Великий русский композитор был классическим барином-либералом. А, как известно, талантливые люди на Руси, испытывающие жаркую любовь к простому народу, не могут не пить — они просто не знают другого способа стать ближе к предмету обожания.
Михаил Иванов , музыкальный критик
Великий русский композитор, один из легендарной «Могучей кучки» Модест Мусоргский (1839–1881) был классическим барином-либералом. А, как известно, талантливые люди на Руси, испытывающие жаркую любовь к простому народу, не могут не пить — они просто не знают другого способа стать ближе к предмету обожания.
Так что помимо создания «народных» опер композитор с пятнадцати лет увлекался и народным сорокаградусным зельем — до тех пор, пока не стал сам похож на героев своих музыкальных произведений, бродяг и юродивых.
Молодой барин Модест , едва покинув родовое гнездо и переселившись в столицу, быстро превратился в опустившегося богемного персонажа, «перекати-поле» без семьи, без постоянного заработка, без дома. Дармовые обеды в гостях, шатания по меблирашкам, а бывало, и ночью по улице с чемоданчиком в руке, когда выгоняли с квартиры. Тем не менее, Мусоргский воспринимал бытовые лишения как цену, которую приходится платить за артистические устремления — потому он вовсю черпал вдохновение в водке.
Так, во время очередного запоя был задуман и воплощен один из самых значительных циклов в мировой музыке — «Картинки с выставки». Так же создавалась и опера «Борис Годунов». Кромсая в пьяном кураже пушкинский текст, композитор вставлял в либретто реплики вроде «Ай, лихонько» и «Митюх, че орешь?» — само собой, чтобы быть ближе к народу.
Отзывы современников о Мусоргском противоречивы — нередко о нем судили как о человеке пустом и недалеком. При этом Мусоргский оставался патологическим альтруистом, и этим качеством пользовались все кому не лень. Он был пианистом-виртуозом и выдающимся аккомпаниатором, и его часто приглашали выступать в благотворительных концертах — естественно, бесплатно. От такого положения вещей Мусоргский пил еще больше.
Друзья и коллеги по «Могучей кучке» видели прогрессирующую алкогольную зависимость композитора, но не пытались помочь с лечением. В последние годы большинство знакомых вообще отвернулось от него, считая окончательно падшим. Смерть Мусоргского была практически самоубийством: смертельный приступ вызвала бутылка коньяка, контрабандой пронесенная в палату, где лежал больной композитор.
Гений против употребления
1852–1856 Модест поступает в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где, попав под влияние старших товарищей, начинает пить. Знакомится с М.А. Балакиревым , главой «Могучей кучки». Начинает сочинять музыку.
1858–1868 Выходит в отставку, чтобы «полностью посвятить себя музыке» — и винопитию. Вскоре в Петербурге публично исполняются его первые сочинения: «Скерцо си-бемоль мажор» и хор из трагедии «Царь Эдип». Реформа 1861 года (освобождение крестьян) заставляет Мусоргского поступить на службу в Инженерное управление. Пишет песни, романсы и оркестровые пьесы, в том числе « Иванову ночь на Лысой горе». Чтобы поправить здоровье, проводит три года в имении брата в Минкино.
1869 Влиятельный поклонник его таланта славянофил Филиппов предлагает композитору место канцеляриста — Мусоргский служит в «должности Акакия Акакиевича» в Лесном департаменте. Продолжает пить, и его не увольняют со службы только благодаря покровительству начальника. Пишет камерную оперу «Женитьба» по Гоголю и семь сцен из трагедии Пушкина «Борис Годунов». По ночам пьет в кабаке «Малый Ярославец».
1872-1877 Сочиняет вокальный цикл «Детская», начинает работу над «Хованщиной». Вторая редакция «Бориса Годунова» ставится в Мариинском театре . С середины 1870-х пьет все больше. Пишет свой главный шедевр — фортепианную сюиту «Картинки с выставки».
1880 Вынужден оставить должность. Работает аккомпаниатором на частных певческих курсах. Живет в меблированных комнатах, почти ни с кем не общается.
