Светлана Черная
Мини-музей в подготовительной группе «Часы и время»
Профиль музея: познавательный, творческо-информационный.
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность создания мини — музея «Часы и время».
Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности.
Тема: «Часы и время» возникла в соответствии с реализацией программы «Детство» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» — блок: ориентировка во времени. Цель создания мини-музея:
Создание системы работы по формированию временных представлений у детей подготовительной группы через деятельность мини-музея.
Задачи мини-музея:
-формировать представление о музее. Познакомить детей подготовительной группы с временными понятиями посредством мини-музея «Часы».
-развивать познавательные способности и познавательную деятельность.
-расширять знания детей об умениях людей ориентироваться во времени с древних времен и по сей день.
-расширять активный словарь по теме «Время»
-воспитывать у детей любознательность, активность, упорство в достижении цели, оказывать поддержку друг другу.
Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея: разные виды часов.
Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка и было задачей данного музея.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музее не только можно, но и нужно.
азрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивным созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.
Возраст детей, содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы.
Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры.
пецифическими особенностями времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми.
Деятельность нашего мини-музея «Часы и время» делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создаёт наиболее благоприятные условия детьми четкого представления о времени.
Дидактические игры по темам «Часы. Время» 1.«Часы и время» Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение.
Исследовательско-творческий проект в подготовительной группе «Мини-музей русского народного костюма» Исследовательско творческий проект в подготовительной группе Тема: «Мини-музей русского народного костюма». Нам, россиянам, русского костюма.
Комбинированная игра «Часы и время» Комбинированная игра «Часы и время»Степанова Елена Валерьевна Цель: — Закрепить знания циферблата, умение определять минуты и часы на циферблате.
Конспект интегрированной НОД для детей подготовительной группы «Путешествие на остров Знаний. Время, часы» Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7лет) Образовательная область.
Конспект занятия в форме мини-музея «Часы» Часы бывают разные Есть детские, есть важные. Будильники пузатые, Настенные глазастые, Карманные почтенные, Наручные надменные, Настольные.
Мини-музей «Мой мир» в старшей группе Актуальность музея: дети 5-6 лет уже способны анализировать эффективность источников информации. Видя разнообразие форм живой и неживой.
Конспект ознакомительной экскурсии в музей часов
Валерия Шилович
Конспект ознакомительной экскурсии в музей часов
Экскурсия детей младшей группы в музей часов «Тик — Так».
1. Формировать представление детей о музее, правилах поведения в музее.
2. Знакомить детей с историей возникновения часов.
3. Развивать логическое мышление детей.
4. Воспитывать интерес к окружающему миру.
1. Расширять кругозор детей, заинтересовать и более подробно познакомить с понятием «время».
2. Пополнять и активизировать словарный запас, формировать навыки исследователя, развивать познавательную активность, формировать умения работать в коллективе.
3. Учить беречь время, связывать обучение с жизнью, учить применять знания на практике.
4. Привлекать родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами.
Рассматривание часов разного назначения (песочные, механические, электронные, иллюстраций с часами разных времен, часовых дел мастера. Материал
Экспонаты: часы, иллюстрации с изображением разной формы часов, картинки, отображающие времена суток
Ход занятия:
-Сегодня, мы отправимся в небольшое путешествие по детскому саду, а что мы там увидим, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Ног нет, а хожу Рта нет, а скажу Когда спать, когда вставать Когда работать начинать. (Часы)
Итак, мы отправляемся в музей часов. В музее есть экскурсовод, и посетители, и правила поведения:
-Нельзя брать руками экспонаты
-Нельзя кричать и шуметь
-Внимательно слушать рассказ экскурсовода
В музее: сколько часов собрано в одном месте! И у каждых своя история.
Раздел «Часы прошлого».
Давным-давно, пока человек не изобрел часы, он ориентировался по солнцу, даже договаривался о каком-нибудь деле, смотря на солнце. Например, в старину мама говорила детям приходить домой, когда солнце коснется верхушки деревьев.
Когда человек стал приручать животных, у него появился еще один помощник-петух. Человек заметил, что по утрам и вечерам петух кричит в одно и тоже время, да не один раз, а целых три. Первый раз он кричал, когда солнышко выпускало первый луч. Вот и появилось выражение: — Пойдем в лес за грибами после первых петухов.
Читать еще: Салтыков-щедрин михаил евграфович. Военная служба
Помогали определять время также песочные часы, они появились, когда человек научился делать стекло. В такие часы насыпали определенное количество песка. например на 1,5 минут или на час, потом часы переворачивались.
Проходим ребята теперь к части музея, которая называется «Современные часы». Это часы с использованием часового механизма.
Посмотрите, со временем люди изобрели механизм из колесиков и шестеренок-это колесики с зубчиками. Вращались они с помощью тяжелой гири на цепочке. Издавая громкий звук похожий на шаги, они получили название-ходики.
А какие часы «умеют куковать»? — Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: «Ку-ку, ку-ку», напоминая нам о том, который сейчас час.
С каждым изобретением механизм становился сложнее и появились часы с пружинами и другими сложными деталями. Они называются механические часы, их надо заводить специальным колесиком на корпусе часов. Здесь вы можете увидеть часовой механизм.
На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.
Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.
В наше время мы привыкли, что часы работают на батарейке, их не надо заводить, как механические или поднимать гирю как у ходиков. Надо только вовремя менять батарейку. Но и это еще не все. Вот это электронные часы, механизм которых состоит из проводков и микросхем. Они так же работают на батарейке.
У вас дома наверняка есть часы-будильник.
Зачем нужны такие часы? — Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.
А какие часы вы чаще всего сейчас видите?
(Часы, которые обычно ставят на письменный стол называют настольными, часы, висящие на стене, настенные, а те, что носят на руке – наручные).
Это часть музея «Часы будущего» — свободна. Мы еще не знаем, какие часы скоро изобретут. Как вы думаете, на что они будут похожи? Может скоро в нашем музее появятся совсем новые экспонаты.
Как называется человек, который делает и ремонтирует часы?
— Часовой мастер. А почему мастер?
— Потому, что для изготовления часов нужно умение и аккуратность. Усидчивость и внимание.
Вот такой необычный музей в нашем детском саду!
Мы часто слышим с вами: часики идут, а разве у часов есть ноги? Давайте расскажем и покажем, что же заставляет часики ходить?
А часы идут, идут
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт (наклоны в право-влево)
А в часах сидит кукушка
У нее своя избушка (полуприседая)
Прокукует птичка время
Снова спрячется за дверью (приседания)
Стрелки движутся по кругу
Не касаются друг друга (вращение туловища вправо)
Повернемся мы с тобой
Против стрелки головой (вращение влево)
А часы идут-идут (ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают (замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат
Словно убежать хотят (бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают (остановиться).
-Что нового вы сегодня узнали?
-А хотели бы вы сами попробовать стать часовыми мастерами? У нас с вами сегодня есть такая возможность.
-Вспомните, какие бывают часы? (Настенные, песочные, наручные, напольные)
-Как вы думаете, нужны ли часы в детском саду? Могут ли часы рассказать о названии группы? — А сейчас мы с вами сотворим собственные часики. п
-Выберите понравившийся циферблат и делайте часики, какие вам нравятся из геометрических фигур.
«Музей на колесиках». Экскурсии в мини-музеи «Музей на колесиках»-название районного проекта, в котором приняли участие дети подготовительной группы нашего детского сада. Были организованы.
Фотозарисовка экскурсии в музей Для чего нужны музеи? Чтобы знанья нам давать, Посещая их, мы будем Обо все на свете знать: Быт, религия, искусство И история Земли, Открываются.
Фотоотчёт об экскурсии в музей «Самара космическая» Наверно, ничто так не манит детей, как космические просторы. Тысячи вопросов возникает у них про небо, про звёзды, про жизнь на других.
Конспект НОД «Экскурсия в музей часов»
Конспект НОД «Экскурсия в музей часов» по образовательной области «Познавательное развитие»в старшей группе
Цель :ознакомление с разнообразием часовых механизмов и способами их применения в жизни человека.
1.Познакомить детей с историей возникновения часов ;разными видами часов (карманные, наручные, будильники, настенные, песочные, электронные);
2.Познакомить детей с циферблатом и двумя стрелками – минутная и часовая;
3.Закрепить названия частей суток по видам деятельности и положению солнца на небосклоне.
1.Развивать логическое мышление;
2.Развивать познавательный интерес к прошлому и будущему часов.
1.Воспитывать способность и умение беречь свое личное время и время окружающих.
Читать еще: 10 фильмов с интригой 80 го уровня.
Предварительная работа: знакомство с часами, чтение энциклопедий ,дидактическая игра»Который час?» работа по карточкам, разучивание стихов.
Оборудование: создан группой родителей мини – музей часов, в котором собраны различные по форме и размерам часы (настенные, наручные, будильники, масляные, электронные, напольные) , картинки с изображением часов, картинки с изображением деятельности и положением солнца на небосклоне.
Воспитатель :-Здравствуйте, уважаемые посетители!
Узнать много интересного хотите вы?
Воспитатель: Сегодня мы пригласили вас в наш мини-музей,
Рассаживайтесь удобнее поскорей.
А о чем пойдет наша беседа,
Узнаете, если загадку отгадаете.
День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются…
(часы)
Воспитатель: ДА, сегодня мы поговорим о часах. В нашем мини- Музее мы совместно с родителями собрали разнообразные виды часов. Какие часы вы видите?
Дети: настенные , наручные, электронные.
Воспитатель: Вы совершенно правы. Здесь даже есть будильник. А для чего он нужен?
Дети: Чтобы будил, показывал время , чтобы не опоздать и т.д.
Воспитатель: Часы с кукушкой, солнечные часы . Конечно, без часов люди бы опаздывали на работу, на самолеты, на поезд, терялись в видах деятельности. Послушайте стихотворение Н. Чупрова»Часы»
Всю-то ночь часы стучат.
Ни минуты не молчат!
Я прошу: «Часы, постойте,
Вы меня не беспокойте,
Дайте мне еще поспать,
Так не хочется вставать!»
А часы в ответ: «Тик-так,
Просыпайся же, чудак!
Ночка где-то далеко,
Солнце в небе высоко,
Славный ждет тебя денечек,
Открывай глаза, дружочек!»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть, какие виды часов собраны в нашем мини-музее. Здесь представлены различные часы. На верхней полке стоят будильники. Вы знаете ,что такое будильник ? Наверное, у каждого из вас дома есть будильники. Вот мне очень помогает будильник, он у меня стоит около кровати и каждое утро будит меня на работу. Ребята, поднимите руки у кого дома есть будильники? Я очень рада, что в каждом доме есть будильник. Это очень полезная вещь. Ребята, а как вы думаете, какие будильники нужно приобретать большие или маленькие? (Ответы детей). Я думаю те, которые человеку нравятся.
Воспитатель ,указывая на стену :А какие должны находиться здесь часы? ПОСЛУШАЙТЕ.
На стенке в комнате часы,
Висят они не для красы.
И в ритм стуча: тик – так, тик — так.
Всем подают условный знак.
День — ночь меняют за окном.
Рассвет чудесный. А потом
У человека круглый год
Пришла пора дневных забот.(настенные). А какие еще виды часов вы знаете?(солнечные, песочные, напольные и т.д.
Воспитатель :Ребята, а какие часы вы выбираете себе? (красивые, большие, практичные ,песочные) И конечно, чтобы хозяевам нравился звонок, и стрелки показывали правильное время. Посмотрите, на всех часах есть две стрелки. Ребята, а вы знаете, как называется большая стрелка у часов? (Ответы детей) Правильно Она показывает минуты и называется минутная. А кто знает, как называется маленькая стрелка? (ответы детей).Правильно . Это часовая стрелка. По ней мы узнаём сколько часов. Ребята, а как вы думаете, какая стрелка движется быстрее маленькая или большая? (Ответы детей.) Молодцы всё правильно ответили.
-Но сейчас я хочу вам рассказать немного про историю часов. А как вы думаете, ребята, было такое время, когда не было часов? (Ответы детей)
Воспитатель: Согласна с вами ,в далекие времена было такое время. В те времена люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались, солнце заходило, и люди ложились спать. Ребята, а как вы думаете, когда люди дольше спали – зимой или летом?
Воспитатель: Правильно. Люди меньше спали летом, потому что, летом ночь короткая, да и работы на полях, огородах у людей очень много. Поэтому они старались меньше спать, а больше работать. Недаром говорили летний день – год кормит. А зимой люди дольше спали, почему?
Дети: Потому, что ночь длиннее, а день короткий. Люди зимой больше отдыхали, а питались тем, что заготовили летом и животных кормили тоже летними заготовками.
Усатое Солнышко
Спряталось за стёклышко.
Шевелит усами, зовут…
Воспитатель: Ребята, а какой формы наши часы:(ответы) что делали люди раньше ,пока не было часовых механизмов. По солнцу можно определить время. Когда солнце светит, от деревьев отходит тень. Посмотрите на эту картинку. Вот падает тень и по ней в старину человек определял время. Ребята, а вы знаете, когда тень бывает длиннее, утром, днём или вечером?
Воспитатель: Когда солнце встаёт или заходит за горизонт, то тень длиннее, а днём тень короче. Когда человек заметил свойства тени, тогда он придумал солнечные часы. Посмотрите, в нашем музее есть картинка с такими часами. Но человеку не всегда помогали эти часы, так как такие часы работают только в солнечную погоду. И человек придумал песочные часы. Вот они, стоят на полочке. Бывают они разного размера. Вот эти на три минуты, а вот эти на десять минут. Но и эти часы были не очень удобными, потому, что их надо было всё время переворачивать.
Читать еще: Как живут ингуши. Халдейское происхождение ингушей
Давайте мы с вами поиграем, пока будет сыпаться песок, мы будем шагать по всему нашему музею, а затем сядем на свои места. Подойдем к часам с кукушкой.
Тик- так, тик- так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт(наклоны вправо, влево).
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка(сели в глубокий присед).
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью(приседания).
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга(вращение туловищем вправо).
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой(Вращение туловищем вправо)
А часы идут, идут, (ходьба на месте),
Иногда вдруг отстают(замедление темпа ходьбы).
А бывает, чуть спешат,
Словно убежать хотят (бег на месте).
Если из не заведешь,
То они совсем встают.(дети останавливаются).
Воспитатель: Мы с вами шагали 2 минуты, а теперь отдохнём и дальше поговорим о часах. Люди решили вместо песка в часы налить масло и получились масляные часы, такие часы время показывали не точно. А это, ребята, хорошо или плохо когда часы показывают не точное время.(Ооветы детей)
-Воспитатель: Что может случиться, когда мы не знаем точного времени?
И. Шимко
Учу свои часы ходить:
-С утра вам лучше не спешить.
Ведь люди так хотят поспать,
А вы:»Вставать пора, вставать!»
Вот удеру тайком на пляж –
Крутите стрелки-усики,
Пожалуйста, помедленней,
Чтоб высох чуб и трусики.
Зато, когда в саду–
Вы побыстрей бегите!
А то на вас посмотришь,
А вы как будто спите.
А если вдруг накажут
За что-нибудь меня –
Пусть стрелки так мелькают,
Как искорки огня.
Чтоб я покинул угол
Как можно поскорей
И смог еще с ребятами
Успеть сыграть в хоккей.
Воспитатель: А сейчас я вам покажу очень необычные часы — это часы-цветы. Это самые обычные живые цветы. Бутоны некоторых из них открываются утром, а днём закрываются, у других цветки раскрываются только ночью, а днём всегда закрыты. По ним тоже можно определить время.
Воспитатель: Ребята, в нашем замечательном сооруженном мини-музее есть часы -свечка. Посмотрите, здесь нанесены деления. Свечка сгорает, уменьшается в размерах, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени.Со временем человек придумал специальный механизм, и появились различные часы. Сейчас я вам покажу самые главные часы в нашей стране. Такие часы находятся в Москве на Спасской башне, мы все с волнением ждём, когда стрелки соединятся и все слушают бой курантов.
Воспитатель :В нашем музее представлены разные часы. А поднимите руки те, у кого дома нет часов. Я не вижу ни одной руки, потому, что каждый человек дорожит своим временем и старается делать всё в своё время. Во время открываются магазины, детские сады и школы. По расписанию летают самолёты и плывут корабли.
Воспитатель: Давайте проверим ,все ли часы, которые находятся в нашем музее, вы знаете.
— Как называются часы, которые висят на стене? (настенные)
— Как называются часы, которые стоят на столе? (настольные)
— Как называются часы, которые носят на руке? (наручные)
— А как называются часы, которые будят нас по утрам? (будильник).Просыпаясь всегда по будильнику, вы будите успевать сделать все дела, которые запланировали.
Воспитатель: Друзья, а вот на этой полочке находятся электронные часы. Ещё я хочу обратить ваше внимание на стенку, где у нас висят часы с кукушкой. Правда красивые, но они ещё и точные. Они помогают нам делать всё во время и по режиму. Во время вас накормить, на занятия посадить, гулять сводить.
Послушайте стихотворение Э. Котияра, которое называется» Часы-часики».
Каких часов на свете нет!
И в каждых свой секрет.
Есть часы на полу стоящие,
Басом говорящие: Бом, Бом, Бом.
Это уличные часы на столбе
Они здесь очень нужны:
А ходики в избушке!
В них живут кукушки.
Кукушка « встрепенётся « ку-ку», «ку-ку»
Как в лесу на суку.
А будильник с вечера заведёшь
И спокойно спать пойдёшь.
Будильник разбудить не забудет.
Воспитатель: Сейчас, ребята, отгадайте загадки. Подытожим, что интересного мы узнали, что нового вам дали?
1.Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
Стучим, стучим (Часы)
2 .Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом
Коротышка — только раз,
Та, что выше — каждый час (Стрелки)
3.На руке и на стене,
И на башне в вышине,
Ходят, ходят равным ходом,
От восхода, до восхода. (Часы)
У меня есть малютки.
Зовут их минутки.
Если вместе их собрать
Обо мне ты будешь знать. (Час)
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. Спасибо всем, кто посетил наш мини – музей часов. Что было для вас интересным? Что запомнилось?
Все в музее побывали,
Много мы всего узнали ,
И про стрелки, про минуты
Нам историю не забыть.
До скорой встречи в интересном месте.
Звучит песня Е.Крылатова» ПЕСНЯ О КОЛОКОЛАХ»
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/mini-muzei-v-podgotovitelnoi-grupe-chasy-i-vremja.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-oznakomitelnaja-yekskursija-v-muzei-chasov.html
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_nod_ekskursiya_v_muzej_chasov_po_obrazov_012215.html