Иван Капитонович Луппол и Парижский конгресс
Тема Парижского конгресса в последние десятилетия привлекает внимание всё большего количества исследователей. Так, Ариас-Вихиль Марина Альбиновна, ученый, старший научный сотрудник ИМЛИ, в числе публикаций последних лет, воспроизводящих события восьмидесятилетней давности, называет отчеты об организации и проведении Конгресса по горячим следам: письмо-отчет И.Г. Эренбурга Н.И. Бухарину (от 20 июля 1935 г.), письмо-отчет заведующего отделом культурно-просветительной работы ЦК «Московский дневник» Р. Роллана (Перевод М.А. Ариас, коммент. Н.Ф. Ржевской. «Вопросы литературы». №№3-5. 1989), переписка А.М. Горького с Р. Ролланом («М. Горький и Р. Роллан. Переписка (1916-1936)». Серия «Архив А.М. Горького». Т.XV. М., Наследие, 1995), ВКП(б) А.С. Щербакова и М. Кольцова Сталину (от 21 июля 1935 г.).
Советская делегация на конгрессе в гостях у советского полпреда В. Потемкина. Париж, 1935 г. Слева направо: Н. Минский (поэт, живший в Париже), А. Щербаков, А. Толстой, В. Потемкин, М. Кольцов, В. Киршон, И. Луппол, Л. Муссинак, И. Эренбург, Я. Колас, И. Бабель.
Парижский конгресс в защиту культуры в 1935 году стал знаковым событием, которое объединило различных в культурном, национальном отношении писателей перед угрозой фашизма. По инициативе ряда французских писателей решено было предпринять попытку объединения авторов всего мира, чтобы противопоставить угрозе фашизма культуру и просвещение. Съезд состоялся 21-25 июня 1935 года в Париже, он насчитывал 230 представителей из 38 стран, 12 человек из которых входили в советскую делегацию.
Иван Капитонович Луппол (1896—1942) был активным участником Конгресса. Философ и литературовед, он закончил философский факультет Московского университета, работал в архивах Парижа и Пуатье, его литературоведческие работы посвящены русским писателям ХIХ – ХХ веков – А.Н. Радищеву, А.С. Пушкину, В.Г. Белинскому, Л.Н Толстому, А.М. Горькому, В.В. Маяковскому, а также зарубежным писателям и философам– Вольтеру, Беранже.
Как Парижский салон вершил судьбы художников
Доктор исторических наук Наталия Таньшина объясняет, какую роль сыграл Салон для истории искусства, почему редкий сезон обходился без скандала и кому пришло в голову проводить платные выставки
Парижский салон — одна из самых престижных художественных выставок Франции, регулярная экспозиция парижской Академии изящных искусств. Предшественниками Салона были выставки в Риме, которые устраивались раз в два года в Пантеоне. Во Франции выставки работ живущих мастеров появились благодаря Людовику XIV: он повелел Королевской академии живописи и скульптуры проводить регулярные выставки произведений своих членов. Первая состоялась 23 апреля 1667 года. С тех пор на протяжении столетий участие в выставке было обязательным для всех художников, желавших завоевать известность.
Сначала выставки были ежегодными и не имели постоянного помещения.
С 1673 года они стали устраиваться под открытым небом во дворце Пале-Рояль и во дворце Ришелье, с 1699 года — в Лувре, сначала в Большой галерее, а с 1725 по 1848 год — в так называемом Квадратном салоне (откуда идет и само название — Салон). Позднее официальные Салоны устраивались во Дворце промышленности на Елисейских Полях, возведенном ко Всемирной выставке 1855 года (ко Всемирной выставке 1900 года на его месте возвели Гран-Пале, Большой дворец). Организацией выставок ведал смотритель королевских строений, а развеской картин (по тематическому и декоративному принципу) занимался tapissier, назначавшийся из наиболее уважаемых художников-академиков. В центре помещали портрет короля, а вокруг, вплотную, рядами от пола до потолка (это называется шпалерная развеска) — все остальные картины, обычно родственные по жанру. При такой системе произведения одного автора могли оказаться в разных местах экспозиции. В 1673 году была издана первая брошюра с описанием представленных произведений — эту книжку можно считать первым в истории выставочным каталогом. В брошюрах подробно описывались сюжеты и указывались имена авторов и номера картин, а на самих выставках рядом с картинами ставились только их номера. С 1746 года Салоны стали проводить раз в два года. Открытие Салонов приурочивали к именинам короля — дню Людовика IX Святого (25 августа), а закрытие происходило в конце сентября.
Читать еще: Древнерусская литература. О древнерусской литературе
Сабинянки, останавливающие битву. Картина Жака Луи Давида. 1799 год © Musée du Louvre
Участвовать в Салонах могли только члены Академии и кандидаты на это звание — их называли «допущенные». Художники, не входившие в Академию, выставляли свои произведения в смежных помещениях, в лавках на мосту Нотр-Дам, на площади Дофина (эта выставка получила название «Салон молодых»), а также участвовали в выставках Академии Святого Луки. Они были бесплатными (впервые плату за вход на художественную выставку стал взимать художник Жак Луи Давид, организовавший в 1800 году персональную платную выставку, на которой экспонировалась картина «Сабинянки, останавливающие битву»).
Революция конца XVIII века с идеями «свободы, равенства и братства» сильно изменила жизнь Салона: с 1791 года там могли выставляться все художники, а не только академики. В эпоху Наполеона I было учреждено специальное жюри Салона — официальный государственный орган, занимавшийся отбором работ и поддерживающий, как правило, академическое искусство. Жюри было ориентировано на вкусы художественных академий и отрицательно относилось к любому нарушению традиций.
Наполеон поздравляет Жака Луи Давида с его картиной «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Линогравюра Шарля Мотта. До 1836 года © Bibliothèque nationale de France
В самом жюри плелись бесконечные интриги, чтобы полотна тех или иных художников были приняты Салоном. Работы, выставленные на Парижском салоне и получившие положительные отклики в прессе, а особенно — отмеченные премией, приводили художников к финансовому успеху и благополучию: было принято покупать картины академиков или известных мастеров, представленных в Салоне, а отвергнутые работы редко находили покупателя. Одно время на рамы непринятых картин ставили печать «R» (от refusé — «отказано»).
Между тем сама художественная культура к середине XIX века претерпела серьезные изменения: если прежде для европейского искусства было характерно стилевое единство, то отныне единовременно на художественной сцене начинают сосуществовать разные стили. К этому времени спор романтиков со сторонниками классицизма или адептами академического искусства, продолжавшийся несколько десятилетий, разрешился неожиданным образом: ни та ни другая сторона не смогла одержать в нем победу. В отсутствие того или иного господствующего стиля появилось широкое пространство для экспериментов. Поэтому появление во второй половине XIX века в Салоне произведений романтиков, реалистов и начинающих импрессионистов вызывало бурные споры и острую борьбу не только знатоков и ценителей искусства, но и самой разномастной публики, посещавшей Салон.
Салон 1824 года. Картина Франсуа-Жозефа Эма. 1827 год © Musée du Louvre
Обычным парижанам Салон давал возможность приобщиться к «высокому» салонному искусству, тем более что существовавшие в прошлом границы между культурами разных социальных групп стали стираться. Само же салонное искусство, уходя от рафинированности, стремилось как можно полнее отвечать представлениям художественно неподготовленного обывателя о прекрасном. И «знатоки искусства» (в лице жюри), и необычайно плодовитая художественная критика, и рядовые обыватели были во власти «салонного» представления о красоте. Взгляды же самих художников на сущность искусства и природу красоты были гораздо менее предсказуемыми и гораздо более разнообразными.
Читать еще: Выставка цай. В Пушкинском — жгут
Это со всей очевидностью проявилось при отборе произведений для Салона 1863 года: жюри оказалось строгим как никогда — из пяти тысяч представленных на суд картин было отклонено три тысячи. Разразился скандал. 20 апреля выставку посетил император Наполеон III. Прагматичный политик, он сделал широкий жест — приказал открыть выставку отклоненных картин в другой части того же Дворца промышленности. Тем самым император давал понять, что решение должны вынести сами зрители. Впрочем, нетрудно было предсказать, что публика солидаризируется с мнением жюри и всеобщая хула и презрение станут сомнительными наградами для художников.
