Малые народы урала. Аборигены урала

Манси — народ, составляющий коренное население Северного Урала Это финно-угорский народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, манси, ханты).

Первоначально народ манси жил на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы. В научной литературе народ манси вместе с народом ханты объединяются общим названием обские угры.

В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях — юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей. Наиболее известные из них: Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтиярова, Юрта Пакина (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеватпауль), Юрта Курикова и др. Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель, а также в посёлке Умша (см.фото).

Среди ученых нет единого мнения о точном времени образования мансийского народа на Урале. Считается, что манси и родственные им ханты возникли при слиянии древнего угорского народа и коренных уральских племен около трех тысяч лет назад. Угры, населяющие юг Западной Сибири и север Казахстана по причинам климатического изменения на земле вынуждены были кочевать на север и дальше на северо-запад, в район современной Венгрии, Кубани, Причерноморья. За несколько тысячелетий племена угров-скотоводов пришли на Урал, перемешались с коренными племенами охотников и рыболовов.

Древний народ разделялся на две группы, так называемые фратрии. Одну составляли угры-пришельцы «фратрия Мось», другую — аборигены-уральцы «фратрия Пор». По обычаю, сохранившемуся до наших дней, браки должны заключаться между людьми из разных фратрий. Происходило постоянное смешение людей для предотвращения вымирания нации. Каждую фратрию олицетворял свой идол-зверь. Предком Пор был медведь, а Мось — женщина Калтащ, проявляющаяся в образе гусыни, бабочки, зайчихи. До нас дошли сведения о почитании зверей предков, запрете охоты на них. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, народ манси активно участвовал в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре. У каждой фратрии на протяжении долгого времени существовало свое центральное молебное место, одним из которых является святилище на реке Ляпин. Там собирались люди из множества паулей по рекам Сосьва, Ляпин, Обь.

Одним из самых древних святилищ, дошедших до наших дней, является Писаный камень на Вишере. Оно функционировало долгое время — 5-6 тысяч лет в эпохи неолита, энеолита, средневековья. На почти отвесных скалах охотники рисовали охрой изображения духов и богов. Рядом, на многочисленных природных «полочках» складывали подношения: серебряные пластины, медные бляшки, кремневые орудия. Археологи предполагают, что в рисунках зашифрована часть древней карты Урала. Кстати, ученые предполагают, что многие названия рек и гор (например, Вишера, Лозьва) являются домансийскими, то есть имеют гораздо более древние корни, чем принято считать.

Читать еще:  Не то страшно что убьет. Тайна размахивания руками

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае, были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна-кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский. Мансийская письменность существует с 1931 года. Русское слово «мамонт» предположительно происходит от мансийского «манг онт» — «земляной рог». Через посредство русского это мансийское слово попало в большинство европейских языков (в англ. Mammoth).

Источники: 12,13 и 14 фото взяты из серии «Суйватпауль, весна 1958 года», принадлежат семье Юрия Михайловича Кривоносова, известнейшего советского фотографа. Он много лет работал в журнале «Советское фото».

КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ УРАЛА: ОТ КОШКИНЦЕВ ДО ЧУДСКИХ ПЛЕМЕН

Уральский край всегда отличался значительным этнокультурным разнообразием. Достаточно сказать, что по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в Свердловской области были зафиксированы представители более чем 120 национальностей. Некоторые ученые считают, что древнейшие люди появились на Среднем Урале примерно 10 тысяч лет назад…

В 1982 году около Верхнего Тагила было обнаружено святилище середины 3 — начала 2 тысячелетия до нашей эры, открыт уникальный археологический памятник специалистами по этнокультурной истории Урала.

Кроме этого святилища, впоследствии было обнаружено еще несколько стоянок, относящихся к одной и той же культуре, которая получила название «кошкинской» либо «козловской».

