людям, от которых идут круги, расходятся волны по культуре. Марк Анатольевич изменил пространство вокруг себя, даже на физическом уровне.

Он принимал участие в восстановлении храма Христа Спасителя. А еще в свое время лично уговорил Юрия Михайловича Лужкова восстановить Иверские ворота в Кремле. И теперь Красная площадь имеет другой облик. Если бы Захаров не проходил однажды мимо храма в Путинках и не увидел, что там содержат лошадей, — возможно, еще на долгое время храм остался бы конюшней. Потом начались наши «Задворки», на которых собирали деньги. Был вылит колокол, храм вернули Церкви. И у него даже есть благодарственная грамота от патриарха Алексия.

Спектакль «Поминальная молитва» в постановке Марка Захарова в театре «Ленком»

Самая главная забота моя и театра — сохранить спектакли отца, его дух. Тот воздух, который он вдохнул в «Ленком».

— В разговоре с «Известиями» директор театра Марк Варшавер тоже говорил о сохранении репертуара Захарова. Но сделать это сложно, надо ведь и новые спектакли ставить. У вас 26 наименований в репертуаре.

— Видите, как много.

— А недавно появилась информация, что вы возвращаете легендарную «Поминальную молитву».

— На протяжении долгих лет отца уговаривали вернуть «Поминальную молитву». Он на это не шел — считал, что это неправильно, что не надо возвращаться к прошлому. Что не надо рушить легенду, надо идти вперед. И у него это до последнего получалось.

Это был великий спектакль с Евгением Павловичем Леоновым, который играл после операции — можно сказать, с окровавленным сердцем. Это было 30 лет назад. Тогда звезды стояли иначе, были другие проблемы, другое поколение, другая информация. Захаров, драматург Горин и художник Шейнцис сочиняли этот спектакль по каким-то иным законам театра. Там было таинство. От этого спектакля было ощущение, что Россию покидает ее душа — навсегда. В зале зрители сначала хохотали, а потом рыдали навзрыд. Леонов совершал как бы крестный путь, он поднимался в этой роли до библейских высот.

Была у Марка Анатольевича мысль спустя годы восстановить спектакль с Арменом Борисовичем Джигарханяном. Но в итоге легенду оставили в покое. Этот спектакль забрали с собой Леонов, Абдулов, Горин, Пельтцер. Теперь не стало и самого Захарова.

Сейчас артисты и режиссер Александр Лазарев считают, что у них получится. Дай Бог.

— Кто у Александра Лазарева будет играть Тевье?

— Как живет «Ленком» без худрука? Какими вам видятся перспективы театра?

— Не знаю. Нами руководит директор театра Марк Борисович Варшавер.

— Не загадываете на будущее?

— Я загадывала, что Марк Анатольевич выпустит эту премьеру сам, мы встретим Новый год и будет всё иначе…

Когда Марк Анатольевич лежал в больнице, мне казалось, что стоит ему доехать до театра и он встанет! Театр — это его воздух. Это то, чему он был предан, что он построил, что сотворил. Он напитал эти стены. Захаров вырастил пять поколений актеров. Я не верила в то, что его не станет. И когда это произошло… Для меня мир схлопнулся.

— Вы играете «на автомате»?

— Марк Анатольевич считал меня хорошей актрисой, значит, это не «автомат». Я надеюсь, что я живая. И вообще, на сцене для меня невозможно играть — надо жить.

Народная артистка Александра Захарова

— Пресса уже «наградила» вас гигантскими полномочиями в театре. Мол, теперь в «Ленкоме» вы будете рулить репертуарной политикой. Это так?

Читать еще:  Что означает минор и мажор. Строение мажорной гаммы

— Нет, что вы! Я вообще ничего не решаю. Мне очень нравится, что пресса меня «наградила». Если она так думает, Богу бы это в уши. Но это не так.

— Сколько сейчас у вас спектаклей в репертуаре?

— Из 26 репертуарных спектаклей — шесть. Просто я играю в спектаклях Захарова — ярких, великих, поэтому у кого-то появляется ощущение, что я заполонила весь репертуар.

— Как вы относитесь к таким обвинениям в свой адрес?

— Спокойно. Когда вышел фильм «Формула любви», в котором я сыграла дворовую девку Фимку, на посиделках в Доме актера по случаю старого Нового года к родителям подошел Борис Брунов, на тот момент руководивший питерским мюзик-холлом. Он сказал: «Марк, я понимаю, что ты Абдулова взял с третьего курса, Пельтцер к тебе пришла из Театра сатиры, Броневой за тобой пошел с Малой Бронной. А эту девку где ты взял?» — «Я ее родил».

Он не хотел без меня ставить спектакли. Порой я играла небольшие роли, эпизодические. А Марк Анатольевич говорил: «Я без тебя не буду это делать». Я была какой-то его опорой — дочерью, которую он вырастил, сделал актрисой. Он очень меня любил.

— Роли в кино вам сейчас предлагают?

— В данный момент нет. Наверное, потому, что в какой-то момент я от чего-то отказывалась. Так складывалась жизнь.

— А хочется?

— Сейчас мне думать о кино не хочется. Но что будет дальше — одному Богу известно. Мне надо многое осмыслить, понять. Есть еще текущий репертуар в театре. Делай что должно и будь что будет.

Александра Захарова в 1983 году окончила Театральное училище им. Б.В. Щукина (курс Ю.В. Катина-Ярцева) и была принята в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1990-го — «Ленком»).

В 1982-м дебютировала в кино ролью Стеллы в фильме Марка Захарова «Дом, который построил Свифт». На сцене «Ленкома» играла в спектаклях «Поминальная молитва», «Чайка», «Варвар и еретик», «Шут Балакирев», «Пер Гюнт», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Ва-банк» и других. Дважды лауреат Государственной премии, обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Народная артистка России.

Выяснилось, кто будет руководить «Ленкомом» после смерти Марка Захарова

Пост принял Марк Варшавер

03.10.2019 в 17:09, просмотров: 165851

«МК» стало известно, кто будет руководить театром «Ленком» после смерти его бессменного художественного руководителя Марка Захарова. Решение, принятое мэром Москвы Сергеем Собяниным, озвучила вице-мэр Наталья Сергунина.

Итак, руководить легендарным столичным театром будет директор «Ленкома» Марк Варшавер. Он остается в статусе директора, но с полномочиями определять политику творческого коллектива во всех направлениях.

Марк Варшавер 40 лет проработал директором при Марке Захарове. Его профессиональный опыт и репутация не подлежат никакому сомнению: с экономической, внутриорганизационной и других сторон «Ленком» благодаря действиям Марка Варшавера является лидером столичных театров. К тому же, как нам стало известно, народные артисты труппы в день похорон обратились к Марку Варшаверу с просьбой возглавить театр.

  • Самое интересное
  • По теме
  • Комментарии

Комментарии пользователей

  • «Ленкому» присвоят имя Марка Захарова
  • Телеведущий Шейнин выгнал украинца за слова о покойном Захарове
  • Режиссер Марк Захаров похоронен на Новодевичьем кладбище
  • Зачем России социальная справедливость: недоверие к власти нарастает
  • Хазанов на прощании с Марком Захаровым вспомнил его совет
  • Андропов заступался за Марка Захарова: история про «Юнону и Авось»

Самое интересное

Популярно в соцсетях

© ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец» Электронное периодическое издание «MK.ru»

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77-45245 Редакция — ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец». Адрес редакции: 125993, г. Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр. 1. Телефон: +7(495)609-44-44, +7(495)609-44-33 , e-mail info@mk.ru. Главный редактор и учредитель — П.Н. Гусев. Реклама третьих сторон

Все права на материалы, опубликованные на сайте www.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте www.mk.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk.ru, до или после цитируемого блока.

Для читателей: в России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».
Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5c3f6b9bd8b60a00a9d5e52c/5da492bdfe289100b04b0394
http://iz.ru/957055/zoia-igumnova/ia-v-lenkome-voobshche-nichego-ne-reshaiu
http://www.mk.ru/culture/2019/10/03/vyyasnilos-kto-budet-rukovodit-lenkomom-posle-smerti-marka-zakharova.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гараж открыт