Методы создания музыки сегодня сильно отличаются от того, что делали музыканты 40-50 лет. Если раньше люди выкладывались в студии на максимум, показывая мастерство владения инструментом и укрощения оборудования, а запись была реально сложным занятием, сегодня создание музыки стало простым — включай ноутбук, открывай программы, запускай плагины и пишись хоть по такту. При этом особую роль в современном продакшене играют сэмплеры и сэмплы.
Чтобы оценить масштаб использования сэмплов, компания BOSE совместно с Currys PC World запустила статистический сайт «Music Samples Through Time». Авторы говорят, что сэмплирование как искусство нарезать чужую музыку на кусочки и превращать её в новые треки совершенно не ново и появилось более 100 лет назад — первые примеры сэмплирования датируются началом XX века.
Чтобы собрать статистику использования сэмплов, BOSE воспользовались данными сервиса WhoSampled, в базе которого проанализировано более 500 000 песен от 200 000 исполнителей. Собранную информацию визуализировали в виде интерактивного кликабельного графика. Дополнительно создатели отсортировали треки по жанрам и десятилетиям и прикрутили к графику возможность сортировки — можно оценить активность сэмплирования в роке, регги, кантри, фолке, хип-хопе и других жанрах.
Синим обозначены треки с сэмплами, оранжевым — треки, которые стали источниками сэмплов.
График охватывает треки с 1910-х годов и до наших дней. Составители отмечают, что песни 1910-х годов практически не использовали сэмплы — на всё десятилетие в выборку попало всего 197 композиций, а основным жанром в ту эпоху был нью-орлеанский джаз.
В 1920-х появился расцвёл госпел, а припев хита Гарри Диксона Лоса «This Little Light Of Mine» стал настолько популярным, что постоянно использовался в разных треках не только той эпохи, но и всех последующих. К слову, сэмпл из этой песни можно услышать в 3 песнях Канье Уэста — «Hey Mama» (2005), «All Of The Lights (Remix)» (2011), «Ultralight Beam» (2016). Удивительная актуальность.
Канье Уэст за свою карьеру сэмплировал более 900 различных треков, при этом его песни разбирали на сэмплы 1270 раз.
В 1930-х активное цитирование постигло песню Джуди Гарленд «Over The Rainbow» (1939). 1940-е ознаменовались экспериментами Пьера Шеффера и Пьера Анри с вплетением звуков повседневных вещей в музыку: сигналы техники, бытовых приборов и прочих предметов стали первыми примерами активного сэмплирования.
В 1950-1960 сэмплирование все ещё редкость, зато песни этих времен чаще сэмплируют сегодня. Настоящий расцвет сэмплов пришёлся на 1970-е, когда на рынке появилось подходящее оборудование. Помимо этого, треки этого десятилетия активнее всего растаскиваются на сэмплы.
По данным сервиса, источником для сэмплов стала 94551 песня из 1970-х.
Несмотря на активное обсуждение легальности использования сэмплов в 1980-х, музыканты и продюсеры ещё активнее используют части других треков в своей музыке. Благодаря развитию цифровых технологий, сэмплирование приобрело массовый характер — особенно активны на этом поприще были хип-хоп музыканты.
1990-е и вовсе стали эпохой сэмплов. В 1996 DJ Shadow выпустил альбом «Endtroducing…» из 13 треков, целиком состоящих из сэмплов других песен. В этот период сэмплирование прочно входит в музыку: отрывки других песен содержатся в большинстве хитов, при этом музыканты сэмплируют музыку всех десятилетий.
Ознакомиться с интерактивной картой самостоятельно, посмотреть статистику по жанрам и позалипать на цифры можно на сайте techtalk.currys.co.uk. Напомним, ранее авторы сайта Flypaper проанализировали все хиты 2018 года и пришли к неутешительному выводу о смерти музыкального размера 3/4, а также ещё ряду заключений.
Больше сэмплов б-гу сэмплов!
Где скачать сэмплы и звуковые эффекты: 7 каталогов с бесплатными звуками
Приложение WhoSampled App подскажет, какие сэмплы используются в песнях
Бесплатное приложение Soundrs содержит тысячи звуков из фильмов и сериалов
Уже запатентовано: 15 неожиданных примеров регистрации авторских прав на звуковые эффекты
What's Your Reaction?
Источник: