Расширение звучания миксов: 7 простых способов сделать свои миксы шире и объемнее

Взглянем правде в глаза: большинству миксов не хватает ширины, пространства и объема. В таких записях наблюдаются проблемы со стереокартиной — элементом, который расширяет звучание треков, делает хорошие миксы великолепными. Правильно построенное акустическое пространство отличает профессионально сведенные миксы от демо- и любительских записей.

Что такое стереокартина?

Примером правильной настройки стереокартины может служить микс, в котором вы четко слышите каждый инструмент и ясно представляете его положение относительно вас. Как и реальный мир, стереокартина имеет три измерения — высоту, ширину и глубину.

Три измерения объемного и широкого звучащего микса: глубина, высота, ширина

Высота

Высота говорит о том, насколько большим является микс и как высоко он может звучать. Высота достигается через правильную настройку уровней и эквализацию.

Ширина

Ширина сообщает нам о том, как движется звук от одной стороны микса к другой и насколько большое расстояние может пройти сигнал от левого канала до правого. Чем шире микс, тем больше в нем места для позиционирования участников аранжировки и тем свободнее расстояние между инструментами.

Несмотря на то, что ширина микса может быть достигнута различными способами, ключевым методом остается правильное панорамирование.

Глубина

Глубина микса зависит от того, как вы используете различные эффекты временной задержки (реверберацию, дилэй) для создания глубокой, объемной картины.

Как расширить звучание своих миксов

Стереорасширение — ключ к профессионально звучащим миксам и возможность удивить слушателей просторными треками. Правильное расположение дорожек в миксе и их свобода относительно друг друга сделают звучание композиций намного лучше.

Большая часть дальнейших советов связана с шириной микса. Тем не менее, во время сведения вы должны разобраться с каждым из трех компонентов-измерений, чтобы получить максимально широкую, живую и объемную картину. Работать с каким-то одним измерением и забывать про другие неправильно — только взаимодействие всех трех компонентов обеспечить качественно выстроенную стереокартину.

Помните: мастеринг выявляет лучшие качества любого микса. Это касается и ширины звуковой картины. Делайте мастеринг только после того, как добьетесь максимально широкого и объемного звучания своих песен.

Вместе с тем стереокартина также зависит от грамотного расположения микрофонов в помещении во время записи, но это тема для отдельной статьи. Сегодня речь пойдет исключительно о методиках расширения стереополя во время сведения музыки.

1 Работа с миксом в моно

Сведение музыки в моно — прекрасная отправная точка для создания широко звучащего микса. Одна из самых больших проблем широкой стереокартины — конфликты между частотами инструментов-участников микса. Чтобы устранить проблемные места, нужно найти баланс между всеми частотами по всему диапазону. В противном случае композиция будет выглядеть плоской, мутной и пустой, а ее воспроизведение быстро утомит слушателя.

Дисбаланс в частотах становится проблемой из-за эффекта маскировки. Маскировка частот — психоакустический феномен, который приводит к эффекту, когда громкие звуки прячут за собой (маскируют) более тихие звуки, находящиеся в том же частотном диапазоне. Знание о существовании этого эффекта очень важно — звукорежиссер не должен дать себя обмануть.

Сведение в монорежиме создает очень узкую версию микса, в которой все инструменты располагаются прямо перед вами. В таком миксе намного проще найти и устранить любые проблемы с балансом частот. Если микс хорошо звучит в моно (без панорамирования, реверберации и дилэя), то сделать его звучание в стерео сочным и ярким будет намного проще.

2 Эквализация «зоны присутствия»

TDR Nova

«Зона присутствия» находится в диапазоне от 2,5 до 5 кГц. Этот диапазон — самый чувствительный и легко воспринимаемый для человеческого слуха, именно на звуки внутри этой границы люди обращают внимание в первую очередь.

Любой звук в диапазоне 2,5-5 кГц кажется нам ближе, чем он есть на самом деле.

Звукорежиссеры часто создают в зоне присутствия пространство для основного вокала, выделяя его и подчеркивая в миксе. Прием классический и популярный, но зону присутствия можно отводить не только под вокал — сюда стоит помещать любые инструменты, на которые вы хотите обратить внимание слушателя.

Тем не менее, стоит быть аккуратнее. Когда в зоне присутствия появляется слишком много инструментов, стереокартина сужается, инструментам становится тесно. Широко звучащий микс не должен перегружать зону присутствия.

Чтобы контролировать наполнение диапазона 2,5-5 кГц, поместите на мастер-канале спектральный анализатор (или эквалайзер с таким функционалом). Постоянно проверяйте количество информации в зоне присутствия: если в ней окажется слишком много всего, значит нужно активнее работать эквалайзером, освобождая этот диапазон от нежелательных элементов.

Помните, что широкий микс начинается с чистой зоны присутствия — помещайте туда только самое важное, а все остальное выводите за ее границы. Чтобы узнать подробнее о том, в каких частотах «живут» различные инструменты, стоит обратиться к специальной таблице звуковых частот.

