Тема № 1
Конец XIX — начало XX столетие обозначен кризисными явлениями в общественно-политической жизни большинства европейских стран. Это отразилось на литературно-художественных поисках писателей данного периода, обусловив в целом сложность и противоречивость развития литературы и искусства. Среди художников преобладало настроение пессимизма, отчаяния и усталости. Поэты, драматурги, прозаики заговорили о пасмурной действительности, слабостях человека, о фатальных, таинственных силах, которые властвуют в жизни. Они стали проповедовать культ «искусства для искусства», индивидуализм, крайний пессимизм. Наступила пора потери идеалов, пора разочарований.
Важную роль в модернизации культурного сознания сыграли немецкие философы Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше. Шопенгауэр, например, считал человеческую волю божественным началом, писал о «мировой воле» как о слепой, неуловимой силе, которая руководит человеческими судьбами, и человек напрасно с ней борется. Ницше, констатируя общий кризис культуры (послабление веры, пессимизм, забвение моральных ценностей), как противодействие выдвинул культ «сверхчеловека», которому должны подчиниться земля, природа, общество.
Новейшие художественные явления в литературе конца XIX-XX ст. получили разные названия: декаданс, модернизм, авангардизм. Хотя иногда им придают синонимическое значение, их следует различать.
Понятие «декаданс» (франц. — упадок) начали широко использовать во Франции в 80-х годах XIX ст., когда там появился журнал с таким же названием (хотя впервые это слово употребил Т. Готье в предисловии к очередному изданию книги Ш. Бодлера «Цветы зла» (1869). Декадентами называли себя французские символисты. Со временем понятие получило более широкое значение и распространилось не только на литературу, но и на искусство, философию, эстетику. В современной наукедекаданс трактуется кактип трагического мировосприятия,в оценке которого мир и жизнь нестабильны и хаотичны, идеалы и ценности имеют относительный характер, человек отчужден и придавлен действительностью. Принимая во внимание мировоззренческую доминанту в научной концептуализации понятия «декаданс», можно говорить, что в конкретно-историческом плане декадансный тип трагического мировосприятия в крайних его формах первоначально проявился в раннем творчестве символистов. Поэтому лирику П. Верлена или А. Рембо можно рассматриваться в контексте концептов декаданс, модернизм или символизм. Ощущение мира как трагического бытия проявилось не только в творчестве писателей, непосредственно связанных с модернистскими течениями, а у большинства писателей эпохи (включая традиционно отнесенных литературоведением к лагерю реалистов).
Модернизм (фр. — современный, новейший) — общее название новых литературно-художественных течений XX ст. нереалистичного направления, возникших как возражение традиционным формам и эстетике прошлого. Ранний модернизм, который может быть отождествленным с декадансом, возник в конце XIX ст. во Франции (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.). Вскоре модернизм распространился в Бельгии (группа «Молодая Бельгия»), Польши («Молодая Польша»), России (В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт, И. Анненский и др.), Австрии (Р.-М. Рильке) и других странах. О поэтическом модернизме 1900-1910 годов часто говорят как о его зрелой форме. Для него характерное не простое возрождение интереса к реальной действительности, а стремление постигнуть ее сложность и противоречивость, настойчивые творческие поиски новых форм образного воспроизведения реальности и внутренней жизни отдельной личности (Г. Аполлинер, Р.- М. Рильке, Т.-С.Элиот, А. Блок). Главное внимание в модернистских произведениях сосредоточено на выражении глубинной сущности человека и вечных проблем бытия, поисках путей выхода за границы локального и исторического, возможностей открытия универсальных тенденций духовного развития человечества.
Исследователи выделяют такие общие черты модернизма:
1) особое внимание к внутреннему миру личности;
2) ориентация на вечные законы бытия и искусства;
3) преимущество творческой интуиции;
4) понимание литературы как высочайшего знания, что способно проникнуть в глубины существования личности и одухотворить мир;
5) склонность к мистицизму, интерес к подсознательному;
6) поиск новых формальных средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество и т.п.);
7) стремление открыть вечные идеи, которые могут преобразовать мир по законам красоты и искусства;
Читать еще: Самые яркие высказывания о войне. Цитаты о войне
создание новой художественной реальности, равнозначной окружающей действительности и эксперименты (литературная игра) с этой новой реальностью.
