Автор Телеграм-канала BIGPUMPKIN, посвященного переводу мануалов популярных синтезаторов и эффектов, Кирилл Колотвин перевел руководство пользователя виртуального модульного синтезатора VCV Rack и набора модулей VCV Rack Fundamental. В руководстве создатели синтезатора рассказывают о каждом модуле пакета VCV Rack Fundamental, а также предназначении всех входов, выходов и регуляторов. Подписывайтесь на BIGPUMPKIN в Телеграме, ВКонтакте и Фейсбуке, чтобы получать новые переводы там, где вам удобно.
Fundamental — это базовый набор генераторов и процессоров, входящих в бесплатный виртуальный модульный синтезатор с открытым исходным кодом VCV Rack (подробнее о модульных синтезаторах см. Модульные синтезаторы: 8 устройств, повлиявших на мировую музыку). Возможности виртуальных модулей позволяют создавать простые синтезаторы, маршрутизировать и анализировать сигнал, дополнять другие плагины и проектировать сложные патчи с использованием грубой силы (множества модулей).
Модули VCO-1, VCO-2
Что такое VCO
VCO — это осциллятор, управляемый напряжением. Осциллятор генерирует необработанный сигнал на определенной частоте, управляемой сигналом напряжения.
Модуль VCO-1 представляет собой традиционный аналого-цифровой генератор, производящий четыре вида сигналов, отличающихся формой звуковой волны:
- SIN — синус;
- TRI — треугольник;
- SAW — пила;
- SQR — квадрат.
Модуль осциллятора VCO-2 дополнительно позволяет осуществлять морфинг между этими четырьмя формами сигналов. С его помощью пользователь может объединять и изменять имеющиеся формы сигнала для получения новых видов звука.
ANLG / DIG
В положении ANLG используются аналоговые модели. В большинстве случаев (например, при субтрактивном синтезе) аналоговые формы сигнала предпочтительнее из-за несовершенности сгенерированного сигнала и «более музыкальных» гармоник.
ANLG SIN — синус
ANLG TRI — треугольник
ANLG SAW — пила
ANLG SQR — квадрат
Если ручка находится в позиции DIG, то модуль генерирует математически точные сигналы. Цифровой сигнал предпочтительнее, например, при FM-синтезе для подражания классическому FM-звуку 1980-х.
DIG SIN — синус
DIG TRI — треугольник
DIG SAW — пила
DIG SQR — квадрат
FREQ/FINE
Частота генерируемого сигнала управляется специальным регулятором FREQ. С его помощью пользователь может менять высоту каждого генератора в пределах 9 октав. Осциллятор VCO-1 дополнительно оснащен ручкой FINE, позволяющей точнее настроить высоту звука за счет дополнительного диапазона в два полутона. При работе в цифровом режиме регулятор FREQ привязывается к точным полутонам хроматического звукоряда.
В исходном состоянии FREQ и FINE установлены на 12 часов и генерирует ноту До четвертой октавы, которую также называют C4 или Middle C (подробнее см. Таблица звуковых частот: основные частотные диапазоны и частоты для эквализации). Как и любой регулятор в VCV Rack, щелчок правой кнопкой мыши по регулятору FREQ возвращает его в исходное положение.
V/OCT
С помощью виртуального входа V/OCT осциллятора VCO-1 или FM-входа пользователь может управлять высотой сигнала извне. Поступающий на V/OCT звуковой сигнал отслеживается при значении напряжения 1 В/октава, что означает, что увеличение напряжения на 1 В повышает шаг на одну октаву, удваивая частоту сигнала. Такое поведение — стандарт, используемый во всех MIDI-интерфейсах, контроллерах, квантизаторах и ряде секвенсоров синтезатора VCV Rack.
FM
На входе FM происходит дополнительная регулировка высоты тона с помощью ручки аттенюатора FM CV. Когда ручка FM CV повернут до конца вправо, FM-вход работает аналогично входу V/OCT — это единственный способ добиться шага 1 В/октава на осцилляторе VCO-2. При других положениях регулятора можно производить небольшую подстройку высоты тона, например, для создания аккуратного и не сильного эффекта вибрато.
SYNC
Вход SYNC использует жесткую синхронизацию с формой звуковой волны путем сброса фазы сигнала в тот момент, когда сигнал со входа проходит с напряжением 0 В. Если на вход SYNC подается сигнал (например, с LFO), то генерируемый звук будет иметь характеристики как внутренней, так и синхронизированной частоты.
Вход SYNC может работать в двух режимах: HARD и SOFT. Выбор режима осуществляется специальным переключателем рядом с регулятором FM CV. В положении SOFT сигнал обрабатывается более мягко и содержит меньшее количество гармоник и обертонов. В свою очередь положение HARD предлагает обратный эффект — более жесткую и агрессивную обработку с большим количеством обертонов.
P.WIDTH
Регулятор P.WIDTH регулирует ширину импульса (рабочий цикл) для квадратной формы звуковой волны (SQR). Вход PWM и ручка аттенюатора PWM CV отвечают за управление шириной внешнего импульса. Ниже приведены примеры цифрового сигнала с квадратной формой волны и шириной импульса в 1, 25, 50 и 75%.
Ширина волны 1%
Ширина волны 25%
Ширина волны 50%
Ширина волны 75%
Для управления формой волны на выходе осциллятора VCO-2 используются регулятор WAVE и вход CV. По мере вращения ручки сигнал изменяет свою форму, переходя от синусоиды к треугольнику, пилообразной и квадратной форме. При этом пользователь может получить комбинированные формы волны: смешение значений делает возможным работать с формой, представляющей собой наполовину треугольник, наполовину пилу.
Модуль VCF
Что такое VCF
VCF — это фильтр, управляемый напряжением. VCF устраняет из сигнала определенные диапазоны частот, при этом обрезка частот контролирует поступающим извне напряжением. Входящие в VCV Rack Fundamental VCF представляют собой транзисторные лестничные фильтры с сатурацией на каждом ступени. Фильтры
LPF и HPF
Выходы с LowPass (-24dB/Oct) и HighPass (-12dB/Oct) фильтров.
FREQ
Частота среза. Максимальная частота среза — 8400 Гц (8,4 кГц), минимальная — 15 Гц.
FINE
Регулятор FINE контролирует тонкую настройку Cutoff — параметров обрезки сигнала фильтром.
CUTOFF
Особенности среза сигнала можно модулировать с помощью CV, используя входной порт FREQ и аттенюатор FREQ CV. В таком случае регулятор FREQ CV будет управлять количеством передаваемого на частоту среза сигнала.
RESONANCE
С помощью параметра RESONANCE пользователь может управлять резонансом фильтра. Управление осуществляется с помощью регулятора RES, при этом сигнал можно модулировать через RES-вход. Установив регуляторы RES в максимальное значение и переведя фильтр в режим Self-Oscillating Mode можно добиться эффекта, когда фильтр работает аналогично осциллятору.
DRIVE
Регулятор, добавляющий искажения к прошедшему через фильтр звуковому сигналу.
Модуль VCA
Что такое VCA
VCA — это усилитель контролируемый напряжением. С его помощью пользователь может контролировать уровень аудио или CV-сигнала с помощью другого CV-сигнала. В состав VCV Rack Fundamental входит два VCA-усилителя с экспоненциальным и линейным откликом и ручкой аттенюатора.
Золотое правило, которое поможет понять устройство VCA, звучит так: «Вся работа усилителей основана на простом умножении».
LEVEL
Ручка LEVEL отвечает за ослабление сигнала, проходящего через вход (IN) и выход (OUT). Ослабление происходит с коэффициентом усиления от 0 до 1.
LIN
Поступивший на LIN-порт CV-сигнал ослабляется на основе показателей управляющего напряжения или «огибается» этим напряжением в пределах 0-10 В. При значении управляющего напряжения равному 10 В коэффициент усиления сигнала составляет 1. В свою очередь управляющее напряжение 0 В полностью отключает сигнал.
EXP
Вход EXP предназначен для работы с экспоненциальным откликом, позволяющим достичь более сильного и быстрого управления сигналом через огибающие. На рисунке показано, как выглядит постоянная звуковая синусоидальная волна, ослабленная CV-сигналом огибающей (розовая кривая) с использованием VCA для объединения сигналов на выходе (синяя кривая).
В идеале линейные VCA подчиняются уравнению out = in × (CV / 10V) для положительных значений управляющего напряжения, а out = 0V для отрицательного CV. Например, сигнал CV 2,5 В применяет усиление 0,25 к входному сигналу.
Модуль 8vert
Модуль 8vert представляет собой аттенюатор с возможностью работы с отрицательными значениями. 8vert — это служебный модуль с 8 входами, 8 аттенюаторами и 8 выходами.
Каждый аттенюатор модуля применяет к сигналу коэффициент усиления от −1 до 1. В исходном положении аттенюаторы находятся строго на 12 часов, что применяет к сигналу коэффициент 0. При таких значениях выходной сигнал получается тихим.
Модуль UNITY
UNITY — это двухканальный микшер для аудио и CV-сигналов. Каждая секция микшера оснащается шестью входами, непосредственно добавляющими несколько сигналов без регулировки усиления. Порт OUT напрямую суммирует сигналы со всех входов, в то время как порт INV инвертирует эти сигналы или полностью отключает их.
Если переключатель для канала находится в позиции AVG, то выходное аудио превращается в усредненный сигнал со всех входов (сигналы не суммируются, а перемножаются между собой). Щелкнув правой кнопкой мыши на панели и выбрав опцию «Объединить каналы 1 и 2», пользователь может объединить сигналы со всех 12 входов в один сигнал. В таком режиме оба выхода выдают один и тот же сигнал.
Модуль MUTES
Модуль MUTES содержит 10 каналов переключателей для быстрого управления выключением сигнала. Все входы модуля копируют сигнал с предыдущих каналов, то есть каждый вход нормализуется к входу над ним. За счет такого подхода модуль MUTES может работать как несколько модулей, копирующих сигнал с одного входа на 10 выходов с независимым отключением сигнала.
Как и другие модули в составе VCV Rack Fundamental, опции рандомизации и инициализации, вызываемые из контекстного меню модуля, влияют на состояние регуляторов отключения звука.
What's Your Reaction?
Источник: