Мифы об орфее. В гостях у Аида

Миф об Орфее и Эвридике, рассказанный художниками

Миф об Орфее. Эдвард Пойнтер. «Орфей и Эвридика», 1862

Миф об Орфее и его возлюбленной Эвридике находит воплощение в искусстве уже в начале VI века до н. э. Со времен античности осталось много мозаик и ваз с росписью на этот сюжет. В наши дни он тоже актуален, так что миф об Орфее вдохновляет художников более двух с половиной тысячелетий! Для творческих личностей этот герой особенно близок, ведь он был певцом и музыкантом. Его подвиги совершались с помощью лиры, а не оружия. К тому же его история — длинная и содержательная. Каждый находит в ней момент, который хочется изобразить, будь то любовь и преданность или отчаяние и одиночество.

Орфей в окружении животных. Древнеримская мозаика из Палермо

Орфей и звери

В мифе об Орфее рассказывается о его мелодиях, очаровывающих всех, ведь матерью певца была муза песнопений Каллиопа. Ни друзья, ни враги не могли остаться равнодушными к чудесным звукам золотой лиры. Даже дикие звери приходили послушать певца и смирно сидели рядом с ним, а деревья и камни сдвигались с места. Этот дар использовали аргонавты, когда проплывали мимо острова с сиренами. Коварные создания с обольстительными голосами вынуждены были замолчать, едва услышав Орфея. Так «Арго» благополучно миновал опасное место и продолжил путешествие.

Миф об Орфее. Себастьян Вранкс. «Орфей и животные», 1595

Миф об Орфее часто воплощается в живописи в виде сюжета, где герой играет на лире, а вокруг собираются очарованные звери, птицы и змеи. Так художники размышляют о роли творчества в жизни и о победе гармонии над хаосом. Особенно много подобных картин появляется в эпоху Барокко. Хорошие примеры — полотно фламандца Себастьяна Вранкса (Sebastian Vrancx) и итальянца Алессандро Варотари (Alessandro Varotari).

Миф об Орфее. Алессандро Варотари. «Орфей», 1649

Трагичная любовь

Орфей глубоко и трепетно любил свою жену Эвридику. Она была прекрасной нимфой и отвечала ему взаимностью. Жестокая судьба не дала влюбленным долго наслаждаться счастьем. Однажды Эвридика с подругами-наядами собирала цветы и не заметила в траве ядовитую змею. По одной из версий, красавице пришлось убегать от преследовавшего ее Аристея, сына Аполлона, и поэтому она не заметила опасности. Змеиный яд быстро оборвал жизнь Эвридики. Безутешный Орфей долго оплакивал супругу, и вся природа скорбела с ним под горестные мелодии.

Момент смерти Эвридики запечатлели мастера эпохи Возрождения — Тициан (Tiziano Vecellio) и Якопо дель Селлайо (Jacopo del Sellaio).

Миф об Орфее. Якопо дель Селлайо. «Орфей и Эвридика», 1480

Миф об Орфее. Тициан. «Орфей и Эвридика», 1508

Орфей в подземном царстве

Герой не смирился с потерей возлюбленной и решил отправиться в царство мертвых, чтобы попросить бога подземного мира Аида вернуть Эвридику к жизни. Простой смертный не смог бы спуститься под землю: путь охранял трехглавый пес Цербер, а перевезти через реку Стикс мог только суровый Харон. Но печальные звуки лиры усмирили Цербера и растрогали мрачного Харона, так что Орфей предстал перед Аидом и его женой Персефоной. Чарующие песни о счастливой любви и о тоске по Эвридике тронули все подземное царство. Аид соглашается отпустить Эвридику, но ставит одно условие: возвращающийся в мир живых Орфей ни разу не должен оглянуться на следующую за ним тень Эвридики.