Философско-эстетическим основанием модернизма стали доктрины «философии жизни» — направления в философии, которое возникло в Германии (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель) и Франции (А. Бергсон) на границе XIX- XX ст. Его отличает понимание жизни как абсолютного, безграничного начала мира, разнообразного в своих проявлениях, которое невозможно постичь с помощью ума или чувство, а лишь благодаря интуиции, т.е. познание истины через сферу подсознательного, когда творчество становится иррациональным мистическим актом. Опираясь на «философию жизни», модернизм на место утилитарно-рационального понимания художественного процесса вводит творческую интуицию, высшей формой творческой деятельности провозглашает не науку, а поэзию, учитывая ее способность одухотворять мир, проникать в глубины бытия и человеческой психологии.
Авангардизм (авангард) (франц. аvаnt-gагdіsmе — передовой отряд) чаще всего определяют как одну из линий модернизма. Но есть и другая точка зрения, трактующая конец Х1Х- нач. ХХ веков в искусстве как эпоху авангарда, на смену которой пришла эпоха модернизма. При рассмотрении динамики литературного процесса в аспекте смены форм ценностно-смысловых ориентиров литературного сознания, более аргументированной представляется первая точка зрения. В соответствии с ней к художественному авангарду относить наиболее радикальные, так называемые «левые» течения, которые отрицают любые традиции и стараются искать принципиально новых путей в искусстве. В рамках авангардизма рассматривают такие явления, как французский сюрреализм (Г. Аполлинер), немецкий экспрессионизм (в литературе — Г. Тракль, Б. Брехт, Ф. Верфель), итальянский и русский футуризм (Т. Маринетти, В. Маяковский, В. Хлебников). В творчестве писателей-модернистов в разных формах эксплицируется переходность от классического к неклассическому типу мышления. Авангардизм является проявлением наиболее радикальных и даже экстремальных форм этого перехода. Авангардный тип мышления распространялся и на формы общественной жизни, что проявлялось в деятельности русских футуристов, немецких экспрессионистов, французских сюрреалистов и т.п. Непринятие традиционных художественных форм в авангарде шло параллельно со смелым экспериментаторством в области жанровых структур, стиля и языка. Эксперименты авангардистов не всегда оказывались конструктивными, однако, нельзя умалять их роль в обновлении и обогащении арсенала изобразительно-выразительных средств литературы и искусства.
Модернизм в искусстве (XX в)
Искусство периода модернизма охарактеризовалось резким рывком в развитии множества стилей. Множество изменений было привнесено во все виды искусства, и процесс изменений конца XIX — начала XX веков коснулся достаточно ощутимо и Россию того времени.
В советском государстве модерн стал непосредственным началом для развития модернизма, и специалисты говорят о необходимости различать данные понятия во избежание путаницы.
Сильнейшее воздействие модернизм оказал на изобразительное искусство как в СССР, там и зарубежом. В понятие модернизма входят различные направления:
Чуть позднее появились такие явления как абстрактное искусство и дадаизм, а также сюрреализм. Можно рассматривать модернизм в качестве ранней ступени авангардизма, и именно в этот период были заложены основы для пересмотра классических традиционных основ в искусстве.
()
Влияние на архитектуру также было оказано достаточно серьезное, поскольку столь резкие перемены в искусстве не могли обойти стороной данную сферу творчества. В этот период возникли абсолютно новые тенденции, а само определение архитектурного модернизма означает современную архитектуру.
Среди основных архитектурных направлений выделяют:
Конструктивизм и рационализм характерны больше для России, а вот «баухаус» остался популярен только на территории Германии в основном.
Основные направления модернизма в искусстве
Модернизм характеризуется резким переломом в тенденциях. Творческие люди стремились создать нетрадиционные новые стили. Для модернистской парадигмы характерна отвлеченность и схематизация стиля.
Можно перечислить достаточно много направлений и стилей, которые относятся к модернизму, но стоит остановить свое внимание на главных:
Символизм в искусстве
Крупное направление, берущее начало в Франции 70-80 годов девятнадцатого века, и получило наибольшее развитие ближе к началу двадцатого века на территории Франции, а также Бельгии и России того времени. Символисты стремились разрабатывать новаторские идеи, активно использовали символику и недосказанность, а также таинственность и намеки. подробнее
Импрессионизм в искусстве
Импрессионисты старались придать естественность и жизни изображению реального мира в своих произведениях. При этом подчеркивались подвижность и изменчивость реальности — самого мира и человеческих чувств.
Читать еще: Женат ли был ирвин шоу. Ирвин шоу биография
Для этого активно применялись очень яркие краски, а также промежуточные тона и прозрачные тени. Стоит отметить, что Рубенс отказался в этот период от использования черного цвета, и это стало популярным приемом среди других импрессионистов. подробнее
Сюрреализм в искусстве
Данный стиль отличился достаточно активным применением аллюзий, а также парадоксальных сочетаний самых разнообразных форм и образов. Считается, что в основе идеи сюрреализма лежит совмещение реальности и сна, что само по себе абсурдно и противоречиво.
Большое влияние на это направление в процессе его развития оказали труды психоаналитика Зигмунда Фрейда, а целью сюрреалистов была демонстрация духовного возвышения и отделения живого духа от материальных ценностей. подробнее
Кубизм в искусстве
Данный стиль достаточно сильно распространился в Европе в свое время, и для него характерно использование разнообразных геометрических фигур и точных четких линий. Чаще всего реальные объекты разделялись на разные фигуры и стереометрические примитивы.
В России кубизм смешался с итальянским футуризмом, и данную манеру написания картин назвали «кристаллической». Впрочем, были мнения специалистов того периода касательно того, что это совершенно не новое течение, и что ранее уже было нечто подобное в мотивах скифских творцов. подробнее
Футуризм в искусстве
Это направление представляет собой достаточно крупное ответвление модернизма, основанное на идеях культа будущего, а также дискриминации прошлых стереотипов. Оно подразумевало отказ от традиционных основ грамматики, словотворчества или ритмики. В этот период появилось достаточно большое количество новых слов и приемов, а основной тематикой искусства явился технический прогресс и новейшие технологии.
Все произведения наполнены ярко выраженным пафосом разрушения и философией взрыва. В них воспеты революционные идеи и необходимость перемен во всем мире в целом. Динамичное движение сменило статичные фигуры на картинах или скульптурах, а активное развитие технологий позволило перейти многим творческим натурам в новые на тот момент творческие направления, в том числе кино и фотоискусство. подробнее
Абстракционизм в искусстве
Абстракционисты в своих работах стремились продемонстрировать абсолютный отказ от традиционных форм и изображения реалистичных элементов. Для этого использовались яркие краски и геометрические формы, а большой акцент делался на белый в сочетании с яркими контратными оттенками.
Для этого направления характерна беспредметность. Весь абстракционизм строится на основании исключительно ассоциотивного ряда, а философские сложные сюжеты могут иметь достаточно различные трактовки в зависимости от видения читателем или зрителем ситуации, а также настроения. подробнее
Постмодернизм в искусстве
Он завершил по сути эпоху модернизма, и характеризуется прежней философской направленностью, однако при этом сменяет стиль на более близкий к классическому и реалистичному. Частично направление повернуло в сторону традиционных понятий и приемов, представляя собой своеобразное переосмысливание прошлых тенденций при осознании, что полностью искоренить их будет невозможно.
По своей сути это своеобразный антитез модернизму, облеченный в игровую или саркастичную форму, который был призван уничтожить разницу между слоями общества, уравняв их в правах и низведя элиту до обычной массы жителей. подробнее
Модернизм в искусстве (XX в). Понятие авангардизма
XX — НАЧАЛО XXI ВЕКОВ
Модернизм и авангардизм
Слово «модернизм» (от франц. moderne — новейший, современный) — это не только термин, обозначающий определенное направление в художественной литературе. В общем культурном контексте оно вступило в силу стержневого понятия, что фиксирует коренные изменения в искусстве, философии, и шире — в миропонимании человека XX вв.
Новое направление в искусстве XX в. был связан с изменениями «человеческой природы», то есть изменениями в восприятии и понимании действительности, в системе ценностных приоритетов, и, наконец, в художественном мышлении.
В 10-е годы XX в. вступили в пору творческой зрелости такие знаковые прозаики и поэты модернизма, как М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка, Т. С. Элиот, Г. М. Рильке и другие. Новый этап в развитии западного модернизма начался в 20-е годы, когда было завершено и напечатано центральные произведения указанных мастеров слова.
Невероятно плодотворным был, в частности, 1922 г. Он вошел в историю западной литературы как год появления ряда модернистских шедевров — романов «Улисс» Дж. Джойса и «В поисках утраченного времени» М. Пруста, поэмы «Опустошенная земля» Т. С. Элиота и цикла «Дуїнянські элегии» Р. М. Рильке.
Эстетические истоки модернизма достигают еще эпохи декаданса, когда в универсальных художественных системах романтизма и реализма зародились новые направления и течения: от критического реализма отпочковались натурализм и импрессионизм, а от романтизма — неоромантизм и символизм. На начала же XX в. эти направления и течения, которые уже исчерпали свой духовно-эстетический потенциал, были синтезированы модернизмом на новой основе. Вследствие такого синтеза определилась одна из самых характерных черт модернистской литературы — принцип сочетания элементов житгєподібного изображения (натуралистических и импрессионистичности) с элементами условными, символическими.
Читать еще: Горький м. Сочинения по русскому языку и литературе
Авангардизм (от франц. «передовой отряд») — условный термин для обозначения ряда художественных течений в литературе и искусстве, которые зародились в начале XX в. и решительно порывали с предыдущей литературной традиции. Исходным пунктом эстетического поиска художников-авангардистов было стремление сломать устоявшиеся принципы построения художественного произведения и нормы вкуса публики.
Авангардистське искусство отличают життєбудівничий пафос, утверждение позиции социальной активности, заостренная эмоциональность, нередко приобретает формы откровенного эпатажа (скандальных выходок), установка на разрушение эстетического канона, смелые эксперименты с художественной формой и поэтическим языком.
Одним из важнейших течений авангардизма был экспрессионизм. Название этого течения происходит от латинского слова «выражение». Действительно, для экспрессионистов главным было не життєподібне воспроизведения действительности или всестороннее познание мира, а обостренное проявление важной эмоции или идеи, которое достигалось путем ее намеренного обострения вплоть до гротеска.
Представителями экспрессионизма в литературе были Г. Гайм, Ф. Верфель, Г. Тракль, Г. Бенн и др.
В первые годы своего развития экспрессионизм существовал как форма индивидуального протеста против капиталистической действительности, жестокости, зла. Начало первой мировой войны привнес в творчество экспрессионистов темы протеста против войны, обреченности человека, смерти. Не анализируя социально-политической природы войны, они осуждали ее как убийство человека человеком. Это свойство раннего экспрессионизма привлекала тогда немецких писателей А. Зегерс, Т. Манна, Б. Брехта, С. Цвейга, которые именно в рамках этого направления начинали свой творческий путь. Однако позже некоторые из них отошли от экспрессионизма, который не мог удовлетворить их прежде всего потому, что такие художники, как, например, Анна Зегерс и Бертольт Брехт, уже в начале творческого пути стремились к глубокому анализу социальных противоречий своего времени. Ориентация же экспрессионизма на протест ради протеста, на религиоВНО-мистические мотивы, на сознательное обособление человека от внешнего мира не могла удовлетворить социальный зрелых художников. Противоречивость мировоззренческих основ экспрессионизма остро оказалась впоследствии. В фашистской Германии было запрещено немало произведений экспрессионистов. Некоторые из представителей этого направления, не признавая форм активной политической борьбы, покончили жизнь самоубийством. Одновременно часть экспрессионистов активно сотрудничала с фашистами.
До самых авангардистских течений первой половины XX в. также принадлежит и сюрреализм.
Сюрреализм (франц. surrealisme — надреалізм) — один из распространенных направлений в современном искусстве и литературе. Надреалізм, литературный и художественное направление, возник по первой мировой войне, в начале 20 в. во Франции. Зачинателем его был французский писатель А. Бретон. Философскими основами сюрреализма является субъективно-идеалистические теории інтуїтивізму, фрейдизма, восточные мистико-религиозные учения.
Эстетические принципы направления изложены в «Манифестах сюрреализма» А. Бретона. Сюрреалісти призвали освободить человеческое «Я» от «пут» материализма, логики, которые они считали порождением буржуаВНОй цивилизации. По их мнению, художнику следует опираться на опыт бессознательного выражение духа, сны, галлюцинации, бред, чтобы проникнуть по ту сторону сознания, постичь бесконечное и вечное. Приемы
сюрреализма (изображение сверхреального, мистические мотивы, элементы фантастики) используются в «театре абсурда».
В изобразительном искусстве и литературе сюрреализма соединились раВНОобразные вещи и неожиданные образы, контрастные и часто бессмысленные (Г. Аполлинер, Л. Арагон, П. Элюар, А. Бретон).
Как видим, сущностный смысл авангардизма и модернизма — эпатаж публики новыми, нетрадиционными формами в имя разрушения старых, догматизованих ценностей — сохраняется в любые периоды. Неоавангардизм, возникший после переходных форм «театра абсурда» С. Беккета и «нового романа» А. Роб-Грийе (конец 50-х годов), сохраняет свою значимость по сей день. Зарубежные исследователи различают четыре типа неоавангарду: поп-арт, «технологический», «акціоністський», «метахудожній». Каждый из них, являясь новым словом в культуре и художественном языке, претендует на действительно авангардное значение в истории современного искусства. Каждому из них принадлежит законное место в «музее» современного мироотношения, что раскрывает мир человека в искусстве второй половины XX века.
Источники:
http://studopedia.ru/20_26173_dekadans-modernizm-i-avangard-v-literature.html
http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC.html
http://zarlitra.in.ua/71.html