1881 В феврале серьезно заболевает. Помраченное сознание, тревожность, страх, двигательное возбуждение, зрительные галлюцинации, потливость — налицо все признаки белой горячки. После приступа его помещают в Николаевский военный госпиталь. Два последних дня жизни Мусоргского стали медленной агонией. Он просил приносить ему газеты и читал в них заметки про собственное ухудшающееся состояние. Как только композитору стало лучше, он подкупил больничного сторожа, и тот принес Мусоргскому бутылку коньяка и яблоко на закуску. Эта роковая бутыль вызвала новый смертельный удар, от которого Мусоргский умер 16 марта.
Читать еще: Как называют якутов. Традиции и обычаи якутов
Собутыльники
Виктор Гартман
Друг Мусоргского , известный художник и архитектор, умер от алкоголизма в возрасте 39 лет. Мусоргский посетил посмертную выставку работ Гартмана , после чего сам ушел в запой и написал в память о друге «Картинки с выставки».
Илья Репин
Главный передвижник был в числе немногих, кто не бросил Мусоргского в беде. В последний месяц жизни композитора он навещал его в госпитале и написал с опустившегося Мусоргского самый известный его портрет.
Арсений Голенищев -Кутузов
Третьестепенный поэт, на стихи которого Мусоргский создал два вокальных цикла. Несколько лет они жили вместе, проводя вечера в ресторанах или дома за роялем, музицируя, выпивая и читая стихи.
Модест Мусоргский. Гений отчаяния
Т алант попадает в цель, которую видят все, гений — в цель, которую видит он один. Это раздражает и озлобляет современников, но восхищает потомков. Всё вышесказанное абсолютно применимо к Модесту Петровичу Мусоргскому — русскому композитору, на десятилетия опередившему своё время. Пожалуй, только Бах опережает его по степени «музыкальной проскопии», но он — особый случай, в его полифонических звукосочетаниях вообще закодирована, по сути, вся музыка человечества. Но это — тема особого разговора, поэтому вернёмся к Мусоргскому.
На самом деле его настоящая фамилия — Мусирский, так он записан в метрической книге. Однако ещё в молодости озорник Модест поменял фамилию на более благозвучную, оправдывая это родством с прямым потомком Рюриков по прозвищу Мусорга (). Неизвестно, насколько это соответствует действительности, но то, что мать композитора находилась в родстве с фельдмаршалом Кутузовым, — это точно. Вообще же следует отметить, что жизнь и творчество Мусоргского изобилуют удивительными мистическими событиями и совпадениями.
Начиналось это ещё до его рождения — его старший брат, названный Алексеем, умер во младенчестве. Второго снова назвали Алексеем, и он тоже умер. Тогда третьего назвали Филаретом, а дома звали Евгением — и он благополучно пережил своего младшего — Модеста. С детства маленький Модя проявлял явную музыкальную одарённость — легко обучился игре на фортепиано под руководством матери и достиг в этом немалых успехов — в 9 лет играл перед гостями непростой концерт Фильда. Но дворянским детям, при всей любви родителей к музыке, не пристало заниматься какой-либо службой, кроме военной, и братьев Мусирских определяют в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров — ту самую, в которой в своё время учился Лермонтов. Но с музыкой Модест не расстаётся — с ним с удовольствием занимается Антон Августович Герке — блестящий пианист, ученик Фильда, Мошелеса и Фердинанда Риса. И вновь мистическая связь — Рис пять лет брал уроки у Бетховена, поэтому Мусоргского отчасти можно считать учеником Бетховенской школы. Мальчика раздражали придирки учителя, но только до тех пор, пока он не услышал, как играет Герке, — с тех пор его авторитет стал непререкаем. Любопытна следующая история. Перед поступлением в юнкерскую школу Модест сочинил польку, которую решили издать и подарить дочери начальника школы — Студгофа. Герке попросили помочь в издании, он согласился, а заодно решил подредактировать сочинение. Когда же полька, получившая название «Подпрапорщик», вышла в издательстве Бернарда, юный автор не узнал своё детище — осталась только мелодия, да и та «приглаженная и облагороженная», со множеством модуляций и украшений. И вроде всё было правильно, но композитор чувствовал — что-то пропало. Пропал дух лёгкой неуклюжести, искренности, придававшей ей такое очарование, когда Модест играл её сам. И что удивительно, отец сказал ему — «а мне, когда ты без нот играл, — больше нравилось». С тех пор так и пошло у Мусоргского — его постоянно, часто из лучших побуждений редактировали и облагораживали, иногда теряя то главное, что было так дорого композитору.
