Детские умные часы Elari KidPhone 3G с трекингом, голосовым помощником Алисой от Яндекса, видеозвонком и кнопкой SOS Купить
Сказка народа коми
В пересказе А. Любарской
Лесной человек Яг-Морт
Было у одного охотника три сына. Вот пошел как-то отец с сыновьями на охоту – белок и рябчиков бить.
Живут они в лесу месяц, живут другой, живут третий. Хорошая охота выдалась, много зверя промыслили. Одна беда – не стало у них огня.
А мороз крепкий, сварить мясо не на чем, спать холодно.
– Давайте жребий кидать, – говорит отец сыновьям. – Кому выпадет, тот и пойдет домой за огнем.
Младший сын говорит:
– Погодите жребий кидать. Влезу я на самую большую ель, посмотрю: нет ли поблизости жилья. Если нигде нет, тогда надо домой идти.
Похвалил отец младшего.
– Ты толковый, – говорит, – хорошо придумал.
Полез младший сын на самую высокую елку, смотрит вправо-влево, смотрит вперед-назад и видит: далеко в лесу, словно волчий глаз, светится огонек.
Слез он с дерева и говорит братьям:
– Вон там-то и там-то огонь светится, верно, жилье есть.
Обрадовались братья, тоже на ель полезли. Правда, светится вдалеке огонек.
Спустились они на землю и стали спорить, кому за огнем идти.
– Пусть старший идет, он самый сильный, он скорее всех огонь принесет.
Хорошо. Взял старший ружье и пошел.
Вдруг видит: лежит на дороге чугунный горшок.
– Ты куда идешь? – спрашивает горшок.
– Вернись лучше, не ходи, – говорит горшок. – Обожжет тебя огонь.
– Не обожжет, – говорит старший охотников сын.
Попадается ему на дороге берестяной шердын.
– Ты куда идешь? – спрашивает шердын.
– Вернись лучше, не ходи, – говорит шердын. – Обожжет тебя огонь.
– А может, и не обожжет, – говорит парень.
Лежит на дороге толчея.
– Ты куда идешь? – спрашивает толчея.
– Не ходи лучше, вернись, – говорит толчея. – Обожжет тебя огонь.
– Не обожжет, уберегусь, – говорит парень.
И опять пошел дальше.
Лежат на дороге грабли.
– Ты куда идешь? – спрашивают грабли.
– Не ходи лучше, вернись, – говорят грабли. – Обожжет тебя огонь.
– Не обожжет, цел буду, – говорит парень.
И опять пошел дальше.
Шел, шел, видит – стоит избушка. Дверь открыта. В каменке огонь едва-едва теплится. А хозяина нет.
Начал старший охотников сын дрова подбрасывать, огонь раздувать.
И вдруг над самым его ухом проговорил кто-то хриплым голосом:
– Ты что здесь делаешь?
Вскочил парень, смотрит: перед ним старик стоит – борода до полу, зубы словно колья торчат, руки точно крючья висят. Ну прямо леший! А это он самый и был – лесной человек Яг-морт.
– Тебе что здесь надо? – спрашивает лесной человек Яг-морт. – Ты зачем мой огонь трогаешь?
– Хочу себе взять! – говорит парень.
– А тебе горшок на дороге попался? – спрашивает лесной человек Яг-морт.
– А шердын попался?
– А толчея попалась?
– И толчея попалась.
– А грабли попались?
– И грабли попались.
– А что они тебе говорили?
– Говорили, чтобы я вернулся.
– А ты почему их не послушался? Знаешь, что это за горшок? – спрашивает Яг-морт, а сам зубами скрипит.
– Горшок как горшок, чтобы мясо варить, – отвечает парень.
– Вот и врешь, – говорит лесной человек Яг-морт. – А что за шердын, знаешь?
– Простой шердын, – отвечает парень, – чтобы муку держать.
– Вот и врешь, – говорит лесной человек Яг-морт. – А что за толчея, знаешь?
– Как не знать! Толчея и есть толчея – зерно толочь, – отвечает парень.
– Вот и врешь, – говорит лесной человек Яг-морт. – А что за грабли, знаешь?
– Чего тут не знать! Эка невидаль – грабли!
– Ничего-то ты не знаешь, – говорит ему лесной человек Яг-морт. – Ну, за это я тебя сейчас проучу хорошенько.
Схватил его за волосы, пригнул к полу, зажал между ногами и вырезал у него из спины ремень шириной в ладонь.
Едва вырвался от лешего старший охотников сын, а уж как вырвался – бросился бежать без оглядки. Про головню и думать забыл.
Пришел к отцу и братьям едва живой.
– Огонь принес? – спрашивает отец.
– Какой там огонь! Сам едва жив остался. Чуть не задушил меня леший.
А про спину молчит, только поеживается. Рассердился отец, послал среднего сына за огнем. Проходит день, и этот без огня возвращается, и у него из спины леший вырезал ремень.
Да про это молчит средний сын, только охает тихонько. Смеется младший брат над старшими.
– Ну что вы за охотники? – говорит. – Лесного человека испугались. Вы бы побили его, а потом и огонь бы унесли.
– Вот ты сам и сходи, – говорят братья. – И тебе достанется.
– Что ж, пойду, – говорит младший.
Взял ружье, взял топор и отправился в путь.
Шел, шел, видит – лежит на дороге горшок.
– Ты куда идешь? – спрашивает горшок.
– Вернись лучше, не ходи, беду наживешь, – говорит горшок.
– Не пугай, не боюсь! – И дальше пошел. Попадается ему на дороге шердын.
– Ты куда идешь? – спрашивает шердын.
– Вернись, не ходи, обожжет тебя огонь, – говорит шердын.
– Был бы только огонь, а уж я с ним управлюсь, – отвечает младший охотников сын.
Попадается ему на дороге толчея.
– Ты куда идешь? – спрашивает толчея.
– Не ходи, вернись, а то худо будет, – говорит толчея.
– Без огня еще хуже, – говорит младший охотников сын.
Попадаются ему на дороге грабли.
– Ты куда идешь? – спрашивают грабли.
– Вернись, не ходи, жалеть будешь, – говорят грабли.
– Вот возьму огонь и вернусь, – отвечает младший охотников сын.
И опять дальше пошел.
Дошел до избушки, входит, а там сам лесной человек Яг-морт лежит. Голова в одном углу, ноги в другом.
– Живешь-поживаешь, добрый человек, – говорит младший охотников сын. – Не пустишь ли меня ночевать?
– Что ж, ночуй. Только не взять тебе того, за чем пришел. Ты горшок на дороге видел?
– Видел, – говорит младший охотников сын. – И шердын видел, и толчею видел, и грабли видел – все твое добро.
– А что это за горшок, знаешь? – спрашивает лесной человек Яг-морт. – Что за шердын, что за грабли, что за толчея, знаешь?
Читать еще: Фотографии больших улиток. Мультяшные улитки
– Знаю, – отвечает младший охотников сын. – Горшок – твоя голова, шердын – твое тулово, грабли – твои руки, толчея – твои ноги. Если не пустишь меня ночевать, разобью я твою голову, изломаю руки-ноги, разрублю на куски тулово.
– Ну, вижу я, что ты больно умный, – говорит лесной человек. – Полезай на печку да рассказывай мне сказки. Да такие, чтобы было в них все небывалое, а бывалое скажешь – волосы выдеру.
– Ладно, слушай, – говорит младший охотников сын. – Только если перебьешь меня, тогда уж я у тебя волосы выдеру.
– И то ладно, – говорит лесной человек Яг-морт.
Залез младший охотников сын на печку, стал рассказывать:
– Полетел я как-то на небо, три года летел, наконец долетел. А на небе все люди вверх ногами ходят. «Почему же это вы вверх ногами ходите?» – спрашиваю у них. А они мне говорят: «Потому вверх ногами ходим, что нечем сапоги шить, щетины у нас нет». А я им говорю: «Давайте я вам без щетины сапоги сошью. У леших волосы еще лучше щетины». Вот потому я и пришел к тебе – волосы у тебя повырывать.
