Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата.
Говорит один Мороз другому:
— Братец Мороз — Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?
— Отчего не позабавиться? Давай-ка, братец Мороз — Красный нос, на проезжую дорогу побежим, авось, и встретим кого.
Побежали оба Мороза. Бегут, с ноги на ногу подпрыгивают, по ёлкам, по сосенкам пощёлкивают.
Слышат они: с одной стороны — колокольчики, а с другой — бубенчик. С колокольчиками богатый купец в город едет, а с бубенчиком бедный крестьянин — в лес по дрова. Младший брат, Мороз — Красный нос, за дровосеком побежал.
— Я, — говорит, — его живо заморожу. Полушубок на нём старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые. А ты за купцом беги. На нём шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Мне с ним не сладить.
— Будь по-твоему, — говорит старший брат, Мороз — Синий нос.
Свистнули, щёлкнули, побежали.
А к вечеру встретились опять в чистом поле. Старший брат, Мороз — Синий нос, посмеивается да рукавицей об рукавицу похлопывает, а младший брат, Мороз — Красный нос, кряхтит да ёжится.
— Ну что, — спрашивает он старшего брата, — заморозил купца?
— Заморозил,— отвечает старший брат, — еле живого отпустил.
Удивился Мороз — Красный нос.
— Как же это тебе удалось: ведь у купца шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи.
— А я, — говорит, — к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги забрался. Ему бы вылезти из саней, ногами потопать, руками похлопать, а он лежит себе да кутается. Вот я его и пробрал насквозь. Ну а ты как? Справился с дровосеком?
— Какое там, — отвечал Мороз — Красный нос. — Не я с ним, а он со мной справился. Хотел я его ещё по дороге заморозить, а он лошадь жалеет, бегом за санями бежит. Как его на бегу заморозить? Ну, думаю, доберёмся до места — тут я тебя и прихвачу! А как добрались до места, ещё хуже мне стало. Он дерево рубит, топором машет — только щепки в меня летят.
А ему всё жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет. Скинул он полушубок, снял шапку да рукавицы и на снег бросил. Ну, думаю, погоди у меня теперь! Забрался я к нему в полушубок, в шапку, в рукавицы и давай их морозить. Пусть как оденется да узнает, каков Мороз — Красный нос.
Читать еще: Рисунок карандашом по клеткам собаку.
А он кончил дрова рубить и давай меня поленом из полушубка выколачивать. Бил-бил, колотил-колотил, еле я ноги унёс. До сих пор бока болят.
Покачал головой Мороз — Синий нос и говорит:
— Молод ты, брат, и глуп. Поживи с моё, так узнаешь, что топор лучше шубы греет.
Литературное чтение «Два Мороза»
Цели урока: знакомство с русской народной сказкой “Два Мороза”.
— формировать коммуникативные компетенции обучающихся через работу с текстом, отрабатывать умение анализировать поступки героев, давать сравнительную характеристику главным персонажам;
— совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения; развивать речь, память, воображение, мышление, творческие способности;
— воспитывать позитивное отношение к труду.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран для показа электронной презентации, фонограмма “Завывание вьюги”, карточки с текстом пословиц.
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
— Ребята, у нас сегодня на уроке чтения очень много интересной работы.
— Девизом нашего урока станет пословица, которая записана на доске, прочитаем её “Упустишь минутку – потеряешь час”.
— Так давайте же не потеряем ни одной минутки нашего драгоценного времени!
2. Речевая разминка (чтение скороговорки)
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре…
В январе, в январе
Много снега на дворе…
3. Проверка домашнего задания. (Звучит музыка “Завывание вьюги”)
— О чем вам эта музыка говорит? (О суровой зиме, метели)
— Мы с вами начали читать произведения о зиме. Одно из таких произведений вам было задано на дом – выразительное чтение стихотворений С.Есенина.
2-3 ученика читают выразительно стихи стр.195, 196.
— Поэты говорят о зиме как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз — зима не настанет. Явится зима — наведёт мосты на реках, загонит птиц и зверей по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, укутываться потеплее и приговаривать: “Ай, да мороз!”
Лесом частым
Полем вьюжным
Зимний праздник к вам идёт.
Что за праздник?
Скажем дружно:
Это праздник — Новый год!
— А какой Новый год без сказки?
— И вот сегодня мы познакомимся с одной очень интересной и поучительной сказкой, а как она называется, вы узнаете, когда прочитаете тему нашего урока.
(Дети читают название сказки, которое записано на доске)
Русская народная сказка “Два Мороза”.
4. Чтение текста учителем.
— Понравилась ли сказка?
— Какой момент сказки самый интересный?
— Почему это сказка, а не рассказ?
5. Словарная работа.
— В этой сказке встретятся новые слова, значение которых, как мне кажется, не все из вас знают. Давайте прочитаем эти слова.
КОЛОКОЛЬЧИК, БУБЕНЧИК – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
КУПЕЦ – богатый человек, владелец лавки или магазина.
КРЕСТЬЯНИН — живёт в деревне, занимается обработкой земли, беден. живёт в деревне.
Читать еще: Корсар, Большой театр. Пресса о спектакле
ДРОВОСЕК – человек, который рубит дрова.
ПОЛУШУБОК – короткая зимняя одежда.
ЁЖИТЬСЯ — сутулясь, сжиматься всем телом при ощущении холода.
— Ребята, в сказке встретятся несколько “трудных” слов. Давайте потренируемся в чтении этих слов.
Дровосеками мы стали,
Дружно топоры подняли.
По полену – бах! бах!
7. Работа с произведением.
Чтение текста учащимися самостоятельно:
В полголоса за ведущим. (Затем по цепочке)
8. Беседа после прочтения
— Куда ехал купец? (Купец едет в город)
— А крестьянин? (В лес по дрова)
— Как одет купец? (Шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи)
— А как одет крестьянин? (Полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые)
— Какую забаву придумали морозы? (Людей поморозить)
— Почему младший брат решил, что проще всего ему будет заморозить крестьянина? (Полушубок старый, шапка дырявая….)
— Удалось ли братьям Морозам осуществить задуманное?
— Для чего крестьянин бил полушубок поленом?
— Кто и почему выиграл спор? (Мороз — Синий нос)
9. Характеристика героев
— Давайте попробуем охарактеризовать каждого героя.
МОРОЗ СИНИЙ НОС — каков он?
(Старый, мудрый, много пожил, у него большой жизненный опыт)
МОРОЗ КРАСНЫЙ НОС – (молод и глуп, мало опыта, не умеет предвидеть)
КАКОВ КУПЕЦ – богатый, ленивый, даже ради себя не может сделать ничего, ни похлопать руками…
КРЕСТЬЯНИН – трудолюбивый, любит животных – бережет их, догадливый, не унывающий.
Так какая же основная мысль сказки?
(Топор лучше шубы греет)
10. Чтение сказки учащимися по “ролям”
(Сидоров К. Артемов С. Вахрушев С. – 1 часть)
(Козловский В. Филимонов К. Лизун Вл. – 2 часть)
— Сказка обязательно чему-то учит, а выдуманный мир всегда несёт с собой мудрую мысль, ведь многие русские народные сказки заканчиваются словами “СКАЗКА — ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК”.
— Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
Групповая работа (соберите пословицы, объясните смысл).
12. Домашнее задание
— Ребята, дома ещё раз перечитаете сказку и нарисуете рисунки к понравившемуся эпизоду.
Молодцы. Спасибо за урок.
Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. — М.: ВАКО, 2012.
Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс / Сост. С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2012.
2. Ресурсы Интернета.
3. Словарь русского языка: В 4 т./АН СССР, Ин-т Рус. Яз.: Под ред. А.П.Евгеньевой. — 3-е изд. — М.: Русский язык, 1985-1988.
Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Сказка «Два Мороза»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»; развивать память, внимание, мышление, речь; учить грамотно излагать свои мысли.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.
Читать еще: Семья графическое изображение. Выше или ниже
Оборудование: сборники русских народных сказок; визуальные материалы по теме; карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» наизусть.
III. Постановка целей урока
— Отгадайте загадки, заполните кроссворд, и вы узнаете, о ком мы будем сегодня читать. (Загадки можно написать на карточках.)
белая лошадка весела. (Метель.)
2. Жил я посреди двора.
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик.)
3. В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама. (Варежки.)
4. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька.)
Над миром пушинки. (Зима.)
— Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз.)
— Сегодня мы будем читать произведение «Два Мороза» (с. 198—201). Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему так считаете?
IV. Работа по теме урока
(Чтение сказки учителем и учащимися. При чтении идет словарная работа.)
Бубенчик — металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании. Дровосек — человек, рубящий дрова.
Купец — богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин — бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
V. Физкультминутка
Ветер дует, завывает.
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре —
VI. Закрепление изученного
— Как решили позабавиться два Мороза?
— Куда едет купец? крестьянин?
— Как одет крестьянин? купец?
— Как Мороз — Синий нос заморозил купца?
— Как Мороз — Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
— Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?
— Зачем он так сделал?
2. Тест
1. Что решили сделать братья Морозы?
2. Богатый купец ехал:
а) с колокольчиками; +
б) с бубенчиками;
в) со звоночками.
3. За кем побежал младший брат, Мороз — Красный нос?
в) за дровосеком. +
4. Какая у купца была шуба?
5. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?
6. Что, по мнению старшего брата, Мороза — Синего носа, лучше шубы греет?
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Какое произведение мы читали на уроке?
— Докажите, что это сказка. (Ответ. Есть зачин. Присутствуют слова и выражения, типичные для русской сказки: «По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули, щелкнули, побежали», «Еле я ноги унес, до сих пор бока болят»; повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил -колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».)
— Какое предложение выражает основную мысль сказки? (Топор лучше шубы греет.)
Источники:
http://as6400825.ru/chtenie_2-1/49.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/643540/
http://kladraz.ru/metodika/urok-literaturnogo-chtenija-po-fgos-shkola-rosi-2-klas-skazka-dva-moroza.html