ЛЕФ (Левый фронт искусств) это литературно-художественное объединение и одноименный журнал, возникшие в Москве в начале 1923 под руководством В.В.Маяковского. Созданию ЛЕФа предшествовали неоднократные попытки в послереволюционных условиях «собрать воедино левые силы… объединить фронт для взрыва старья, для драки за охват новой культуры» (За что борется Леф?). Среди таких организаций были АСИС (Ассоциация социалистического искусства, 1918), Летучая федерация футуристов (1918), ИМО (Искусство молодых, 1919), комфут (коммунисты-футуристы, 1919-21), МАФ (Московская, в будущем Международная ассоциация футуристов, 1922). Опираясь на пятилетний опыт, Маяковский обращался в Агитотдел ЦК РКП(б) за разрешением на издание журнала, цели которого «способствовать нахождению коммунистического пути для всех родов искусства; пересмотреть идеологию и практику так называемому левого искусства, отбросив от него индивидуалистические кривлянья и развивая его ценные коммунистические стороны… служить авангардом для искусства российского и мирового» (Маяковский В. Политическое собрание сочинений). На практике ЛЕФ объединял футуристов, художников-конструктивистов, представителей формальной школы (ОПОЛЗ) и членов дальневосточной группы «Творчество», переехавших в Москву. Декларацию «За что борется Леф?» подписали вместе с Маяковским члены редколлегии журнала Н.Асеев, Б.Арватов, О.Брик, Б.Кушнер, С.Третьяков и Н.Чужак. В работе ЛЕФа участвовали В.Каменский, А.Крученых, Б.Пастернак, художники А.Родченко, В.Степанова, Л.Попова, кинорежиссеры С.Эйзенштейн, Д.Вертов, архитекторы Л.А., В.А. и А.А.Веснины, Я.Чернихов, филологи В.Шкловский, Г.Винокур и др. Программными положениями ЛЕФа были наряду с унаследованным от футуризма негативным отношением к искусству прошлого, преимущественным вниманием к формотворчеству — социальный заказ, утилитарность, понятия «литературы факта», агитационно-производственного искусства. Третьяков требовал противопоставить «бытоотобразительству — агитвоздействие; лирике — энергическую словообработку; психологизму беллетристики — авантюрную изобретательную новеллу; чистому искусству — газетный фельетон, агитку; декларации — ораторскую трибуну; мещанской драме—трагедию и фарс; переживаниям — производственные движения» (ЛЕФ. 1923. No 1). Несколько особняком держался Чужак с теорией жизнестроения, ратовавший за превращение ЛЕФа из литературной группы в «единую культурно-коммунистическую партию».
Важной стороной ЛЕФа было обращение к «молодняку» — рабочим поэтам, студентам ВХУТЕМАСа, чьи работы появлялись на страницах журнала. Родственные ЛЕФу группы образовались в Одессе («ЮгоЛЕФ»), в Харькове (УкрЛЕФ), сообщалось о деятельности ЛЕФа в Югославии, о необходимости создания Интернационала искусств на основе международной секции журнала. ЛЕФ заключал соглашения о, МАПП о «сплочении сил для борьбы с разлагающим влиянием буржуазно-дворянской и мнимо-попутнической литературы» (Литературные манифесты), участвовал в ФОСП (Федерации объединений советских писателей, 1927). Несмотря на критические споры, журнал «На посту» называл ЛЕФ — вместе с «Октябрем» и «Кузницей» — наиболее близким партийной линии (Авербах Л. По эту сторону литературных траншей На посту. 1923. No 1). Позже рапповцы относили Маяковского и Асеева к попутчикам. Л.Троцкий писал, что выражение коммунистического мироощущения у Маяковского менее органично, чем у партийца А.Безыменского (Троцкий Л. Литература и революция). В свою очередь, А.Воронский отмечал, что Маяковский «шире и больше и футуризма и «ЛЕФА» (Красная новь. 1925. No 2). Несоответствие рационалистической жестко регламентированной программы ЛЕФа разнообразию входивших в него творческих индивидуальностей приводило к кризису (выход из ЛЕФа Пастернака, закрытие журнала после No 7, 1925). Наиболее интересные произведения, опубликованные в ЛЕФе, во многом противоречили его платформе (поэмы Маяковского «Про это», 1923, «Владимир Ильич Ленин», 1924; Пастернака «Девятьсот пятый год», 1925-26, «Лейтенант Шмидт», 1926-27; Асеева «Семен Проскаков», 1928,тексты В.Хлебникова). Несмотря на отмеченную в предисловии «разрозненность работников ЛЕФа, отсутствие общего, спрессованного журналом голоса», в январе 1927 начал выходить журнал «Новый ЛЕФ».
