Мифы о мастеринге: 8 заблуждений музыкантов о популярном процессе обработки аудиосигнала

Спросите любого музыканта о том, что такое мастеринг, и вы услышите очень пространные ответы на этот вопрос: Непонимание того, что такое мастеринг порождает ряд мифов и домыслов, которые не имеют ничего общего с действительностью.

SAMESOUND.RU изучил популярные мифы о мастеринге и рассказывает, какие из них являются правдой, а какие нет.

Что такое мастеринг?

Мастеринг — это процесс подготовки и переноса записанного аудиоматериала на какой-либо носитель. При мастеринге звукорежиссеры вносят правки в аудиосигнал, а также всячески полируют трек с помощью эквалайзеров и компрессоров, чтобы добиться идеального звучания конечной фонограммы (насколько это возможно).

В зависимости от поставленных задач и качества исходного материала, аудиозаписи обрабатывают шумоподавителями, различными процессорами, расширяющими или сужающими стереобазу. По окончанию процесса композиции собираются в нужном порядке, дополняются переходами или паузами и компонуются в альбом или сингл. Результатом работы становится мастер-диск или мастер-запись, которая одинаково хорошо будет звучать на любой аппаратуре, а также полностью готовая к распространению на любых носителях.

Распространенные мифы о мастеринге

Миф №1. Не парься из-за сведения — мастеринг все исправит

Нет и не должен. Если вы можете исправить косяки микса во время сведения или вообще переписать что-либо — сделайте это до мастеринга. Также, как извечное для звукозаписи правило «Пофиг, на сведении поправим!» не работает для сведения (см. Почему ждать музу бесполезно), так и не менее частое во время сведения правило «Пофиг, на мастеринге поправим!» не сработает для мастеринга. Здесь нет и не может быть каких-либо компромиссов.

Да, мастеринг может улучшить общий саунд и исправить небольшие недочеты, но глобально ситуацию он не исправит. Запомните простое правило: секрет отличного мастеринга кроется в не менее отличном сведении и записи исходного материала. Поэтому сделать из говна конфетку не получится, а вот конфетку из говна — вполне.

Миф №2. Мастеринг просто делает трек громче

Громкость — не цель музыки, которая прошла мастеринг. Этот процесс выведет уровень громкости микса на определенные значения, но это не основная задача, которая решается мастерингом.

Основная цель мастеринга — сделать так, чтобы песня одинаково хорошо и качественно звучала при прослушивании через любые источники звука. Чтобы достичь этой цели, звукорежиссеры правят аудио, полируют его компрессорами и эквалайзерами, добавляют фейды, устраняют резкость звука, добиваются единообразия звучания всех песен и делают много чего еще.

Миф №3. Мастеринг — это обман и надувательство!

Существует определенная прослойка звукорежиссеров, утверждающих, что они лучшие в вопросах мастеринга, а их студия оснащена самым крутым оборудованием для этого дела. Такие заявления — обман и надувательство. Кто лучший, а кто нет — вещь субъективная, а самого крутого оборудования попросту не существует.

Количество студий звукозаписи, специализирующихся на мастеринге, исчисляется тысячами. Каждая из них обладает разным опытом и оборудованием, предлагает разное качество работы и цены на свои услуги. Несмотря на все эти различия, все они делают мастеринг исходя из своих умений, опыта и возможностей, но об обмане речи не идет.

Миф №4. Мастеринг можно сделать самостоятельно с помощью плагинов

Очень распространенный миф, который сложно развенчать. Если обладать необходимым опытом и оборудованием, а также подходящим помещением, то сделать мастеринг дома возможно. В противном случае, самостоятельный мастеринг будет очень сложной задачей.

Мастеринг звука основывается на принятии правильных решений, а не на специфическом наборе оборудования или программного обеспечения. Отдавая материал на мастеринг, мы платим за опыт звукорежиссера, который знает, что и как нужно делать, когда и чем нужно воспользоваться. Плагины, как и в любом другом случае, всего лишь инструмент в руках профессионала.

Миф №5. Чем громче — тем лучше!

Громкость не должна наносить ущерб музыкальной целостности песни. Бездумное применение компрессии ради увеличения громкости не даст ничего: музыка будет звучать зажато и вызывать усталость при прослушивании. К тому же, в разных жанрах есть свои «каноны громкости», зависящие от множества других факторов.

Помните, что у каждого слушателя под рукой всегда находится регулятор громкости. Если он захочет слушать музыку громко, то он просто повернет его в нужную сторону. При этом песня не утомит уши и не будет звучать от этого хуже. Громкость ≠ качество.

Миф №6. Хороший мастеринг можно сделать только на аналоговом оборудовании

Сколько людей — столько и мнений. Каждый звукорежиссер пользуется тем, чем ему нравится: одни предпочитают только аналоговые девайсы, другие — цифровые, третьи комбинируют доступный стафф. Мы снова возвращаемся к тому, что во главу угла здесь ставится опыт и знания звукорежиссера, дополненные умением принимать правильные решения, чтобы получить отличный результат.

Миф №7. Для мастеринга нужен идеальный слух

Распространенный миф, который пошел от непонимания того, что такое мастеринг. Для того, чтобы делать мастеринг, не нужен идеальный слух — гораздо важнее понимать, какую информацию уши доносят до мозга. Поэтому мастерингом может заниматься кто угодно, а слух всегда можно развить.

Миф №8. Мастеринг не нужен всем песням

И да, и нет. По какой-то причине люди думают, что если песня отлично звучит после сведения, то ей не нужен мастеринг, а если сведение не добавило крутизны звуку, то только мастеринг исправит ситуацию (см. миф №1). Такое суждение ошибочно, все зависит от самих музыкантов и целей, которые ставятся перед аудиоматериалом.

Если речь идет о подготовке трека для социальных сетей или видеоролика на YouTube, то мастерингом можно пренебречь (хотя пример Лео Марачиоли говорит об обратном — он делает мастеринг трекам для YouTube). Если вы довольны звучанием трека и не хотите что-либо улучшать — не делайте мастеринг. Это не будет ошибкой, если песня и правда звучит великолепно во всех отношениях. Однако не стоит недооценивать свежий взгляд на свою музыку чужими ушами: опытный звукорежиссер всегда найдет, что можно улучшить в вашем треке.

What's Your Reaction?

Источник: samesound.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гараж открыт