3 Использование реверберации

Реверберация — классический инструмент для добавления ширины и глубины миксам. Использование реверберации расширяет стереокартину в целом, дает каждому звуку больше пространства для жизни в миксе.

Существует множество видов реверберации и техник использования этого эффекта для расширения микса. Каждый из видов и приемов добавит вашей музыке глубины и жизни, но к работе с этим эффектом нужно подходить с умом: правильный подбор эффекта наполнит звук жизнью, неправильный — резко изменит его характер до неузнаваемости.

Так или иначе многое здесь зависит от самого звука, а не эффекта. Поэтому ищите подходящую реверберацию и методику работы с ней, чтобы добавить своим миксам энергетики и мощи.

Хорошим подспорьем для начала станет эффект типа Hall Reverb. Использование этого эффекта с коротким временем спада (затухания) позволит добавить необходимую глубину и ширину без негативного изменения характера звука.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Гид по эффектам: что такое реверберация

Добавь ревера: лучшие педали реверберации

4 Панорамирование

При создании широко звучащих миксов очень важно соблюсти баланс между информацией в левом и правом канале

Панорамирование — один из ключевых элементов достижения широкой стереокартины. С помощью панорамы звукорежиссер может расположить инструменты или отдельные частоты в конкретной точке стереокартины.

Расположение инструментов должно основываться на звучании всего микса в целом. Существует несколько простых советов и правил, помогающих с помощью панорамирования добиться широко звучащего микса.

Низкие звуки — в центре

Так как низкие частоты обычно задают ритмику всему миксу, не панорамируйте их. Пусть они останутся строго по центру, выступая в роли некого стержня микса.

Баланс между левым и правым каналом

Человеческий мозг устроен таким образом, что старается центрировать всю информацию, поступающую с разных сторон. Держите левый и правый канал в балансе между собой, чтобы избежать размытия картины. Особое внимание уделите зоне присутствия, о которой говорилось выше.

Панорамируйте ушами, а не глазами. Не смотрите на ручки и регуляторы! Главное в этом деле — общее звучание. Закройте глаза и панорамируйте инструменты до тех пор, пока не найдете для каждого идеальную точку в пространстве микса.

Баланс громкости между правым и левым каналом не гарантирует общего баланса стереокартины. Если один из каналов более насыщен по информации или имеет больше звуков в зоне присутствия, стереокартина будет страдать от дисбаланса.

Основная вокальная линия — в центре

Держите основной вокал всегда в центре — так он будет находиться прямо перед слушателем и звучать ярко и сочно. Сдвигайте вокал только в случае острой необходимости (например, чтобы подчеркнуть какую-либо концептуальную идею).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Всему свое место: панорамирование инструментов во время сведения музыки

5 Даблтрекинг

Даблтрекинг — классическая и эффективная методика достижения широты стереокартины. Суть приема проста: возьмите два разных сигнала одного инструмента (дважды запишите одну партию), поместите их на разные каналы, после чего разведите их в разные стороны (один полностью влево, другой — вправо).

По отдельности сигналы будут звучать плоско и пусто, зато вместе — добавят объема и величины вашему миксу.

Не обязательно записывать сигнал для двух дорожек по отдельности. Разного звучания можно добиться с помощью разной эквализации и применения различных эффектов для каждого канала.

6 Микрошифтинг (микросдвиги)

Микрошифтинг представляет собой ловкую технику создания сочных и насыщенных стереокартин. Благодаря этому приему каналы звучат особенно широко и кажутся объемнее и больше, чем есть на самом деле.

Возьмите какую-либо стереодорожку и панорамируйте ее строго в центре микса. Затем создайте две копии этого трека (у вас получится три абсолютно одинаковые дорожки), и активируйте на каждой плагин питч-шифтинга (например, Antares Auto-Tune). С его помощью понизьте звучание одной дорожки на 5-10 центов, а звучание второй — повысьте на то же значение. Следом за этим, панорамируйте одну дорожку строго влево, другую — вправо. Включив одновременное воспроизведение трех дорожек, вы заметите расширившуюся стереокартину звука.

7 Эффект Хааса

Эффект Хааса (Haas Effect) — специальная техника использования дилэя, увеличивающая стереополе. Главный плюс метода заключается в расширении сигнала без изменения его тембральных характеристик.

  • Создайте копию стереодорожки, с активированным на ней дилэем в режиме сайдчейн;
  • Настройте время задержки эффекта в пределах до 30 мс, но не больше;
  • Теперь панорамируйте оригинальную дорожку строго влево, копию — вправо. Активировав воспроизведение обеих дорожек, мозг воспримет информацию так, как будто мы слышим одну, очень широко звучащую дорожку.

В эффекте Хааса есть подвох — он создает проблемы с фазой в моно-режиме. Дорожки, суммируясь, перекрывают друг друга, что приводит к снижению громкости. Чтобы исправить это, создайте еще одну копию оригинального трека и поместите его строго в центре микса — это сохранит громкость и сочность звучания при работе в моно-режиме.

Источник: LANDR Journal, Stereo Widening: 7 Simple Ways to Give Your Mix Width

What's Your Reaction?

Источник: samesound.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гараж открыт