Подчеркивая преемственность, лефовцы заявляли: «ЛЕФ победил и побеждает на многих участках фронта культуры… Новый ЛЕФ — продолжение нашей всегдашней борьбы за коммунистическую культуру». Вначале под руководством Маяковского, а с января 1928 — Третьякова журнал высказывался против лозунгов РАПП «назад к классикам», к «психоложеству» и «живому человеку». Говоря о программе группы, Асеев вновь заявлял, что «центр тяжести литературной работы переносится на дневник, репортаж, интервью, фельетон» (Читатель и писатель. 1928. No 45). Вместе с тем Маяковский понимал, что лефовские принципы превращаются в догму, служащую узкой группе, на что указывал и Вячеслав Полонский в статье «Леф или блеф?» (Известия. 1927. 25 и 27 февраля). Выступая с докладом «Левей Лефа» в сентябре 1928, Маяковский заявил о выходе из ЛЕФа, тем самым прекратив его существование. Спустя год он попытался возродить его вначале как редакцию альманаха «РЕФ» (Революционный фронт искусств), затем как организацию: «Из всей левизны мы берем только ту, которая революционна». Однако деятельность РЕФа была непродолжительной. В осуществление лозунга консолидации сил в литературе Маяковский и Асеев в феврале 1930 вступили в РАПП, что привело к окончательному распаду группы.
Читать еще: Н а андреев скульптор биография. Биография андреева
Левый фронт искусства
1922–1930, Москва (в 1922–1928 — Левый фронт искусства, в 1929–1930 — Революционный фронт искусства)
Члены и участники: Б. И. Арватов, Н. Н. Асеев, О. М. Брик, А. К. Буров, Д. Вертов, А. А. Веснин, К. В. Иогансон, В. В. Каменский, С. И. Кирсанов, Г. Г. Клуцис, Г. М. Козинцев, А. Е. Кручёных, Л. В. Кулешов, Б. А. Кушнер, А. М. Лавинский, В. В. Маяковский, Б. Л. Пастернак, Л. С. Попова, А. М. Родченко, С. Я. Сенькин, В. Ф. Степанова, В. Е. Татлин, Л. З. Трауберг, С. М. Третьяков, Н. Ф. Чужак, В. Б. Шкловский, Э. И. Шуб, С. М. Эйзенштейн, С. И. Юткевич и другие.
Литературно-художественное объединение; основано в конце 1922. Оформлению группы предшествовала попытка создания политико-просветительской организации «Комфуты» («Коммунисты — футуристы») и издание газеты «Искусство коммуны» (1918–1919). Объединение боролось за утверждение нового революционного искусства — кубо-футуризма и конструктивизма в противовес классическому культурному наследию. Члены ЛЕФ провозгласили кубо-футуризм «подлинно пролетарским искусством» и вели родословную от манифеста «Пощечина общественному вкусу» (1912).
Цель ЛЕФ — подчинение искусства чисто агитационным и производственным задачам. Теоретики ЛЕФ выдвигали утопическое понимание искусства как «жизнестроения», т. е. формирования новой жизненной среды и в конечном счете нового человека. Выступая против развития станковых форм искусства, ратовали за производственное искусство и «социальный заказ»; культивировали агитационный и документальный жанры, фотографию, кинохронику, в литературе — репортаж, фактический очерк. По выражению О. М. Брика, «художественная культура будущего создается на фабриках и заводах, а не в чердачных мастерских» (ЛЕФ, 1924, № 2).
Идеи получил в 1920-х широкое распространение; отделения Общества возникли в Одессе (Юго-ЛЕФ), Казани (Тат-ЛЕФ), Иваново-Вознесенске, Баку, Тифлисе. К лефовцам примыкала сибирская литературная группы «Настоящее», украинская группа «Нова Генерацiя», белорусская — «Литературно-мастацка коммуна».
Выдвинутая ЛЕФом программа «производственного искусства» оказала существенное влияние на практику Вхутемаса — Вхутеина и Инхука. В 1925 архитекторами — членами ЛЕФ было основано Объединение современных архитекторов (ОСА).
По определению В. В. Маяковского, ЛЕФ представлял собой несколько оформленных групп: заумники («работники, работающие над словом как самоцелью»), производственники, конструктивисты, футуристы, формалисты, газетные работники, «драмщики» (деятели театра), теоретики искусства, лирики («работа над построением фразы, нового синтаксиса).
Под редакцией В. В. Маяковского издавался журнал «ЛЕФ» (1923–1925) и «Новый ЛЕФ» (1927–1928); членами редакционной коллегии являлись Б. И. Арватов, Н. Н. Асеев, О. М. Брик, Б. А. Кушнер, С. М. Третьяков, Н. Ф. Чужак.
Первый номер журнала увидел свет в марте 1923; обложку создал А. М. Родченко. Журнал имел пять основных разделов: программа, практика, теория, книга, факты. Программные статьи написал В. В. Маяковский: «За что борется ЛЕФ?», «В кого вгрызается ЛЕФ?», «Кого предостерегает ЛЕФ?».
В статье «За что борется ЛЕФ?» провозглашалось: «В работе над укреплением завоевания Октябрьской революции, укрепляя левое крыло искусства, ЛЕФ будет агитировать искусство идеями коммуны, открывая искусству дорогу в завтра. ЛЕФ будет агитировать нашим искусством массы, приобретая в них организационную силу. ЛЕФ будет подтверждать наши теории действенным искусством, подняв его до высшей трудовой квалификации. ЛЕФ будет бороться за искусство — строение жизни. Мы не претендуем на монополизацию революционности в искусстве. Выясним соревнованием. Мы верим — правильностью нашей агитации, силой делаемых вещей мы докажем: Мы на верном пути в грядущее». В статье «В кого вгрызается ЛЕФ?» заявлялось: «Мы боролись со старым бытом. Мы будем бороться с остатками этого быта и сегодня… Наше оружие — пример, агитация, пропаганда». Всего было выпущено 7 номеров, последний — в январе 1925.
Читать еще: Вечеринка в рок стиле. Вечеринка в стиле рок
С 1927 издавался «Новый ЛЕФ»; в состав редколлегии вошли также С. И. Кирсанов, А. М. Лавинский, Б. Л. Пастернак, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, В. Б. Шкловский, С. М. Эйзенштейн. В поздний период внимание идеологов объединения сосредоточилось преимущественно на вопросах литературы. Члены ЛЕФ полемизировали с литературной группой «Октябрь» и Всероссийской ассоциацией пролетарских писателей.
В 1929 ЛЕФ был переименован в РЕФ («Революционный фронт искусства»), который формально являлся новым объединением. В. В. Маяковский писал: «Прежде всего мы должны заявить, что мы нисколько не отказываемся от нашей прошлой работы и как футуристов, и как комфутов, и, наконец, как лефовцев… Мы покрываем теперь основным нашим литературным лозунгом “для чего делать”, то есть мы устанавливаем примат цели и над содержанием, и над формой». Летом 1929 В. В. Маяковский договорился с Госиздатом о выпуске двух альманахов РЕФ, однако издание не состоялось.
15–17 января 1930 состоялся пленум РЕФ, на котором прозвучали доклады О. М. Брика («Культурная революция и РЕФ»), В. А. Катаняна (о литературе), В. В. Маяковского (о театре), А. М. Родченко (о недостатках оформления спектаклей). В том же году объединение прекратило существование.
Левый фронт искусства. Леф (левый фронт искусств)
Библиография:
Чужак Н., К диалектике искусства, Чита, 1921; Его же, Через головы критиков, Чита, 1922; Его же, Марксизм и искусство, Попытка схематизации, «Правда», 1923, № 127, 10 июня; Его же, Под знаком жизнестроения, «Леф», 1923, I; Его же, К задачам дня, «Леф», 1923, II; Его же, Плюсы и минусы, «Леф», 1923, III; Его же, В драках за искусство (Разные подходы к «Лефу»), «Правда», 1923, № 186, 21 авг.; Его же, Литература. К худож. политике РКП, М., 1924; Авербах Л., По эту сторону литературных траншей, «На посту», 1923, I; Арватов Б., Искусство и классы, Гиз, Москва, 1923; Его же, Маркс о художественной реставрации, «Леф», 1923, III; Его же, Утопия или наука, «Леф», 1923, IV; Его же, Речетворчество, «Леф», 1923, II; Его же, Социологическая поэтика, М., 1928 (ср. Друзин В., Формально-социологический метод Б. Арватова, «На лит. посту», 1929, XVI); Асеев Н., Другой конец палки (по поводу статьи В. Полянского «О левом фронте в искусстве»), «Леф», 1923, III; Его же, Дневник поэта, Л., 1929; Винокур Г., Революционная фразеология, «Леф», 1923, III; Его же, Поэтика, лингвистика, социология, «Леф», 1923, III; Его же, О пуризме, «Леф», 1923, IV; Его же, Культура языка, Москва, 1925 (ст. «Речевая практика футуристов»); Воронский А. К., Искусство как познание жизни и современность, «Красная новь», 1923, V (и в сборнике его «Искусство и жизнь», М., 1924); Горлов Н., О футуризмах и футуризме (по поводу ст. Л. Троцкого «Футуризм»), «Леф», 1923, IV; Его же, Футуризм и революция, Гиз, М., 1923 (ср. Лелевич Г., О понимании футуризма т. Горловым, «Молодая гвардия», 1924, VII—VIII); Гроссман-Рощин И., Социальный замысел футуризма, «Леф» 1923, IV; Кушнер Б., Организация производства, «Леф», 1923, III; Его же, Причины отставания, «Правда» от 4 окт. 1930, и «Красная новь», 1930, XI; Полонский Вяч., Заметки. «Леф», «Печать и революция», 1923, IV—V; Его же, На литературные темы, М., 1927 (статьи: «Леф или блеф», «Блеф продолжается»); Его же, Очерки литературного движения революционной эпохи, издание 2-е, Гиз, М., 1929; Сосновский Л., Желтая кофта из советского ситца, «Правда», 1923, № 113, 24 мая (ср. ответы Сосновскому О. Брика, Н. Горлова и др. в «Лефе», 1923, III); Третьяков С., Леф и нэп, «Леф», 1923, II; Его же, Откуда и куда, «Леф», 1923, I; Его же, Трибуна Лефа, «Леф», 1923, III; Его же, Бьем тревогу, «Новый Леф», 1927, II; Брик О., От картины к ситцу, «Леф», 1924, II (6); Его же, За политику, «Новый Леф», 1927, I; Его же, За новаторство, «Новый Леф», 1927, I; Коган П. С., Литература этих лет, Иваново-Вознесенск, 1924 (гл. IX); Полянский В. (Лебедев П. И.), На литературном фронте, М., 1924 (ст. «О левом фронте в искусстве»); Его же, Вопросы современной критики, Гиз, М., 1927 (ст. «Социальные корни русской поэзии от символистов до наших дней»); Троцкий Л., Литература и революция, 2-е доп. издание, Гиз, М., 1924 (гл. IV); Малахов С., Русский футуризм после революции, «Молодая гвардия», 1926, X; Его же, Что такое футуризм, «Октябрь», 1927, II; Родов С., В литературных боях, М., 1926 (статьи: «Как Леф в поход собрался», «А король-то гол», «Майна, товарищи, майна»); Лежнев А., Вопросы литературы и критики, М., 1926 (статьи: «Леф и его творч. обоснования», «О книге Н. Чужака — Литература , «О книге Н. Горлова — Футуризм и революция и др.); Его же, Современники, М., 1927 (ст. «Дело о трупе», «Новый Леф»); Перцов В., График современного Лефа, «Новый Леф», 1927, I; Крученых А., 15 лет русского футуризма, М., 1928; Нусинов И., О социальном заказе, «Литература и марксизм», кн. II, 1928; Асмус В., В защиту вымысла (Литература факта и факты литературы), «Печать и революция», 1929, II; Беспалов И., Против грамотности, «Печать и революция», 1929, IX; Горелов А., Литература факта, «Звезда», 1929, X; «Литература факта». Первый сборник материалов работников Лефа, под редакцией Н. Чужака, изд. «Федерация», М., 1929 (отзывы: Тарасенков А., «Печать и революция», 1929, VIII); Саянов В., Современные литературные группировки, издание 2-е, Ленинград, 1930. См. также в статье «Футуризм», «Маяковский» и др.
Читать еще: Что такое причта в литературе. Что означает притча
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
Смотреть что такое «Леф» в других словарях:
ЛЕФ — (Левый фронт искусств), литературно художественное объединение, 1922 29, Москва, Одесса и другие города (В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, А. М. Родченко, близкие ЛЕФу С. М. Эйзенштейн, Дзига Вертов и др.). Теоретические установки ЛЕФа (О. М. Брик … Энциклопедический словарь
ЛЕФ — (Левый фронт искусств), литературно художественное объединение (1922 29) в Москве, Одессе и других городах (В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев, А.М. Родченко; близкие ЛЕФу С.М. Эйзенштейн, Дзига Вертов и др.). Теоретические установки ЛЕФ (О.М. Брик, С.М … Современная энциклопедия
ЛЕФ — (Левый фронт искусств) литературно художественное объединение, 1922 29, Москва, Одесса и другие города (В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, А. М. Родченко, близкие ЛЕФу С. М. Эйзенштейн, Дзига Вертов и др.). Теоретические установки ЛЕФа (О. М. Брик, С … Большой Энциклопедический словарь
ЛЕФ — [леф], а, м. “Левый фронт искусства” литературная группа и журнал в Москве (1923 1930 гг.). АГС, 200. ◘ Организуем “Леф”. Маяковский, 1982, т. 1, 48. К началу 20 х годов группа футуристов распалась, но как ее продолжение, точнее, развитие… … Толковый словарь языка Совдепии
ЛЕФ — ЛЕФ, Левый фронт искусств, литературно художественное объединение. Создано в Москве в конце 1922 во главе с В. В. Маяковским. Членами Л. были поэты (Н. Н. Асеев, В. В. Каменский, С. И. Кирсанов и др.; до 1927 Б. Л. Пастернак), художники (А … Литературный энциклопедический словарь
Леф — Леф: ЛЕФ Левый фронт искусств Лёф (швед. Löf) посёлок в Германии Мартин Лёф, Пер (швед. Per Martin Löf; р. 1942), шведский логик, статистик и философ … Википедия
«Леф» — ЛЕФ литературно худож. ж., орган Левого фронта иск в, издавался в Москве с 1923. Гл. ред. и один из организаторов В. Маяковский. В редколлегию входили Б. Арватов, Н. Асеев, О. Брик, Б. Кушнер, С. Третьяков, Н. Чужак. Ж. отражал идейно худож.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
ЛЕФ — см. Левый фронт искусств. (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) … Художественная энциклопедия
леф — сущ., кол во синонимов: 1 • объединение (94) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Леф — (ЛЕВЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВ) лит. группа, осн. в Москве в 1922. В нее входили В. Маяковский, Б. Арватов, Н. Асеев, О. Брик, Б. Кушнер, С. Третьяков, Н. Чужак, В. Каменский, Б. Пастернак (до 1927), художники А. Родченко, А. Лавлинский и др. Л.,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Источники:
http://www.litdic.ru/lef/
http://artinvestment.ru/auctions/?c=98100
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/2710/%D0%9B%D0%B5%D1%84