Личность Лукаса Кранаха Старшего (Lucas Cranach der Ältere) не вписывается в рамки представлений о романтичном герое-одиночке, который вдохновляется прекрасными дамами, а в свободное время размышляет о чистой любви. Немецкого живописца эпохи Возрождения в основном привлекали причины Реформации, идеи протестантизма, а мысли о высоком и светлом чувстве сменялись размышлениями об искусстве.
Любовь к творчеству у Лукаса была заложена в генах, молодой живописец продолжил династию художников, которую начали его дед, а потом и отец, Ханс Майер. Он же стал первым наставником своего сына, решившего пойти по проторенной дороге к искусству.
Выйдя из-под теплого отцовского крыла, Лукас отправился в традиционное для начинающих живописцев путешествие по Германии. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Так, мы знаем, что живописец начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Оттуда Лукас переехал в Австрию, а чуть позднее оказался в Вене, горные ландшафты, озера и долины которой остались навсегда запечатленными на полотнах художника.
В этих живописных краях он задержался на пять лет и за это время написал немало работ, которые стали пользоваться популярностью почти сразу, как только вышли из-под кисти автора. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Франциска» и «Покаяние Св. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. Более того, композиции были перегружены деталями, а рисунок выглядел так, словно состоял из вьющихся хаотичных линий. Но мастер делал беспроигрышную ставку на изображение природы, считая, что ее уникальность заключается в скрытых в ней тайнах мироздания.
На ранних этапах творческого развития Кранах Старший проявил себя как смелый новатор: на его полотнах прослеживалась дерзкая правдоподобность образов, асимметричная композиция и экспрессивные цветовые решения. Неслучайно картины венского периода привели современников Кранаха к мысли о том, что в европейском искусстве появился новый живописец, который умеет остро чувствовать пейзаж.
При этом в более поздних работах «пальму первенства» получает сказочно-идиллическая манера изображения и поэтическое восприятие природы. Одним словом, объективная реальность постепенно уступала место романтическому видению мира. Позже аналогичные принципы легли в основу дунайской школы живописи, в духе которой в 1504 году была написана картина «Отдых на пути в Египет». Это полотно получило славу «ювелирного рисунка» и стало показательным примером для тех, кто только осваивал новые направления пейзажа.
Читать еще: Теория музыки. Лад, тональность и интервалы
К этому времени художником овладели идеи гуманизма. Причиной послужило общение с учеными, математиками, медиками и историками, с которыми общался Кранах в Вене, одном из центров гуманистической культуры, где активно развивалась наука. Идеалы прогрессивного направления были претворены в картинах «Венера и Амур» и «Мученичество Св. Катерины».
«Венера и Амур» была написана в то время, когда живописец остро ощущал стремительные изменения моды и вкусов своей эпохи. В 1509 году, работая над «Венерой и Амуром», Кранах Старший сознательно отказался от всех цветов, кроме желтого и золотого, поэтому фигуры богини и ее сына похожи на литые статуи. Картина «Венера и Амур» стала экспериментальной для Кранаха, потому что до этого художник никогда не изображал обнаженные тела в натуральную величину. Закончив работу, живописец в назидание потомкам оставил философское послание, которое гласит:
Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть», изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Самое знаменитое портретное полотно живописца было посвящено саксонскому герцогу Генриху Благочестивому и его жене Катерине Мекленбургской. В молодые годы Генрих коллекционировал пушки, а Кранах Старший протирал их и собственноручно чистил. Картина была задумана как парадное свадебное изображение, поэтому супруги предстают перед зрителем в роскошных одеждах на черном фоне, а рядом с ними находятся их любимые питомцы, символизирующие верность: огромный пес у ног герцога и болонка подле герцогини.
Переломным моментом в творчестве Кранаха Старшего стало знакомство с Мартином Лютером – автором знаменитых тезисов. Эта дружба привела к тому, что от живописи художник переметнулся на сторону графики, а за основу новых сюжетов брал идеи протестантизма. В этом духе были написаны три портрета церковного реформатора, самым знаменитым из которых стал «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга».
Читать еще: Губернские очерки анализ. Губернские очерки
Мало кто знает, что он некоторое время провел в крепости Вартбург, где переоделся в светскую одежду, отпустил бороду и стал называть себя Йоргом. Лютер не хотел быть пойманным, поэтому о месте своего нахождения сообщил в письме только Кранаху, вдохновив его тем самым на создание известной картины.
Художник был знаменит не только искусными работами, но и добросовестностью. Главным требованием, которое ему предъявляли заказчики и он — сам себе, были ответственность и основательность труда. Не допуская небрежности и спешки, Кранах старался найти новые типы и схемы, а затем шлифовал мастерство до идеала.
Такое фанатичное стремление к совершенству сыграло с художником злую шутку: Лукас Кранах Старший выработал виртуозную, но стереотипную манеру письма, а позднее искусство художника стало однообразным и жеманным. В старости живописец работал мало, но его мастерская продолжала существовать.