Миф об Орфее. Питер Пауль Рубенс. «Орфей и Эвридика», 1638

Момент, когда прекрасная возлюбленная, кажется, спасена — один из самых светлых в этой легенде. Его выбрал Рубенс (Pieter Paul Rubens), который любил изображать любовь, счастье и радость. В эпоху Рококо к этому сюжету обратился французский художник Жан Рау (Jean Raoux). Другое видение предлагает британский академист Фредерик Лейтон (Frederic Leighton). Его произведение воплощает традиционную для классической школы идею борьбы разума и чувства.

Миф об Орфее. Жан Рау. «Орфей и Эвридика», 1720

Миф об Орфее. Фредерик Лейтон. «Орфей и Эвридика», 1864

Потеря Эвридики

Орфей отправился назад, следуя за богом Гермесом, а за ним неслышно скользила тень возлюбленной. Вот уже близок выход на поверхность земли, осталось преодолеть последнюю узкую тропинку. Но путь лежит в темноте и часто преграждается камнями. Идущего впереди Гермеса еле видно. Певец тревожится, что Эвридика отстала, ведь ее шагов совсем не слышно! Уже показался свет выхода, но Орфея охватил страх и он обернулся, следуя зову непреодолимой любви. В тот же миг находившаяся рядом тень Эвридики растворилась во мраке. В отчаянии, герой решился вновь вернуться к Аиду, но не смог второй раз убедить Харона перевезти его.

Читать еще:  Данте рай краткое содержание. Божественная комедия

Эта часть истории самая драматичная, ведь Орфей теряет возлюбленную не из-за трагичной случайности, а по собственной вине. Глубину его отчаяния попытался передать французский представитель неоклассицизма Мишель-Мартен Дроллинг (Michel-Martin Drolling).

Миф об Орфее. Мишель-Мартен Дроллинг. «Орфей и Эвридика», 1820

Смерть Орфея

Долгие годы герой не мог забыть свою жену. Он почти перестал играть на лире, и другие женщины не могли привлечь его. День за днем певец бродил вдали от людей, не желая никого видеть. Однажды Орфея нашли вакханки — пришедшие в неистовство опьяненные женщины, отвергнутые им ранее. Они набросились на несчастного, забили его камнями и растерзали тело. Голова музыканта и золотая лира упали в море, и волны прибили их к острову Лесбос. Душа Орфея наконец-то соединилась с любимой Эвридикой. Боги наказали безумных вакханок, превратив их в деревья, а лира превратилась в созвездие.

Миф об Орфее. Гюстав Моро. «Фракийская девушка с головой Орфея на лире», 1866

Мотив гибели Орфея стал популярным в творчестве символистов во второй половине XIX века. Образ певца, страдающего и умирающего от непонимания окружающих, — близкий многим художникам символ искусства. Самые запоминающиеся произведения создали французский живописец Гюстав Моро (Gustave Moreau) и прерафаэлит Джон Уотерхаус (John William Waterhouse).

Миф об Орфее. Джон Уотерхаус. «Нимфы, нашедшие голову Орфея», 1900

Картины, изображающие античные мифы, всегда востребованы. Приобрести такой холст — значит пополнить коллекцию не выходящим из моды и понятным в любую эпоху сюжетом. Покупать полотна старых и современных мастеров удобнее всего на сайте Very Important Lot. Смотрите наши аукционы, и ни одна ценная работа не пройдет мимо вас!

Миф об Орфее.Коро Камиль. «Орфей, ведущий Эвридику из царства теней», 1861

Мифы об Орфее: содержание

Все-таки есть в музыке что-то мистическое. Нечто непознанное и невыученное, что может изменять все вокруг. Мелодия, слова и голос исполнителя, соединясь воедино, могут менять мир и человеческие души. Когда-то рассказывали о великом певце Орфее, что от его песен замолкали птицы, животные выходили из нор, деревья и горы жались ближе к нему. Реальность это или вымысел — неизвестно, но мифы об Орфее дошли и до наших дней.

Кто такой Орфей?

О происхождении Орфея ходило много преданий и легенд. Кто-то даже говорил, что существовало два Орфея. Согласно самому распространенному варианту, легендарный певец был сыном бога Эагра (фракийское речное божество) и музы эпической поэзии, науки и философии Каллиопы. Хотя некоторые мифы Древней Греции о Орфее говорят, что он был рожден от музы торжественных гимнов Полигимнии либо от музы истории — Клио. По одной из версий, он вообще был сыном Аполлона и Каллиопы.

Согласно греческому словарю, составленному в Х веке, Орфей родился за 11 поколений до начала Троянской войны. В свою очередь Геродор, известный древнегреческий писатель, уверял, что в мире было два Орфея. Один из них — сын Аполлона и Каллиопы, искусный певец и игрок на лире. Второй Орфей — ученик Мусея, известного древнегреческого певца и поэта, аргонавт.

Эвридика

Да, во многих сказаниях фигурировал Орфей, но существует один миф, в котором повествуется о трагической жизни главного героя. Это история об Орфее и Эвридике. В мифах Древней Греции говорится, что Эвридика была лесной нимфой. Она была очарована творчеством легендарного певца Орфея и в конечном счете стала его женой.

В мифе об Орфее не рассказывается о ее происхождении. Единственное, чем отличаются разные легенды и сказания, это ситуация, что послужила причиной ее смерти. Эвридика наступила на змею. Согласно одним мифам, это произошло, когда она гуляла с подругами-нимфами, а по другим — она убегала от бога Аристея. Но что бы там ни произошло, содержание мифа «Орфей и Эвридика» от этого не меняется. О чем же повествует печальный рассказ?

Миф об Орфее

Как и большинство рассказов о супругах, миф начинается с того, что главные герои очень любили друг друга. Но никакое счастье не бывает безоблачным. В один прекрасный день Эвридика наступила на змею и умерла от ее укуса.

Орфей остался один со своей печалью. Три дня и три ночи он играл на лире и пел грустные песни. Казалось, что вместе с ним плачет и весь мир. Он не мог поверить, что теперь будет жить один, и решил вернуть свою возлюбленную.

В гостях у Аида

Собравшись с духом и мыслями, Орфей спускается в подземное царство. Он верит в то, что Аид и Персефона прислушаются к его мольбам и отпустят Эвридику. Орфей без труда попадает в темное царство, без опаски проходит мимо теней мертвых и подходит к трону Аида. Он начал играть на своей лире и сказал, что пришел только ради своей жены Эвридики, которую укусила змея.

Орфей не переставал играть на лире, и его песня растрогала всех, кто ее слышал. Умершие заплакали от сострадания, остановилось колесо Иксиона, Сизиф забыл о своей тяжелой работе и, облокотившись на камень, слушал чудесную мелодию. Даже жестокие эринии не сдержали своих слез. Естественно, Персефона и Аид удовлетворили просьбу легендарного певца.

Сквозь мрак

Возможно, история имела бы счастливый конец, если бы это не были мифы Греции. Орфею Аид разрешил забрать жену. Вместе с Персефоной правитель подземного царства провел гостей к крутой тропе, что вела в мир живых. Прежде чем откланяться, они сказали, чтобы Орфей ни в коем случае не оборачивался и не смотрел на свою супругу. И знаете, что произошло? Да, здесь нетрудно догадаться.

Читать еще:  Жан батист мольер краткое содержание. Мольер

Орфей и Эвридика долго шли длинной, извилистой и пустынной тропой. Орфей шел впереди, и вот, когда уже к светлому миру оставалось совсем немного, он решил проверить, идет ли за ним его жена. Но стоило ему обернуться, как Эвридика умерла снова.

Послушание

Тех, кто умер, невозможно вернуть. Сколько слез ни лей, сколько ни проводи экспериментов, умершие не возвращаются. И существует лишь один крошечный шанс, один на миллиард, что боги смилостивятся и сотворят чудо. Но что они потребуют взамен? Полного послушания. А если этого не происходит, значит, они забирают свой дар обратно.

Эвридика снова умирает и превращается в тень, вечного обитателя подземного царства. Орфей спешит за ней в глубины мрака, вот только безразличный ко всему перевозчик Харон не прислушался к его стенаниям. Один и тот же шанс не дается дважды.

Теперь между возлюбленными текла река Ахеронт, один ее берег принадлежал мертвым, а другой – живым. Перевозчик оставил Орфея на берегу, что принадлежал живым, и безутешный певец семь дней и семь ночей сидел возле подземной реки, и лишь горькие слезы приносили ему мимолетное утешение.

Без смысла

Но на этом миф об Орфее не заканчивается. Когда минуло семь дней, певец покинул земли мертвых и вернулся в долину фракийских гор. В горести и печали провел он три бесконечно длинных года.

Единственным его утешением была песня. Он мог целыми днями петь и играть на лире. Его песни были настолько завораживающими, что даже горы и деревья пытались быть ближе к нему. Птицы переставали петь, как только слышали музыку Орфея, звери выходили со своих нор. Но, сколько ни играй на лире, в жизни без любимого человека так и не появится смысла. Неизвестно, как долго Орфей играл бы свою музыку, но и его дням пришел конец.

Гибель Орфея

Существует несколько историй о причинах смерти легендарного певца. В текстах Овидия говорилось, что Орфея растерзали почитательницы и спутницы Диониса (менады) за то, что он отвергал их любовные признания. Согласно записям древнегреческого писателя-мифографа Канона, Орфея убили женщины из Македонии. Они были рассержены на него за то, что он не пускал их в храм Диониса к мистериям. Однако эта версия не очень вписывается в общую атмосферу греческого мифа. Хотя у Орфея с богом вина Дионисом и были натянутые отношения, последние три года жизни он провел в скорби о погибшей жене, ему явно было не до того, чтобы не пускать женщин в храм.

Существует еще версия, согласно которой его убили за то, что в одной из своих песен он восхвалял богов и пропустил Диониса. Также говорят, что Орфей стал невольным свидетелем мистерий Диониса, за это его убили и превратили в созвездие Коленопреклоненного. Также в одной из версий говорилось, что его поразила молния.

Согласно одному из мифов Греции («Орфей и Эвридика»), причиной смерти певца стали разгневанные фракиянки. Во время шумного праздника Вакха они увидели в горах Орфея и стали бросать в него камни. Женщины давно гневались на красавца-певца за то, что он, потеряв жену, не захотел полюбить кого-то еще. Поначалу камни не долетали к Орфею, они были очарованы мелодией лиры и падали к его ногам. Но вскоре громогласные звуки бубнов и флейт, что были задействованы в празднике, заглушили нежную лиру, и камни начали достигать своей цели. Но женщинам этого было мало, они набросились на бедного Орфея и стали бить его палками, увитыми виноградными лозами.

Все живое оплакивало смерть легендарного певца. Фракиянки бросили в реку Гебр лиру и голову Орфея, но они не умолкали ни на секунду. Губы певца все еще пели песню, а музыкальный инструмент издавал тихие и таинственные звуки.

Согласно одному из преданий, голову и лиру Орфея прибило к берегам острова Лесбос, на котором в свое время пели песни Алкей и Сафо. Но о тех далеких временах помнят только соловьи, поющие нежнее, чем где-то еще на земле. Вторая история гласит, что тело Орфея похоронили, а его лиру боги хранят среди звезд.

Какой из этих вариантов ближе к истине, сложно сказать, но одно можно утверждать наверняка: тень Орфея оказалась в царстве Аида и воссоединилась со своей возлюбленной Эвридикой. Говорят, настоящая любовь должна быть до гроба. Чушь! Для настоящей любви даже смерть не является преградой.

“ Мифы Древней Греции “ -Орфей в подземном цартве

Великий певец Орфей, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, жил в далекой Фракии. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Горячо любил ее певец Орфей. Но недолго наслаждался Орфей счастливой жизнью с женой своей. Однажды, вскоре после свадьбы, прекрасная Эвридика собирала со своими юными резвыми подругами нимфами весенние цветы в зеленой долине. Громко вскрикнула Эвридика и упала на руки подбежавшим подругам. Побледнела Эвридика, сомкнулись ее очи. Яд змеи пресек ее жизнь. В ужас пришли подруги Эвридики и далеко разнесся их скорбный плач. Услыхал его Орфей. Он спешит Не заметила Эвридика в густой траве змеи и наступила на нее. Ужалила змея юную жену Орфея в ногу. в долину и там видит холодный труп своей нежно любимой жены. В отчаяние пришел Орфей. Не мог он примириться с этой утратой. Долго оплакивал он свою Эвридику, и плакала вся природа, слыша его грустное пение.
Наконец, решил Орфей спуститься в мрачное царство душ умерших, чтобы упросить владыку Аида и жену его Персефону вернуть ему жену. Через мрачную пещеру Тэнара [1] спустился Орфей к берегам священной реки Стикса.
Стоит Орфей на берегу Стикса. Как переправиться ему на другой берег, туда, где находится мрачное царство владыки Аида? Вокруг Орфея толпятся тени умерших. Чуть слышны стоны их, подобные шороху падающих листьев в лесу поздней осенью. Вот послышался вдали плеск весел. Это приближается ладья перевозчика душ умерших, Харона. Причалил Харон к берегу. Просит Орфей перевезти его вместе с душами на другой берег, но отказал ему суровый Харон. Как ни молит его Орфей, все слышит он один ответ Харона — «нет!»
Ударил тогда Орфей по струнам своей золотой кифары, и широкой волной разнеслись по берегу мрачного Стикса звуки ее струн. Своей музыкой очаровал Орфей Харона; слушает он игру Орфея, опершись на свое весло. Под звуки музыки вошел Орфей в падью, оттолкнул ее Харон веслом от берега, и поплыла ладья через мрачные воды Стикса. Перевез Харон Орфея. Вышел он из ладьи и, играя на золотой кифаре, пошел по мрачному царству душ умерших к трону бога Аида, окруженный душами, слетевшимися на звуки его кифары.
Играя на кифаре, приблизился к трону Аида Орфей и склонился пред ним. Сильнее ударил он по струнам кифары и запел; он пел о своей любви к Эвридике и о том, как счастлива была его жизнь с ней в светлые, ясные дни весны. Но быстро миновали дни счастья. Погибла Эвридика. О своем горе, о муках разбитой любви, о своей тоске по умершей пел Орфей. Все царство Аида внимало пению Орфея, всех очаровала его песня. Склонив на грудь голову, слушал Орфея бог Аид. Припав головой к плечу мужа, внимала песне Персефона; слезы печали дрожали на ее ресницах. Очарованный звуками песни, Тантал забыл терзающие его голод и жажду. Сизиф прекратил свою тяжкую, бесплодную работу. сел на тот камень, который вкатывал на гору, и глубоко, глубоко задумался. Очарованные пением, стояли Данаиды, забыли они о своем бездонном сосуде. Сама грозная трехликая богиня Геката закрылась руками, чтобы не видно было слез на ее глазах. Слезы блестели и на глазах не знающих жалости Эриний, даже их тронул своей песней Орфей. Но вот все тише звучат струны золотой кифары, все тише песнь Орфея, и замерла она, подобно чуть слышному вздоху печали.
Глубокое молчание царило кругом. Прервал это молчание бог Аид и спросил Орфея, зачем пришел он в его царство, о чем он хочет просить его. Поклялся Аид нерушимой клятвой богов — водами реки Стикса, что исполнит он просьбу дивного певца. Так ответил Орфей Аиду:
— О, могучий владыка Аид, всех нас, смертных, принимаешь ты в свое царство, когда кончаются дни нашей жизни. Не затем пришел я сюда, чтобы смотреть на те ужасы, которые наполняют твое царство, не затем, чтобы увести, подобно Гераклу, стража твоего царства — трехголового Кербера. Я пришел сюда молить тебя отпустить назад на землю мою Эвридику. Верни ее назад к жизни; ты видишь, как я страдаю по ней! Подумай, владыка, если бы отняли у тебя жену твою Персефону, ведь и ты страдал бы. Не навсегда же возвращаешь ты Эвридику. Вернется опять она в твое царство. Кратка жизнь наша владыка Аид. О, дай Эвридике испытать радости жизни, ведь она сошла в твое царство такой юной!
Задумался бог Аид и, наконец, ответил Орфею:
— Хорошо, Орфей! Я верну тебе Эвридику. Веди ее назад к жизни, к свету солнца. Но ты должен исполнить одно условие: ты пойдешь вперед следом за богом Гермесом, он поведет тебя, а за тобой будет идти Эвридика. Но во время пути по подземному царству ты не должен оглядываться. Помни! Оглянешься, и тотчас покинет тебя Эвридика и вернется навсегда в мое царство.
На все был согласен Орфей. Спешит он скорее идти в обратный путь. Привел быстрый, как мысль, Гермес тень Эвридики. С восторгом смотрит на нее Орфей. Хочет Орфей обнять тень Эвридики, но остановил его бог Гермес, сказав:
— Орфей, ведь ты обнимаешь лишь тень. Пойдем скорее; труден наш путь.
Отправились в путь. Впереди идет Гермес, за ним Орфей, а за ним тень Эвридики. Быстро миновали они царство Аида. Переправил их через Стикс в своей ладье Харон. Вот и тропинка, которая ведет на поверхность земли. Труден путь. Тропинка круто подымается вверх, и вся она загромождена камнями. Кругом глубокие сумерки. Чуть вырисовывается в них фигура идущего впереди Гермеса. Но вот далеко впереди забрезжил свет. Это выход. Вот и кругом стало как будто светлее. Если бы Орфей обернулся, он увидал бы Эвридику. А идет ли она за ним? Не осталась ли она в полном мрака царства душ умерших? Может быть, она отстала, ведь путь так труден! Отстала Эвридика и будет обречена вечно скитаться во мраке. Орфей замедляет шаг, прислушивается. Ничего не слышно. Да разве могут быть слышны шаги бесплотной тени? Все сильнее и сильнее охватывает Орфея тревога за Эвридику. Все чаще он останавливается. Кругом же все светлее. Теперь ясно рассмотрел бы Орфей тень жены. Наконец, забыв все, он остановился и обернулся. Почти рядом с собой увидал он тень Эвридики. Протянул к ней руки Орфей, но дальше, дальше тень — и потонула во мраке. Словно окаменев, стоял Орфей, охваченный отчаянием. Ему пришлось пережить вторичную смерть Эвридики, а виновником этой второй смерти был он сам.
Долго стоял Орфей. Казалось, жизнь покинула его; казалось, что это стоит мраморная статуя. Наконец, пошевельнулся Орфей, сделал шаг, другой и пошел назад, к берегам мрачного Стикса. Он решил снова вернуться к трону Аида, снова молить его вернуть Эвридику. Но не повез его старый Харон через Стикс в своей утлой ладье, напрасно молил его Орфей, — не тронули мольбы певца неумолимого Харона, Семь дней и ночей сидел печальный Орфей на берегу Стикса, проливая слезы скорби, забыв о пище, обо всем, сетуя на богов мрачного царства душ умерших. Только на восьмой день решил он покинуть берега Стикса и вернуться во Фракию.

Читать еще:  Мертвые души история написания. Мёртвые души

[1] Тэнар (теперь мыс Матапан) находится на юге Пелопоннеса.

Набранно с книги – сборника “ Мифы Древней Греции“

Новость отредактировал VENDETTA — 7-03-2012, 10:33

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/cliotada/post466372163/
http://www.syl.ru/article/348950/mifyi-ob-orfee-soderjanie
http://4stor.ru/legendi/34419—mify-drevney-grecii-orfey-v-podzemnom-carstve.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гараж открыт