Тема дуэли в русской литературе. Дуэль в литературе

Тема дуэли

1.А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»

Дуэль Петра Гринёва и Алексея Швабрина — двух офицеров- играет значительную роль в раскрытии характеров данных героев, помогает противопоставить их по нравственным качествам. Самолюбивый, эгоистичный, завистливый и злопамятный Швабрин не мог простить того, что Маша Миронова отказалась стать его женой. Видя, как она благосклонно относится к Гринёву, Швабрин оскорбительно отзывается о ней. Гринёв, защищает Машу, Швабрин в ответ вызывает его на дуэль. В результате Гринёв получил ранение шпагой. Но интересен тот факт, что после дуэли Пётр простил противника, когда тот стал сожалеть о случившемся. Данный эпизод ярко подчёркивает моральное превосходство Гринёва, его желание защитить четь Маши и в то же время умение прощать, идти на мировую. Швабрин же проявил себя не только как жестокий человек, но и как лицемерный. Искреннего сожаления в случившемся у него не было.

Таким образом, дуэль используется автором как средство наиболее яркого изображения героев повести.

Сцена дуэли главного героя Григория Печорина и Грушницкого в главе «Княжна Мери» имеет большое значение для раскрытия характеров героев. Они вроде бы приятели, вместе служили в действующей армии. Только Печорин оказался на Кавказе , так как его сюда сослали за какую-то историю в Петербурге, а Грушницкий залечивал раны. Эти герои во многом похожи. Самовлюблённый Грушницкий, играющий роль вечно разочарованного человека, стремящийся везде производить эффект, и скучающий, тоже эгоистичный Печорин. На дуэль бывшего приятеля вызвал Печорин за клевету, которую тот распространил на него. Настоящей злобы нет у героя, он даже готов простить Грушницкого, если тот извинится. Но слишком высокомерен был Грушницкий, слишком ненавидел Печорина, чтобы пойти на такой шаг. В итоге — смерть Грушницкого.

Сцена дуэли ярче раскрыла характер Грушницкого, человека подлого не готового иди ни на какие уступки, в то же время подтвердила двойственность характера Печора, который сам не знает, чего хочет. Не случайно Григорий накануне дуэли задаёт себе вопросы:

Бессмысленная, страшная дуэль, в которой нет и не может быть победителя.

Конфликт между главным героем Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым, вызванный несовпадением взглядов практически на все стороны жизни, должен был чем-то разрешиться. Этим средством стала дуэль героев. Примечателен тот факт, что дуэль всегда проходила между противниками, равными по социальному положению. То, что Кирсанов решился стреляться с демократом Базаром, свидетельствует о превосходстве последнего, ведь противники встретились уже как равные. Данная дуэль имеет идеологический характер, хотя причиной было и их отношение к Фенечке, которая нравилась обоим. Кирсанов увидел, как Базаров поцеловал героиню, скорее, как ребёнка, у него проявилась ревность. В итоге Павел Петрович был ранен. Базаров, как настоящий врач, тут же пришёл ему на помощь.

Таким образом, сцена дуэли словно стала развязкой в конфликте героев, после чего Базаров уехал из имения Кирсановых. Никаких целей она не решила, каждый остался при своём мнении.

Общее

Дуэли как способ защиты чести и достоинства, были распространены в 18-19 веках, несмотря на то, что официально были запрещены ещё Петром 1.

Во многих произведениях русской литературы есть сцены дуэли. В каждом дуэль играет свою определённую роль. Во-первых, это средство изображения характеров. К этом смысле все данные произведения схожи, так именно во время дуэли наиболее ярко проявляются те или иные черты героев. Кроме того, дуэль является средством композиции, становится кульминацией в противоречиях, возникающих между героями. Но в любом случае сцены дуэлей являются одними из самых ярких и впечатляющих сцен произведений.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Сквозные темы в русской литературе. Тема дуэли

Аргументы к заданиям 9 и 16 (ЕГЭ литература)

Произведения русской литературы 19-го – 20-го вв., где природные явления выступают как знамения грядущих событий.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Начало пугачёвского бунта

Небесная кара для Катерины, наказание Господне

М.А.Булгаков «Белая гвардия»

«Красный дрожащий Марс»

Войну, кровопролитие, страдание, смерть

М.А.Шолохов «Тихий дон»

Чёрное небо и чёрное солнце

Глубину горя героя(Григория), который со смертью Аксиньи утрачивает волю к жизни, предвещают его гибель.

Произведения русской литературы, в которых нашли отражение судьбы простых солдат.

«Судьба человека» (М.Шолохов)

Соколову пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытался бежать, но неудачно, расправился с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира.

Читать еще:  Один учащийся кратко пересказывает эпилог романа.

Не уронил Андрей достоинство советского человека в поединке с комендантом концлагеря. Хотя Соколов был измучен, истощён, обессилен, но всё-равно был готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что поразил этим даже фашиста. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом

«Война и мир» (Л.Н.Толстой)

Это солдат Апшеронского полка, которого Пьер встретил в плену. Каратаев — воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности. Платон- добрый, мягкий, ласковый, добродушный человек.

Судьба Каратаева заканчивается трагично. Во время переходов его пристреливают конвоиры-французы

«Война и мир» (Л.Н.Толстой)

Капитан Тушин — маленький, внешне невзрачный человек. Но писателю важна его внутренняя красота. Рисуя Шенграбенское сражение, Толстой показывает, как война может способствовать проявлению самых лучших качеств людей. Перед боем Тушин размышляет о смерти, не скрывая, что смерть страшит его прежде всего неизвестностью: «Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет. ведь это мы знаем, что неба нет, а есть атмосфера одна». В это время недалеко от балагана упало ядро, и «маленький Тушин с закушенною набок трубочкой» сразу же бросился к солдатам, уже не думая о смерти. Именно робкий, «домашний» Тушин взял на себя инициативу во время Шенграбенского сражения. Он нарушил диспозицию и выполнил то, что ему казалось единственно правильным: «действие забытой батареи Тушина, успевшего зажечь Шенграбен, останавливало движение французов». Так капитан совершил духовный подвиг, спас людей.

Этот человек, несмотря на юный возраст, относится к своей службе со всей серьезностью. Для него главным в жизни является защита Родины, он исполняет свой долг, руководствуясь уже сложившимися жизненными ценностями. Сашке присуще чувство жалости, сострадания. Он для других готов сделать то, чего никогда не сделал бы для себя. Уже в начале произведения Кондратьев показывает нам героизм молодого бойца: Сашка, рискуя жизнью, отправляется за валенками для своего товарища. Начинается обстрел. Каждую секунду жизнь главного героя висит на волоске. Но он с честью проходит выпавшее на его долю испытание.

Русские поэты XX-го века, которые в своём творчестве показали сложный характер

отношения к современной ему эпохе.

Цитаты из стихотворения

«Рожденные в года глухие…»

«…Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы —

Кровавый отсвет в лицах есть…»

«Когда погребают эпоху,

Надгробный псалом не звучит,

Украсить ее предстоит….»

«Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет…»

«…Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора —

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра…»

«…И я испортился с тех пор,

Как времени коснулась порча,

И горе возвели в позор,

Мещан и оптимистов корча.

Всем тем, кому я доверял,

Я с давних пор уже не верен.

Я человека потерял

С тех пор, как всеми он потерян…»

Сцены дуэли в русской классической литературе

между кем была дуэль

«Евгений Онегин» А.С.Пушкин

Ленский и Онегин

Любовный конфликт (из-за Ольги)

« Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить — но как раз

(Глава VI — Строфа XXIX, XXX, XXXI)

«Капитанская дочка» А.С.Пушкин

Швабрин и Гринёв

Любовный конфликт (из-за Маши)

«Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся, и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке. В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.» (Глава IV. Поединок)

Ранение Петра Гринёва

«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов

Грушницкий и Печорин

Любовный конфликт (из-за Мери)

«Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Колени его дрожали. Он целил мне прямо в лоб…

Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.

— Не могу, — сказал он глухим голосом.

— Трус! — отвечал капитан.

Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края.

— Стреляйте! — отвечал он(Грушницкий), — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва.» («Княжна Мери» , 16-го июня)

«Отцы и дети» И.С.Тургенев

Базаров и П.П.Кирсанов

«Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета. «Он мне прямо в нос целит, — подумал Базаров, — и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов. » Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. «Слышал, стало быть ничего», — успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку.

Читать еще:  Документирование PHP кода. DocBlock комментарии

Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.

Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику.» (XXIV глава)

Долохов и Пьер Безухов

Защита чести и достоинства

«При слове три Пьер быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет…» (Том 2. Часть 1. Глава V)

Дуэли в русской литературе

Прошу прощения за долгое отсутствие, но вот я здесь и готова вернуться к нашим заданиям по литературе. В своем прошлом посте я просила читателей канала написать в комментариях тему, о которой, по вашему мнению, стоило бы поговорить. Все промолчали, поэтому я решила поднять недавно встреченный в заданиях ЕГЭ вопрос в разных вариациях: «В каких про­из­ве­дени­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры есть сцены ожи­да­ния дуэли?», «В каких произведениях русской литературы встречаются описания поединков между героями?», «В каких произведениях русской литературы описывается сцена вызова на дуэль?» и т.п. То есть главной везде является дуэль – поединок чести.

«Пик популярности» дуэлей в России приходится на конец XVIII – начало XIX вв. Несмотря на то, что поединки были официально запрещены (за участие в дуэли дворянина могли разжаловать, сослать и проч.), именно такой способ решения всех проблем казался тогда единственно верным и правильным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в русской литературе начала XIX в. часто упоминаются эти вооруженные поединки. Однако со временем «мода» на дуэли начала проходить, и мы с вами также сможем увидеть это на страницах романов, написанных в более позднее время.

1. Дуэль между Онегиным и Ленским («Евгений Онегин» А.С. Пушкина)

Знаменитая дуэль, поводом к которой послужила ревность Ленского: Онегин, раздосадованный тем, что людей на именинах Татьяны значительно больше, чем ему обещал Ленский, изо всех сил старается отомстить другу, танцует с его возлюбленной Ольгой и шепчет ей на ухо всякие комплименты.

Надулся он и, негодуя, Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить.

Ленский решил вызвать Онегина на дуэль и отправляет к нему домой старого дуэлянта Зарецкого – и Евгений вынужден принять вызов:

«К тому ж — он мыслит — в это дело Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист. Конечно, быть должно презренье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов. » И вот общественное мненье!

То есть даже понимая, что был неправ, Онегин не смеет идти против общественного мнения и возможных сплетен и готов убить товарища. В этой сцене Евгений показывает себя с не очень хорошей стороны: да, он «лишний человек» , однако все еще следует стереотипам (в отличие, например, от Ставрогина – героя «Бесов» Ф.М. Достоевского).

В то время, как Ленский не может заснуть (он боится смерти и пишет стихи), Онегин в утро дуэли нарушает сразу несколько важных правил поединка чести: он проспал и взял себе в секунданты » слугу француза Гильо» (дуэльные кодексы рекомендовали выбирать секундантов из числа равных по положению людей, т.е. дворян). В этих аспектах Евгений делает себе скидку, показывая, что ему плевать на кодекс, но не находит в себе сил отказаться от самого поединка.

2. Дуэль между Печориным и Грушницким («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова)

Печорин случайно подслушивает разговор, из которого узнает, что Грушницкий в скором времени вызовет его на дуэль, но в пистолетах не будет пуль: «Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит!»

Печорин сам вызывает Грушницкого на дуэль, а в секунданты берет доктора Вернера (своего «двойника» ):

«. Он должен был настоять на том, чтобы дело обошлось как можно секретнее, потому что хотя я когда угодно готов подвергать себя смерти, но нимало не расположен испортить навсегда свою будущность в здешнем мире».

Читать еще:  Усадьба джаз архангельское.

То есть мы опять видим, что «лишний человек» готов рисковать своей жизнью, но не готов пойти против приличий , порядка, властей (скорее всего, на Кавказ Григория Александровича сослали именно из-за дуэли в Петербурге: на это есть намеки). Теперь уже Вернер раскрывает план противника:

«. Они, то есть секунданты, должно быть, несколько переменили свой прежний план и хотят зарядить пулею один пистолет Грушницкого. Это немножко похоже на убийство, но в военное время, и особенно в азиатской войне, хитрости позволяются; только Грушницкий, кажется, поблагороднее своих товарищей».

Мы видим, как дуэльный кодекс уже ни в грош не ставят. Поединок чести превращается в «узаконенное убийство».

Стоя на краю пропасти, Печорин в последний раз взывает к чести, совести и порядочности юнкера:

«. Ему было стыдно убить человека безоружного; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим, умоляя о прощении; но как признаться в таком подлом умысле. Ему оставалось одно средство — выстрелить на воздух; я был уверен, что он выстрелит на воздух!»

Но Грушницкий доказывает, что он человек без чести: он стреляет в Печорина («пуля оцарапала колено»). Теперь наступает очередь Григория Александровича стрелять. Он только сейчас раскрывает карты и признается, что знает, что его пистолет не заряжен.

— Грушницкий! — сказал я, — еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; — вспомни — мы были когда-то друзьями.
Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали.
— Стреляйте! — отвечал он, — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места.

Так Печорин убивает Грушницкого, с которым был приятелем. Гибель юнкера обставили как несчастный случай.

Поединок чести стал превращаться в хладнокровное убийство на краю пропасти, когда участники стреляют по очереди.

3. Дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем («Отцы и дети» И.С. Тургенева)

Роман «Отцы и дети» был написан намного позже – в 1860-1861 гг. Это важно помнить, так как во второй половине XIX века дуэль уже начала изживать себя, по крайней мере, стали забываться изначальные постулаты, кодекс и т.д. Всё это в довольно ироничных красках показывает нам Тургенев.

Павел Петрович Кирсанов отвечает на вопрос Базарова:

– С теоретической точки зрения дуэль – нелепость; ну, а с практической точки зрения – это дело другое. – То есть вы хотите сказать, если я только вас понял, что какое бы ни было ваше теоретическое воззрение на дуэль, на практике вы бы не позволили оскорбить себя, не потребовав удовлетворения? – Вы вполне отгадали мою мысль.

Здесь мы читаем довольно абсурдное утверждение Кирсанова-старшего о том, что, в принципе, он против дуэлей и считает их нелепостью, но все-таки не стал бы отказываться от поединка. Это продолжающаяся тема из «Евгения Онегина»: образованные дворяне давно уже стали считать поединок чести чем-то искусственным, поверхностным, опасным, но все-таки никак не могут прослыть трусами, отказавшись от дуэли.

В «Отцах и детях» вся дуэль – это пародия на дуэль.

Во-первых, Павел Петрович вызывает Базарова, который не является дворянином (он разночинец: его мать – дворянка, а отец – доктор): прежде дворянин никогда бы не стал стреляться с не-дворянином.

Во-вторых, секундантов на этой дуэли нет: в качестве «свидетеля» присутствует «дрожащий, как в лихорадке», лакей Петр («секундантов у нас не будет, но может быть свидетель», чтобы дуэль не стала похожа на убийство), а Павел Петрович вообще не захотел будить камердинера и приехал к роще один, втихаря.

В-третьих, Базаров сам отсчитывает шаги («ноги у меня длиннее»), а Павел Петрович сам заряжает пистолеты. Всё это – чудовищные нарушения кодекса поединка.

В-четвертых, заканчивается дуэль глупым ранением Павла Петровича в ляжку, после чего он падает в обморок, а Базаров оказывает ему медицинскую помощь.

Самое же главное, это высокопарные, книжные слова, никак не вяжущиеся с происходящими событиями:

«. Я сперва желал бы узнать, считаете ли вы нужным прибегнуть к формальности небольшой ссоры, которая могла бы служить предлогом моему вызову?» » – Да Петр. – Какой Петр? – Камердинер вашего брата. Он человек, стоящий на высоте современного образования, и исполнит свою роль со всем необходимым в подобных случаях комильфо». «Соблаговолите выбрать. – Соблаговоляю».

Тургенев показывает, что дуэль – это уже пережиток прошлого, Базаров над нею просто смеется и не воспринимает всерьез как угрозу для жизни. Павел Петрович выглядит нелепо, что добавляет соли на рану «уходящего», старшего поколения, которое по-прежнему возится со своими «принсипами» и изжившими себя традициями.

Друзья, если у вас есть вопросы или пожелания, пожалуйста, пишите их в комментариях! Я с удовольствием разберу предложенную вами тему. Будем вместе готовиться к экзамену!

Источники:

http://literatura-ege.ru/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%E2%84%96-9-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%B0%D1%80%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%BA-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%E2%84%96-9-2/
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/skvoznie_temi_v_russkoj_literature_tema_dueli_180949.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a983d4f799d9dbfb510dc6e/5c0580f121a59f041680cd35

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гараж открыт