Отныне там трудились другие представители династии – братья Ханс и Лукас Кранах Младшие.
Лукас Кранах младший (1515-1586). Что-то вроде введения.
Заниматься семейством Кранахов очень сложно. Не успеешь оглянуться — картина, принадлежавшая одному из них, уже числится за другим. Или за мастерской старшего. Или младшего. Или за кем-то из их круга. Дела с атрибуцией у Кранахов обстоят гораздо хуже, чем у Брейгелей. Хотя Брейгелей было больше. Даже портрет Лукаса старшего сменил автора.
Раньше считалось, что это —
— автопортрет. Теперь автором портрета Лукаса старшего считается Лукас младший.
Всё осложнено и незаурядной оборотистостью Лукаса-папы. В своей мастерской он изготовление картин поставил на поток: «Лукреции», «Саломеи», «Венеры», «Неравные браки».
Для примера — http://cranach.ub.uni-heidelberg.de/wiki/index.php/CorpusCranach:Lucretia#CC-MHM-200-007.
Вот и попробуй тут автора определить.
Эта Венера сейчас числится за Лукасом младшим,
хотя это фрагмент картины старшего.
В общем, пока я на свой страх и риск готовлю к показу Лукаса Кранаха мл., посмотрите Кранаха старшего по соответствующему тегу.
Последние записи в этом журнале
Чтобы не держать открытыми тысячу вкладок.
Поскольку «избранное» во всех браузерах у меня уже забито до отказа, решила ссылки, которыми я пользуюсь всё время, поместить сюда. То, с…
(no subject)
П. Гоген на аукционах
А не кажется ли вам, что Мунк произошёл от Гогена?
A. VIVALDI: Viola d’amore Concerto in A minor RV 397, Accademia Bizantina
A. VIVALDI: Viola d’amore Concerto in A minor RV 397, Accademia Bizantina
Читать еще: Батист болье. Жан батист поклен
Кристис
А. Матисс П. Синьяк П. Мондриан — 3 М. Утрилло Р. Дюфи
ещё один маленький концерт
[NYCP] Bach — Violin Concerto No.1 in A minor (David Southorn, violin)
Т. Лемпицка на Кристи
Рецидив
Разговоры с Порфирьевичем Интересно, как он на известные цитаты реагирует. У меня зазвонил телефон – по-моему, его звонок был…
Аукционное
А. Сислей М. Утрилло М. Вламинк — 2 Дж. Северини И. Добринский П. Боннар
Лукас Кранах младший (1515-1586). Что-то вроде введения.
Заниматься семейством Кранахов очень сложно. Не успеешь оглянуться — картина, принадлежавшая одному из них, уже числится за другим. Или за мастерской старшего. Или младшего. Или за кем-то из их круга. Дела с атрибуцией у Кранахов обстоят гораздо хуже, чем у Брейгелей. Хотя Брейгелей было больше. Даже портрет Лукаса старшего сменил автора.
Раньше считалось, что это —
— автопортрет. Теперь автором портрета Лукаса старшего считается Лукас младший.
Всё осложнено и незаурядной оборотистостью Лукаса-папы. В своей мастерской он изготовление картин поставил на поток: «Лукреции», «Саломеи», «Венеры», «Неравные браки».
Для примера — http://cranach.ub.uni-heidelberg.de/wiki/index.php/CorpusCranach:Lucretia#CC-MHM-200-007.
Вот и попробуй тут автора определить.
Эта Венера сейчас числится за Лукасом младшим,
хотя это фрагмент картины старшего.
В общем, пока я на свой страх и риск готовлю к показу Лукаса Кранаха мл., посмотрите Кранаха старшего по соответствующему тегу.
Последние записи в этом журнале
Чтобы не держать открытыми тысячу вкладок.
Поскольку «избранное» во всех браузерах у меня уже забито до отказа, решила ссылки, которыми я пользуюсь всё время, поместить сюда. То, с…
(no subject)
П. Гоген на аукционах
А не кажется ли вам, что Мунк произошёл от Гогена?
A. VIVALDI: Viola d’amore Concerto in A minor RV 397, Accademia Bizantina
A. VIVALDI: Viola d’amore Concerto in A minor RV 397, Accademia Bizantina
Кристис
А. Матисс П. Синьяк П. Мондриан — 3 М. Утрилло Р. Дюфи
ещё один маленький концерт
[NYCP] Bach — Violin Concerto No.1 in A minor (David Southorn, violin)
Т. Лемпицка на Кристи
Рецидив
Разговоры с Порфирьевичем Интересно, как он на известные цитаты реагирует. У меня зазвонил телефон – по-моему, его звонок был…
Аукционное
А. Сислей М. Утрилло М. Вламинк — 2 Дж. Северини И. Добринский П. Боннар
Источники:
http://artifex.ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%81-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B9/
http://lilac2012.livejournal.com/412759.html
http://lilac2012.livejournal.com/412759.html