Цели. Расширить и углубить представление учащихся об А.И. Куприне — мастере художественного слова, передавшем в слове силу редчайшего дара высокой любви, величие пережитого простым человеком; показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека; помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе; формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства — литературу, музыку.
В.Шекспир
Ход урока
Под звуки музыки Георгия Свиридова учитель читает наизусть сонет (130-й) Вильяма Шекспира.
Учитель. Эти слова о любви принадлежат великому Шекспиру. А вот как об этом чувстве размышляет Всеволод Рождественский.
Любовь — одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. “Любить, — писал Л.Н. Толстой, — значит жить жизнью того, кого любишь”. А Аристотель говорил по этому поводу так: “Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо”.
Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
II. Беседа по содержанию рассказа
— О чём произведение Куприна? Почему оно называется «Гранатовый браслет»?
(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство “маленького человека”, телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события. Да и гранаты в браслете с их дрожащими внутри “кровавыми огнями” — символ любви и трагедии в судьбе героя.)
— Рассказ, состоящий из тринадцати глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте её. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?
(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. При чтении пейзажа возникает ощущение увядающего мира. Описание природы напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идёт: лето сменяется осенью, молодость — старостью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Сродни природе холодное, благоразумное существование героини рассказа — княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.)
— Как автор выявляет это душевное состояние Веры?
(Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада.)
— Прочитайте описание осеннего сада (вторая глава). Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Какую цель преследовал автор?
(Автор показывает, что душа Веры пребывает в состоянии дрёмы. Манеры её отличаются холодной любезностью, независимостью и царственным спокойствием.)
— Что же можно сказать о её душе? Не страдает ли она от “сердечной недостаточности”?
(Нельзя сказать, что княгиня бессердечна. Она любит детей сестры, хочет иметь своих… К мужу относится как к другу — “прежняя страстная любовь давно ушла”; спасает его от полного разорения.)
Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает её родственников.
— Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны?
(Учащиеся отыскивают в тексте “характеристики” гостей: и “толстого, безобразно огромного” профессора Свешникова; и с “гнилыми зубами на лице черепа” мужа Анны, глупого человека, который “ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении”; и штабного полковника Пономарёва, “преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой”.)
Читать еще: Какая красота спасет мир? Красота спасет мир.
— Кто из гостей изображён с симпатией? Почему?
(Это генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Он производит приятное впечатление человека простого, но благородного, а главное — мудрого. Его Куприн наделил “русскими, мужицкими чертами”: “добродушно-весёлым взглядом на жизнь”, “бесхитростной, наивной верой”… Именно ему принадлежит убийственная характеристика современного ему общества, в котором обмельчали, опошлели интересы, а люди разучились любить. Аносов говорит: “Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью”. Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви, для которой “совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения — вовсе не труд, а одна радость”.)
— Что же “счастливо-чудесное” произошло в день именин княгини Веры?
(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)
— Остановимся на письме Желткова Вере. Прочитаем его. Какую характеристику мы можем дать его автору? Как же относиться к Желткову? Сочувствовать, жалеть, восхищаться или презирать, как слабого духом человека?
(Мы можем относиться к герою как угодно, и хорошо, если в жизни каждого из нас не произойдёт подобной трагедии, но нам важно определить авторскую позицию, выявить отношение самого автора к своему герою.)
— Обратимся к эпизоду посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя? Как ведут себя участники сцены? Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?
(Желтков. За его нервозностью, смятением кроется огромное чувство, убить которое может только смерть. Тугановскому не дано ни понять, ни самому испытать такие чувства. Даже князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: “…Разве виноват он в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”)
— Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным. Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?
(Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности — “громадное счастье”. Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Прощаясь с ней, он пишет: “Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»”.)
III. Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…»
— Чем стихотворение Пушкина созвучно рассказу Куприна?
(В обоих произведениях выражены и преклонение перед любимой, и благоговение, и самопожертвование, и боль страдающего сердца.)
— Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием? (“Что это: любовь или сумасшествие?”.)
(Князь Шеин: “Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим”.)
— Но почему Желтков кончает жизнь самоубийством?
(Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее “маленького человека”. Он любит, и уже поэтому счастлив. Поэтому смерть не страшит героя.)
Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым, их единственное свидание. Обратимся к этому эпизоду и прочитаем его со слов: “В комнате пахло ладаном…”
— Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушёл из жизни из-за неё?
(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворенное выражение на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона.)
— Случайна ли эта деталь? Каким предстаёт перед нами Желтков?
(Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: “Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.)
Отметим: история, положенная в основу этого рассказа, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Л.И. Любимова, которой влюблённый в неё человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, он понимал: между ним, “маленьким человеком”, и ею — непреодолимая пропасть.
Читать еще: Маленькие японские странности. Странная Япония
Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюблённый осмелился прислать ей в подарок гранатовый браслет. Возмущённые муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращён, а Жёлтый (фамилия влюблённого) поклялся более не писать. Тем всё и завершилось.
— Почему Куприн по-иному осмыслил “курьёзный случай” и ввёл в свой рассказ трагический финал?
(Трагический финал производит большое впечатление, придаёт необычайную силу и весомость чувству Желткова.)
— Как вы думаете, какой момент рассказа является кульминационным?
(Эпизод с пианисткой: “…Взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя её большие прекрасные руки, закричала…”)
Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты № 2, как бы донёсшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.
(Звучит соната № 2 Бетховена.)
— Почему Желтков “заставляет” Веру Николаевну слушать именно это бетховенское произведение? Почему слова, которые слагались в её уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?
(Слова как бы исходят от Желткова. Они действительно совпадают с музыкой, действительно “это были как будто куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое»”.)
— Княгиня Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, возникло ли ответное чувство любви в душе Веры?
(Ответное чувство состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)
— В чём, по-вашему, состоит сила любви?
(В преображении души.)
Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения.
— Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в десятой главе? Отличаются ли первые главы от последних по стилю?
(Язык начальных глав нетороплив, спокоен, в них больше описаний, нет надрыва, больше обыденности.)
— Давайте найдём не только стилевое, но и смысловое противопоставление двух частей рассказа.
(Лирический пейзаж, праздничный вечер противопоставлены “заплёванной лестнице дома, в котором живёт Желтков, убогой обстановке его комнаты, похожей на кают-компанию грузового парохода”.)
— Средством противопоставления героев являются и фамилии: незначительная и даже какая-то приниженная “Желтков” и преувеличенно громкая, тройная “Мирза-Булат-Тугановский”. Есть в рассказе и предметы-противопоставления. Какие?
(Изысканная записная книжечка, украшенная “филигранным золотым узором редкой сложности, тонкости и красоты”, и гранатовый браслет из низкопробного золота с плохо отшлифованными гранатами.)
— Какова идея рассказа А.И. Куприна? В чём смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы XIX века продолжил писатель в этом произведении?
(Смысл рассказа — показать благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Автор показывает психологический контраст: не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся лишь благополучие, спокойствие, красивые вещи и слова, но исчезли такие понятия, как красота души, духовность, чуткость и искренность. “Маленький человек” возвышается, становится велик своей жертвенной любовью.)
К.Паустовский говорил, что “Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не писал”. Такое же чувство очищения и просветления оставляет рассказ Куприна и у нас, читателей. Он помогает понять, чего мы можем лишиться, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить большое, настоящее в жизни.
V. Домашнее задание (ответить письменно)
Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): “Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”
Гранатовый браслет. А. Куприн
«Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? …. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость…»
«Я уверен, что почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдается – и она уже мать. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни – всю вселенную! Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью. Говорят, что раньше все это бывало… Ну скажи же, моя милая, по совести, разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви – единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной?»
Читать еще: Амедео Модильяни: падение в вечность.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 29.05.2008. Суета
- 28.05.2008. Время
- 27.05.2008. Гранатовый браслет. А. Куприн
- 21.05.2008. Повторения
- 14.05.2008. Молитва М. Лермонтов
- 13.05.2008. Офелия А. Рембо
- 12.05.2008. Материнство
- 11.05.2008. О матери Зеркало А. Тарковский
- 07.05.2008. еще раз про любовь.
- 03.05.2008. Слепой друг
- 02.05.2008. Гранатовый браслет. А. Куприн
- 01.05.2008. То, что заставляет сердце сильнее биться
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2020 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Существует ли любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? (Итоговое сочинение)
Любовь — это самое прекрасное чувство, которое можно ощутить из всего изобилия чувств существующих на нашей планете. Мне кажется, именно она придает жизни смысл, и зародившись хоть однажды в душе человека, дарит ему большое счастье. Но не всегда любовь такова, какой мы ее привыкли представлять в своих мечтаниях. Да, она может дарить моменты радости, счастье,вдохновение, полет мыслей,стимул развиваться и идти к целям, желание жить. Но также существует обратная сторона любви. Та, что противоречит всем прекрасным чувствам и принуждает к мучениям, страданию. Такие чувства дарит
неразделенная, безответная любовь.
Но какой бы она не была, счастливой или несчастной, любовь не перестает быть главной музой всех времен,вдохновляющей поэтов,деятелей искусства, и побуждающей творить.
Так, в творчестве А. С. Куприна, любовь занимает ключевое место, поэтому в своих произведениях автор повествует о настоящих, глубоких чувствах. В повести “Гранатовый браслет” главная героиня Вера Николаевна Шеина — проста, холодно любезна, аристократична. С мужем она благородна и честна,любви между ними уже давно нет, но осталось большое уважение. Все годы прожитые с мужем, в Веру был влюблён некий телеграфист Желтков. Он беден и беззащитен, но его любовь — сильная страсть, с которой он не может совладать. На протяжении долгих лет он пишет ей письма, что являются единственным способом выражения любви, смыслом его жизни. И Желтков испытывает счастье в своих чувствах к Вере, но последний знак внимания — гранатовый браслет приводит к последствиям, которые вынуждают его оборвать жизнь, оставив в покое любимую женщину.
Уходя навсегда, он думал, что путь Веры станет свободным, но она уже не могла оставаться прежней. Позже он станет для Веры великой личностью. Своим уходом из жизни он породит в ней мысли о том, что они оба упустили что то важное, величайшую, так и несбывшуюся любовь.
Возлюбленный, что так слепо любил девушку, примет её выбор и смирится с этим трагичным решением. Здесь так же можно заметить любовь самоотверженную.
. А неразделённую любовь нужно мужественно пережить, не теряя контроль. Побороть внутреннюю боль, грусть, печаль и двигаться дальше, в поисках новых чувств.
Конечно, такая самоотверженная любовь, которую нам передают авторы произведений, существует и в наше время. Такая любовь будет существовать всегда, иначе нет смысла во всем ином в мире. Человек любящий способен на жертву ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он счастлив. Даже если эта жертва стоит ему жизни.
Источники:
http://lit.1sept.ru/article.php?ID=200601813
http://www.stihi.ru/diary/radavilova/2008-05-02
http://www.kritika24.ru/page.php?id=66953