Услышал это лесной человек Яг-морт и обеими руками за голову схватился.
– Не дам волосы рвать! – кричит.
– Дашь не дашь, а раз слово сказал, вырву, – говорит младший охотников сын. – Такой уж у нас был уговор.
Запустил руку лешему в волосы, и сколько рука захватила, столько и вырвал.
Леший так и съежился весь. А младший охотников сын опять рассказывает:
– Сшил я всем сапоги и пошел гулять по небу. Вижу – мужик на гумне овес лопатой веет. А из-под овса мякины летит видимо-невидимо. Наловил я этой мякины, свил веревку и стал той веревкой всех ледяных ловить. Выловил ледяных, а водяные за ними сами идут. Гляди, вот уже к дому подошли!
Вскочил леший – и к дверям.
– Зачем же обманываешь? – говорит. – Никого тут нет!
– А как же мне не обманывать, когда сам ты велел, – говорит младший охотников сын. И опять руку в волосы ему запустил – да и выдернул целую копну волос.
Совсем притих лесной человек Яг-морт, сидит, голову потирает.
А младший охотников сын опять рассказывает:
– Пошел я как-то на охоту. Дошел до озера, стою и думаю: как бы мне на другой берег переправиться? Вдруг вижу: сидят на дереве мухи, много мух. Я их всех переловил, ниточкой связал и сам за конец ниточки ухватился. Мухи полетели и меня подняли. До середины озера донесли, а тут как раз нитка и оборвалась. Упал я в озеро, вот-вот утону. А на озере утки сидели. Поймал я одну за ногу, ну она меня к берегу и подтащила. Вот стою я на берегу и не знаю, что делать. Огня нет – ни высохнуть мне, ни согреться. Вдруг смотрю: идет медведь. Поднял я ружье, чтобы выстрелить, а медведь и говорит: «Ты в меня не стреляй, лучше скажи, что тебе нужно?» Опустил я ружье, говорю: «Разводи огонь, замерз я». А медведь отвечает мне: «Как же я огонь разведу? Мне нечем. Коли хочешь, садись ко мне на спину, я тебя отнесу туда, где огонь есть». Сел я на медведя, и понес он меня по лесам, по болотам, через реки, через озера и к тебе принес. А ты огня не даешь.
– Эй, Мишка! – крикнул тут в окно младший охотников сын. – Иди в избу, задуши этого лешего!
Так и задрожал со страху лесной человек Яг-морт.
– Что хочешь, – говорит, – бери, только уведи медведя.
– Нет, – говорит младший охотников сын, – пусть задушит тебя, чтобы не оставлял ты людей без огня. – И опять в окно кричит: – Мишка, иди сюда!
– Ой, не пускай медведя, – плачет леший, – все тебе дам, только вели медведю уйти. На вот, бери огненный камень, бери железку. Ударишь железкой по камню, и будет у тебя огонь. Возьми сумку с дробью, из нее сколько ни вынимай зарядов, всегда полная будет. Возьми ружье самострельное. Все бери, только оставь живым.
– Нет, – говорит младший охотников сын, – мне этого мало. Отдавай ремни, что ты у братьев из спины вырезал.
– Бери, – говорит леший, – и это бери.
И повел младшего охотникова сына в свою кладовку. А там все стены увешаны ремнями из человеческой кожи.
– Зачем же ты ремни из человеческой кожи хранишь? – спрашивает младший охотников сын.
– А это, – говорит лесной человек Яг-морт, – я счет веду вашим людям, тем, которых я напугал. А таких, что меня напугали, еще не было, ты первый.
Спрятал младший охотников сын камень с железкой в карман, обменял свое простое ружье на самострельное, надел через плечо сумку с дробью, спрятал за пазуху два кожаных ремня, а лесной человек Яг-морт еще целебной травы ему дает.
– Бери, бери, – говорит, – пригодится!
Потом распрощались они, и отправился младший охотников сын в обратный путь.
Встречают его братья и спрашивают:
– Где же твой огонь? Что-то не видно его!
– А он вот здесь у меня спрятан, – отвечает младший брат и вытаскивает свой камень.
Ударил по камню железкой, огонь сразу и вырвался. Глазам своим не верят братья!
– А ну-ка, дай и нам попробовать!
– Что ж, пробуйте, – говорит младший брат. – А мне подставляйте-ка ваши спины, я вам кожу залатаю!
И достает из-за пазухи два ремня.
Приложил один ремень к спине старшего брата, другой – к спине среднего брата, обвязал целебной травой, и сразу приросла кожа к их спинам.
– Смотрите ж, в другой раз умнее будьте! – говорит младший брат старшим.
Потом развели они большой огонь, нажарили мяса, наелись, напились, обогрелись, обсушились и с богатой добычей вернулись домой.
А лесной человек Яг-морт с тех пор так и остался безо всего – ни огня у него нет, ни ружья с сумкой. Ничего он сделать людям не может, только зря пугает.
Лесной человек яг-морт. Йиркап и лось
Сегодня Представители Минэкономразвития, Миннаца, общественных объединений, педагоги и историки встретились за круглым столом, чтобы высказать свою точку зрения о том, какой исконно коми персонаж подходит под мифологический бренд республики. В центре спора оказалось недавнее голосование, организованное Финно-угорским порталом. Персонаж по имени Зарань, набравший наибольшее число голосов, теперь претендует на попадание в «Сказочную карту России.
Общественники поспорили, кто из персонажей коми мифологии более достоин представлять республику россиянам и иностранцам. Фото Андрея Ретанова
Читать еще: Сказал что рукописи не горят. Рукописи не горят
Открывая встречу, главный редактор Финно-угорского портала Полина Романова напомнила собравшимся историю спорного вопроса. В прошлом году некий Алексей Козловский создал проект под названием «Сказочная карта России», который «раскрутился» буквально за полгода. Некоторые регионы даже успели поссориться из-за сказочных персонажей. Например, Ульяновская область оказалась расторопнее и назвала себя родиной Колобка, что очень не понравилось украинцам. Сказочные бренды уже приносят регионам дивиденды: создается тематическая туристическая инфраструктура, продается сувенирная продукция.
К этому проекту, по инициативе портала, решила присоединиться и республика. Ученые предложили наиболее подходящие для карты персонажи, и в мае этого года на портале началось голосование. Посетители ресурса выбирали из восьми «кандидатур»: Пера-богатырь, Яг-Морт (Лесной человек), Зарань, Йиркап, Лось, Ёма, Ош и Войпель. Победила Зарань. Фольклористы возмутились, они утверждают, что образ — «новодел», придуманный в 60-70-е годы персонаж, не имеющий никакого отношения к Коми. Некоторые даже высказывают опасение, что такой «захват» может не понравиться коми-пермякам, и тогда начнется «маркетинговая война».
— Да, мы немного поторопились с голосованием, но я в этом не вижу ничего плохого, — считает Полина Романова. – Мы сделали главное: об этом заговорили, работа началась.
Главного редактора портала поддержала лидер коми молодежного движения «МИ» Яна Сажина, которая рассуждала как маркетолог.
— Мы активно голосовали за Зарань. Мы считаем, что с женским образом легче работать, и как лицо республики она может стать модным, оригинальным символом, — заявила активистка.
Г-же Сажиной оппонировал историк-реконструктор Игорь Андрианов, который не считает Зарань ярким образом.
— Почему на голосование были выставлены эти восемь персонажей? А где Корт-Айка? Стефан Пермский? – возмутился он. — Йиркап – самый подходящий для сказочной карты, это исконно коми персонаж, охотник, добытчик. И географически он относится к Коми, и все сопутствующее тоже есть – костюмы разработаны, что-то можно посмотреть в фондах музеев, есть археологические находки (лыжа с лосиной мордой), есть деревня Кони – памятник деревянного зодчества, имеющий полное право называться этнокультурным центром.
Спор о том, кто должен представлять Коми на карте, перерос в перечисление проблем. Одни говорили о том, что в республике мало ученых, изучающих коми-мифологию. Другие – о безграмотности людей, которые не знают, не интересуются, не популяризируют свою культуру. При этом специалисты признали, что одна из причин кроется в системе образования. В школах элементарно не хватает специальной литературы. Третьи затронули тему отсутствия внутренней туристической культуры: в республике нет предложений по программе «выходного дня».
Участники «круглого стола» вовлекли в обсуждение и журналистов, предложив ответить на вопросы «кто такой Йиркап» и почему все дети знают Шрэка, а персонажей коми-мифологии нет. Так же прозвучало несколько реплик о том, что исконно коми культура искажается, преподносится недостоверно.
— А я вообще считаю, что фестиваль «Ыбица» — одно из преступлений. Это чисто русское название. В коми языке нет буквы «ц», — заявила генеральный директор холдинга «Коми му» Надежда Быковская.
— Давайте будем называть «Ыбича», — предложил тут же кто-то из участников встречи.
По мнению председателя общественного движения «Коми войтыр» Сергея Габова, в регионе нет системы, нет знаний и комплексного подхода к ликвидации такой безграмотности. По его словам, необходимо начинать «с низов», с муниципалитетов, чтобы жители продвигали образы и традиции, свойственные их территории.
В свою очередь, старший специалист отдела развития туризма Минэкономразвития республики Лидия Фролова заявила, что органы власти готовы к обсуждению бренда Коми, поддерживать проекты и печатать книги – все в рамках региональной программы развития туризма.
— Мы все с вами понимаем, что главная цель – это грамотно представить республику на федеральном и международном уровнях, чтобы о нас узнали. Культура и люди Коми этого достойны. Это не последняя наша с вами встреча, — подвела итог собранию Полина Романова.
По ее словам, Зарань уже «закреплена» за Коми, осталось только создать ее визуальный образ, чтобы ее могли нарисовать на карте. Кроме нее, там могут появиться и другие персонажи – их число не ограничено. Главное, чтобы они были узнаваемы и работали на регион.
Лесной человек яг-морт. Йиркап и лось
Сказки народов мира (сборник)
© Маркова В., наследники, 2016
© Любарская А., наследники, 2016
© Салье М., наследники, 2016
© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство «Э», 2016
Аладдин и волшебная лампа
В одном персидском городе жил бедный портной Хасан. У него были жена и сын по имени Аладдин. Когда Аладдину исполнилось десять лет, отец его сказал:
– Пусть мой сын будет портным, как я, – и начал учить Аладдина своему ремеслу.
Но Аладдин не хотел ничему учиться. Как только отец выходил из лавки, Аладдин убегал на улицу играть с мальчишками. С утра до вечера они бегали по городу, гоняли воробьев или забирались в чужие сады и набивали себе животы виноградом и персиками.
Портной и уговаривал сына, и наказывал, но все без толку. Скоро Хасан заболел с горя и умер. Тогда его жена продала все, что после него осталось, и стала прясть хлопок и продавать пряжу, чтобы прокормить себя и сына.
Так прошло много времени. Аладдину исполнилось пятнадцать лет. И вот однажды, когда он играл на улице с мальчишками, к ним подошел человек в красном шелковом халате и большой белой чалме. Он посмотрел на Аладдина и сказал про себя: «Вот тот мальчик, которого я ищу. Наконец-то я нашел его!»
Этот человек был магрибинец – житель Магриба. Он подозвал одного из мальчиков и расспросил его, кто такой Аладдин, где живет. А потом он подошел к Аладдину и сказал:
– Не ты ли сын Хасана, портного?
– Я, – ответил Аладдин. – Но только мой отец давно умер.
Услышав это, магрибинец обнял Аладдина и стал громко плакать.