археол. культура раннего неолита (V — нач. IV тыс. до н.э.), названа по стоянке Кошкино V на лев. берегу р. Тобол, у дер. Кошкино (Кург. обл., Белозерский р-н). Выделена В.Т.Ковалевой. Сформировалась в результате миграции нас. из юж. обл. в лесостепную и степную зоны Зауралья и адаптации к новым условиям. Ареал — лесостепное и степное Зауралье. Стоянки «кошкинской культуры» были небольшими поселениями с жилищами в виде полуземлянок овальной формы.

Во 2-м тысячелетии до нашей эры произошел переход от эпохи камня к эпохе металла. Тогда люди на Урале стали часто селиться в районе верховьев рек Тагил и Нейва. Часть финно-угорских племен в то время мигрировала с территории Поволжья и Предуралья на Урал. Здесь финно-угры частично ассимилировали носителей «кошкинской культуры».

Следующим этапом развития людей на Урале стала «иткульская культура», относящаяся к угорской группе.

Городища иткульцев находились на возвышенных местах, так как им нужен был ветер для технологического процесса изготовления металла. После иткульцев были обнаружены шлак, руда, медные слитки.

Оказывается, представители «иткульской культуры» добывали медь в районе знаменитых Гумешек (нынешний Сысертский район), воспетых в сказах Бажова. Позднее иткульцы добывали еще и железо, а также занимались охотой и рыболовством. Они поклонялись солнцу, но при раскопках иткульских поселений было найдено немало и птицевидных идолов.

Затем Урал подвергся нашествию сарматов, после которых остались следы кочевой «прохоровской культуры». Изначально сарматы шли на Урал за медью и железом, но вскоре численность населения этого племени увеличилась, и сарматы стали жить на Урале, вытеснив иткульцев на север. Граница между сарматами и иткульцами тогда проходила примерно по рекам Исети и Чусовой. В XIX веке около Ревды были обнаружены три кургана с захоронениями сарматов.

Читать еще:  Биография иоганна штрауса. Биография штрауса

В течение 1-го тысячелетия до нашей эры сарматы покинули Средний Урал. Возможно, скотоводы-сарматы исчерпали доступные им природные ресурсы. Не исключено, что они решили переселиться в Поволжье, где местные племена уступали сарматам и в организации, и в вооружении.

После ухода сарматов угорские племена снова стали хозяевами Урала. При первом знакомстве с новгородскими русскими дружинами в XIV—XV веках угры получили прозвище «чудь» — то есть «чудные люди». Новгородцы называли так своих соседей (эстов, ливов и других), ну и перенесли название одних иноземцев на других.

Угры обычно селились на возвышенных местах с природными преградами, выкапывали рвы и насыпали валы для дополнительной защиты. Позднее, после прихода русских на Урал, угорские племена мигрировали на север и северо-восток, став народами ханты и манси. Угры подверглись христианизации, но сохранили и многие традиции язычества и шаманизма. Поэтому теперь в жилищах манси могут спокойно соседствовать православные иконы и языческие идолы. В то же время наряду с русскими на Урале стали селиться марийцы, татары, башкиры. Жил здесь и такой народ, как терсяки. Они платили русским ясашный налог, но в переписях терсяков записывали почему-то в число татар и башкир, хотя терсяки сильно отличались от обоих этих народов. Терсяки жили в районе современного Первоуральска и Ревды, а пришли они на Урал откуда-то из района реки Уфа (по одной версии), либо с Алтая (по другой).

АБОРИГЕНЫ УРАЛА

, которые считаются коренными жителями Среднего Урала, проживали, очевидно, севернее, в зоне сплошной тайги, то есть за той линией, которая является границей населения Урала тюрками. Это доказывается тем, что русские еще со времен Великого Новгорода проникли на Урал не только на Северный, то есть туда, где проживали таежные племена, которые в силу своей малочисленности, неорганизованности и разбросанности не могли оказать серьезного сопротивления русским дружинам. Вплоть до XVII века, то есть до распада Ногайской Орды, русские не могли попасть южнее линии Пермь — верховья Туры. Это говорит о том, что здесь проживали не малочисленные охотники-вогулы, а мощные земледельческие племена тюрков: татар и башкир, с ними вперемежку — марийцы.

