Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Б. Пастернак
Поэзия часто говорит о себе самой — устами авторов. Те или иные аспекты поэтического предназначения привлекают к себе внимание разных поэтов, едва ли не всех. В русской литературе эта градация представлена величайшими ее именами, такими, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова. Свое, оригинальное мнение по этому вопросу высказал и Борис Пастернак. Оно явилось следствием его общих мировоззренческих и эстетических взглядов и представляет собой последовательную, выдержанную в едином ключе систему.
Первое, что привлекает внимание в стихах Пастернака, посвященных теме искусства, это его уподобление губке, впитывающей все вокруг:
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.
Что значит поэзия для людей? На этот вопрос Пастернак уверенно отвечает, что в ней — наше право на бессмертие: “А в рифмах умирает рок”. В рифмах рождается та правда, которая невозможна в мире обыденности, та правда, с которой в эту жизнь входит “миров разноголосица”.
Поэзия имеет своим истоком саму жизнь — во всех ее проявлениях. И так же, как сама жизнь, согласно Пастернаку, есть непреходящее чудо поэзия является “и творчеством, и чудотворством”. Поэзия творит “образ мира в слове явленный”. Искусство открывает человеку глаза на мир, на его чудесное существование — в этом его нравственная задача, в этом — утверждение принципов добра и красоты.
Искусство и простота — тема, которая волновала Пастернака. Его самого нередко упрекали в ненужной, чрезмерной сложности образов и приемов.
Сам Пастернак всей своей жизнью подтверждал свою верность провозглашенным им принципам поэтического предназначения. Все, что им создано, несет на себе отпечаток тех идеалов духовности, которые он проповедовал в своих стихах.
Борис Пастернак не склонен был приписывать поэзии цели конкретные, практические, как делал это в какой-то мере тот же Маяковский. Поэт лишь отчасти заимствует у классической традиции представления о предназначении поэзии и дает ей новое определение — поэзия-губка. Она впитывает мир целиком, чтобы потом, будучи выжатой, явить его людям, открыть им его — в этом ее высокое предназначение, ведь у поэта особое, полное и первичное знание о мире. Личность самого Пастернака — пример для многих его собратьев: к примеру, А. Ахматова писала в своих стихах о желании “Пастернака перепастерначить”. Пастернак — явление для русской литературы сакральное: он — Поэт.
Слов.
Литература выпрямляет душу?
Каждый человек имеет душу. При размышлении об этом вспоминается стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», где поэт сравнивает человека с сосудом, в котором может быть пустота, а может гореть огонь. От самого человека зависит, какой будет его душа. Если он будет стремиться к духовному росту, к гармонии с самим собой и окружающим миром, если его помыслы будут чисты, а дела полезны, то на душе у него будет легко и спокойно.
Еще одним средством воспитания души является искусство, музыка. Талантливыми художниками и музыкантами создано столько великих произведений, что все даже невозможно запомнить, но, вглядываясь в картины, слушая музыкальные произведения, нельзя не задуматься о том, что в жизни есть гораздо более важные вещи, чем простое бренное существование. Духовно развиваться человеку помогает и литература. На примере героев художественных произведений мы знакомимся с жизнью, сочувствуем им или восхищаемся ими, и в этом тоже содержится глубокий воспитательный момент для нашей души.Наконец, еще одно, пожалуй, самое важное воспитательное средство, благодаря которому душа способна развиваться, – это природа. Восхищаясь прекрасным, любуясь природой, мы наполняем свой внутренний мир новым содержанием, делаем его интересным и богатым.
Нельзя забывать о своей душе, она играет в жизни человека куда более важную роль, чем тело. Только тот человек может быть счастливым, который живет в согласии с самим собой и думает о своей душе.
Читать еще: Новые рисунки винкс. Интерлейкин псориаз
Таким образом, роль литературы во все времена и в современности- помочь человеку постичь самого себя и окружающий мир, разбудить в нем стремление к истине, счастью, научить уважению к прошлому, к знаниям и принципам морали, передающимся из поколения в поколение. Воспользоваться этой возможностью, которую предоставляют книги, или нет- это личный выбор каждого человека.
Слов.
Трагедия Е.Онегина
В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» отражены двадцатые годы 19 в. Это знаменитое время в жизни России. В передовых кругах общества зреет недовольство режимом рабства и деспотизма. Под влиянием войны 1812 г. Формируются убеждения передовых дворян. В своем произведении Пушкин изображает типичного представителя большей части русской интеллигенции, критически относящегося к светскому обществу. Онегин не является человеком исключительным, случайно появившимся в этом обществе. Пушкин создал типичного героя этой эпохи.