Эта выставка сразу же получила название «Салон отверженных»: на ней были представлены картины, совершенно непохожие на те, которыми привыкли восхищаться французские обыватели. Тем не менее «Салон отверженных» вызвал гораздо больший интерес, чем Салон официальный. Газеты посвящали «отверженным» живописцам пространные материалы, в прессе ходила шутка о том, что художники, выставленные в официальном Салоне, надеются в следующем году быть отвергнутыми жюри и тем самым привлечь к себе пристальное внимание.
Завтрак на траве. Картина Эдуарда Мане. 1863 год © Musée d’Orsay
Особенно потешалась публика над картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве», которую Наполеон III счел неприличной. Неприличие заключалось в том, что на картине рядом с одетыми мужчинами была изображена обнаженная женщина.
В этой картине видели покушение на нравственность. Но, как заметил Эмиль Золя, дело было не в нравственности (в Лувре уже тогда можно было увидеть с десяток картин, где вместе изображены одетые и обнаженные люди), а в покушении на общепризнанные каноны изображения. В картине не было ничего, что публика привыкла считать красивым: ни фигуры людей, ни пейзаж, ни сюжет не соответствовали устоявшимся канонам.
Еще больший скандал на следующей выставке «Отверженных» спровоцировала представленная тем же Мане картина «Олимпия», являвшаяся парафразом Венер Тициана и Джорджоне. Полотно, высмеянное критиками в газетах, вызвало невиданный ажиотаж у публики: реакция была настолько бурной, что испуганная администрация Салона была вынуждена поставить у картины двух блюстителей порядка, однако и этого оказалось недостаточно. Толпа, «хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами этой новоявленной красоте», не расходилась и перед военным караулом. Тогда картину повесили над дверью последнего зала — на такой высоте, что ее было почти не рассмотреть.
Олимпия. Картина Эдуарда Мане. 1863 год © Musée d’Orsay
Никогда еще полотно, выставленное в Салоне, не вызывало такой ненависти: от Мане отворачивались знакомые, на него ополчились газеты. «Это самка гориллы, сделанная из каучука», «искусство, павшее столь низко, недостойно даже осуждения» — писала парижская пресса об «Олимпии».
Разгневанную толпу возмущало еще и то, что Мане не сдался. Идти против Салона — сознательно обречь себя на нищету. Лишь очень немногие вкладывали деньги в тогда еще никому не известных мастеров. Прежде всего это были знаменитые парижские маршаны — торговцы картинами, такие как Поль Дюран-Рюэль и Жюльен-Франсуа Танги, больше известный как Папаша Танги. Именно они, несмотря на чрезвычайно негативную реакцию публики, стали покупать работы молодых художников, которых вскоре станут называть импрессионистами. Так, о картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», давшей название всему направлению, критики говорили, что «обои в первоначальной стадии покраски выглядят более законченными, нежели этот морской пейзаж». В ходу был анекдот: импрессионистский метод состоит в том, что в пистолет заряжается краска, делается выстрел и сочиняется какое-нибудь замысловатое название.
Впечатление. Восход солнца. Картина Клода Моне. 1872 год © Musée Marmottan Monet, Paris
Читать еще: Максим горький что написал для детей. Сказки М
В 1881 году, после падения Второй империи и установления режима Третьей республики, Салон переходит в ведение Общества французских художников и утрачивает свой официальный характер. Однако влияние официальной живописи преодолевалось не так быстро. В 1884 году в знак протеста возникло Общество независимых художников, получившее от официальных властей разрешение организовывать выставки в бараке на месте сожженного коммунарами дворца Тюильри. Свои работы там выставляли Жорж Сера, Поль Синьяк и Анри Кросс, с именами которых связывают нео- и постимпрессионизм. Эти выставки проводились каждой весной и получили название «Весенние салоны». Там вывешивались работы, написанные зимой. Впоследствии, в 1903 году, к ним добавились Осенние салоны — с летними картинами. На Осеннем салоне 1905 года появилась картина Анри Матисса «Роскошь, покой и сладострастие», написанная густыми мазками в необычайно яркой, даже агрессивной цветовой гамме.
Роскошь, покой и сладострастие. Картина Анри Матисса. 1904 год © Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou
У публики эта картина вызвала недоумение и смех; по словам писательницы Гертруды Стайн, легендарного коллекционера и мецената той эпохи, люди, стоя перед картиной, покатывались со смеху и скребли краску пальцами. Так в мир пришло новое стилевое направление — фовизм, первое авангардное течение ХХ века.
Российский центр науки и культуры в Париже
Представительство Россотрудничества во Франции
+ (33) 1 44 34 79 79
Литература
Писатели в метаморфозах российской истории: на заре XX века
16 марта в Российском центре науки и культуры состоялся литературный вечер «Писатели в метаморфозах российской истории: на заре XX века». В нем приняли участие российские участники Парижского книжного салона–2019, который проходил с 15 по 18 марта.
На встречу с парижскими книголюбами был приглашен литературовед, доктор филологических наук, профессор РАН, директор Института мировой литературы им. А.М.Горького Российской академии наук В.В.Полонский. Кроме того, в литературной дискуссии приняли участие заместитель директора, заведующая Отделом рукописей ИМЛИ, д.ф.н. Д.С.Московская, литературовед, ст. научный сотрудник ИМЛИ, к.ф.н., Е.В.Глухова и литературовед, к.ф.н., ст. научный сотрудник ИМЛИ М.А.Ариас-Вихиль. Внимание гостей РЦНК привлекли выступления известных российских авторов Т.В.Москвиной, писателя, театрального и кинокритика, лауреата премии «Золотое перо Санкт-Петербурга», и Л.А.Юзефовича, историка, автора исторических романов.
По словам директора РЦНК на открытии литературного вечера, Центр традиционно уделяет повышенное внимание знакомству французских и русскоязычных читателей во Франции с книжным новинками на русском языке. Встреча с участниками Парижского книжного салона – одно из центральных событий года в этом направлении.
Писатели и литературоведы представили новые книги, посвященные знаковым именам литературы Серебряного века и истории Гражданской войны в России. Так, раздел дискуссии «Гендерные аспекты легенд Серебряного века. Слово и изображение в культуре Серебряного века» был посвящен книжным новинкам «А.А.Блок – Л.Д.Менделеева-Блок. Переписка 1901–1917)» и вышедшим в серии «Литературное наследство» изданиям «Эпистолярное наследие З.Н.Гиппиус» и «А.Белый. Жезл Аарона».
Е.В.Глухова в докладе «Творимая легенда» представила результаты исследований личных и малоизвестных аспектов жизни А.А.Блока, Л.Д.Менделеевой, З.Н.Гиппиус и др., позволяющие увидеть культурный пласт событий дореволюционной России, глубже понять исторический и личностный контекст творчества знаковых фигур русской литературы.
Раздел «Авторские интерпретации событий Гражданской войны в воспоминаниях современников» был посвящен видеопрезентации издания «Историография Гражданской войны в России. Исследования и публикации архивных материалов». В докладах Д.С.Московской и М.А.Ариас-Вихиль прозвучал глубокий анализ указанных книг и была задана тема для дискуссии «Писатель и война. Опыт исторической реконструкции». Свой взгляд по данной теме от писательского «крыла» представила Т.В.Москвина в выступлении, пронизанном глубоким личным отношением к произведениям литературным предшественникам начала прошлого века.
Встреча в РЦНК вызвала большой интерес читающей парижской публики, поклонников русской литературы, воодушевила гостей вечера на более детальное знакомство с научной деятельностью и публикациями Института мировой литературы им.А.М.Горького.
Источники:
http://freelance.ru/Vishnyakova/istoricheskaya-statya-o-parizhskom-kongresse-3528390.html
http://arzamas.academy/materials/212
http://fra.rs.gov.ru/ru/news/44013