– Знай, Аладдин, я твой дядя, – сказал он. – Я долго пробыл в чужих землях и давно не видел моего брата. Теперь я пришел в ваш город, чтобы повидать Хасана, а он умер! Я сразу узнал тебя, потому что ты похож на отца.
Потом магрибинец дал Аладдину два золотых и сказал:
– Отдай эти деньги матери. Скажи ей, что твой дядя вернулся и завтра придет к вам ужинать. Пусть она приготовит хороший ужин.
Аладдин побежал к матери и рассказал ей все.
– Ты что, смеешься надо мной?! – сказала ему мать. – Ведь у твоего отца не было брата. Откуда же у тебя вдруг взялся дядя?
– Как это ты говоришь, что у меня нет дяди! – закричал Аладдин. – Он дал мне эти два золотых. Завтра он придет к нам ужинать!
На другой день мать Аладдина приготовила хороший ужин. Аладдин с утра сидел дома, ожидал дядю. Вечером в ворота постучали. Аладдин бросился открывать. Вошел магрибинец, а за ним слуга, который нес на голове большое блюдо со всякими сластями. Войдя в дом, магрибинец поздоровался с матерью Аладдина и сказал:
Читать еще: Где живут манси. Органы управления и самоуправления
– Прошу тебя, покажи мне место, где сидел за ужином мой брат.
– Вот здесь, – сказала мать Аладдина.
Магрибинец принялся громко плакать. Но скоро он успокоился и сказал:
– Не удивляйся, что ты меня никогда не видела. Я уехал отсюда сорок лет назад. Я был в Индии, в арабских землях и в Египте. Я путешествовал тридцать лет. Наконец мне захотелось вернуться на родину, и я сказал самому себе: «У тебя есть брат. Он, может быть, беден, а ты до сих пор ничем не помог ему! Поезжай к своему брату и посмотри, как он живет». Я ехал много дней и ночей и наконец нашел вас. И вот я вижу, что хотя мой брат и умер, но после него остался сын, который будет зарабатывать ремеслом, как его отец.
– Как бы не так! – сказала мать Аладдина. – Я никогда не видела такого бездельника, как этот скверный мальчишка. Хоть бы ты заставил его помогать матери!
– Не горюй, – ответил магрибинец. – Завтра мы с Аладдином пойдем на рынок, я куплю ему красивый халат и отдам его в ученье к купцу. А когда он научится торговать, я открою для него лавку, он сам станет купцом и разбогатеет… Хочешь быть купцом, Аладдин?
Аладдин весь покраснел от радости и кивнул головой.
Когда магрибинец ушел домой, Аладдин сразу лег спать, чтобы скорее пришло утро. Едва рассвело, он вскочил с постели и выбежал за ворота встречать дядю. Магрибинец вскоре пришел. Прежде всего они с Аладдином отправились в баню. Там Аладдина хорошенько вымыли, обрили ему голову и напоили розовой водой с сахаром. После этого магрибинец повел Аладдина в лавку, и Аладдин выбрал себе самую дорогую и красивую одежду: желтый шелковый халат с зелеными полосами, красную шапку и высокие сапоги.
Они с магрибинцем обошли весь рынок, а потом пошли за город, в лес. Был уже полдень, а Аладдин с утра ничего не ел. Он очень проголодался и устал, но ему было стыдно признаться в этом.
Наконец он не выдержал и спросил своего дядю:
– Дядя, а когда мы будем обедать? Здесь ведь нет ни одной лавки, а ты ничего не взял с собой из города. У тебя в руках только один пустой мешок.
– Видишь вон там, впереди, высокую гору? – сказал магрибинец. – Я хотел отдохнуть и закусить под этой горой. Но если ты очень голоден, можно пообедать и здесь.
– Откуда же ты возьмешь обед? – удивился Аладдин.
– Увидишь, – сказал магрибинец.
Они уселись под высоким густым деревом, и магрибинец спросил Аладдина:
– Чего бы тебе хотелось сейчас поесть?
Мать Аладдина каждый день варила к обеду одно и то же блюдо – бобы с конопляным маслом. Аладдину так хотелось есть, что он сразу ответил:
– Дай мне вареных бобов с маслом!
– А не хочешь ли ты жареных цыплят? – спросил магрибинец.
– Хочу! – обрадовался Аладдин.
– Не хочется ли тебе рису с медом? – продолжал магрибинец.
– Хочется! – закричал Аладдин. – Всего хочется! Но откуда ты возьмешь все это, дядя?
– Из этого мешка, – сказал магрибинец и развязал мешок.
Аладдин с любопытством заглянул в мешок, но там ничего не было.
– Где же цыплята? – спросил Аладдин.
– Вот! – сказал магрибинец. Он засунул руку в мешок и вынул оттуда блюдо с жареными цыплятами. – А вот и рис с медом, и вареные бобы, вот и виноград, и гранаты, и яблоки!
Магрибинец стал вынимать из мешка одно кушанье за другим, а Аладдин, широко раскрыв глаза, смотрел на волшебный мешок.
– Ешь, – сказал магрибинец Аладдину. – В этом мешке есть всякие кушанья. Опусти в него руку и скажи: «Хочу баранины, халвы, фиников», и все это у тебя будет.
– Вот так чудо! – сказал Аладдин. – Хорошо бы моей матери иметь такой мешок!
– Если будешь меня слушаться, – сказал магрибинец, – я подарю тебе много хороших вещей. А теперь выпьем гранатового соку с сахаром и пойдем дальше.
– Куда? – спросил Аладдин. – Я устал, и уже поздно. Пора домой.
– Нет, – сказал магрибинец, – нам нужно дойти сегодня вон до той горы. А когда мы вернемся домой, я подарю тебе этот волшебный мешок.
Аладдину очень не хотелось идти, но, услышав про мешок, он тяжело вздохнул и сказал:
Магрибинец взял Аладдина за руку и повел к горе. Солнце уже закатилось, и было почти темно. Они шли очень долго и наконец пришли к подножию горы. Аладдину было страшно, он чуть не плакал.
– Набери тонких и сухих сучьев, – сказал магрибинец. – Надо развести костер. Когда он разгорится, я покажу тебе что-то такое, чего никто никогда не видел.
Аладдину очень захотелось увидеть то, чего никто никогда не видел. Он забыл про усталость и пошел собирать хворост.
Когда костер разгорелся, магрибинец вынул из-за пазухи коробочку и две дощечки и сказал:
– О Аладдин, я хочу сделать тебя богатым и помочь тебе и твоей матери. Исполняй же все, что я тебе скажу.
Он раскрыл коробочку и высыпал из нее в огонь какой-то порошок. И сейчас же из костра поднялись к небу огромные столбы пламени – желтые, красные и зеленые.
– Слушай внимательно, Аладдин, – сказал магрибинец. – Сейчас я начну читать над огнем заклинания, а когда я кончу, земля предо мной расступится, и ты увидишь большой камень с медным кольцом. Возьмись за кольцо и подними камень. Под камнем будет лестница, которая ведет в подземелье. Спустись по ней и увидишь дверь. Открой эту дверь и иди вперед. Ты встретишь страшных зверей и чудовищ, но не бойся: как только ты дотронешься до них рукой, чудовища упадут мертвыми. Ты пройдешь три комнаты, а в четвертой увидишь старуху. Она ласково заговорит с тобой и захочет тебя обнять. Не позволяй ей до себя дотронуться, иначе ты превратишься в черный камень. За четвертой комнатой ты увидишь большой сад. Пройди его и открой дверь на другом конце сада. За этой дверью будет большая комната, полная золота и драгоценных камней. Возьми оттуда все, что хочешь, а мне принеси только старую медную лампу, которая висит на стене, в правом углу. Когда ты принесешь мне лампу, я подарю тебе волшебный мешок. А на обратном пути тебя будет охранять от всех бед вот это кольцо.
Источники:
http://seychaz.ru/lesnoj-chelovek-yag-mort.html
http://www.bnkomi.ru/data/news/9429/
http://www.litmir.me/br/?b=546372&p=16