Но Мусорянин, так называл его Стасов, как правило, не спорил, часто соглашаясь на переделки. Отчасти этому могла способствовать его неуверенность в себе — ведь, строго говоря, Мусоргский был музыкантом-любителем. Дело в том, что в то время в России теоретические музыкальные дисциплины изучать было негде (первая консерватория откроется только в 1862 году). Выкручивались, как могли. Кто то, как Глинка, ехал учиться за границу. А кто то, как Балакирев, изучал музыкальную литературу прошлого и настоящего, анализируя проигранное и услышанное. Благодаря исключительному таланту из анализа самостоятельно выводились законы гармонии, контрапункта, оркестровки. Именно так занимался Балакирев с Мусоргским. Последний благодаря блестящей пианистической технике (его нередко сравнивали с Рубинштейном) и прекрасной читке с листа был не только способным учеником, но и незаменимым партнёром во всех музыкальных начинаниях. Однако титанически мощная индивидуальность и собственное понимание музыкальных задач уводили Мусоргского всё дальше от общепринятых эстетических норм. Так, например, его перу принадлежит опера «Женитьба», где впервые музыка писалась прямо на прозаический текст. Это было расценено, в том числе и самим автором, как забавный творческий эксперимент, не более. А через много десятилетий это станет основной формой оперной музыки — опера-речитатив. Или его новации в области острых гармонических сопоставлений — не зря импрессионисты считают своим предтечей больше Мусоргского, чем Римского-Корсакова. Ну и, наконец, его удивительное умение отразить в мелодии, в интонации особенности разговорной речи и характера не только взрослых, но и детей, что гораздо труднее. Неслучайно у старика Листа дрожали пальцы от волнения, когда он проигрывал цикл «Детская». Потрясённый маэстро посвятил Мусоргскому фортепианную миниатюру. Однако даже у единомышленников композитор находит всё меньше понимания — растут раздражение и отчуждённость: Модест Петрович становится «гадким утёнком» среди балакиревцев. Ещё один странный и мистический факт — незадолго до смерти Репин пишет портрет композитора. Как выяснилось позже, многие, кто позировал Репину, вскоре умирали — Писемский, Пирогов, Тютчев и многие другие. Мусоргский не оказался исключением.
Читать еще: Какой рост у Ивана Урганта.
Сегодня, по истечении многих десятилетий, становится ясен масштаб гениальности великого сына России. На протяжении этого времени его идеи вдохновляли не одно поколение музыкантов. Его цикл «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля стал отдельным произведением — шедевром мировой музыки. А Кейт Эммерсон вошёл в историю рока благодаря своему переложению того же материала. И только у России, как всегда, свой, особый путь. На одном краю Гергиев, устраивающий концерты всех произведений Мусоргского, на другом чиновники — на месте захоронения композитора сейчас автобусная остановка.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- ЕДА (1031)
- восток (12)
- детям (2)
- варенье (1)
- детям (1)
- картошка (24)
- кулинарный атлас мира (3)
- мясо (123)
- напитки (88)
- овощи (76)
- постная кухня (27)
- птица (72)
- рыба и морепродукты (116)
- салаты,закуски,нарезки (131)
- супы,борщи (32)
- торты,пироги,десерты (394)
- алла пугачева (19)
- Базары,рынки,шоппинг (118)
- ГЕНИИ (211)
- ГОРОСКОПЫ (2)
- НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ (1)
- ДЛЯ ДЕТЕЙ (169)
- делаем вместе (28)
- ДЛЯ ДОМА (106)
- ЗДОРОВЬЕ (465)
- ИНТЕРЕСНОСТИ (1518)
- ИНФОГРАФИКА (38)
- ИСКУССТВО (2076)
- архитектура (150)
- блог Стаса Садальского (68)
- выставки (144)
- декор (458)
- живопись (566)
- звездные пары (36)
- интерьеры (381)
- искусство фотографии (384)
- креатив (29)
- Любимые композиторы (4)
- мои фотоработы (4)
- музеи мира (20)
- поэзия (58)
- учимся рисовать (4)
- фильмы (5)
- шоу-бизнесс (8)
- этно (3)
- ювелирное искусство (104)
- ИСТОРИЯ (528)
- дворцы России (12)
- ОРДЕН ТАМПЛИЕРОВ (5)
- КИНО (525)
- советские фильмы.полный список.по алфавиту (18)
- фильмы для души (51)
- фильмы,актеры,роли (454)
- шедевры мирового кино фильмы (30)
- КНИГИ (59)
- КРЫМ (203)
- затонувшие корабли (3)
- легенды крыма (7)
- однодневные маршруты (95)
- ПРОГУЛКИ ПО КРЫМУ C АЛЕКСОЙ ГАЙВОРОНСКИМ (2)
- симферополь (13)
- фильмы снятые в крыму (1)
- ФОТО (13)
- МИР МОДЫ (1509)
- ARTKA (27)
- бохо (517)
- история моды (568)
- мода (421)
- стили в моде (36)
- шебби-шик (28)
- МУЗЫКА (134)
- богушевская (5)
- весь вертинский (14)
- джаз (17)
- классика (21)
- легендарные музыканты (39)
- музыка из к/ф (2)
- музыкальные инструменты (9)
- помощь по сайтам и блогам (19)
- ПРАВОСЛАВИЕ (173)
- православный календарь (19)
- ПУТЕШЕСТВИЯ (210)
- весь мир в глазах твоих (194)
- ЗАМКИ И ДВОРЦЫ (4)
- Москва (4)
- тибет глазами oldkurik (12)
- родились в этот день (55)
- РУКОДЕЛОЧКИ (2008)
- бисер (34)
- букет из конфет (4)
- вышивка (131)
- вязание (197)
- декупаж (65)
- идеи для творчества (423)
- из пластиковых бутылок (11)
- из проволоки (28)
- канзаши (2)
- Кастомайзинг (34)
- кожа (1)
- кружевоплетение (26)
- кукольные домики (21)
- Лэмпворк (3)
- мастер-класс (625)
- мои работы (14)
- мыло (7)
- новогоднее (76)
- папье-маше (40)
- пуговицы (17)
- разные разности (24)
- соленое тесто (3)
- сумки (24)
- сутаж (1)
- текстильные игрушки (54)
- украшения (201)
- фетр (8)
- цветы из ткани (76)
- СИГАРЫ (1)
- СМЕШНЫЕ ИСТОРИИ (4)
- ТЕАТР (522)
- актерские байки (383)
- антреприза (9)
- балет (42)
- БДТ им.ТоBстоного,Ленинград (3)
- великие актеры (155)
- Им.Станиславского (1)
- Ленинского комсомола (6)
- малый театр (2)
- Маяковского театр (5)
- мОССОВЕТА (1)
- Моссовета театр (3)
- МХАТ (6)
- опера (8)
- оперетта (2)
- Островский (1)
- таганка (3)
- театр Вахтангова (2)
- театр о.Табакова (1)
- театр сатиры (4)
- экранизация (13)
- УЖАС (25)
- учебные заведения (8)
- учим английский (1)
- ЭЗОТЕРИКА (155)
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Алкогений Модест Мусоргский
«Врагом Мусоргского была склонность к употреблению спиртных напитков.
Эта пагубная страсть крепко держала его и довела до могилы» Михаил Иванов, музыкальный критик
Читать еще: Князь андрей в лысых горах. Лысые горы война и мир
Великий русский композитор, один из легендарной «Могучей кучки» Модест Мусоргский (1839–1881) был классическим барином-либералом. А, как известно, талантливые люди на Руси, испытывающие жаркую любовь к простому народу, не могут не пить — они просто не знают другого способа стать ближе к предмету обожания. Так что помимо создания «народных» опер композитор с пятнадцати лет увлекался и народным сорокаградусным зельем — до тех пор, пока не стал сам похож на героев своих музыкальных произведений, бродяг и юродивых.
