Моисеев Игорь Александрович. Биография

Моисеев Игорь Александрович – величайший балетмейстер и хореограф ХХ века. Ему удалось совершить революцию в танце. Он сделал народный танец достоянием мировой культуры.

Детство и юность

Родился Игорь Моисеев 21 января 1906 года в Киеве в семье обедневшего дворянина. Его отец Александр Михайлович был юристом, вел юридическую практику. В совершенстве владел французским языком и часто посещал Париж, где и познакомился с будущей женой и матерью Игоря – Грэн Анной Александровной. По профессии она была модисткой.

Хореограф Игорь Моисеев

Так как Александр Михайлович работал в Киеве, супруги решили перебраться жить туда. Но вскоре после рождения сына Игоря его отца посадили в тюрьму за крамольные высказывания в сторону властей. В это время мать увезла мальчика в Париж и устроила его в пансион. А сама вернулась в Россию, чтобы вызволить мужа из заключения.

Жить в пансионе мальчику было непросто. Он был на 2 года младше остальных детей, поэтому они постоянно его обижали. Да и воспитатели не учитывали его возраст, предъявляя к нему те же требования, что и к старшим ребятам. Например, наказывали, сажая в темный карцер. Как только в Киеве отца оправдали и он вышел из тюрьмы, мать забрала Игоря и вернулась с ним в Россию, в Москву.

Игорь Моисеев в молодости

Александр Михайлович боялся, что на сына пагубно повлияет улица, поэтому старался его заинтересовать историей, восточной культурой. Мать учила Игоря музыке и рисованию. Когда мальчику исполнилось 14 лет, отец решил отдать его в балетную студию. Так он стал брать уроки балета у Веры Ильиничны Масоловой — бывшей балерины Большого театра.

Уже через 3 месяца преподавательница отвела Игоря в хореографический техникум Большого театра. Женщина была уверена, что мальчик должен учиться именно там, и никакие вступительные экзамены ему не страшны. Так и вышло, его зачислили в класс главного балетмейстера Большого театра – Александра Горского.

Игорь Моисеев

В это время семья Моисеевых жила крайне бедно. Отец зарабатывал на жизнь тем, что преподавал французский язык, а мать бралась за любую предложенную ей работу – чаще перешивала старые вещи. Денег катастрофически не хватало. Игорь отощал и на фоне этого стал болеть. По этой причине был вынужден пропустить учебный год, хотя пророчили ему окончание техникума на год раньше положенного.

В итоге, ему было 18, когда его взяли в труппу Большого Театра. Первые роли были малозаметными, танцевал в массовке, и зарплата была соответствующая. Получив первые заработанные деньги, молодой человек сразу же отправился в магазин и купил новый чайник. Их старый уже давно исхудал и постоянно тек, им приходилось каждый раз его замазывать оконной затиркой. Эта покупка в семье вызвала гордость и ликование.

Балет

Вскоре в театр пришел новый балетмейстер Касьян Голейзовский. Его постановки в коллективе вызвали бурные дискуссии, возмущались и по поводу оформления спектаклей, и из-за новизны пластики, да и выбранная тема – конфликт между личностью и властью – не устраивала. Многие ведущие артисты просто отказывались от работы с ним. Поэтому в основном в его постановках танцевали молодые артисты.

Игорь Моисеев в балете «Саламбо»

Сначала главная партия в спектакле «Легенда об Иосифе Прекрасном» была отдана Василию Ефремову. Игорю Моисееву была отведена главная роль во втором составе. Но по причине болезни Ефремова основную партию стал танцевать Игорь Александрович. Позже ему досталась партия солиста и в балете «Теодолинда».

Но тут произошло непредвиденное. Ему пришлось пойти против воли руководства театра и заступиться за Голейзовского. По этой причине его сначала уволили, вскоре восстановили, но партий не давали. Целый год он был без работы. «Опала» завершилась случайно. Партнер примы-балерины Екатерины Гельцер надорвал спину, ему срочно искали замену. Выбрали Игоря Моисеева.

Постановщик Игорь Моисеев

Однако этот творческий простой заставил артиста задуматься. Если раньше он считал, что весь мир крутится вокруг танцев, то теперь он захотел сам лично поставить спектакли. В 1926 году Игорь Александрович вместе с режиссером Симоновым поставили балет «Красавица с острова Лю-Лю». И это стало ярким событием среди московской публики.

А спустя год ему поступило предложение стать постановщиком балета «Футболист» на сцене Большого Театра. На тот момент ему было 24 года.

Игорь Моисеев на репетиции

Читать еще:  Год рождения софия ротару. София ротару

В 1937 году организовал первый в стране ансамбль народного танца. В 1943 году при ансамбле открыл школу-студию. Позже по его примеру ансамбли народного танца были созданы как в бывших республиках нашей страны, так и за границей.

Еще при жизни Моисееву удалось стать легендой. Он объединил страны и континенты. С каждых гастролей он «привозил» новый танец – югославская дзюрдевка, аргентинское гаучо, венесуэльская хоропа, мексиканская сюита.

Хореограф Игорь Моисеев

Он не побоялся напомнить о забытых корнях не только России, но другим странам. В Голландии ему рукоплескали стоя, а местная газета после концерта написала, что русские танцую как дьяволы. Ансамбль Моисеева ждали во Франции, Китае, Италии – любое их выступление проходило при аншлаге.

У Игоря Александровича целый музей премий и наград. Но это и не удивительно, ведь Моисеева смело можно назвать изобретателем – именно он создал и развил собственный танцевальный жанр – сценический народный танец.

Личная жизнь

Игорь Александрович Моисеев был трижды женат. Первой его супругой стала прима Большого театра Нина Борисовна Подгорецкая. Их отношения продлились недолго и в итоге окончились разводом.

Игорь Моисеев и его вторая жена Тамара Зейферт

Второй женой балетмейстера стала Тамара Алексеевна Зейферт – танцовщица, заслуженная артистка РСФСР. Она была младше Игоря Александровича на 10 лет. В браке у них родилась дочь Ольга.

Девочка решила пойти по стопам родителей и тоже подалась в балет, где добилась больших успехов. Ее сын Владимир – внук Игоря Моисеева – тоже связал свою жизнь с танцем. Он солист Большого театра и создатель Русского национального балетного театра.

Игорь Моисеев и его третья жена Ирина Чагадаева

В 1974 году балетмейстер женился в третий раз. Его избранницей стала Ирина Алексеевна Чагадаева. Разница в возрасте супругов составляла 19 лет. В ансамбле она танцевала с 1943 года.

Смерть

Великий хореограф прожил долгую и значительную жизнь. Умер он 2 ноября 2007 года в Москве. Ему был 101 год. Скончался Игорь Александрович в больнице от сердечной недостаточности. В последние годы мужчина страдал ишемической и гипертонической болезнями.

Панихида и прощание с Игорем Моисеевым состоялись в Концертном зале имени Чайковского – на сцене, где он поставил более 300 постановок. Эта цифра вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.

Биография Игоря Моисеева

Моисеев Игорь Александрович — величайший хореограф ХХ века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры.

Игорь Моисеев — организатор, бессменный художественный руководитель и постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца. Игорь Моисеев является создателем нового жанра сценического искусства — народно-сценической хореографии, новой модели профессионального коллектива — ансамбля народного танца, нового художественного метода сценической интерпретации фольклора, цель которого — развивать и обогащать фольклор с помощью профессионального искусства.

Жизнь и судьба Игоря Моисеева — исключительный пример беззаветного служения любимому делу. Уже в юности Игорь Моисеев был очарован народным искусством, с тех пор все его помыслы и устремления подчинены единственной цели — сохранить, развить, обогатить фольклор профессиональными знаниями и сделать достоянием мировой культуры.

