Литература «потерянного поколения.

Потерянное поколение – поколение, которое возмужало на войне, кто остался жив, но не смог, после войны найти достойной работы.

Основные черты «литературы потерянного поколения»:

1. Возникла через 10-11 лет после Первой мировой войны (за это время уже произошла переоценка ценностей)

2. Все авторы литературы прошли через эту войну

3. Все произведения этой литературы относятся к лиро-эпическому роду литературы (включает рассказ о событии, окрашенный эмоциями)

4. Один и тот же жанр: роман (позволяет и рассказать и эмоционально окрасить)Авторы разработали специальную композицию романа. Центростремительный способ построения композиции.

5. Особая мотивная структура.

Мотив – это и тема и образ и компонент содержания и прием в литературе. Может быть и настроением.

В «Литературе потерянного поколения» сформировались следующие мотивы:

· Мотив войны — мотив гибели — мотив первого боя

· Мотив фронтового братства

В 1820-е гг. в литературу вступает новая группа, представление о которой ассоциируется с образом «потерянного поколения». Это молодые люди, побывавшие на фронтах Первой мировой, потрясенные жестокостью, не сумевшие в послевоенное время войти в колею жизни. Свое название получили по фразе, приписываемой Г. Стайн «Все вы — потерянное поколение». Истоки мироощущения этой неформальной литературной группы кроются в чувстве разочарования ходом и итогами первой мировой войны. Их всех называли “потерянным поколением”. Однако это были разные люди — различны были их социальное положение и личные судьбы. И литературу “потерянного поколения”, возникшую в двадцатые годы, создавало творчество также разных писателей — таких, как Хемингуэй, Дос-Пассос, Олдингтон, Ремарк.

Общественно-политические истоки литературы «потерянного поколения» определить нетрудно – кровавая империалистическая война, обратившая в прах многие идеалы и иллюзии, породившая глубочайшее разочарование чувство потерянности, одиночества, обреченности.

«Звездный час» литературы потерянного поколения это 1929 год. После войны прошло 10 лет, когда появились самое знаменитые произведения о ней, это «На западном фронте без перемен» Ремарка, «Смерть героя» Олдингтона и «Прощая оружие» Хемингуэя. Необходима дистанция, необходимо время для того, чтобы этот опыт был пережит и воплощен в художественно, и высококачественном произведении, а не каких-то зарисовках, рассказах и публицистических произведениях.

К концу десятилетия (1920-е гг.) основная мысль произведения потерянных заключалась в том, что человек постоянно находится в состоянии военных действий с враждебно-равнодушным к нему миром, главные атрибуты которого — армия, бюрократия.

Каждый искал свои художественные средства и приемы.

Эти писатели показывали как изменяется психология, отношение человека к своей жизни. Мы не найдем у них пространных описаний сражений, только отдельные черты, эпизоды, штрихи, в основном они описывают быт войны. И это самое сложное для человека — война как быт, как повседневность, а быт плавно перерастает в бытие.

Ремарк. Его произведения проникнуты прежде всего рассказами о фронтовом братстве, о том, как хрупкие слабые связи это единственное, что помогает человеку выжить в этой жестокой реальности, о том, как уязвимо фронтовое братство, и в этом оно похоже на любовь, которая чаще всего обречена на гибель.

По сравнению с другими писателями «потерянного поколения» боевой опыт Ремарка был гораздо серьезнее: почти год он провел на передовой во Франции и Фландрии, получил пять ранений, после одного из которых только чудом остался жив. О войне говорится от первого лица — просто, сдержанно и дельно, иногда с юмором, иногда с раздражением, и уж совсем редко рассказчик срывается на истерику. Лучше всего в романе подробности — не только как атакуют и сидят под бомбежками, но и как спят, едят, слоняются без дела, говорят.

Олдингтон был участником Первой мировой войны (с 1916 г.): он начал службу рядовым, а позже был произведен в офицеры английской армии и служил на Западном фронте. Война резко изменила мироощущение Олдингтона, наложив отпечаток суровой горечи и безнадёжности на всё его дальнейшее творчество. Его роман «Смерть героя», а также рассказы проникнуты неприятием милитаризма; в них он раскрывал лживую сущность ура-патриотов.

Это наиболее обстоятельный рассказ о том, что такое вообще война с точки зрения потерянного поколения, о том, как формируется это потерянное поколение. Это произведение отличается от произведений Ремарка и Хемингуэя своей масштабностью. Повествование начинается уже в конце 19 века, показывая, что война это только итог того, что начиналось гораздо раньше, это итог политики, Поэтому роман имеет колоссальное значение в литературе потерянного поколения, это обличительно критический пафос. С другой стороны, это рассказ о том, как человек теряет себя на войне. Он прослеживает своего героя с детства до самой его смерти. Ричард Винтерборн оказывается экстремумом, в итоге войны он понимает, что жизнь бессмысленна не только на войне, но и в мирном мире, который ничему не научился и ничего не понял. Существование его настолько бессмысленно, что он кончает жизнь самоубийством в последний день войны, в первый день перемирия. Суть мироощущения человека потерянного поколения это не только потрясение войной, это еще и потрясение тем, что мир прошел мимо нее. Мирная реальность, в которую возвращаются потерянные, для них неприемлема, так как в этом мире нет опыта войны, он их отторгает, они не могут войти в эту реальность. Этот невоенный мир не знает трагедий этой войны, он не хочет знать о масштабе великих вещей, которые они испытали. Их фронтовое братство не может сравниться ни с какими приятельскими отношениями. Война это трагедия, ужас, но оказавшись внутри трагедии, человек теряет возможность врать, он раскрывается, ты знаешь, кто чего стоит. Мирная действительность не знает ни трагедий, ни побед, ни искренности. То есть у потерянного поколения не только ужас перед войной, но и привязанность к войне.

Литература «потерянного поколения»

Литература «потерянного поколения»,

к 100-летию начала Первой мировой войны

«Все вы – потерянное поколение», — эта фраза, сказанная американкой Гертрудой Стайн, как нельзя лучше отразила душевное состояние «потерянности», присущее молодёжи, побывавшей на полях сражений Первой мировой войны. Молодые люди, ушедшие на фронт в 18-летнем возрасте, рано начавшие убивать себе подобных, получали такие психологические травмы (не говоря уже о физических увечьях), что очень часто не могли адаптироваться к мирной жизни, многие из них спивались или заканчивали жизнь самоубийством. По аналогии с этим поколением названа литература о нём и писатели, сами побывавшие на той войне и писавшие о ней.

Принято считать, что литература «потерянного поколения» сложилась в европейской и американской писательской традициях в течение первого десятилетия после окончания Первой мировой. Её появление зафиксировал 1929 год появлением на свет трёх романов: «Смерть героя» англичанина Олдингтона, «На западном фронте без перемен» немца Ремарка и «Прощай, оружие!» американца Хемингуэя.

Читать еще:  Моя жизнь в искусстве читать онлайн. Книга к

Герои книг писателей «потерянного поколения», как правило, совсем юные, можно сказать, со школьной скамьи и принадлежат к интеллигенции. Они — индивидуалисты и надеются, как герои Хемингуэя, лишь на себя, на свою волю, а если и способны на решительный общественный поступок, то сепаратно заключая «договор с войной» и дезертируя (как лейтенант Генри). Герои Ремарка находят утешение в дружбе и любви, не отказываясь от кальвадоса. Это их своеобразная форма защиты от мира, принимающего войну как способ решения политических конфликтов. Героям литературы «потерянного поколения» недоступно единение с народом, государством, классом, как это наблюдалось у Барбюса. «Потерянное поколение» противопоставило обманувшему их миру горькую иронию, ярость, бескомпромиссную и всеохватную критику устоев фальшивой цивилизации.

Анри Барбюс — французский писатель, журналист и общественный деятель, пожалуй, самый старший в ряду представленных в данном обзоре писателей. Родился в семье француза и англичанки 17 мая 1873 года. Сорокалетним, зрелым мужчиной, вступил в ряды французской армии в 1914 г. В 1915-м был ранен и комиссован.

Известность к Анри Барбюсу пришла благодаря антивоенному роману «Огонь», посвящённому революционизации сознания масс во время Первой мировой войны. Этот откровенный и беспощадный роман с огромной силой прозвучал в атмосфере залитой кровью Европы. «Огонь» был переведён на множество языков мира, разошелся неслыханными тиражами и вошел в историю мировой литературы как честная и талантливая книга, разрушившая вокруг войны ореол парадности и романтики. — это слова А. М. Горького, дважды писавшего предисловия к роману Барбюса — в 1919 и в 1935 гг.

Барбюс, Анри Огонь [Текст] / Анри Барбюс; изд-е подготовили: Ф.С. Наркирьер, И.А. Лилеева, О.В. Моисеенко и др.- М.: Наука, 1985 .- 503 с.

Роман «Огонь» написан на основе репортерских записей, которые Барбюс вел регулярно, и которые определили жанровое своеобразие книги, в подзаголовке названной «дневник взвода» и снабженной посвящением: . Как и автор, все это резервисты, не молодые, с уже состоявшимися биографиями люди, у которых были семьи, работа, мирные профессии: шахтеры, рабочие, возчики и крестьяне, батраки — под градом свистящих пуль, в грязи и воде защищали они Отечество, верили в это, а на самом деле умирали за чуждые народу интересы власть имущих.

Англичанин Ричард Олдингтон , родившийся в 1892 году в Портси (Портсмут) в семье адвоката, в 24 года (1916) вступил в армию добровольцем. На фронт пошёл рядовым, в конце войны он уже командовал ротой. Домой Ричард вернулся контуженым. Война резко изменила мироощущение Олдингтона, наложив отпечаток суровой горечи и безнадёжности на всё его дальнейшее творчество. Написанная в эти годы книга стихов «Образы войны» считается одной из лучших книг в истории англоязычной поэзии. После войны Олдингтон страдал от малоизученного в те годы посттравматического стресса.

Самый известный его роман «Смерть героя» (частично автобиографический), сборник повестей «Короткие ответы» и роман «Все люди — враги» — проникнуты неприятием милитаризма.

Олдингтон, Ричард Смерть героя [Текст]: роман. Рассказы / Ричард Олдингтон .- М.: Правда, 1988 .- 606 с.

Сборник включает: роман «Смерть героя», повествующий о жизни и гибели Уильяма Уинтерборна, ставшего воплощением судьбы всего «потерянного поколения», сломленного войной 1914-1918 гг. а так же рассказы из сборника «Дороги к славе» и «Короткие ответы», затрагивающие проблемы военной и послевоенной жизни, быт, нравы и психологию западной интеллигенции.

Олдингтон, Ричард Все люди – враги [Текст] / Ричард Олдингтон .- М.: Правда, 1983 .- 558 с.

Этот роман является неким продолжением «Смерти героя» и, одновременно, его параллелью. Жизнь героя, Энтони Кларендона, как бы поделена на две части – до и после войны. Между ними пролегает пропасть: Тони из Вайн-Хауза и Энтони Кларендон, травмированный войной, — люди разного душевного состояния, но всё же не две разомкнутые половины. В целом этот роман более светлый и жизнеутверждающий, чем «Смерь героя»

Если два первых автора – граждане стран, представлявших одну сторону конфликта – страны Антанты (Франция и Великобритания), то следующий – Э.М. Ремарк, представитель другой стороны — Германии. Но в отличие от Олдингтона, подчёркивавшего, что он писал реквием, Ремарк старается оставаться нейтральным. В эпиграфе к роману «На Западном фронте без перемен» он писал: .

Эрих Мария Ремарк , сын книжного переплётчика, 18-летним юношей пошёл на войну. Из фронтового опыта выросла его антивоен­ная проза, переведенная на все языки мира. Успех Ремарку принес роман «На Западном фронте без перемен» — поразительно простая и правдивая книга о войне, о тех её жертвах, что вошли в историю как «потерянное поколение».

Ремарк, Эрих Мария На западном фронте без перемен [Текст]; Возвращение: романы: пер. с нем. / Эрих Мария Ремарк .- М.: Художественная литература, 1988 .- 399 с.: ил.

«На Западном фронте без перемен» — история убийства на войне семи одноклассников, отравленных шовинистической пропагандой в школах кайзеровской Германии и прошедших подлинную школу на холмах Шампани, у фортов Вердена, в сырых и грязных окопах на Сомме. Здесь оказались уничтоженными понятия о добре и зле, обесцененными нравственные прин­ципы. За один день мальчики превратились в солдат, чтобы вскоре быть бессмысленно убитыми. Они постепенно осозна­вали свое ужасающее одиночество, свою старость (хотя каж­дому из них было не более двадцати) и обреченность: . Ведущая в романе тема бессмысленности войны осознается ее героями как простая истина: убитый тобой — не твой враг, он — такой же несчастный.

Продолжением фронтовой тематики у Ремарка станут романы «Возвращение» и «Три товарища» — истории о жертвах войны, которых обошли её снаряды. Усталые, опустошенные и растерявшие надежды, они так и не смогут прижиться в послевоенных буднях, хотя и исповедуют свою мораль выживания — дружбу и братство.

Ремарк, Эрих Мария Три товарища [Текст]: роман: пер. с нем. / Эрих Мария Ремарк; пер. с нем. Ю. Архипов .- М.: Художественная литература, 1989 .- 368 с.: ил.

Наиболее значительными представителями американской литературы «потерянного поколения», были: Э. Хемингуэй, Ф.С. Фицджеральд, Т. Вулф, Д. О`Хара, К. Уэст и Д. Дос Пассос.

И первыми среди них являются, безусловно, Хемингуэй и Фицджеральд. Их произведения о «потерянном поколении», читаемые во всём мире и экранизированные, пожалуй, лучше других известны современному читателю.

Эрнест Хемингуэй , уже учась в школе, дебютировал в качестве писателя в небольшом школьном журнале «Скрижаль» и тогда же решил, что будет писателем. Хемингуэй хотел служить в армии, однако из-за плохого зрения ему долго отказывали. Но он всё-таки сумел попасть на фронт Первой мировой войны в Италии, записавшись шофёром-добровольцем Красного Креста. В первый же день пребывания в Милане Эрнеста и других новобранцев прямо с поезда бросили на расчистку территории взорванного завода боеприпасов. Через несколько лет он опишет свои впечатления от первого столкновения с войной в своей книге «Прощай, оружие!».

Читать еще:  С кем был знаком глинка. М

Хемингуэй, Эрнест Прощай, оружие! [Текст]; Рассказы: пре. с англ. / Эрнест Хемингуэй: [пер. с англ.: Е. Калашникова] .-М.: Художественная литература, 1977 .- 382 с.

В сборнике: роман «Прощай, оружие!», рассказы из книг «В наше время», «Победитель не получает ничего» и других.

Имя Хемингуэя навсегда связано с «потерянным поколе­нием»: он рассказал о возвращении с войны (в книге рассказов «В наше время»), о сущности неприкаянной жизни бывших фронтовиков и их подруг, об одиночестве невест, не дождавшихся возлюбленных («Фиеста»), о горечи прозрения после первого ранения и утраты товарищей, о попытке вы­рваться из ада бойни, как это сделал лейтенант Генри в романе «Прощай, ору­жие!». Страшный опыт фронта вернувшиеся с войны носят в себе до конца своих дней и тогда, когда не болят телесные раны. Они отчуждены от семьи и дома, куда не могут вер­нуться душой, от стереотипов прежней жизни. Они стремятся уйти от людей, найти успокоение в мире природы, искусства, обрести свое царство Божие и понимают, как Гарольд Кребс из рассказа «Дома», что в царстве Божием им нет места.

Эрнест Хемингуэй, в отличие от Олдингтона и Ремарка, не только не смиряется со своим уделом — он спорит с самим понятием «потерянное поколение» как синонимом обреченности. Герои Хемингуэя мужественно противостоят судьбе, стоически пре­одолевают отчуждение. «Непобежденный» — таково название рассказа о последних днях матадора Мануэля Гарсиа, не су­мевшего выйти из полосы неудач, но не сломленного духовно. Таков стержень мо­ральных поисков писателя — знаменитый хемингуэевский ко­декс или канон стоического противостояния трагизму бытия. Ему следуют все настоя­щие герои Хемингуэя.

Хемингуэй, Эрнест По ком звонит колокол [Текст] / Эрнест Хемингуэй; [пер. с англ.: Н. Волжина, Е. Каалашникова] .-М.: Гудьял-Пресс, 1999 .- 444 с.

Френсис Скотт Фицджеральд , выходец из обеспеченной ирландской семьи, получил хорошее образование. Он увлекся литературой еще в годы учебы в Принстонском университете. Много читал, активно печа­тался, участвовал в литературных кружках. В 1917 году он добровольно идет в армию, однако в отличие от Хемингуэя не едет в Европу, а служит при штабе адъютантом генерала. Молодой писатель работает над романом, который вскоре принесет ему огромный успех – «По эту сторону рая».

Фицджеральд, Френсис Скотт По эту сторону рая [Текст] / Френсис Скотт Фицджеральд; [пер. с англ. М. Лорие] .- СПб.: Азбука, 2011 .- 313 с.

В этом романе перед читателем разворачивается история самовлюблённого тщеславного аристократа, вынужденного пройти суровую школу Первой мировой войны, роковым образом изменившей его судьбу. Разочарование в любви, бедность и множество горьких неудач помогают Эмори Блейну осознать истинную ценность жизни, протекающую «по эту сторону рая».

Судьба ещё одного участника Первой мировой войны рассказана Фитцджеральдом в романе «Великий Гэтсби» (кстати, недавно экранизированном и с большим успехом прошедшем в мировом кинопрокате).

Фицджеральд, Френсис Скотт Великий Гэтсби [Текст]: роман / Френсис Скотт Фицджеральд .- М.: Центрполиграф, 2013 .- 283 с.- (Fiction) .- Парал. тит. л.: англ.

Джеймс Гетц — сын бедных фермеров из Северной Дако­ты — вернулся после войны в ореоле славы. Однако молодой майор весь в медалях не имел средств даже на то, чтобы ку­пить себе штатский костюм. Он безуспешно искал работу, по­ка типично американский путь не привел его к успеху. Раз­богатев на бутлегерстве — незаконной торговле спиртным, купив роскошный особняк в фешенебельном Лонг-Айленде, где собирались тучи гостей, он, теперь уже Джей Гэтсби, все же не стал счастливым.

В своём творчестве Фицджеральд выразил умонастроения «потерянного поко­ления», побывавшего на войне, американца, пытавшегося убе­жать в Европу и возвращающегося в Америку, не принимаю­щего её стандарты и вынужденного следовать им.

Мир произведений молодых писателей двадцатых годов двадцатого века — это мир, отрезанный Первой мировой от прошлого, изменившийся, мрачный, обреченный.

Большинству писателей «потерянного поколения» суждены были годы, а некоторым (Хемингуэю, Уайлдеру) и десятилетия творчества, но мало кому из них удалось вырваться из определенного в 20-е круга тем, проблематики, поэтики и стилистики, из магического круга щемящей печали и обреченности «потерянного поколения». Общность «потерянных», их духовное братство, замешанное на молодой горячей крови, оказалось сильнее продуманных выкладок различных литературных групп, которые распадались, не оставляя следа в творчестве их участников.

Уважаемые читатели, все представленные в обзоре книги (а так же многие другие), вы можете найти в фонде Истринской центральной районной библиотеки им. А.П. Чехова.

Приходите – читайте! Всегда вам рады!

LitBlog — литературный блог

Первая Мировая Война оставила неизгладимый след на судьбах многих поколений, изменила моральный устой многих стран и национальностей, но не обошла стороной и те земли, которые находились далеко от очага боевых действий. Война, разгоревшаяся за океаном, шокировала молодое поколение американцев тысячами смертей и ужасающими разрушениями, поразила своей бессмысленностью и варварским оружием, которое применялось против всего живого. Послевоенная страна, которую они раньше считали своим домом, надежным бастионом, построенном на чувстве патриотизма и веры, рухнула, как карточный домик. Осталась лишь горстка молодых людей, столь ненужных и разрозненных, проживающих бесцельно отведенные им дни.

Такие настроения наводнили многие культурные аспекты жизни 1920-х годов, в том числе и литературу. Многие писатели осознали, что былые нормы больше неуместны, а прежние критерии письма изжили себя полностью. Они критиковали страну и правительство, потеряв остатки надежды на войне среди прочих ценностей, и в итоге сами почувствовали себя потерянными. Искать смысл в чем-либо для них стало неразрешимой проблемой.

Термин потерянное поколение

Понятие «потерянное поколение» принадлежит авторству Гертруды Стайн, представительнице американского модернизма, жившей в Париже. Считается, что некий автомеханик был крайне недоволен своим молодым помощником, который ремонтировал авто Гертруды Стайн. В момент порицания он сказал следующее: «Вы все потерянное поколение», тем самым объясняя неспособность своего помощника качественно выполнить его работу.

Эрнест Хемингуэй, близкий друг Гертруды Стайн, перенял это выражение, включив его в эпиграф своего романа «Фиеста». На самом же деле, термин потерянное поколение относится к тем молодым людям, которые повзрослели во времена Первой Мировой Войны, а в последствии разочаровались в столь чуждом послевоенном мире.

В отношении литературы, потерянным поколением считается группа американских писателей, большинство из которых эмигрировали в Европу и работали там в период между окончанием Первой Мировой Войны и Великой Депрессией. В итоге, Америка взрастила поколение цинично настроенных людей, которые едва ли могли представить свое будущее в этой стране. Но что же в итоге их подвигло перебраться за океан? Ответ довольно прост: многие из этих писателей поняли, что их дом и жизнь вряд ли подлежат восстановлению, а те Соединенные Штаты, которые они знали раньше, исчезли бесследно.

Читать еще:  Дмитрий шостакович семья дети. Награды и звания

Богемный образ жизни в среде интеллектуалов оказался гораздо ближе и приятнее, нежели жалкое существование в обществе, лишенном веры, а наличие морали находилось под большим сомнением. Таким образом, писатели-эмигранты, жившие в Европе, писали об испытаниях и невзгодах этого самого потерянного поколения, будучи, что самое интересное, неотъемлемой частью этого поколения.

Выдающиеся деятели потерянного поколения

Среди самых знаменитых представителей потерянного поколения стоит отметить таких, как Эрнест Хемингуэй, Скотт Фицджеральд, Джон Дос Пассос, Гертруда Стайн и Томас Элиот. Этими именами не ограничивается весь список, можно также упомянуть Шервуда Андерсона и других, которые относятся к потерянному поколению, но в меньшей степени, нежели их товарищи. Для того, чтобы получить более подробное представление об этом феномене, взглянем детальнее на некоторых из этих писателей.


Гертруда Стайн
родилась и выросла в Соединенных Штатах, но переехала в Париж в 1903 году. Она была
большим знатоком и любителем живописи и литературы, многими (и собой лично) считалась настоящим экспертом этого искусства. Она начала проводить собрания в своем доме в Париже, наставляя молодых писателей и критикуя их работы. Вопреки ее устоявшемуся авторитету среди деятелей модернизма, она не входила в когорту самых влиятельных писателей того времени. В то же время многие писатели считали великой удачей стать частью ее клуба.

Эрнест Хемингуэй служил водителем скорой помощи на итальянском фронте во времена Первой Мировой Войны, где и был ранен. Он женился и переехал в Париж, где очень скоро стал частью сообщества экспатриантов. По большей же мере он известен благодаря своему необычному способу письма, будучи первым, кто отошел от стандартных норм ведения повествования. Скупой на красноречия, но умелый в использовании диалогов, Хемингуэй сделал осознанный выбор, отказавшись от красок речевых оборотов, которые преобладали в литературе до него. Конечно же, его наставником была Гертруда Стайн.


Скотт Фицджеральд
был младшим лейтенантом; но как бы это странно не звучало, он никогда не служил
на чужбине. Наоборот, он женился на богатой девушке из Алабамы, которую он повстречал во время своей службы. Фицджеральда, как писателя, поразила послевоенная культура Америки, в итоге став основой его творчества, что так притягивало новое молодое поколение. Добившись известности, он постоянно находится в разъездах между Европой и Америкой и становится важной составляющей литературной общины, возглавляемой Гертрудой Стайн и Эрнестом Хемингуэем. Во многом Фицджеральд повторил судьбу описываемых в его работах людей: его жизнь была наполнена деньгами, гулянками, бесцельностью и алкоголем, который и погубил великого писателя. Хемингуэй в своих мемуарах «Праздник, который всегда с тобой» с невероятной теплотой отзывается о трудах Фицджеральда, хотя известно, что в определенный период их дружба приобрела оттенок враждебности.

На фоне вышеперечисленных деятелей несколько выделяется фигура Эриха Марии Ремарка. Его история отличается тем, что будучи немцем, он тяжело переживал последствия Первой Мировой Войны, на себе лично ощутив всю тягость и бессмысленность ужасающих событий тех времен. Военный опыт Ремарка несравним ни с одним из уже упомянутых писателей, а его романы вовек остаются лучшей иллюстрацией антифашистской литературы. Преследуемый на родине за свои политические взгляды, Ремарк был вынужден эмигрировать, но это не заставило его отказаться от своего языка на чужбине, где он и продолжал творить.

Тематика потерянного поколения

Литературный стиль писателей потерянного поколения на самом деле очень индивидуален, хотя общие черты прослеживаются как в содержании, так и в форме выражения. Полные надежд и любви истории времен викторианской эпохи ушли бесследно. Тональность и настроение письма изменились кардинально.

Теперь читатель может прочувствовать всю циничность жизни сквозь текст и те чувства, которые наполняют бесструктурный мир, лишенный веры и целенаправленности. Прошлое же рисуется яркими и счастливыми красками, творя практически идеальный мир. В то время, как настоящее выглядит некой серой средой, лишенной традиций и веры, а каждый пытается найти свою индивидуальность в этом новом мире.

Многие писатели, подобно Скотту Фицджеральду в его произведении «Великий Гэтсби», освещали поверхностные аспекты жизни вместе с затаенными темными чувствами молодого поколения. Их характеризует, зачастую, избалованный стиль поведения, материалистический взгляд на жизнь и полное отсутствие ограничений и самоконтроля. В работах Фицджеральда можно увидеть, как писатель критикует природу такого образа жизни, как избыток и безответственность приводят к разрушению (пример романа «Ночь нежна»).

В итоге, чувство неудовлетворенности традиционной моделью ведения повествования овладело всей литературной общиной. Например, Хемингуэй отрицал необходимость использования дескриптивной прозы для передачи эмоций и понятий. В подтверждение этому он предпочел писать в более сложной и сухой манере, уделяя огромное внимание диалогам и молчанию как содержательным приемам. Другие писатели, например Джон Дос Пассос, экспериментировали с внедрением абзацев, исполненных в стиле потока сознания. Такие приемы письма были применены впервые, в большей мере будучи отражением влияния Первой Мировой Войны на молодое поколение.

Тематика Первой Мировой Войны зачастую находит применение в работах писателей потерянного поколения, которые непосредственно побывали на ее полях сражений. Иногда произведение буквально отражает характер участника Войны (например, «Три солдата» Дос Пассоса или «Прощай, оружие» Хемингуэя), или же передает абстрактную картину того, во что превратилась Америка и ее граждане после войны («Бесплодная земля» Томаса Элиота или «Уайнсбург, Огайо» Шервуда Андерсона). Зачастую действия сопряжены с отчаянием и внутренними сомнениями с редкими искорками надежды со стороны главных персонажей.

Подводя итоги следует отметить, что термин потерянное поколение относится к тем молодым писателям, которые повзрослели во времена Первой Мировой Войны, что тем самым, напрямую или опосредованно, повлияло на становление их творческих идеалов. Понимая, что Соединенные Штаты уже не могут быть надежным домом как раньше, многие из них переезжают в Европу, формируя литературную общину писателей экспатриантов во главе, пусть и несколько спорно, Гертруды Стайн. Как нечто щемящее из прошлого, их работы наполнены тяжелыми потерями, а главной идеей стала критика материализма и безнравственности, наводнивших послевоенную Америку.

Нововведением сформировавшейся общины стал разрыв с традиционными литературными формами: многие писатели экспериментировали со структурой предложений, диалогов и повествования в целом. Тот факт, что писатели потерянного поколения сами были частью испытываемых ими перемен и поиска смысла жизни в новом для них мире, качественно выделяет их на фоне многих других литературных течений. Потеряв смысл жизни после войны и находясь в постоянном его поиске, эти писатели явили миру неповторимые шедевры словотворческого искусства, а мы, в свою очередь, в любую минуту можем обратиться к их наследию и не повторить ошибки прошлого, ибо история циклична, а в столь непостоянном и изменчивом мире нам необходимо постараться не стать очередным потерянным поколением.

Источники:

http://studopedia.ru/8_195700_obshchaya-harakteristika-literaturi-poteryannogo-pokoleniya.html
http://istrabibl.ru/wordpress/?page_id=9381
http://www.litblog.info/teryaya-poteryannoe-pokolenie/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гараж открыт