Жизнь и творчество балерин полны мифов. Действительно ли они питаются только салатами, запивая их негазированной водой? Отказываются ли от рождения детей в пользу карьеры? И наконец, сколько они весят?
AdMe.ru разобрался в закулисных тайнах прима-балерин и готов поделиться секретами.
1. Первые шаги в балете
- Большинство детей приходят в балет в возрасте от 4 до 8 лет. Но начинать занятия можно и раньше: в подготовительные классы ребенка могут взять уже в три года. В таком юном возрасте будущие танцоры начинают приобщаться к искусству, учатся владеть телом и двигаться под музыку.
- К занятиям на пуантах допускаются дети не младше 11 лет. В первый год таких занятий репетиции проходят 3-4 раза в неделю. Это требует выносливости и дисциплины. Танцоры уделяют много внимания актерскому мастерству, ведь они должны уметь передавать характер персонажа посредством одних только движений.
2. Требования к физической форме
- Одна из главных «технических характеристик» балерины — выворотность стопы. Ее можно наработать, но только в том случае, если к этому есть анатомическая предрасположенность.
- Большинство балерин имеют рост 162–177 см. Идеальная масса тела составляет 38,5–59 кг, она зависит от костной и мышечной массы. Такая хрупкость удивительно сочетается с невероятной силой и выносливостью.
- Для балерин важна длина ног — это отнюдь не миф. «Индекс длинноногости» — высота в положении сидя, разделенная на полный рост и умноженная на 100 % — должен составлять 49-52 %.
Читать еще: Британские произведения. Почему нужно читать
3. Рацион
- В рационе балерин много ограничений. Чтобы поддерживать изящную фигуру, им приходится навсегда отказаться от привычных большинству людей продуктов. Так, Светлана Захарова, чей вес составляет 50 кг при росте 172 см, полностью исключила соль. Ее завтрак составляет каша, приготовленная на воде.
Завтрак балерины выглядит примерно так.
- Артисты балета могут позволить себе даже сырники. Конечно, без сахара, сметаны и сгущенки.
Балерина Майя Плисецкая в свой список запрещенных продуктов вносила кофе, мучные изделия, мясо, молочные продукты, яйца и сахар. Что можно? Фрукты, овощи, рыбу, крупы. Хотя некоторые танцовщицы и тут ограничивают себя, исключая бананы, помидоры.
«Когда меня спрашивают, пользуюсь ли я какими-то профессиональными секретами балерин для поддержания веса, я не могу вспомнить что-то конкретное и действительно секретное. Я никогда не сидела на монодиетах или строгих диетах, полностью исключающих какие-то продукты. Когда становится понятно, что нужно скинуть вес, просто меньше ем — меняю только объем рациона, а не состав».
Почему важно заниматься балетом с детства?
При огромном желании можно начать заниматься балетом и в зрелом возрасте, но, к сожалению, в этом случае речь может идти только о любительстве.
Все элементы классической хореографии рассчитаны на то, что их будет исполнять взрослый человек со сформировавшимися суставами, сильным мышечным каркасом, подготовленными эластичными связками. Как прийти к этому состоянию? С детства, от года к году, находясь под пристальным вниманием педагога, который может проследить за методикой в соответствии с развитием.
Первый рывок роста у большинства детей происходит в возрасте 7-8 лет , в основном это касается ног и рук. Сначала ребенок передвигается вразвалку, ноги кажутся кривыми, поскольку существует проблема мышечного баланса. Резкие движения рук и ног не симметричны. Через несколько лет руки и ноги развиваются, крепнут мышцы, выравнивается походка. В этом возрасте родители отдают детей на гимнастику, занятия которой очень хорошо развивают природные данные ребенка. Это уже стало тенденцией — прекращать занятия гимнастикой и начинать учиться балету с прекрасно развитыми в раннем детстве данными .
