Придумать небылицу — это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление.
Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать небылицы, это приносит им радость и удовольствие.
Небылицы, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей, много эмоций, придуманные герои как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. Очень забавно выглядят рисунки к этим сочинениям.
На странице представлены короткие небылицы, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 1-3 классе. Если у детей не получается сочинить что то самим, то предложите им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение такого сочинения.
Небылицы, придуманные детьми.
Наша Маша молодец –
В небе ловит огурец.
Помидоры ловит в море
И бросает это Боре.
Коля, Коля, Николай,
Он запрыгнул на трамвай.
На трамвае борщ хлебал
И на козочку упал.
Коля козочку прогнал,
В волосах своих застрял.
Даша в театр собиралась.
Умывалась, одевалась:
Ласты на ножки,
На голову рожки.
В руки портфель.
Побежала быстро в дверь.
Наша Яна невеличка,
Спать ложится в рукавичку
Утром просыпается,
Снегом умывается.
Летит Настя на метле,
Звёзды ловит на земле,
Бусы делает себе.
Собирается на бал,
Скоро будет карнавал
Злой кабан сидел на ветке
Грыз орехи и конфетки
Лимонадом запивал
Вдруг охотника он увидал
Кабан крыльями взмазнул
И на марс перепорхнул
У нас во дворе
Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают. В стороне два воробья куличики из песка строят. Эка невидаль!
Пошел зайка в магазин
Он купил там лимузин
И катает он в лесу
Волка, белку и лису!
Путаница
Летела кошка на метле
Мимо мужика
Он сидел на сосне и кричал «Спартак»
Дело было в январе.
Первого июня.
Жарко было, аж замерз
И одел он шубу
Как то летним вечерком,
В середине марта,
Прилетел к нам котик в дом
И упал на парту
А под партой жили мышки-
Пучеглазые мартышки.
Мышки кошку увидали
Зарычали, зажужжали
Кошку из дома прогнали
Однажды осенью на березе выросли яблоки.На березу прилетели индюки. А наш кот, который сидел на балконе, рассказывал индюкам сказку. Индюки сидели и слушали кота, ели яблоки.
Не деревьях макароны
Каркают: «Карр-карр»
И Ку-Ку кричат ватрушки —
Наши зимние игрушки.
А под деревом на грядке
Растут конфеты, шоколадки.
Вот такой волшебный лес,
Полный сказок и чудес.
На ёлке вырос ананас,
Вот наш маленький рассказ.
Мышки бегали по веткам
И поели все конфетки.
Детки в гости к ним пришли
И конфетки не нашли.
В морозный чудный летний день
Мы пошли купаться!
Взяли лыжи, круг и санки
Чтобы развлекаться.
Мы весело плескались в воде и на песке
И в шубах загорали с сосульками в руке.
Вечером пошла я в лес
Чтобы скинуть лишний вес.
Вижу я — на ветке белка
Ест акулу из тарелки.
Прилетела к ней лиса
Рассказать про чудеса:
«Видела, что слон летает
И со звёздами болтает.
С каждой он поговорил
И все звёзды погасил».
Белка с ней не согласилась
И чуть с ветки не свалилась.
Я на это посмотрела
И скорей домой поспела.
Кот играет на трубе,
Заяц плавает в ведре,
Стрекоза варила смех,
С неба падал к верху мех.
Белка села на луну,
Крокодил гулял в саду,
В огороде рос кокос,
А забор нам сел на нос.
Заяц крылышками машет,
Воробей нам землю пашет,
Рыба громко так смеется,
Солнце на лугу пасётся.
Дело было зимой. Повсюду цвели сады. Птицы улетали на юг.Было очень холодно, поэтому Дима и Саша пошли на речку купаться. Там они увидели рыб, которые ловили на удочку рыбаков. На речке было весело и все плакали. Дети следили за тем, чтобы их родители не утонули. Дима и Саша набрали много грибов и пошли домой варить варенье.
Читать еще: Первый тираж спортлото. Когда проходят тиражи
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в город Небылиц»
Марина Железнякова
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в город Небылиц»
Путешествие в город Небылиц.
Непосредственно образовательная деятельность.
Образовательная область: «Коммуникация».
Цель: Развитие интереса к слову – как к особому объекту познания.
• Побуждать использовать методы ТРИЗ в коммуникативной деятельности;
• Формировать понятие небылица, отметить её особенности;
• Развивать словотворчество, умение придумывать новые слова из двух известных;
• Упражнять в умении подбирать слова антонимы;
• Побуждать детей к активному диалогу, добиваться четких развернутых ответов детей;
• Развивать способность самостоятельно делать умозаключения;
• Развивать творческое воображение, абстрактное мышление;
• Воспитывать культуру общения (учить выслушивать и не перебивать собеседника;
• Развивать интерес к устному народному творчеству, к литературному жанру стихотворение.
• Кольцо Луллия и рисунки «Волшебный транспорт»;
• Карта Выдумляндии, гора Наоборот, обозначение реки и долины;
• Три магнитных доски;
• Карточки для моделирования небылицы, флажки, сердечки;
• Карточки с неоконченными рисунками;
• Спортивные атрибуты: обруч, скакалки;
• Магнитофон, фломастеры, раскраски.
Здравствуйте дети. Меня зовут Марина Анатольевна, а ваши имена я вижу. Давайте договоримся о некоторых правилах. Говорить надо по очереди, не перебивая друг-друга, не выкрикивая ответы. Если я покажу такую карточку – нужно замолчать, если такую – нужно подумать. Если такую – нужно все делать быстро.
Сегодня по дороге в сад я встретила очень веселого человечка. А вот и он.
Воспитатель показывает куклу в народном костюме и рассказывает небылицы.
Между небом и землёй поросенок рылся
И нечаянно хвостом к небу прицепился.
Ваня: Ой, куда это я попал?. Здравствуйте, вам понравилось моё стихотворение, а я ещё знаю.
Тётушка Аглая, такая удалая
Решетом воду носила, топором траву косила.
Ваня: А что это вы смеётесь, а почему вам смешно? Так не бывает? Да это же небылица.
Воспитатель: Ванечка, а где это ты научился сочинять небылицы?
Ваня: В сказочном городе небылиц.
Воспитатель: А где находится такой город?
Ваня: В волшебной стране Выдумляндия, у меня и карта есть.
Воспитатель: Ребята посмотрите на карту этой страны, что вы видите здесь? Да, здесь есть разные города, реки и леса. А тут наш детский сад. Мы будем двигаться по красным стрелочкам, пока не придем к городу небылиц. Ребята, посмотрите на нашем пути речка Соединялка. Ребята, а на чем можно путешествовать по реке? А еще, какие виды транспорта вы знаете? Но в Выдумляндию можно отправиться только на выдуманном транспорте, или по реке, или по мосту Дружбы, или просто прилететь. Сейчас мы будем соединять слова и они подружатся. Посмотрите внимательно на эти волшебные кольца. С их помощью можно соединить два разных транспортных средства. Только нужно сказать волшебные слова «Кручу-верчу, придумать хочу»
Ваня: А можно я, а можно я. У меня соединился вертолет и машина.
Воспитатель: Дети, давайте поможем Ване. Внимательно послушайте слова. Попробуйте проговорить и придумать новое слово. Кто придумал, поднимите руку. (Даю 15 секунд.)
Дети придумывают слова: вертошина, автолет. И если они затрудняются, помогает Ваня. Воспитатель показывает картинку. Воспитатель вызывает по очереди двух детей. Они придумывают слова: вертоцикл, вертолодка.
Воспитатель: Молодцы, как здорово получается. Я раздам вам картинки необычного транспорта и мы отправимся в путь. Ванечка полетит со мной.
Включается музыка, дети свободно двигаются по группе.
Воспитатель: Ну вот мы у подножия горы Наоборот.
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру наоборот.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь пол.
Скажу я слово потерял, и скажешь ты- нашел.
Я даю вам флажок, вы говорите слово с противоположным значением. Проходите к горе. Каждый вешает свой флажок на гору. (плохой, легкий, тихо, горячо, медленно, день, сухой, начало, жара.)
Дети проходят и садятся на стулья.
