Литература — что это такое. Основные виды литературы

Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению, и полностью соблюсти принцип единства основания при классификации литературы затруднительно. К тому же такая классификация способна вводить в заблуждение, объединяя совершенно непохожие и действительно различные явления. Зачастую типологически различные тексты одной и той же эпохи гораздо ближе друг к другу, чем типологически одинаковые тексты разных эпох и культур: у лежащих в основе европейской философской литературы «Диалогов» Платона куда больше общего с другими памятниками древнегреческой словесности (скажем, с драмами Эсхила), чем с трудами таких философов Нового времени, как Гегель или Рассел.

Судьба некоторых текстов складывается таким образом, что во время своего создания они тяготеют к одному виду литературы, а впоследствии движутся в сторону другого: так, например, «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо прочитываются сегодня скорее как произведение детской литературы, а между тем писались они даже не просто как произведение художественной литературы для взрослых, а как памфлет с существенной ролью публицистического начала. Поэтому общий список основных видов литературы может носить только приблизительно-ориентировочный характер, а конкретная структура литературного пространства может быть установлена только применительно к данной культуре и данному периоду времени. Для прикладных целей, однако, эти сложности не имеют принципиального значения, так что практическим нуждам книжной торговли и библиотек удовлетворяют довольно разветвлённые, хотя и поверхностные по подходу системы библиотечно-библиографической классификации.

— вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

— вид литературы, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Документальная проза включает биографии чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений.

— записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

— совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия. Как правило, научная работа не считается завершённой, если она не была опубликована. Первые научные произведения создавались в различных жанрах: в виде трактатов, рассуждений, поучений, диалогов, путешествий, жизнеописаний и даже в стихотворных формах. В настоящее время формы научной литературы стандартизованы и состоят из монографий, обзоров, статей, докладов (в т.ч. их тезисов), авторефератов, рефератов и рецензий. В настоящее время во многих странах действует механизм аттестации научной литературы, поддерживаемый правительством или общественными научными организациями. В России, например, такую аттестацию проводит ВАК (Высшая аттестационная комиссия).

В числе основных требований к изданию научной литературы — обязательное её рецензирование. В рамках этого процесса издательство или редакция научного журнала перед публикацией новой научной работы направляет её нескольким (обычно двум) рецензентам, считающимися специалистами в данной области. Процесс рецензирования призван исключить публикации в рамках научной литературы тех материалов, которые содержат грубые методологические ошибки или прямые фальсификации. С начала XX века наблюдается регулярное экспоненциальное увеличение объёма публикуемой научной литературы. В связи с этим, одним из самых главных носителей научной литературы в настоящее время являются периодические издания, главным образом, рецензируемые научные журналы. С конца XX века наблюдается тенденция по переходу этих журналов с бумажных носителей на электронные, в частности в Интернет.

— литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей. Научно-популярная литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков. В отличие от научной литературы, произведения научно-популярной литературы не рецензируются и не аттестуются. Научно-популярная литература включает произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т. д., написанные в различных жанрах. Лучшие популярные сочинения пропагандируют достижения передовой науки в форме, наиболее доступной читателям, которым они предназначены. В поэтической форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке — «О природе вещей» Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова. Из бесед возникли «История свечи» М. Фарадея и «Жизнь растения» К. А. Тимирязева. Известны популярные сочинения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных» приключений и т. п.

Читать еще:  Кто такой гюго. Оценка по биографии

Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу.

Основные виды справочной литературы:

— Словари, упорядочивающие информацию по основным для данной сферы знаний (или для всего языка в целом) словам и выражениям, чаще всего — в алфавитном порядке;

— Справочники, в которых информация упорядочена каким-то другим способом, в соответствии с собственной структурой данной сферы знаний (например, медицинский справочник — по локализации заболеваний или характеру симптомов);

— Энциклопедии — наиболее комплексные и системные своды информации по данной сфере знания.

В идеале справочные издания должны содержать только считающиеся объективно установленными факты и адекватно отражать существующий в данный момент уровень человеческих знаний. Однако на практике невозможно полностью отделить факты от интерпретаций и неявных, подразумеваемых допущений, поэтому та или иная доля тенденциозности в любом справочном издании присутствует. В некоторых случаях эта доля довольно велика и привносится в справочное издание целенаправленно: таковы, в частности, большинство справочных изданий советской эпохи, особенно в том, что касается гуманитарного знания, — даже короткие словарные статьи оказываются в них идеологически окрашены.

Касается это и отбора материала: так, в литературных энциклопедиях, выпущенных в СССР, находилось место для сугубо второстепенных писателей социалистической и коммунистической ориентации, но отсутствовали весьма значительные авторы, известные своим негативным отношением к советскому строю. Даже спустя короткое время пользоваться такими изданиями как справочными становится невозможно: слишком много усилий приходится затрачивать на то, чтобы отделить факты от интерпретаций; однако именно эта идеологическая окраска делает справочные издания особенно интересными как историческое свидетельство, памятник своей эпохи.

, делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно с тем, чтобы адресат текста составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом востребованных в этой части знаний навыков, будь то умение решать уравнения или правильно расставлять знаки препинания. Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.

— это литература, относящаяся к области техники и производства (каталоги изделий, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, каталоги деталей, патенты и т. п.).

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Книги

Login Form

Виды литературы

Подробности Категория: Теория литературы Опубликовано 18.07.2019 18:53 Просмотров: 584

Чаще всего под словом «литература» понимают только художественную литературу. Но существуют и другие виды литературы.

Слово «литература» произошло от латинского – буква. Отсюда латинское – написанное. В широком смысле слова литература – это совокупность любых письменных текстов.
Письменному творчеству предшествовало устное (фольклор). Произведения фольклора не имеют автора, поэтому не относятся к литературе.
Виды литературы выделяются по содержанию текстов и по их предназначению, хотя не всегда можно чётко их классифицировать. Некоторые тексты во время своего создания тяготели к одному виду литературы, а впоследствии перешли к другому. Например, книга «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо сегодня воспринимается как произведение детской литературы, но писалась она как памфлет (публицистический жанр). Поэтому список основных видов литературы носит приблизительно-ориентировочный характер.

Основные виды литературы

Художественная литература

Художественная литература – вид искусства, его материалом является слово естественного языка. От других видов литературы художественную литературу отличает наличие художественного вымысла. Хyдoжecтвeннaя литepaтypa oбъeдиняeт aвтopcкиe пpoизвeдeния, в том числе анонимные.
К художественной литературе относится детская литература. Детская литература специально предназначена для детей до 15-16 лет. Языком художественных образов она способствует делу воспитания и образования детей.
Существует также понятие «детское чтение», в сферу которого могут входить произведения, изначально предназначенные авторами для взрослых: сказки А.С. Пушкина, Шарля Перро, В. Гауфа, Х.К. Андерсена, братьев Гримм, «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта и др.
Художественная литература делится на роды и жанры.

Научная литература

Научная литература создаётся в рамках научного метода и предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки. Научная работа не считается завершённой, если она не была опубликована.
Раньше научные произведения могли создаваться в различных жанрах: в виде трактатов, рассуждений, поучений, диалогов, путешествий, жизнеописаний и даже в стихотворных формах.
В настоящее время существуют следующие формы научной литературы: монографии, диссертации, обзоры, статьи, доклады, рецензии, биографические, географические и др. описания (очерки), краткие сообщения, авторефераты, рефераты, тезисы докладов и сообщений.
Научная работа должна пройти аттестацию (подтверждение). В России такую аттестацию проводит ВАК (Высшая аттестационная комиссия). В числе основных требований к изданию научной литературы – обязательное её рецензирование.

Научно-популярная литература

Научно-популярная литература – произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей, в том числе для детей и подростков.
В России выпускается много научно-популярных журналов, в которых обычно содержатся новости науки, научно-популярные статьи, интересные факты и фоторепортажи. Такие журналы хорошо иллюстрированы, содержат много таблиц, ссылок, интересных фактов. Все статьи выдержаны в научно-популярном стиле.
Примеры научно-популярных журналов: «В мире науки», «Вокруг света», «Земля и Вселенная», «Знание – сила», «Квант», «Моделист-конструктор», «Наука и жизнь», «Техника – молодёжи», «Юный натуралист», «Экология и жизнь», «Молодой учёный» и др.

Читать еще:  Где родился карамзин. Карамзин николай михайлович

Документальная проза

Документальная литература основывается на реальных событиях (иногда с долей художественного вымысла). Документальная проза включает биографии выдающихся людей, истории каких-либо событий, описания стран, расследования громких преступлений и др.

Мемуарная литература

Мемуа́ры (от фр. mémoires – воспоминания) – повествования современников событий, в которых автор записок принимал участие (или которые известны ему от очевидцев) и о людях, с которыми автор мемуаров был знаком. Подразумевается, что мемуары достоверно воссоздают прошлое, т.е. в большой степени документальны. Хотя в действительности не все мемуары являются правдивыми и точными.
Мемуары отличаются от автобиографии и хроники событий тем, что в них автор старается осмыслить и описать свои действия как часть общего исторического процесса.
Мода на мемуарные сочинения (и само слово «мемуары») распространилась в Европе в XVII-XVIII вв. из Франции.
В России особая популярность мемуаров приходится на XIX в. Были популярны мемуары о событиях 1812 года Д.В. Давыдова, С.Н. Глинки, Н.А. Дурова и др. О жизни пушкинской эпохи можно прочитать в мемуарах Н. Греча, Ф. Булгарина, в записных книжках П. Вяземского.
Известны мемуары XX в. Владислава Ходасевича, Нины Берберовой, в которых описаны послереволюционные годы в России и содержатся сведения о многих известных писателях того времени. Мемуарная книга Ивана Бунина «Окаянные дни» создана на основе дневника писателя. В ней описаны первые годы после октябрьской революции.
Множество мемуарных произведений было посвящено Великой отечественной войне: мемуары Георгия Жукова, дневники и воспоминания жителей блокадного Ленинграда.

Справочная литература

Справочная литература используется для получения точной информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы: словари, справочники, энциклопедии. Информация в них расположена по-разному: словари дают сведения по основным для данной сферы знаний (или для всего языка в целом) словам и выражениям в алфавитном порядке; справочники составляются обычно по определённому виду знаний (медицинский справочник, справочник журналиста) и т.д.; энциклопедия даёт наиболее комплексную и системную информацию по определённой сфере знания.

Учебная литература

Учебная литература делится на учебники и сборники задач (упражнений). Этот вид литературы близок к справочной, но у неё другое назначение: изложить системно и последовательно некую часть знаний, чтобы читающий составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом необходимых навыков.

Техническая литература

Техническая литература относится к области техники и производства и представляет собой каталоги изделий, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, каталоги деталей и т. п.

Религиозная (духовная) литература

Религиозная литература знакомит с различными религиями и обрядами. К религиозной литературе относятся Библия, молитвословы, апокрифы (произведения, не входящие в состав Ветхого и Нового Завета), жизнеописания святых и т.д.

Политическая литература

К этому виду литературы относят книги по дипломатии, сочинения по политической философии, манифесты и др.

Рекламная литература

Рекламная литература выделена в отдельный вид в связи с распространением рекламной индустрии в последние десятилетия. К этому виду литературы относят брошюры, рекламные проспекты, листовки и т.д.

Существуют и другие, менее известные виды литературы.

Основные виды литературы

Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению, и полностью соблюсти принцип единства основания при классификации литературы затруднительно. К тому же такая классификация способна вводить в заблуждение, объединяя совершенно непохожие и действительно различные явления. Зачастую типологически различные тексты одной и той же эпохи гораздо ближе друг к другу, чем типологически одинаковые тексты разных эпох и культур: у лежащих в основе европейской философской литературы «Диалогов» Платона куда больше общего с другими памятниками древнегреческой словесности (скажем, с драмами Эсхила), чем с трудами таких философов Нового времени, как Гегель или Рассел. Судьба некоторых текстов складывается таким образом, что во время своего создания они тяготеют к одному виду литературы, а впоследствии движутся в сторону другого: так, например, «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо прочитываются сегодня скорее как произведение детской литературы, а между тем писались они даже не просто как произведение художественной литературы для взрослых, а как памфлет с существенной ролью публицистического начала. Поэтому общий список основных видов литературы может носить только приблизительно-ориентировочный характер, а конкретная структура литературного пространства может быть установлена только применительно к данной культуре и данному периоду времени. Для прикладных целей, однако, эти сложности не имеют принципиального значения, так что практическим нуждам книжной торговли и библиотек удовлетворяют довольно разветвлённые, хотя и поверхностные по подходу системы библиотечно-библиографической классификации.

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Читать еще:  Значение слова син. Значение имени син

Научная и научно-популярная литература

Словарь Брокгауза (1910)

Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы:

Словари, упорядочивающие информацию по основным для данной сферы знаний (или для всего языка в целом) словам и выражениям, чаще всего — в алфавитном порядке;

Справочники, в которых информация упорядочена каким-то другим способом, в соответствии с собственной структурой данной сферы знаний (например, медицинский справочник — по локализации заболеваний или характеру симптомов);

Энциклопедии — наиболее комплексные и системные своды информации по данной сфере знания.

В идеале справочные издания должны содержать только считающиеся объективно установленными факты и адекватно отражать существующий в данный момент уровень человеческих знаний. Однако на практике невозможно полностью отделить факты от интерпретаций и неявных, подразумеваемых допущений, поэтому та или иная доля тенденциозности в любом справочном издании присутствует. В некоторых случаях эта доля довольно велика и привносится в справочное издание целенаправленно: таковы, в частности, большинство справочных изданий советской эпохи, особенно в том, что касается гуманитарного знания, — даже короткие словарные статьи оказываются в них идеологически окрашены. Касается это и отбора материала: так, в литературных энциклопедиях, выпущенных в СССР, находилось место для сугубо второстепенных писателей социалистической и коммунистической ориентации, но отсутствовали весьма значительные авторы, известные своим негативным отношением к советскому строю. Даже спустя короткое время пользоваться такими изданиями как справочными становится невозможно: слишком много усилий приходится затрачивать на то, чтобы отделить факты от интерпретаций; однако именно эта идеологическая окраска делает справочные издания особенно интересными как историческое свидетельство, памятник своей эпохи.

Учебная литература, делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно с тем, чтобы адресат текста составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом востребованных в этой части знаний навыков, будь то умение решать уравнения или правильно расставлять знаки препинания. Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.

Техническая литература — это литература, относящаяся к области техники и производства (каталоги изделий, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, каталоги деталей, патенты и т. п.).

Литература и носители текста

Литературный текст остаётся самим собой независимо от того, каково его материальное воплощение: рукопись, книга, компьютерный файл на мониторе. Не следует, однако, думать, что эволюция носителей текста никак не влияет на саму литературу. Напротив, состояние литературы в обозримом прошлом полностью определяется цивилизационной революцией, совершённой изобретшим книгопечатание Гутенбергом: до этого воспроизведение любого сколько-нибудь длинного текста требовало значительных затрат времени и сил писца, и это накладывало существенные ограничения на количество и характер текстов, фиксируемых письменно и распространяющихся за пределы непосредственного круга общения автора. На исходе XX века новая цивилизационная революция вызвала к жизни два качественно новых носителя текста: это аудиокнига и компьютерный файл. Вполне возможно, что повсеместное распространение этих носителей в самом скором будущем приведёт к новым серьёзным изменениям в структуре литературного пространства.

ПРИМЕР: Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт и передает краски:

На бледно-голубой эмали,

Какая мыслима в апреле,

Березы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,

Застыла тоненькая сетка,

Как на фарфоровой тарелке

Рисунок, вычерченный метко

Это стихотворение О. Мандельштама — своего рода словесная акварель, но живописное начало подчинено здесь задаче сугубо литературной. Весенний пейзаж — лишь повод для размышления о мире, сотворенном Богом, и произведении искусства, которое материализовано в вещи, созданной человеком; о сущности творчества художника.

Изобразительное начало присуще и эпосу. Талантом живописи в слове обладал О. де Бальзак, ваяния — И.А. Гончаров. Порой изобразительность в эпических произведениях выражается еще более опосредованно, чем в цитированных выше стихотворениях и в романах Бальзака и Гончарова, например, через композицию. Так, структура повести И.С. Шмелева «Человек из ресторана», состоящей из небольших главок и ориентированной на житийный канон, напоминает композицию житийных икон, в центре которых расположена фигура святого, а по периметру — клейма, рассказывающие о его житии и деяниях. Такое проявление изобразительности опять-таки подчинено задаче чисто литературной: оно придает повествованию особую духовность и обобщенность.

Не менее значительно, чем словесно-художественная косвенная пластика, запечатление в литературе иного — по наблюдению Лессинга, невидимого, то есть тех картин, от которых отказывается живопись. Это размышления, ощущения, переживания, убеждения, — все стороны внутреннего мира человека. Искусство слова является той сферой, где зарождались, формировались и достигли большого совершенства и утонченности наблюдения над человеческой психикой. Осуществлялись они с помощью таких речевых форм, как диалоги и монологи. Запечатление человеческого сознания с помощью речи доступно единственному виду искусства — литературе.

Источники:

http://studopedia.ru/11_29659_vidi-teatra.html
http://ency.info/slovesnost/teoriya-literatury/1053-vidy-literatury
http://studwood.ru/982055/literatura/osnovnye_vidy_literatury

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гараж открыт