На севере вдоль дороги, ведущей в Тюмень, были построены крепостцы и городки:

  • Лезьвинский (1593г.),
  • Верхотурье (1598г.),
  • Туринск (1600г.) и т.д.

И только через сто лет, то есть после полной победы над ногайскими татарами, администрация смогла приступить к строительству крепостей, городов будущего горнозаводского Урала:

  • Невьянской (1701г.),
  • Каменский (1701г.),
  • Алапаевской (1704г.),
  • Уктусский (1704г.),
  • Полевской (1727г.),
  • Нижне-Тагильской (1725г.) и т.д.

Для преодоления сопротивления татар императорская администрация применяла разные методы: прямое физическое уничтожение, стравливание одних на других, т.е. политику «разделяй и властвуй». С этой целью были созданы различные сословия местных народностей, крупнейшим из которых было башкирское. Для этого Уфимская провинция была переименована в Башкирию (неофициально). Хотя башкир было в ней не более 35 тысяч, в это сословие постепенно вошло очень много и татар, и чувашей, и марийцев, и даже некоторое количество русских. Это сословие получило значительные льготы и, такими образом, была создана прослойка населения, считавшегося благонадежным. По словам казанского губернатора , количество башкир за 20 лет (1710-1730) за счет других народов увеличилось до ста тысяч. Таким образом, множество уральских татар записались тогда башкирами.

Археологические исследования позволили сделать вывод, что 3-4 тысячи лет назад (и даже раньше, в эпоху изолита) на Южном и Среднем Урале (а также в Предуралье) в результате смешения племен и других древних культур, которые носили признаки европеоидного и монголоидного антропологического характера, произошло формирование метисного типа, получившего название ), который стал характерным для м, и отмечается также в одной четверти состава татар, чего нет в других тюркских народах. Это тоже показательно, что татары — потомки коренных уральцев.

Данные соображения подтверждает и мнение ученых — лингвистов, отмечающих сильное влияние татарского языка на финно-угорские языки: марийский, удмуртский и коми, в которых очень много татарских слов. Все вышеприведенные выводы и положения ученых-историков, археологов, лингвистов позволяют прийти к заключению, что:

  1. На Южном и Среднем Урале в течение нескольких тысячелетий проживали племенные союзы скифов, сарматов, савроматов, в которых доминировали тюркоязычные племена (скифы в переводе тюркского люди с ножами; сарматы и савромяты — люди с кожаным мешком — сармой). В первом тысячелетии нашей эры их предки входили в государство , а затем в .
  2. В образовавшемся после нашествия государстве все тюркские племена на территории западных скифов сформировались в единый этнос и получили название
  3. После распада Золотой Орды татары, проживающие на Урале, и башкиры вошли в состав , остальные татары — еще в пять татарских государственных образований.
  4. Утверждение официальной исторической науки о том, что татары пришли с востока вместе с монголами, является блефом, так как, чтобы заселить такую громадную территорию, как Золотая Орда, пришлыми людьми или чтобы статарить на этой территории все местное население, создав государство, равносильное тогдашнему русскому, потребовалось бы переселить с востока миллионы людей.
  5. Татары являются коренными жителями Южного и Среднего Урала, это доказывается многочисленными топономическими, археологическими, лингвистическими и другими материалами. Да и само слово «Урал» — тюркского происхождения. Если бы татары пришли с востока, то их язык был бы идентичен языку алтайских, прибайкальских тюрков, а он сильно отличается от них, имея и в лексике, и в фонетике, да и в грамматике элементы, ясно доказывающие тысячелетние контакты с Уральскими языками.

Автор дайной статьи не ученый-историк, но в его распоряжении имеется достаточно трудов, признанных этнографов, лингвистов, археологов и других специалистов, что позволяет произвести вышеприведенные заключения.

Источники:

http://volnomuvolya.com/aborigeni_severnogo_urala_narod_mansi.html
http://zen.yandex.ru/media/id/59bfa0444ffd130a97539397/59d26c519d5cb378fbd69fb8
http://otevalm.livejournal.com/2785347.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гараж открыт