Создав первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, Игорь Моисеев превратил его в уникальный Театр народного танца, где непосредственный задор фольклора, с его неожиданной и всегда желанной импровизацией, легко и естественно вдохнул жизнь в строгие формы сценического танца.

Сегодня в репертуаре Театра народного танца Игоря Моисеева сотни произведений, щедро наполненных сочными образами, яркими характерами, живописными красками, подсказанными самой жизнью.

Это чудо, которому вот уже семь десятилетий рукоплещет мир, не могло бы родиться, не владей Игорь Моисеев всеми тонкостями национального танца, всеми методам и приемами профессионального хореографического, драматического и музыкального искусства, которые легли в основу его уникального художественного метода сценической интерпретации фольклора.

Игорь Моисеев первым в истории хореографии ХХ века сделал народный танец явлением, объединяющим народы всех стран, независимо от вероисповедания и политических режимов. Где бы ни выступал коллектив, созданная Моисеевым гибкая, мобильная модель ансамбля народного танца пропагандирует танцевальный фольклор мира и обогащая его приемами профессионального искусства, продолжает жизнь в строгих формах сценического искусства.

Грандиозное значение творчества Игоря Моисеева оценить невозможно — его танцы вошли в историю живописной энциклопедией народной жизни, живой летописью, сохранив аромат времени. Социальные коллизии, национальные характеры, судьбы целых народов — творчеству Игоря Моисеева подвластно все.

Облеченные в стройные сценические формы, уникальные по благородству линий и ясности выражения художественной идеи, произведения Игоря Моисеева являются классикой хореографии, понятной зрителям всего мира. Они всегда современны, наполнены сочными народными характерами, проникнуты любовью, радостью, юмором, самой жизнью — всем, что всегда будет дорого каждому человеку.

Читать еще:  Как живут цыганские бароны.

Великий патриот своей страны, Игорь Моисеев признан человеком мира, посланником добра и справедливости. Страстный энтузиаст и бескорыстный даритель, Моисеев щедро делится с миллионами людей талан- том, знаниями, любовью к танцу. Чуждый пафоса, бес- конечно одаренный творец, всю жизнь он исповедует великий душевный принцип — отдавать, не задумываясь о благодарности. Благородство и гуманизм миро- вой культурной миссии Игоря Моисеева бесценны и беспримерны.

Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве в семье мелкопоместного дворянина Александра Михайловича Моисеева и модистки Анны Александровны Грэн.

Детство провел в Париже, Полтаве, в 1920 году в Москве брал частные уроки классического танца у балерины Большого театра Мосоловой В.И., затем поступил на вечернее отделение Хореографического техникума при Большом театре, который закончил в 1924 году по классу Горского А.А. и в том же году зачислен в труппу Большого театра.

В 1924-1939 годы Игорь Моисеев — солист балета Государственного Академического Большого театра.

В ГАБТ Игорь Моисеев исполнял партии:

• Иосиф — «Иосиф Прекрасный», постановка К.Голейзовского на музыку С.Василенко;
• Рауль — «Теолинда», постановка К.Голейзовского на музыку Ф. Шуберта;
• Раб — «Корсар», постановка А.Горского на музыку французких композиторов;
• Мато — «Саламбо», постановка А.Горского на музыку А.Арендса;
• Футболист — «Футболист», постановка Л.Лащилина и И.Моисеева на муз.В. Оранского.

Игорь Моисеев поставил на сцене ГАБТ балеты:

• «Футболист» на муз. В. Оранского (1930) (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным);
• «Тщетная предосторожность» (1930) (совместно с А. Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ);
• «Саламбо» на музыку А. Арендса (1932);
• «Три толстяка» на музыку В. Оранского (1935);
• «Спартак» на музыку А. Хачатуряна (1958).

Также Игорь Моисеев поставил танцы в операх:

• «Загмуг» (1930);
• «Турандот» (1931);
• «Демон» (1932);
• «Любовь к трем апельсинам» (1933);
• «Кармен» (1933).

В Большом театре карьера Игоря Моисеева не имеет равных: он стал балетмейстером в 24 года («Футболист» на музыку В. Оранского (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным, 1930) – случай беспрецедентный в истории Большого театра.

В 1930-е годы Моисеев ставит физкультурные парады на Красной площади, спектакли в Армянской студии Рубена Симонова, дает уроки дуэльного кодекса в МХТ, преподает в московском хореографическом училище, заведует секцией хореографии в Театре народного творчества (1936).

Игорь Моисеев — организатор первого в мире профессионального ансамбля народного танца (10 февраля 1937 года), первой в мире профессиональной школы-студии при ансамбле (сентябрь 1943).

В 1966 году Игорь Моисеев организует Государственный хореографический концертный ансамбль «Молодой балет». За уникальный вклад в развитие мировой культуры Игорь Моисеев награжден орденами, медалями и почетными званиями десятков стран.

Игорь Моисеев — профессор, лауреат международных премий в области хореографии, почетный член нескольких академий, автор статей по хореографии, автобиографической книги «Я вспоминаю…Гастроль длиною в жизнь».

02 ноября 2007 года в Москве, на 102-м году ушел из жизни Игорь Александрович Моисеев.

Балетмейстер Игорь Моисеев и его Ируша: Танец, как судьба и судьба, как танец

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Судьба и танец

Ей было всего 16, когда Ирину Чагадаеву, потомственную дворянку, дочь князя Дмитрия Чагадаева-Саканского и выпускницу балетной школы Большого театра пригласили в ансамбль народного танца, которым руководил Игорь Моисеев. Удивительно, но Ирина, всегда мечтавшая только о Большом театре, как раз накануне приглашения побывала на концерте ансамбля и осталась в полном восторге. Приглашение в этот коллектив её вдохновило, а работа, возможно, спасла ей жизнь в годы войны.

Игорь Моисеев сразу же обратил внимание на новенькую: она была невероятно красива, а её огромные глаза выражали всю гамму испытываемых девушкой чувств. Но относился к Ирине Игорь Александрович, скорее, по-отечески. Когда же грянула война, Ирину не включили в список участников коллектива, отправляющихся в эвакуацию.

В тот день, когда огласили списки, Ирина была очень расстроена, а потом ещё умудрилась испачкать клубникой своё единственное платье. Игорь Александрович увидел девушку, и строго поинтересовался у неё, почему она не собирается в дорогу. Услышав, что её нет в списках, он махнул рукой и велел немедленно собираться: она едет с ансамблем.

Это были гастроли длиною в 19 месяцев. Игорь Моисеев нашёл два купейных вагона, туда погрузили костюмы и разместили танцоров. Ансамбль отправился в тыл, чтобы на протяжении полутора лет давать по пять концертов в день для рабочих военных заводов. Игорь Моисеев строго следил за тем, чтобы не нарушался распорядок дня, договаривался о бане в каждом городе, а 16-летних девчонок и мальчишек неизменно подкармливал, считая, что растущему организму нужно больше.

Читать еще:  Студии кавказских танцев. Танцы народов кавказа

Параллельные прямые

Они встречались каждый день на репетициях, ездили на гастроли, но жизнь у каждого была своя. Когда Ирина познакомилась с Гелием Коневым, сыном прославленного маршала, Игорь Моисеев практически сосватал её.

Маршал Конев категорически не желал видеть в семье «балетную», но во время гастролей ансамбля в Чехословакии расспросил руководителя об Ирине. Игорь Александрович дал девушке блестящую характеристику, после чего Иван Степанович дал добро на женитьбу сына. Ирина вышла замуж, в семье родилась дочь Елена. Но жизнь супругов вовсе не была похожа на сказку. Гелий Иванович любил жизнь вольную, не отказывал себе в удовольствии провести время с друзьями за рюмкой спиртного.

Ирина Алексеевна никогда не жаловалась. Она ездила на гастроли, воспитывала дочь и не дала никому ни единого повода сомневаться в собственной порядочности. Много лет спустя маршал Конев поблагодарил невестку за то, что она достойно несла его фамилию.

Игорь Моисеев тоже был несвободен. Первой его супругой была Нина Подгорецкая, которая вместе с балетмейстером принимала непосредственное участие в создании легендарного ансамбля. Позже, в начале 1940-х Игорь Моисеев женился на Тамаре Зейферт, танцевавшей в его ансамбле и ставшей мамой его дочери Ольги.

При этом Игорь Александрович никогда не добивался женщин, они сами обращали на него внимание. Но с Ириной всё было по-другому. Когда Гелий Конев ушёл из семьи, руководитель ансамбля, видимо, решил действовать. Он звонил Ирине, иногда заезжал к ней в гости, но вот разводиться с женой Тамарой Зейферт ему не рекомендовали. Они жили с Ириной Алексеевной вместе уже несколько лет, но на гастроли он часто выезжал без неё.

Больше, чем любовь

Моисеев писал ей из разных стран трогательные письма, наполненные любовью, нежностью и бесконечной тоской по любимой женщине. Он писал ей о том, что видел, но куда больше было строк о том, как он благодарен своей Ируше, которая сделала его чище и лучше. Ради неё он был готов на любые свершения, чтобы посвятить их Ирине.

Игорь Александрович далеко не сразу решился на официальный развод, чтобы не идти на открытый конфликт с властью. Но в 1974 году он всё же сделал своей любимой предложение руки и сердца. С тех пор переписка между ними прекратилась. В ней просто не было нужды, потому что они теперь не расставались даже на время.

Вместе ходили на работу и с работы, обсуждали новые постановки и принимали какие-то решения. И просто наслаждались возможностью держать за руку любимого человека. Они не умели ссориться: Ирина Алексеевна мгновенно чувствовала настроение мужа и сглаживала все острые углы. Впрочем, Игорь Александрович в кругу семьи был добрым, нежным и заботливым, не в пример требовательному и строгому Игорю Моисееву в репетиционном зале.

Он посвящал ей стихи, дарил драгоценности и неустанно повторял: она – совершенство, его ангел-хранитель. Ему было уже 100 лет, а он всё с той же трогательной трепетностью держал её за руку и благодарил судьбу за подаренное ему счастье любить и быть любимым.

Три года, пока Игорь Александрович сильно болел и почти всё время находился на лечении в больнице, Ирина Алексеевна была рядом с ним. Она приходила к нему в палату утром и уходила, когда отделение уже закрывали на ключ. Они выходили на улицу, она его кормила и одевала. Когда окружающие называли это подвигом, она лишь удивлённо на них смотрела. Просто это была любовь.

Когда в 2007 году Игоря Моисеева не стало, жизнь Ирины Алексеевны потеряла все свои краски. Она сохранила в доме всё так, как было при нём. А долгими одинокими вечерами перечитывала письма от своего любимого, словно он уехал на гастроли и вот-вот вернётся.

Удивительным был ещё один семейный дуэт. Он окончил авиационный техникум и экономический институт, создал уникальный Севастопольский театр танца, аналогов которому нет нигде в мире. Танцы присутствовали в жизни Вадима Елизарова всегда, как присутствовала в ней всегда Нина Маршева. Правда, тогда они ещё не знали: череда почти мистических совпадений в их судьбах неспроста. Пройдёт немало лет, прежде чем пересекутся их параллельные прямые, чтобы стать одной линией жизни. И одним танцем на двоих.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://24smi.org/celebrity/5997-igor-moiseev.html
http://www.moiseyev.ru/bio.html
http://kulturologia.ru/blogs/201019/44458/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гараж открыт