Еще в школьные годы прочла исторический роман «Порт Артур» Александра Степанова (2 книги) и неоконченное продолжение «Семья Звонаревых» о Русско-Японской войне 1904-1905гг. Именно так я и представляла себе события той далекой по времени, но близкой по географической карте войне, как описал А.Степанов (1892-1965гг). С этой именно войной связано создание на Амуре Амурской флотилии в городе Хабаровске, а история этой флотилии теперь напрямую связанной и с историей моей семьи.
В обороне Порт Артура участвовали не только офицеры, но и члены семей, жены и дети: каждый в силу своих физических возможностей, и в плену у японцев побывали долгие-долгие дни и ночи вместе с мужьями-офицерами. Это мое представление о той войне.
И вот впервые читаю рассказ об этой же войне родоначальника русского экспрессионизма в литературе – Л.Андреева. Что такое Красный смех? Или – Кто такой Красный смех? Для экспрессиониста Андреева, скорее всего – это живое бессмысленное, но жестокое в своем безрассудстве существо.
Автор преподносит свое произведение, как случайно найденные записки какого-то неизвестного автора. Андреев не скрывает: неизвестный автор передает на бумаге ощущения и действия сумасшедшего.
И война, которая идет между государствами – это война сумасшедших людей, которым сказали, что они патриоты и обязательно должны убивать других. И они убивают все равно кого, всех, кто встретится на пути, в том числе и своих же соотечественников и сослуживцев.
Не следует забывать, что и сам Андреев был склонен к самоубийству и проявлял некоторые признаки сумасшествия в течение своей жизни. Я хочу сказать, что он прекрасно осознает те чувства сумасшествия, внешние проявления сумасшествия, которые так красочно описывает: он описывает безумие, чувства и действия человека, потерявшего рассудок.
Рассказ состоит из двух четких частей, каждая из которых также состоит из четких отрезков. Эти отрезки автор называет отрывками. Некоторые отрывки состоят даже не из абзаца или предложения – из обрывка предложения. Отрывок из обрывка… Своеобразное, если не сказать, оригинальное членение литературного повествования.
В первой части — повествование от первого лица от имени человека, который был на войне, участвовал в боях, познал чужую смерть, увидел много трупов, крови, тяжелораненых, которым помочь физически никому невозможно, был очевидцем самоубийства бойцов, испытал страх смерти. Но испытал и огромную радость от ощущения жизни – он едет домой: уродливым, больным, безногим – но домой, к своему столу с запылившимся графинам, обоям, рисунок которых все время жил в его мыслях до мельчайших деталей, к жене и маленькому сыну, который в его видениях почему то никогда не спит. А ему так хочется, давно хочется, всю войну хотелось узнать, почему сын не спит?
И еще автор первой части рассказа знакомится на войне с Красным смехом, который выскакивает из поврежденных голов, шей и глаз фонтанами крови, заливает красным светом всю землю и небо… И все, доведенные до крайности узнали и познакомились с Красным смехом! Он это знает точно, он спрашивал – и он все время видит перед собой или где-то рядом этот жуткий Красный смех.
Он – писатель. Он не может писать, но пишет: много и безоглядно описывает ужасы войны, для того, чтобы все знали Красный смех и для него это так важно – это главное в жизни. Пустые листки литературного труда лежат в стопочке рядом с автором, который пишет и пишет – до конца своих дней. И в том рассказе в первой части есть мать, жена, брат, сын…
Вторая часть рассказа преподносится уже от имени брата, как первого лица, после смерти автора первой вышеизложенной части литературного творчества на пустых листках каким-то чудным образом превратившихся в литературную работу. Автор этой части называет автора предшествующей части своим братом, описывает смерть членов семьи , бесконечное количество трупов, которые на площадях и на улицах, в домах и других строениях. И этот автор также знакомится с Красным светом.
Если в первой части Андреев изобразил ужасы войны между государствами, то во второй части – ужасы революции и гражданской войны. Я так полагаю. И все это – тоже безумие, жуткое, страшное, необъяснимое и неописуемое.
Многие читатели после чтения такого произведения экспрессиониста Андреева спрашивают: он поставил цель нас пугать бесконечными ужасами, смертельными страхами, разрубленными людьми и кровавыми картинами? Что ж – экспрессионизм и в этом тоже заключается. Андреев достигает своих целей, оправдывая свою работу в конкретном жанре.
Еще год назад написала бы, как это плохо, зачем это написано, неправда: грубость, жестокость, кровь, гниль, безудержность смерти.. . Написала бы. Потому что буквально два года назад побывала в краеведческом музее Петропавловска-на-Камчатке и увидела панораму обороны города в малоизвестной войне середины 19 века, когда также, как в Порт Артуре женщины и дети офицеров стояли на батареях Петропавловска-Камчатского вместе со своими мужьями против англичан и французов, и отстояли город в самых сложных условиях.
Знаю, как наши бойцы-пограничники отстаивали остров Даманский в 1968 году. Сама – жена начальника заставы в прошлые годы много лет прожившая на заставе вместе с женами других офицеров, знаю, что и мы были бы рядом и стояли б до конца со своими мужьями, если в наше время возникли те самые батареи.
Но я читаю «Красный смех» Андреева сегодня – осенью 2014 года, когда такое же точно безумие еще несколько месяцев назад разыгралось на Украине. Красный смех. Я помню кадры, как обезумевшие люди бросали бутылки с жидким горючим бойцам Беркута в лица, и горящая жидкость стекала по телу за ворот их одежды… Бойцам — такая жестокая смерть, бойцам, которые даже не стреляли в народ… Красный смех. Юго-Запад. Далекий и близкий. По нему ходит, беснуется и гуляет – Красный смех. 23.10.2014
Читать еще: Как нарисовать рисунок на 8 марта учительнице.
Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 356
© 30.05.2015 Галина Пысина
Свидетельство о публикации: izba-2015-1351559
Спасибо за положительную оценку эссе, Рудольф!
Анализ рассказа Красный смех Андреева
«Красный смех» был создан на основе газетных репортажей, отражающих аспекты военных действий между Россией и Японией. Это своеобразный образ, возникающий в сознании главного героя – причем, образ иррациональный, пугающий. Красный смех словно будоражит расшатанную психику, вынуждает находиться в постоянном напряжении.
На это указывают повторяющиеся глаголы, такие как «чудится», «кажется», «мерещится» — сложно сказать, преследовал ли автор такую цель, но чувство некоего незримого присутствия имеется даже на подсознательном уровне. Это ощущение чем-то схоже с пребыванием в старых, заброшенных, полуразрушенных зданиях, где человека может ожидать все, что угодно.
Образ представляется неким призраком, несущим смерть и разрушение. События повествования представляют собою разрозненные эпизоды, которые порой мало, чем связаны. Иногда даже кажется, что вырезки из газет брались произвольно.
Творение похоже на обрывки найденной рукописи, которые нашедший пытается склеить – но, выясняется, что некоторых страниц и кусков бумаги просто-напросто не хватает. Отыскать их не представляется возможным.
Еще одной отличительной чертой является то, что события здесь поставлены на второй план. Основным же можно назвать эмоциональный окрас и атмосферу – то есть те чувства и эмоции, которые вызывают эти происшествия, те ощущения, которые мог бы испытать человек, находящийся в гуще этих событий и.т.д.
Это дерзкая попытка воссоздать атмосферу войны, заставить читателя прочувствовать весь этот ужас. Можно сказать, что «Красный смех» является ярким примером экспрессионизма в литературе — присутствует протест против смертей, голода, пороков, невинных жертв и всех тех горестей, которые несет милитаризированный конфликт.
Читать еще: Персонаж литературного произведения.
Бывают моменты, когда писатель отходит от реализма – он сгущает краски, гиперболизирует события, «стращает» и «нагоняет жути». Безумцы в его глазах истребляют друг друга – причем, делают они это весьма изощренно, в ярких красках. Автор использует довольно живописные описания.
Это сродни работам Гойи, который, кстати, был любимым художником Андреева. Тем не менее, стоит учитывать, что это литература – потому, некие преувеличения и красочные описания все же вполне уместны.
В целом, творение можно назвать полезным, ведь оно в некоторой степени освещает исторические события – пусть даже, некоторые их аспекты приукрашены и выдуманы.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Красный смех Андреева
Популярные сегодня темы
Трогательный роман «Отцы и дети» написанный Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1861 году. Этот увлекательный рассказ легок для чтения в любом возрасте и всегда будет актуален. Каждый человек, почитавший эту книгу
Главный герой произведения — извозчик Иона Потапов. У него горе – умер единственный сын. Отец толком и не знает от чего, вроде, как от горячки. Бедному родителю и поделиться горем не с кем.
На картине Михаила Сатарова Мороз зритель видит зимний лесной пейзаж. На заднем плане полотна небо ещё освещается лучами солнца, которое садится за далёким горизонтом. Чистое небо переливается оттенками жёлтого и оранжевого цветов
Первый снег – это самая настоящая сказка для меня. Он выпадает всегда неожиданно и несет с собой особый уют, спокойствие и доброту. Когда я вижу первые снежинки за окном, мне сразу хочется
Писатель в данном произведении раскрывает крайне острую проблему, которая существовала в то время, так как иногда очень талантливые люди не имели возможности проявить свой талант так, как это бы им хотелось сделать
«Анализ по рассказу Андреева «Красный смех»»
В 1904 году был написан рассказ «Красный смех» — остро эмоциональный отклик на русско-японскую войну. Это, по словам автора, «дерзостная попытка, сидя в Грузинах, дать психологию настоящей войны. Однако войны Андреев не знал и потому, несмотря на свою необычайную интуицию, не смог дать правильной психологии войны. Отсюда нервная возбужденность в рассказе, доходящая порой до истерического размышления о судьбе писател, отсюда и фрагментарность повествования. «Красный смех» — типичный образец экспрессионизма, к которому все больше тяготел Андреев.
Читать еще: Программа передач на 16 октября.
В рассказе две части, состоящие из глав, названных обрывками. В I части дано описание ужасов войны, во II — безумие и ужас, охватившие тыл. Форма «обрывков из найденной рукописи» позволила автору естественно, без видимого нарушения логической последовательности (рукопись могла быть «найдена» в клочках) выдвигать на первый план одни лишь ужасы войны, охватившее людей безумие. Рассказ и открывается этими словами: «…безумие и ужас». И все в нем окрашено В красный цвет крови, ужаса, смерти.
Писатель изображает войну как абсолютную бессмысленность. На фронте сходят с ума оттого, что видят ужасы, в тылу—оттого, что думают о них. Если там убивают, думают герои рассказа, то это может прийти и сюда. Война входит в привычку. Герою Андреева легче привыкнуть к убийствам, чем согласиться, что это временно, преодолимо. Если участник русско-японской войны В. Вересаев говорил о спасительной привычке, которая не дает человеку одичать среди убийств, то для Андреева привычка к войне кошмарна и может принести лишь к сумасшествию.
Критика подчеркивала односторонность взгляда Андреева па войну, болезненный психологический надрыв в ее описании. «Красный смех»,— писал Вересаев,— произведение большого художника-неврастеника, больно и страстно переживавшего войну через газетные корреспонденции о ней» ‘. Но при всей односторонности и нагромождении кошмарных образов, снижающих гуманистический пафос произведения, рассказ сыграл определенную положительную роль. Написанный с позиций пацифизма, он осуждал всякую войну, но в тех условиях воспринимался как осуждение конкретной войны — русско-японской, и это совпало с отношением к ней всей демократической России.
Высоко оценил «Красный смех» Горький, считавший его «чрезвычайно важным, своевременным, сильным». Однако великий писатель упрекал Андреева в том, что фактам он противопоставил свое субъективное отношение к войне. Л. Андреев, возражая Горькому, подчеркивал, что он и стремился выразить прежде всего свое отношение и что темой рассказа явилась не война, а безумие и ужас войны. «Наконец, мое отношение — также факт, и весьма немаловажный»,— писал он2. В этом споре отражены не просто творческие, а мировоззренческие позиции обоих писателей: Горький говорил об объективном значении фактов, Андреев выступал в защиту субъективного отношения художника к фактам, которое, однако, легко приводило к утрате общественного критерия в оценке явлений, что у Андреева наблюдалось довольно часто.
Бесспорно, что в рассказе Андреева гипертрофированы ужасы. Однако это лишь особый прием изображения войны как явления противоестественного. Подобное изображение войны русская литература знала и до Андреева: «Севастопольские рассказы» Л. Толстого, рассказ В. Гаршина «Четыре дня», в котором также сделан акцент на ужасах войны, гибель человека показана с ужасающими натуралистическими подробностями и представлена как нечто бессмысленное. Вряд ли можно говорить о прямом воздействии этих писателей на Андреева, хотя бы потому, что у них была более четкой гуманистическая и социальная позиция. Однако «Красный смех» написан во многом в этой традиции, так же, как и — позже — «Война и мир» Маяковского («в гниющем вагоне на сорок человек четыре ноги»), военные рассказы украинского писателя С. Васильченко «На золотому лош», «Чорш маки», «Отруйна квитка» и особенно «святий гомш», в которых ощущается некоторая зависимость от андреевского экспрессионистского метода изображения войны.
Источники:
http://www.chitalnya.ru/work/1351559/
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-rasskaza-krasnyj-smekh-andreeva
http://www.allsoch.ru/sochineniya/25205