Воспитатель: Мы спустились с горы и оказались в долине Сочинялка.
Ваня: Ура, ура, сейчас вы научитесь сочинять небылицы.
Воспитатель: Слушайте внимательно.
Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне,
А старушка в это время мыла кактус на окне.
Воспитатель: Вот такое смешное маленькое стихотворение. А теперь мы его запишем. Но читать пока вы не умеете, поэтому мы запишем его с помощью отдельных букв и картинок. Слово ехали мы обозначим «Е», слово вел – «В», слово мыл – «М», а остальные просто нарисуем. Давайте прочтем это стихотворение вместе.
Читать еще: Сведения из биографии куприна. А.И
Но вдруг подул ветер и перепутал два слова.
3. Старушка — Ваня, коне — окне
Последний вариант читаем все вместе.
Воспитатель: Ребята, способом перестановки слов можно придумать много небылиц. Я не буду убирать карточки,и после занятия вы можете подойти и сочинить каждый свою небылицу.
Дети, теперь самый сложный вопрос, сначала подумайте, а потом ответьте. Что такое небылица? (маленькое стихотворение, где все перепутано и перевернуто, говориться о том, чего не бывает на свете). Дети, какая бывает небылица?
В разговор вступает Ваня.
Ваня: Я знаю, знаю. Она бывает шуточная. (дети добавляют: смешная, веселая).
Воспитатель: Молодец Ванечка. А сейчас нас ждут жители города Небылиц. В городе есть улица неоконченных рисунков. По одной или двум частям нужно догадаться, кто живет в доме и нарисовать его.
Включается тихая музыка.
Во время рисования воспитатель наблюдает за работой детей, спрашивает, кто что рисует, помогает детям и хвалит.
Воспитатель: Дети, встаньте пожалуйста и подойдите ко мне. Кому понравилось, прикрепите весёлое сердечко к карте страны Выдумляндия. А теперь садитесь в свой волшебный транспорт. Мы отправляемся в детский сад, там нас ждет сюрприз.
Воспитатель приглашает детей на ковер и задает им вопросы.
Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии? (придумывали транспорт и новые слова, играли в игру «Наоборот», сочиняли небылицы, рисовали жителей города.)
Воспитатель: Ребята, спасибо. Сегодня вы все старались. Мне было приятно с вами познакомиться и совершить путешествие в Выдумляндию. На память я всем вам дарю волшебные раскраски и карту Выдумляндии.
Самоанализ НОД «Путешествие в царство Вежливости» (старшая группа) Подготовила Сушкина Н. Д. Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в группе для детей старшего дошкольного возраста (5-6.
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Там на неведомых дорожках» Видео Цель: развитие речи детей с использованием театрализованных игр. Образовательные задачи: • Продолжать развивать речь детей через театрализованные.
Как придумать небылицу 2. Ехал Ваня на коне
Короткие тексты приносят большую пользу на начальном этапе чтения. Чаще всего родители берут их из букваря.
Дошкольникам, да и младшим школьникам время от времени надоедает читать учебники. Тогда им полезно подкинуть что-нибудь весёлое: короткие смешные истории, небылицы, небылицы в стихах.
Мы пишем о дошколятах, но работа со смешными короткими текстами ещё полезнее для первоклассников. Тут ещё надо учесть «клиповое внимание» современных детей, которое быстро истощается. А такие тексты активизируют интерес к читаемому. После них легче вернуться к чтению про то, что не очень интересно.
Небылицы в развитии
Что такое небылицы? Определение для детей такое — это всякого рода «перепутаницы». Наверное это самое простое объяснение.
Небылицы (нелепицы) важны в развитии детей по следующим причинам:
- вариант развития ума: нелепица — не бессмыслица, а уловить её смысл не всегда легко;
- позволяют взглянуть на мир под другим углом;
- формирует понимание комичного — чувства юмора.
Необычное и смешное применение предметов
Для понимания небылиц, всяких нелепиц полезно начать работу с придумывания необычного применения предметов:
- Миску вместо шляпы на голову надеть;
- На стуле поскакать, так как у него ножки есть,
- Бантик как крылышки кошке прицепить, чтобы летала;
- Кастрюлей рыбу ловить;
- Тазик для стирки вместо зонтика взять на улицу в дождь…
Слова можно переиначить: сказать, например, вместо «сугробы» — «снегобы».
Небылицы в стихах
Задания на поиск и объяснения небылиц в стихотворении
- Найди небылицы и подчеркни их карандашом.
- Докажи, почему такого не бывает.
Путаница-перепутаница 1
Тёплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей
Быстро дайте мне ответ,
Это правда, или нет? (Л. Станичев)
Лесная небылица
Как-то летом на опушке
Куковали три лягушки.
К ним зайчонок прибежал,
Клюв открыл и замычал.
Пролетал над ними лось.
(Лосю что-то не спалось.)
Крикнул громко лось с небес:
— Тише, братцы, это лес!
Путаница-перепутаница 2
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко крякают котята.
Проползла змеёю луковица.
Получилась перепутаница. (В. Бурыкина)
Удивительная грядка
У меня на грядке —
Крокодил растёт.
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок —
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю. Коваль)
Читать еще: Сочинение на дне оч срочноо.
Я не зря себя хвалю.
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)
Жили-были.
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё — два козла:
Сивка да Бурка! (Ю. Чёрных)
Перепутаница 3
Погляди-ка, у зайчонка
Мёду — полных два бочёнка,
А морковки нету!
А у рыженькой у белки
Три морковки на тарелке,
А орешков нету!
А орешки — у бычка,
Два дубовых сундучка,
А травки-то нету!
А у Пети-петушка
Травки целых три мешка!
А зёрнышек нету!
У мохнатых медвежат
В миске зёрнышки лежат,
А медку-то нету!
А у Журы-журавля
Три тарелки киселя,
А лягушек нету!
А у Маши в кружке
Квакают лягушки.
Лягушонок скачет —
Что же это значит?
Это значит,
Что всё тут перепутано.
А теперь попробуй сам
Всё расставить по местам! (В. Данько)
Эти стихотворные нелепицы можно давать детям на слух, предлагая выполнить какое-то действие, услышав небылицу.
Инструкция. Я буду читать стихотворение, а ты внимательно слушай. Как услышишь небылицу, подпрыгни (присядь, хлопни, топни. ).
Рассказы — небылицы
Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом
- Найди небылицы.
- Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.
Небылица про Машу и маму.
Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.
Небылица про зайца.
Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.
Огромная небылица.
Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:
— Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.
— Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.
Небылица про умного Ваню
Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна — рыбу домой нести. Сосед спрашивает:
— Чем рыбу ловить будешь?
— Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.
Много ли рыбы наловит Ваня?
Небылицы, придуманные детьми
Цель: придумывание небылиц самими детьми
После непродолжительного знакомства с «перепутаницами» полезно предложить ребятам придумать небылицы. У некоторых получаются очень интересные, смешные и понятные другим детям короткие тексты, как, например, сочинил семилетний мальчик.
Небылица про картошку с глазами.
Жила-была картошка с глазами. Картошка по сторонам все разглядывала, а потом другим картошкам рассказывала. Потом ей надоело это.
— Какие вы глупые. Скучно мне с вами. Пойду я мир посмотреть
Выпрыгнула из мешка и пошла гулять по кухне. А хозяйка была колдунья. И у неё был день рождения.
— Ты чего тут под ногами путаешься, — спросила она картошку
Но картошка загордилась и не стала отвечать. Тогда хозяйка превратила гордую картошку в пирожное «картошку» и подала гостям к чаю. А они её и съели с удовольствием. (Кирилл Тихонов, 7 лет)
Небылицы помогают понять скрытый смысл текста. Смешные короткие тексты также хороши для развития воображения дошкольников. Играя с небылицами, ребёнок начинает прислушиваться к слову, что способствует интуиции.
Источники:
http://proekt-klass.ru/biblioteka/pridumat-nebylicu
http://www.maam.ru/detskijsad/puteshestvie-v-gorod-nebylic.html
http://mama-pomogi.ru/obuchenie/chtenie/nebylitsy-v-razvitii-doshkolnikov