Второй рывок роста — 11-13 лет. Позвоночник растягивается, медленно развивается равновесие, руки и ноги работают симметрично, наращивается мышечный каркас; начинается половое созревание.
Развитие нервов, которые отвечают за координацию рук и ног, завершается примерно к 13 годам. Усложняются танцевальные элементы, которые требуют повышенной концентрации внимания, собранности, владения своим телом максимально точно.
Почему важно успеть до 13 лет развить гибкость, растяжку?
Тазобедренный сустав влияет на выворотность и дает возможность методически грамотно исполнять движения классического танца. С началом полового созревания тазобедренный сустав завершает свое развитие.
Читать еще: Шева до и после пластики. Приход на проект
Заметим, что у новорожденного угол смещения шейки бедренной кости — 40 градусов, у взрослого человека — 10-15 градусов. Чем раньше начать развивать тазобедренный сустав, тем больше шансы растянуть связки около суставной капсулы и оставить в состоянии, близком к исходному. Это противоестественное положение сустава, нужное для балета, которое становится с годами привычным.
Исключения бывают, когда без всякого развития после 15 лет сустав сохраняет подвижность и амплитуду раскрытия, это и есть природные данные, которые не были развиты. Молодые люди, которые по тем или иным причинам «не успели» в балет, но хотят связать свою жизнь с танцем, идут учиться на хореографа любительского коллектива (об этом поговорим в следующих статьях).
Интересно, а есть хоть один артист классического балета, который начал учиться не в детстве, а намного позже.
О том, куда отдать ребенка учиться балету, мы говорили здесь .
До новых встреч!
Ответы на 20 «стыдных» вопросов балерине
О «сроке годности» артистов балета, диетах и карьерном росте
1. В чем для вас заключается счастье?
В ощущении красоты вокруг и внутри себя.
2. Можно ли привести себя в форму балерины во взрослом возрасте?
Думаю, что можно, но для этого нужно обладать определенными физическими данными и приложить титанические усилия.
3. Как вы пришли к балету? Не жалеете ли об этом?
Меня, как и многих других девочек и мальчиков, в возрасте 10-ти лет привели в хореографическое училище родители. Было много сомнений, но профессия дала мне возможность самовыражаться, открыла столько возможностей, познакомила с невероятными людьми. Но самое главное: она научила меня трудиться и преодолевать трудности. Балетные люди обладают сильным характером и в то же время эмоциональной чувствительностью, ранимостью. Им столько подвластно, поэтому не жалею, конечно.
4. Почему наши артисты так топают?
5. Смотрят ли с завистью другие балерины на прима-балерину?
Балет – это непросто. Многие могут смотреть на прима-балерину как на пример и вдохновляться. Чаще всего все придерживаются мнения, что раз у неё получилось, то и у меня тоже получится. Я считаю, что постоянно сравнивать себя с другими не стоит, все артисты разные и это прекрасно.
6. Можно ли талантом и грацией перекрыть физические недостатки?
Думаю, в этом есть суть искусства. Физические возможности не имеют значения, пока тело не станет инструментом выражения чего-то большего. Когда мои любимые артисты выходят на сцену, то с первого шага я вижу их харизму, их «я».
7. Есть ли у балерин «срок годности»?
В среднем, профессиональные танцовщики служат в театре 20 сезонов (в одном году – один сезон). Но, конечно, всё индивидуально.
8. Стоит ли отдавать ребенка в балет? Если да, то куда и во сколько лет?
Стоит попробовать, если у ребёнка есть тяга к танцу, музыкальность. Обычно это видно уже с раннего детства. Можно начать с хореографической секции, а в 10 лет уже поступать в училище.
9. Как становятся прима-балериной? По каким критериям отбирают?
Много факторов влияет на то, как успешно сложится балетная карьера. Это такая «хрупкая» профессия. Два главных аспекта – это талант и упорный труд. Но, к сожалению, есть много причин, по которым карьера танцовщика не сможет сложиться. Чаще всего эти факторы не зависят от самого танцовщика: травмы, удача встретить «своего» педагога, оказаться в театре (с хорошим репертуаром), который в тебе нуждается.
Читать еще: Характеристика Татьяны Лариной. Евгений Онегин
10. Влияют ли усиленные тренировки на состояние здоровья в старости?
Сейчас артисты балета похожи на атлетов, они следят за здоровьем, питанием, принимают витамины и тем самым снижают всяческие риски. Скорее, наоборот, усиленные тренировки продлевают жизнь, так как танцовщики всю жизнь подвижны, а движение, как известно, это жизнь!
11. Есть ли в балете время на личную жизнь, или с этим – как в большом спорте?
Конечно. Несмотря на сложный, загруженный график, личная жизнь необходима для того, чтобы черпать вдохновение и энергию. Единственное, многим артистам балета легче и проще строить отношения с коллегами. Они весь день вместе – на репетициях, на спектаклях, гастролях. Так легче понять человека изнутри. На самом деле понять, с какими трудностями сталкивается танцовщик, наверное, может только другой танцовщик.
12. Должна ли балерина быть очень худой? Какой максимум допустим по весу?
Балерина должна соответствовать определённым физическим пропорциям. Это удлиненные конечности, длинная шея, маленькая голова и хрупкое телосложение. Вес – не всегда точный показатель.
13. Есть ли специальные диеты, которых придерживаются балерины?
Есть одна 100-процентно работающая диета от легенды балета Майи Плисецкой, а именно: «Диет не надо, надо просто меньше жрать!»
14. Важно ли в балете иметь красивое лицо?
По моему мнению, да. Балет – это эстетика. Это красота тела, линий, черт лица, грация движений. Но красота – понятие субъективное, поэтому я бы дала определение: «одухотворенное, светлое, умное» лицо, а не просто красивое.
15. «Балерун» или «артист балета» ? Как правильно?
Только артист балета, пожалуйста.
16. Балерины должны служить в каком-то одном театре или есть «фрилансеры», которые могут выступать везде?
Обычно артисты служат одному театру, но они могут быть приглашёнными танцовщиками и балеринами в других. Особенно такая практика распространена среди солистов крупных театров, таких как Мариинский, Большой, Королевский Английский балет, Американский балет и других.
17. Бывает ли такое, что конкретный номер не хочется исполнять?
Бывает, всё зависит от внутреннего и физического состояния, настроя. Но все-таки, чтобы партия получилась, надо её сначала полюбить. Так честнее с собой и со зрителем.
18. Есть ли у вас любимые постановки?
Люблю балет «Жизель» и хореографию Иржи Килиана, Джерома Роббинса. Посмотрите его Other Dances на музыку Шопена!
19. Нужно ли балерине знать всё о балете, опере или классической музыке?
Нужно интересоваться многим, чтобы быть интересным – и в жизни, и, тем более, на сцене. Сцена имеет свойство «оголять» человека и его нутро, её невозможно обмануть. Поэтому, когда выходит танцевать артист, а у него на лице только одна мысль, то это видно. Но и сложного, интеллектуального, эмоционально богатого артиста тоже видно сразу.
20. Вы сами наносите грим? Как вы этому учитесь?
Могу сама, но чаще это делают профессиональные гримеры. Грим бывает сложным, например: старческий, сказочный или стилизованный по задумке автора спектакля – тогда без помощи, конечно, не обойтись. Но любой артист может себе «нарисовать» лицо, нас этому учат в школе.
Источники:
http://www.adme.ru/svoboda-kultura/otkrovennye-otvety-na-voprosy-o-balete-kotorye-my-davno-hoteli-uslyshat-no-ne-znali-u-kogo-sprosit-2060715/
http://zen.yandex.ru/media/id/5bce13f10c9b0500a944c5df/5be9c3d7aba95700aaa6ea73
http://www.buro247.kz/culture/art/otvety-na-20-stydnyh-voprosov-balerine.html