Молодой барин Модест, едва покинув родовое гнездо и переселившись в столицу, быстро превратился в опустившегося богемного персонажа, «перекати-поле» без семьи, без постоянного заработка, без дома. Дармовые обеды в гостях, шатания по меблирашкам, а бывало, и ночью по улице с чемоданчиком в руке, когда выгоняли с квартиры. Тем не менее, Мусоргский воспринимал бытовые лишения как цену, которую приходится платить за артистические устремления — потому он вовсю черпал вдохновение в водке. Так, во время очередного запоя был задуман и воплощен один из самых значительных циклов в мировой музыке — «Картинки с выставки». Так же создавалась и опера «Борис Годунов». Кромсая в пьяном кураже пушкинский текст, композитор вставлял в либретто реплики вроде «Ай, лихонько» и «Митюх, че орешь?» — само собой, чтобы быть ближе к народу.
Отзывы современников о Мусоргском противоречивы — нередко о нем судили как о человеке пустом и недалеком. При этом Мусоргский оставался патологическим альтруистом, и этим качеством пользовались все кому не лень. Он был пианистом-виртуозом и выдающимся аккомпаниатором, и его часто приглашали выступать в благотворительных концертах — естественно, бесплатно. От такого положения вещей Мусоргский пил еще больше.
Друзья и коллеги по «Могучей кучке» видели прогрессирующую алкогольную зависимость композитора, но не пытались помочь с лечением. В последние годы большинство знакомых вообще отвернулось от него, считая окончательно падшим. Смерть Мусоргского была практически самоубийством: смертельный приступ вызвала бутылка коньяка, контрабандой пронесенная в палату, где лежал больной композитор.
Гений против употребления
1852–1856 Модест поступает в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где, попав под влияние старших товарищей, начинает пить. Знакомится с М.А. Балакиревым, главой «Могучей кучки». Начинает сочинять музыку.
1858–1868 Выходит в отставку, чтобы «полностью посвятить себя музыке» — и винопитию. Вскоре в Петербурге публично исполняются его первые сочинения: «Скерцо си-бемоль мажор» и хор из трагедии «Царь Эдип». Реформа 1861 года (освобождение крестьян) заставляет Мусоргского поступить на службу в Инженерное управление. Пишет песни, романсы и оркестровые пьесы, в том числе «Иванову ночь на Лысой горе». Чтобы поправить здоровье, проводит три года в имении брата в Минкино.
1869 Влиятельный поклонник его таланта славянофил Филиппов предлагает композитору место канцеляриста — Мусоргский служит в «должности Акакия Акакиевича» в Лесном департаменте. Продолжает пить, и его не увольняют со службы только благодаря покровительству начальника. Пишет камерную оперу «Женитьба» по Гоголю и семь сцен из трагедии Пушкина «Борис Годунов». По ночам пьет в кабаке «Малый Ярославец».
1872-1877 Сочиняет вокальный цикл «Детская», начинает работу над «Хованщиной». Вторая редакция «Бориса Годунова» ставится в Мариинском театре. С середины 1870-х пьет все больше. Пишет свой главный шедевр — фортепианную сюиту «Картинки с выставки».
1880 Вынужден оставить должность. Работает аккомпаниатором на частных певческих курсах. Живет в меблированных комнатах, почти ни с кем не общается.
1881 В феврале серьезно заболевает. Помраченное сознание, тревожность, страх, двигательное возбуждение, зрительные галлюцинации, потливость — налицо все признаки белой горячки. После приступа его помещают в Николаевский военный госпиталь. Два последних дня жизни Мусоргского стали медленной агонией. Он просил приносить ему газеты и читал в них заметки про собственное ухудшающееся состояние. Как только композитору стало лучше, он подкупил больничного сторожа, и тот принес Мусоргскому бутылку коньяка и яблоко на закуску. Эта роковая бутыль вызвала новый смертельный удар, от которого Мусоргский умер 16 марта.
Друг Мусоргского, известный художник и архитектор, умер от алкоголизма в возрасте 39 лет. Мусоргский посетил посмертную выставку работ Гартмана, после чего сам ушел в запой и написал в память о друге «Картинки с выставки».
Главный передвижник был в числе немногих, кто не бросил Мусоргского в беде. В последний месяц жизни композитора он навещал его в госпитале и написал с опустившегося Мусоргского самый известный его портрет.
Третьестепенный поэт, на стихи которого Мусоргский создал два вокальных цикла. Несколько лет они жили вместе, проводя вечера в ресторанах или дома за роялем, музицируя, выпивая и читая стихи.
Источники:
http://news.myseldon.com/ru/news/index/218204407
http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3834
http://www.liveinternet.ru/users/3780265/post353448013/