27 ноября 1895 года скончался великий французский драматург и писатель Александр Дюма-сын. Закончилось более чем полувековое творчество великой династии Дюма, которое можно охарактеризовать как крайне плодотворное: за 73 года в совокупности знаменитые отец и сын написали около 300 томов! Правда, не все исследователи согласны с этой цифрой. Как же было на самом деле?
Дюма-отец — сын наполеоновского генерала, мать которого была негритянкой. От отца Дюма унаследовал исключительную энергию, пылкий темперамент и атлетическое телосложение. Мать его была простой женщиной, дочерью содержателя гостиницы. Дюма полностью воспринял дух времени, культ геройства, мятежного индивидуализма, сильных страстей наперекор рассудку и ярко отразил идеалы тогдашней Франции в своем творчестве.
После смерти генерала Дюма, снискавшего немилость Наполеона за республиканские взгляды, вдова, оставшаяся без средств к существованию, не смогла дать образование своим детям. Будущий писатель восполнил этот пробел чтением. Он рано стал увлекаться немецкими романтиками, Вальтером Скоттом и Шекспиром, хотя и в плохих на то время французских переводах.
Рано началось творчество писателя: он стал писать пьесы, занимая скромное место клерка в нотариальной конторе. В 1822 году Дюма переселился в Париж, получил место в канцелярии герцога Орлеанского, познакомился со знаменитым актером Тальма и всей душой отдался театру. Известность к Дюма пришла после выхода пьесы «Генрих Третий», имевшей огромный успех на французской сцене. Она принесла автору баснословный гонорар, и Дюма стал вести шумный и веселый образ жизни. К сожалению, его легендарная расточительность, необузданность его фантазий, проявлявшаяся в жизни, как и в творчестве, довели его в конце жизни до разорения и нужды.
Александр Дюма с дочерью Мари
Шокирующая плодовитость Дюма в драматургии и литературе со временем навлекла на писателя многочисленные судебные процессы от его бесчисленных сотрудников, оспаривавших авторство романов и пьес. Сам Дюма признавался не без гордости, что у него было столько сотрудников, сколько у Наполеона было генералов.
Огромное количество вышедших за подписью Дюма томов (около 1200) ставит вопрос о помощниках писателя. В процессе 1847 года доказано было, что за один год Дюма напечатал под своим именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течение года, если бы работал без перерыва днем и ночью. Нельзя не заметить, однако, что, как и пьесы Дюма, романы его имеют несомненное «фамильное сходство». Помимо смены вечно новых и разнообразных инцидентов, в них чувствуется общий характер торжествующего индивидуализма, удали, веселья и беззаботности, вполне отражающий личность самого автора.
В героической эпопеи о похождениях мушкетеров Дюма создал (почти единственный среди его произведений) вполне определенный тип д’Артаньяна, остроумного, веселого и храброго гасконца, беззаветно преданного друзьям и, вместе с тем, прекрасно охраняющего свои интересы. Любимые герои Дюма — доблестные искатели приключений, гордые красавцы, любители вина, карт и женщин, смелые и здоровые, хватающиеся за шпагу при каждом удобном и неудобном случае. Этот тип, с небольшими вариациями, повторяется во всех романах Дюма и составляет центр интриги. В сравнении с ним женские образы блекнут. Исторические романы столь же фантастичны у Дюма, как и авантюрные; исторический сюжет служит ему только, по его собственному выражению, гвоздем, чтобы повесить на него картину.
В мемуарах Дюма с большой откровенностью, доходящей до цинизма, рассказывает о своей жизни и жизни своего сына, с которым он был в большой дружбе. Старость Дюма была печальна: он был беден, обременен долгами и жил в уединении. Когда, уже на смертном ложе, к нему в руки попали «Три мушкетера», он заплакал.
Еще одним, но нелитературным произведением Александра Дюма-отца явился Александр Дюма-сын. Мать его была простой работницей, ей он обязан практическим здравомыслием, сделавшим его проповедником общественной морали. Отец привязан был к сыну нежной любовью, превратившейся со временем в духовную близость и дружбу. Под влиянием окружения отца Дюма-сын вел светскую жизнь, которую потом описывал и обличал в своих пьесах. Он скоро запутался в долгах, тогда отец дал ему совет последовать его примеру — работать для расплаты по обязательствам.
Александр Дюма-сын
В 1848 году появился прославивший Дюма роман «Дама с камелиями», переделанный им самим во всемирно известную драму. Прообразом героини Маргариты Готье была актриса Мария Дюплесси, которую Дюма знал лично. Некоторые эпизоды драмы написаны с натуры. Дюма задумал «Даму с камелиями» не как оправдание «падшей женщины» в том смысле, как понимают и проповедуют «жалость к падшим» русские романисты. Дюма относился критически к «жрицам любви», и самоотверженная Маргарита Готье была в его глазах не общественным типом, а психологическим исключением. «Даме с камелиями» пришлось выдержать упорную борьбу с цензурой, находившей пьесу «безнравственной». Она попала на сцену только в 1852 году.
Читать еще: Маг на полную ставку ранобэ 819.
После ошеломительного успеха Дюма-сын сосредоточился на писании психологических драм, некоторые из которых были отражением его личных переживаний. В этих произведениях, снабженных в печати обширными теоретическими предисловиями, Дюма проповедует систему общественной морали, в основу которой он кладет оздоровление семьи. Он одобряет развод как средство искоренить ложь в семейных отношениях; он стоит за охрану прав жены и матери, за право незаконнорожденных детей, требует уважения к женщине и стоит за супружескую верность мужа. В то же время он суровый обличитель женской измены, своим знаменитым «Убей ее!» Дюма-сын дает жестокий совет опозоренному мужу. Блестящие и злые афоризмы Дюма в его пьесах тоже немало содействовали успеху его пьес, обнаруживая глубокое понимание жизни и людей.
Александр Дюма (отец) (1802-1870)
Имя: Александр Дюма (Alexandre Dumas)
День рождения: 24 июля 1802
Место рождения: Вилле-Котре (департамент Эна, Франция)
Дата смерти: 5 декабря 1870
Место смерти: Пюи, недалеко от Дьепа (департамент Приморская Сена)
Биография Александра Дюма
Алекандр Дюма (отец) — известный французский писатель. Он стал очень популярен во всем мире благодаря своим приключенческим романам. Также он проявил себя как хороший специалист в области драматургии и журналистики. У него есть сын, которого также зовут Александр, и который тоже построил достаточно успешную литературную карьеру.
Родился Александр Дюма в маленьком городке, который находится рядом с Парижем. Его отец был известный кавалерийский генерал наполеоновской армии. Бабушка его была чернокожей, поэтому он был квартеронцем.
Отец Дюма скончался в 1806 году. Семья после этого переживала очень тяжелые время из-за нехватки денег. На образование будущего писателя у его матери денег не было, поэтому мальчик занимался самообразованием, читал много книг.
Юность свою Дюма провел в родном городке. У него был близкий друг, который часто посещал театры. Именно он привил Дюма любовь и желание стать драматургом. В 1822 году молодой человек переезжает в Париж. У отца там были связи, и именно благодаря им он устраивается на работу в канцелярию при герцоге Орлеанском. Здесь же Дюма начинает получать образование.
Изн ачально Александр Дюма работал над пьесами, водевилями и статьями для журналов. Первую его водевиль «Охота на любовь» тут же поставили, что очень вдохновило писателя и он сразу принялся писать драму «Генрих III и его двор». Общество и это произведение приняло очень радушно. С этих самых пор работы Дюма всегда имели успех. Так писатель стал неплохо зарабатывать себе на жизнь.
Нельзя сказать, что все работы Александра Дюма были совершенными, но он имел уникальную способность держать в напряжении до самого финала. Даже самые неудачные пьесы под рукой Дюма становились успешными и собирали толпы людей.
В 1830 году Дюма начал активно принимать участие в социальной работе из-за Июльской революции. Он выступал на стороне оппозиции. В итоге писателю пришлось уехать в Швейцарию, так как его могли посадить в тюрьму.
В 1835 году выходит его первый исторический роман под названием «Изабелла Баварская». Автор задумывал сделать целый цикл произведений, в которых бы рассказывалась судьба его страны за длительный промежуток времени.
В 1840 году Дюма женится на актрисе Иде Ферьер. Однако писатель был весьма любвеобилен и поэтому у него было множество интрижек на стороне. В итоге пара решила официально не оформлять развод, но в сущности они расстались.
В это же время Дюма, вдохновленный успехом «Изабеллы Баварской», создает историко-приключенческие произведения, которые и принесли ему мировую славу и уважение. Сюда входят такие работы, как трилогия «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»; «Королева Марго»; «Сорок пять», и многие другие.
Писательство приносило достаточно хороший доход, но Александр Дюма привык к роскоши и быстро тратил деньги. Ему даже пришлось уехать в Бельгию в 1851 году, так как его преследовали кредиторы.
С 1858 по 1859 годы Дюма ездит по России, и его так впечатлила и поразила эта страна, что он пишет 5 книг, состоящих из заметок его путешествий, под названием «Из Парижа в Астрахань».
Читать еще: Железные метеориты. Железный метеорит
Перед своей смертью Александр Дюма был на грани нищеты. Умер 6 декабря 1870 года, но о смерти великого писателя, к сожалению, мало кто знал, так как именно в этот период прусские войска напали на Францию.
Из-за того, что Александр Дюма после себя оставил большое количество своих произведений, вокруг него ходило масса слухов. Будто бы ему помогали соавторы, литературные негры. Однако сам он был невероятно трудолюбивым и работоспособным. В любом случае, по сегодняшний день еще никто не смог потеснить его с первой строчки самых плодовитых литераторов в мире.
Библиография Александра Дюма (отца)
Циклы произведений
Три мушкетёра
1844
Три мушкетёра
1845
Двадцать лет спустя
1847
Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя ( 1 , 2 )
Генрих Наваррский
1845
Королева Марго
1846
Графиня де Монсоро
1847
Сорок пять
Регентство
1842
Шевалье д’Арманталь
1845
Дочь регента
Французская революция
1846-1848
Жозеф Бальзамо (Записки врача)
1849-1850
Ожерелье королевы
1853
Анж Питу
1853-1855
Графиня де Шарни
1845
Шевалье де Мезон-Руж
XVI век
1843
Асканио
1846
Две Дианы
1852
Паж герцога Савойского
1858
Предсказание
Великая французская революция
1867
Белые и синие
1857
Соратники Иегу
1862
Волонтёр девяносто второго года
1858
Волчицы из Машкуля
Историко-приключенческие романы
Актея
Ашборнский пастор
Блэк
Бог располагает!
Воды Экса
Габриель Ламбер
Голубка
Графиня Солсбери
Две королевы
Джованна Неаполитанская
Доктор Серван
Дон Бернардо де Суньига
Дочь маркиза
Женитьбы папаши Олифуса
Женская война
Замок Эпштейнов (Альбина)
Записки полицейского
Изабелла Баварская
Инженю
Исаак Лакедем
Исповедь маркизы
Исповедь фаворитки
История моих животных
Капитан Арена
Капитан Лажонкьер
Капитан Памфил
Капитан Поль
Карл Великий
Кателина
Княгиня Монако
Консьянс блаженный
Корсиканские братья
Красный сфинкс
Луиза Сан-Феличе
Мадам Лафарг
Мадам де Шамбле
Маркиза д’Эскоман
Могикане Парижа
Молодость мушкетёров
Монсеньер Гастон Феб
Мэтр Адам из Калабрии
Надежда умирает последней
Ночь во Флоренции
Огненный остров
Олимпия Клевская
Отон-лучник
Охотник на водоплавающую дичь
Папаша-горемыка
Парижане и провинциалы
Паскаль Бруно
Пипин Короткий
Пират
Полина
Последний платёж
Предводитель волков
Приглашение к вальсу
Приключения капитана Мариона
Принц отверженных
Прусский террор
Пьер де Жиак
Ричард Дарлингтон
Роман о Виолетте
Сальтеадор
Сесиль (Подвенечное платье)
Сильвандир
Сын каторжника
Таинственный доктор
Тысячи
Фернанда
Царица Сладострастия
Чёрный тюльпан
Эдуард III
Эмма Лионна
Яд ревности
Яков Безухий
О Средневековье
Бастард де Молеон
Приключения Лидерика
Робин Гуд
Робин Гуд — Король разбойников
Робин Гуд в изгнании
О современности
Амори
Госпожа де Шамбле
Граф Монте-Кристо
Жорж
Катрин Блюм
Любовное приключение
Приключения Джона Дэвиса
Учитель фехтования
Исторические хроники
Галлия и Франция
Гарибальдийцы
Генрих IV
Дорога в Варенн
Драма 93-го года
Жанна д’Арк
Карл Смелый
Людовик XIII и Ришелье
Людовик XIV и его век
Людовиr XV и его двор
Людовик XVI и революция
Медичи
Наполеон
Последний король французов
Регентство
Стюарты
Цезарь
Путевые впечатления
15 дней на Синае
«Быстрый», или Танжер, Алжир и Тунис
Валахия
Вила Пальмьери
В России
В Швейцарии
Год во Флоренции
Из Парижа в Кадис
Кавказ
Капитолийская арена
Корриколо
Прогулки по берегам Рейна
Сперонада
Счастливая Аравия
Юг Франции
Автобиографическая проза
Жизнь артиста
Мёртвые обгоняют нас
Мои мемуары
Новые мемуары
Театральные воспоминания
Пьесы
Анжела
Антони
Воспитанницы Сен-Сирского дома
Генрих III и его двор
Калигула
Кин, или Гений и беспутство
Кристина
Лесничие
Мадемуазель де Бель-Иль
Мушкетёры
Наполеон Бонапарт, или Тридцать лет истории Франции
Нельская башня
Охота и любовь
Тереза
Александр Дюма-сын, французский драматург и прозаик
А. Дюма – известный французский писатель и драматург, творческий дар которого особенно ярко раскрылся в процессе создания психологических драм.
Дюма-сын является сыном известного французского писателя А. Дюма и К. Лабе, соответственно, для того, чтобы избежать путаницы принято добавлять уточнение «сын».
Дюма-отец официально усыновил ребенка, отобрав его решением суда у матери, дал хорошее образование. В то же время, сам Дюма-сын на протяжении всей своей жизни обижался на отца, что, возможно, обусловило его обращение к темам распада семьи и социального статуса незаконнорождённых.
Проза
Писать Дюма-сын начал рано: в 18 лет, в 1847 г., вышел его первый сборник стихотворений «Грехи юности». В это время писатель вел бурную жизнь в Париже, являясь одним из главных столичных франтов благодаря щедрому финансированию отца.
К ранним произведениям относятся также повести и рассказы, написанные во многом под влиянием литературного стиля Дюма-отца:
- Приключения четырёх женщин и попугая;
- Доктор Серван
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Однако известность Дюма-сыну принес роман «Дама с камелиями». Роман является психологической драмой, в которой автор затрагивает наиболее актуальные, наболевшие вопросы и проблемы семейной и общественной жизни. Обратившись к жанру психологической драмы, Дюма-сын проявил блестящий талант, мастерство и смелость, в результате чего каждое произведение, последовавшее за первым романом, превращалось в общественное событие.
Читать еще: Робин гуд и его помощник. О
В центре внимания писателя в романе – образ Маргариты Готье, представленный автором как идеал женщины, любящей до самопожертвования. Прототипом главной героини послужил образ любовницы писателя – Мари Дюплесси, которая умерла в 23 года от туберкулеза. О жизни одной из самых известных продажных женщин позапрошлого столетия известно не много: неясно, как она оказалась в Париже, но известно, что уже в 16 лет она становится известной куртизанкой. В двадцатилетнем возрасте она ненадолго сходится с Дюма. По причине болезни сильные запахи вызывали у нее головокружение, поэтому она любила камелии, которые практически не имеют запаха.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
В основании сюжета – история любви парижской куртизанки Маргариты и Армана Дюваля. Впервые Арман увидел Маргариту в театре и влюбился с первого взгляда. Маргарита же лишь смеялась над ним. Выбрав предлог, Арман зашел в гости к Марго и был поражен ее образом жизни: умирающая от чахотки женщина принимала гостей до поздней ночи, много пила, ложилась спать лишь под утро. Маргарита Готье – женщина, привыкшая к роскоши, балам, даже оргиям.
Признавшись в любви, Арман получил согласие Марго. Они становятся любовниками. Постепенно Маргарита проникается ответным чувством, в первый и в последний раз полюбив, бросает своих покровителей и уединяется с Арманом в деревне. Здесь влюбленные вели идиллическую жизнь, пока Арман не узнал, что Марго, привыкшая жить в роскоши, тайно распродает свое имущество.
О финансовых проблемах пары узнает отец Армана, который тайком приезжает к Марго, уговаривая ее спасти сына от разорения. Отец просит Марго оставить его сына, чтобы его сестра могла сделать ему блестящую партию.
Марго порывает с Арманом, возвращается в Париж, к своему привычному образу жизни, к новому содержателю. Арман, полагая, что его бросили, начинает мстить. Он находит новую возлюбленную, Олимпию, постоянно появляется с ней на глазах Марго.
Роман практически сразу стал популярным как во Франции, так и далеко за ее пределами. Как вспоминал Достоевский:
«К тому времени был в ужасной моде и только что прогремел в высшем свете роман Дюма-сына «La dame aux camélias»; в провинции все дамы были восхищены до восторга. цветы камелий вошли в необыкновенную моду. Все требовали камелий»
Драматургия
В качестве наиболее известных драм Дюма-сына можно назвать следующие:
- Диана де Лис;
- Полусвет;
- Денежный вопрос;
- Внебрачный сын;
- Блудный отец
В своих драмах Дюма предстает не просто как писатель, но и как тонкий психолог, который исследует жизнь своих героев, особенности их взаимоотношений с обществом. Он выступает против морализаторства, предрассудков. В произведениях поднимаются вопросы социального положения незаконнорожденных детей, святости семьи, свободных браков, материальной стороны жизни.
Влияние творчества Дюма-сына на мировую литературу
Творчество Дюма оказало огромное влияние на развитие мировой литературы. В русской литературе наиболее явственно ощущается влияние романа «Дама с камелиями» на творчество, женские образы Достоевского. Особенно ярко прослеживаются параллели в романе «Идиот», в образе Настасьи Филипповны, основных сюжетных линиях:
- Настасья Филипповна как и Маргарита отказывается от предложения Мышкина и уезжает с Рогожиным;
- сходным представляется описание внешности героинь;
- образу Дюваля у Достоевского соответствует образ Мышкина;
- как Марго бежит в Париж, героиня Достоевского сбегает в Петербург, к Рогожину, жертвуя не только счастьем, но и самой жизнью;
- у Дюма Арман, увидев тело Марго, заболевает воспалением мозга, Мышкин — впадает в безумие.
Как видим, отмечается значительное сходство между произведением Дюма и Достоевского. Русский философ и писатель обратился к образу женщины, способной пожертвовать собой ради счастья другого человека, что позволяет рассматривать Настасью Филипповну как русскую «даму с камелиями».
Отсылки к роману Дюма встречаются и в «Записках из подполья», в которых Достоевских выразил крайне критическое отношение к современным Арманам, которые, вступая на путь героя романа французского писателя, делают это не из-за настоящей любви, но из-за уязвленного самолюбия. По его мнению, современные русские Маргариты оказываются намного выше их по духу, несмотря на то, что жизненные обстоятельства зачастую складываются неблагоприятно.
Таким образом, творчество Дюма-сына отличается глубоким психологизмом, смелостью, обращением к новаторским мотивам и темам, которые достаточно долго замалчивались. Произведения писателя оказали огромное влияние на развитие мировой литературы.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Источники:
http://diletant.media/articles/32312712/
http://lifeinbooks.net/pisateli/dyuma-aleksandr-otets-1802-1870/
http://spravochnick.ru/literatura/zarubezhnaya_literatura/aleksandr_dyuma-syn_francuzskiy_dramaturg_i_prozaik/