Ненужность Онегина развивается на протяжении романа, нам ее последовательно доказывает сам поэт. Она начинается еще в детстве. Онегин, родившийся в среде столичного дворянства, растет под надзором иностранцев-гувернеров, которые воспитывают его на иностранный лад в отрыве от русской действительности:
«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя…»
В результате из Онегина вырастает человек с разносторонними способностями, с широкими, но не глубокими знаниями. Он эрудирован, так, например, читает английского экономиста Адама Смита. Это говорит о том, что Онегин – человек очень умный, но его ум нельзя применить нигде.
Сначала Онегин ведет в Петербурге жизнь светского повесы, полную забав, развлечений, роскоши. Предоставленный самому себе, он рано взрослеет:
«Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!»
И у Онегина происходит неизбежное охлаждение – следствие бестолковой жизни, неумения приложить к чему-либо свои способности:
«Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум».
«Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец».
Как человек умный, Онегин понимает никчемность своего существования и стремится заняться полезной деятельностью. Жизнь «без цели, без трудов» привела его к тому, что он
«Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его…»
Трагедия Онегина в ненужности его способностей и знаний, в разочаровании его в жизни, в человеческих отношениях (дружбе, любви). Человек, наделенный умом, способный тонко чувствовать, он не смог оценить любви Татьяны и прошел мимо чистого, прекрасного чувства. Онегин стремился уйти от светских забав: уезжал в деревню, путешествовал, но и там он не нашел себе применения.
Все быстро надоело ему. Разочарованный, охладевший к жизни, он едет путешествовать по России.
Тема трагедии умного светского человека не нова. Она прошла через творчество выдающихся русских поэтов того времени. Мы встречались с Чацким в комедии Грибоедова «Горе от ума» и еще встретимся с Печориным в романе Лермонтова «Герой нашего времени».
Слов.
42. «И дым Отечества нам сладок и приятен» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума») А.С. Грибоедов вывел на сцену два противостоящих друг другу лагеря лагерь — молодой России и лагерь крепостников. Их борьба была явлением русской жизни десятых — двадцатых годов XIX века. В это время из общей массы дворянства выделяются дворяне-революционеры — сторонники борьбы со всем отжившим в социальном и политическом строе, сторонники боя за новое за движение страны вперед. Александр Андреевич Чацкий по своему общественному положению принадлежит к дворянскому классу, но образ мыслей его и поведение находятся в резком противоречии с окружающей средой. Детство его прошло в Москве он часто бывал в доме Фамусова, учился у тех же гувернеров что и Софья, любил Софью Для завершения образования уехал за границу. Он не богат, не заботится о своем небольшом имении, управляет им «оплошно», служил некоторое время, имея связь с министрами, побывал в армии Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова из-за того что любит Софью «Чуть свет», не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софье свою горячую любовь. Уже это характеризует его как страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства которые он выражает поэтически горячо. Чацкий говорит языком литературным, для выражения любви к родине цитирует Державина: И дым Отечества нам сладок и приятен Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого «Блажен кто верует тепло ему на свете». «Ум с сердцем не в ладу». А многие афоризмы звучат как эпиграммы:
Господствует еще смешенье языков
французского с нижегородским
Его эпиграммы обличают защитников крепостничества и самодержавия. Чацкий — оратор, деятель того периода истории русского общества когда формировались взгляды декабристов, когда лучшие люди из дворян боролись словом против старого мире. Уже в первом выступлении Чацкого в гостиной Фамусова слышится негодование, острая бичующая насмешка. Он требует службы «долу, а не лицам» и заявляет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Карьеризм и низкопоклонство ему ненавистны, он с презрением отзывается о тех, «кто не в войне, а в мире брали лбом; стучали об пол, не жалея» и «лесть как кружево плели».
Читать еще: Годы жизни короленко в г. Короленко Биография
Ум Чацкого — это прежде всего передовые взгляды, вольнолюбивые идеи, независимые убеждения. Чацкого удерживает в чужом ему по духу обществе только любовь к Софье. Однако выяснилось, что Софья изменила былым чувствам и именно она пустила сплетню о сумасшествии Чацкого. Горе от ума — это трагедия умного, частного, гордого человека, который чужд тому миру, в котором живет.
Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Его образ полон глубокого общечеловеческого значений. Об этом говорил писатель Гончаров. «Чацкие неизбежны при каждой смене одного века другим.. Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым. Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».
Литература — песнь души
Сочинение на тему
. В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией.
«Литература — это храм. » — сказал литературный критик С. Г. Шаумян. Действительно, это величественный храм — храм нашей души, нашей жизни, нашей истории. Все великие писатели, создавая свои произведения, стремились к достижению главной цели — помочь людям понять самих себя, пробудить в их душах истинные чувства, сделать людей «благородно сильными», чтобы они могли, по словам М. Горького, «одухотворить свою жизнь святым духом красоты». Писатели и поэты не дают наставлений, не издают нравоучительных трактатов, они просто учат нас жить. Сквозь призму своей жизни, своей души, с помощью своих мыслей в своих произведениях они проникают в наши сердца, делают их лучше, добрее. И мы уже не можем жить иначе, их песня уже звучит внутри нас!
Конечно, писать может каждый. Многие даже способны слагать рифмованные строки, которые звучат, как музыка. Но по-настоящему бесценные литературные памятники создаются только людьми с возвышенными чувствами, светлой душой и чутким сердцем. Ф. Шиллер писал: «. недостаточно для поэта излагать чувствования возвышенным тоном; следует также ощущать их возвышенною душою. Недостаточно одного непосредственного вдохновения; требуется вдохновение образованного духа. Все, что нам может дать поэт, — это его индивидуальность. Она должна быть достойна того, чтобы она могла быть выставлена перед светом и потомством».
Читать еще: К чему снится Виски? Сонник. виски – все толкования
Действительно, только тогда, когда писатель чувствует внутри себя что-то новое, важное, когда у него возникает непреодолимое стремление донести это до сознания других людей, открыть свою душу, передать свои чувства, только тогда появляются прекрасные стихи, романы, поэмы, которые становятся достоянием многих поколений людей. По-настоящему великие произведения не утрачивают своей актуальности и свежести ни через десять лет, ни через двадцать, ни через сто. Потому что такие чувства, как любовь, доброта, сострадание, отзывчивость, жажда жизни, ненависть к подлости и жестокости, восхищение мужеством и отвагой, бессмертны. Бессмертно стремление к красоте и гармонии, счастью, справедливости и свободе. Бессмертны души поэтов, в которых живут эти чувства, стремления и мечты!
Мы можем по-разному оценивать те или иные произведения, мы готовы спорить с автором, не соглашаться с ним и не разделять его чувства, но мы не можем оставаться равнодушными! Мне кажется жалким тот человек, который не понимает и не ценит литературу. Он не способен ощутить те прекрасные чувства, которые стремится передать прозаик или поэт. Такие чувства неведомы ему, их нет в его душе, его душа слепа, глуха и нема, она попросту мертва!
Критик В. Г. Белинский говорил: «. литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни». Каждый писатель несет в своей душе высокий идеал — добра, света, истины; его произведения являются отражением его внутреннего мира, его мыслей, его стремлений; писатель стремится поднять все общество, всех людей к вершинам этого идеала. Почему великие музыкальные произведения так волнуют наши сердца? Почему любимая музыка заставляет нас плакать и смеяться, грустить и радоваться, надеяться, верить, любить, вспоминать, мечтать. Почему слова известных песен так врезаются в нашу память, что мы то и дело сами начинаем их петь? Потому что музыка пробуждает в наших душах все самые лучшие, самые возвышенные чувства.
Так же происходит и с художественной литературой. Не случайно, когда нам грустно или тревожно, мы берем в руки любимую книгу и погружаемся в ее волшебный мир, снова и снова встречаемся с любимыми героями, переживаем вместе с ними, живем их стремлениями и мечтами, так похожими на наши. А кто из нас, особенно в юные годы, в период первой влюбленности, не пробовал писать стихи?! Пусть это часто бывают наивные строки, сбивчивые и лишенные рифмы. Но это чудесная возможность для нашей души выплеснуть свои чувства, поведать если не миру, то хотя бы листку бумаги все то, что уже не может скрываться внутри, все то, что стремится вырваться на свет, полететь, как птица или как страстная песня — песня нашей души.
«Живу для того лишь, чтоб песни слагать», — писал французский поэт Беранже. И мне кажется, с этими строками согласен любой поэт и прозаик, потому что их творчество — это не работа, не увлечение, не игра — это сама жизнь.
Да, действительно, литература — песнь души, и не только души писателя! Эта песнь проникает в самые дальние уголки сердец, заставляя наши души откликаться и вторить автору книги. Это подтверждают строки А. Франса: «Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже становимся поэтами, как он».
Источники:
http://megalektsii.ru/s37980t9.html
http://www.ukrlib.com.ua/soch-rus/printout.php?id=388